Развивая внимание, память, мышление, вы развиваете интуицию!
Изучение факторов, влияющих на качество решений, принимаемых
в условиях неопределенности.

В: А можете привести какие-то примеры развития способностей (воображение, память, концентрация внимания, эмоциональный интеллект) высочайшего уровня?

О: Хорошо. Вы, наверное, не в курсе, что Юрий Гагарин выделялся среди всего отряда космонавтов не только улыбкой, но еще и высочайшим вниманием. Приведу такой пример. Первый отряд космонавтов состоял на 100% из летчиков и они, разумеется, проходили парашютную подготовку, но при подготовке отряда космонавтов парашютная подготовка была более сложной, чем у военных летчиков. Например, надо было совершить определенное количество затяжных прыжков, причем с большой высоты. Это была особенная серия затяжных прыжков в ходе которых необходимо было открыть парашют строго через 50 секунд после выхода из самолета, при этом парашютист не должен был видеть приближающуюся землю, т.е. должен был падать к земле спиной и считать про себя до 50. Разумеется, в парашюте был включен автомат, который открыл бы его ровно через 50 секунд, и до земли еще осталось бы приличное расстояние.

Некоторые кандидаты в космонавты вообще не могли сделать затяжного прыжка, поскольку открывали парашют, например, через 8 секунд или 15-20, будучи уверены, что прошло 50 секунд, т.е. они считали очень быстро. Ю.А. Гагарин открывал парашют в диапазоне 49,7-50,2 секунды.

Каким же образом выполнение этой задачи подразумевает наличие высочайшей концентрации внимания? Надо быть сконцентрированным на одной задаче – счете. Как только Вы переключаетесь, хоть на мгновение, на другую задачу: а сколько еще до земли, а вдруг парашют не раскроется и т.д., вы перестаете считать, тут же включаются эмоции, меняется скорость психических процессов, и как следствие, происходит неточная оценка временного интервала.

В сказке «Алиса в Зазеркалье» есть такой эпизод. В какой-то момент Алиса заплакала и Королева сказала ей: «… перестань плакать, подумай о том, сколько тебе лет, какая сейчас погода…». Алиса ответила: «И что, разве это может помочь»? «Конечно», - ответила Королева, - «ведь невозможно делать два дела сразу»!

В: А в жизни, у кого-то могут развиваться эти способности, если человек специально не занимался экстрасенсорикой и т.п.?

О: Например, у музыкантов. Те, кто с детства занимаются музыкой, как минимум тренируют внимание. Здесь есть и чисто нейрофизиологический аспект. Во-первых, согласованная работа левой и правой руки, приводит к тому, что у профессиональных музыкантов выше, чем у обычных людей, количество межполушарных связей, сильнее развито мозолистое тело. Когда музыкант заучивает наизусть произведение, да еще и не одно, это развитие памяти. Когда музыкант смотрит в ноты и тут же переводит текст в музыку (слышит ее), то это согласованная работа нейронных ансамблей разной модальности. А когда он еще и играет по памяти, то это не только физическая деятельность, но это еще и более сложная умственная деятельность. Уже этого достаточно, чтобы мощно «пылить». А гении-музыканты умудряются при исполнении извлекать из памяти еще и высокоэмоциональные события своей жизни, т.е. высокоэмоциональные состояния, а значит, оказывают на публику мощное информационно-полевое воздействие.

Вот и получается, что те, кто профессионально занимаются музыкой – развивают память, внимание, воображение. Видимо не случайно 95% Нобелевских лауреатов по физике очень неплохо играют на рояле. Сказанное не означает, что все музыканты являются людьми с развитой интуицией и не совершают ошибок. У мышления много граней.

Житейский пример на тему развития воображения. Кому-то в детстве читали сказки, а кому-то нет (отправляли смотреть мультики по ТВ). Кто-то любит читать, а кто-то нет…

Хочу напомнить, что любому слову всегда соответствует «кластер образов». Мы говорим «лошадка», а образы за этим словом стоят совершенно разные и в огромном количестве: гнедые, вороные, пони, деревянные и т.д. Также мы умеем, даже на подсознательном уровне, обобщать слова и образы в группы. Например, ботинки, валенки, тапочки – обувь и т.д. Так вот, когда мы читаем книгу, или нам читают книгу, мы слышим слова, а представляем некий фильм-мультик (если нам читают сказку), т.е. у нас развивается воображение. Мы слушаем слова, но «вытаскиваем» из памяти» образы (конструируем, моделируем, воображаем) и превращаем их в фильм. Совершенно иная коллизия наблюдается в случае, если мы смотрим готовый, т.е. уже кем-то придуманный и снятый фильм. Я сейчас не о достоинствах или недостатках фильмов и их многообразном влиянии на нас. Речь идет только об одном последствии: воображение в этом случае не развивается.





Поделиться: