Развивая внимание, память, мышление, вы развиваете интуицию!
Изучение факторов, влияющих на качество решений, принимаемых
в условиях неопределенности.

Калибровка моделей-репрезентаций. Пластичность мозга.

Главное, на наш взгляд, что сейчас не учитывают некоторые нейробиологи, нейрофизиологи и др.специалисты, занимающиеся изучением мозга - это его информационно-полевой аспект взаимодействия с миром. В качестве пролога к теме эпизод из жизни С.М.Миронова (лидер партии эсеров в Государственной Думе РФ). Будучи геологом, часть своей жизни он провел в Монголии. Однажды из Москвы поступило указание: необходимо посетить такой-то рудник, взять пробы и переслать в Москву для анализа. Есть предположение, что там могут находиться урановые руды. Вооружились дозиметром, поехали. Когда приехали на место, то так получилась, что Сергей Миронов в рудник зашел одним из последних. Вскоре он почувствовал привкус металла во рту, а через некоторое время дал знать о себе дозиметр, что означало - есть радиация, значит, есть и источник. Взяли образцы и быстро покинули рудник по причине высокой радиации. Отправили образцы в Москву и в скором времени получили подтверждение того, что урановые руды там, действительно, есть.
Прошло некоторое время и в очередной поездке по Монголии (на грузовике, но без дозиметра), у С.М.Миронова, внезапно, появился привкус металла во рту. Он дал команду остановить машину, Взяли образцы породы, которые были под ногами. Отправили на экспертизу. Через некоторое время получили заключение: урановая руда.
Эта история показывает, что:
- мозг взаимодействет с миром и на полевом уровне;
- реакции подсознания на это воздействие могут быть субъективными, и не всегда заметными для сознания, но С.М.Миронову "повезло" - результат взаимодействия бессознательных процессов в мозге с радиацией был им замечен;
- если проведена "калибровка" (установлены точные соответствия между изменениями во внешнем мире и внутренними-субъективными впечатлениями), то можно говорить о том, что человек научился понимать информацию, воспринимаемую на полевом (бессознательном) уровне.
В случае с С.Мироновым установить эти точные соответствия помогло наличие дозиметра, и результаты анализа руд, проведенные в лаборатории. Если вы зададите вопрос: "привкус металла во рту - это уникальная или типичная реакция"? Мы ответим: это специфическая реакция.
Очень похоже на то, что мы все взаимодействуем с миром на полевом уровне, но чаще всего мы не знаем, чем вызваны наши мысли, ощущения, чувства.
В 1988-1991 году (МНУЦ Дельта-Информ, ВНУМП Сигма-СИ) были созданы демо-режимы, показывающие, что между людьми возможны взаимодействия на полевом уровне

Еще недавно медики и психологи считали, что мозг с определенного времени перестает изменяться. На самом деле мозг постоянно изменяется, правда с разной скоростью. Иногда слабо, иногда за короткое время очень сильно. Он не похож на компьютер. Это гораздо круче любого устройства, которое когда-либо создало человечество. Подробнее об этом в фрагменте фильма «Пластичность мозга», снятого по материалам одноименной книги Нормана Дойджа "Пластичность мозга" (Москва, ЭКСМО, 2012).


Полную версию фильма можно посмотреть на https://youtu.be/S76xjpf1HME

Неважно, каким образом информация попадает в мозг: через обычные сенсорные каналы или каким-то другим образом. Если мы замечаем и осознаем эти изменения, значит, мы воспринимаем информацию. Чтобы ее понять, необходимо в процессе тренировки соотнести внешние изменения с изменениями внутренними (в модели-репрезентации), т.е. с изменениями в образах и ощущениях (тактильных, вкусовых и т.д.). В процессе обучения и устанавливаются такие соответствия. Когда такие соответствия установлены жестко, можно говорить о том, что процесс калибровки модели завершен (обучение закончено).

На видео, которое идет вторым планом во второй части фильма (режим "Информационный след", Свердловск, 1988), реципиент, в процессе тренировки, обучен чувствовать разницу в "плотности внешней среды", т.е. он "ощущает разную плотность", в случае, когда он идет правильно, и когда сходит с заданной траектории. Собственно, то же самое делают и герои фильма «Пластичность мозга» во время обучения незрячего человека, правда, с использованием технических устройств. В любом случае нужен тренер - человек, который даст обратную связь, что позволит установить корректные (точные) соответствия между внешними и внутренними изменениями. Данное видео еще и отличная иллюстрация к процессу обучения: американцы уповают на технику, мы делаем ставку на способности человека. Мы уже в 1988 году понимали некоторые аспекты в работе головного мозга, в том числе и благодаря публикациям о работе мозга наших ученых, в частности, уже тогда вышла книга: Ильюченок Р.Ю., «Эмоции и память» (СО АН СССР, Новосибирск, 1988). Информация, почерпнутая из этого источника помогла нам понять важные нюансы того, как образуются следы в мозге от взаимодействия с миром, что происходит в нем, когда мы моделируем, особенно, полимодально, и на больших эмоциях. И самое главное, мы понимали при каких условиях происходит трансляция состояния от одного человека к другому (см. "Квантовая запутанность между людьми".


Уважаемые посетители, представленный выше текст всего лишь краткий анонс, но Вы можете получить доступ к полному авторскому  КУРСУ  ЛЕКЦИЙ.
В ЦИКЛ ЛЕКЦИЙ входит 11 видео (автор кандидат психологических наук Чистяков Андрей Николаевич) продолжительностью 2-2,5 часа каждая видеолекция (общая продолжительность авторского курса лекций около 25 часов).
Подробную информацию Вы можете найти на странице : ЦИКЛ ЛЕКЦИЙ .




Поделиться: