Развивая внимание, память, мышление, вы развиваете интуицию!
Проект «Go-Ra»
Изучение факторов, влияющих на качество решений, принимаемых
в условиях неопределенности.

Измененные Состояния Сознания (ИСС)

Измененные состояния сознания (ИСС). Здесь приведено краткое пояснение того, что такое Измененные Состояния Сознания. Признаки ИСС. Способы изменения восприятия и мышления, а также простейшие тесты, с помощью которых можно оценить ваше умение входить в ИСС. Очевидно, что переломы конечностей, ожоги, ушибы и т.д. приводят к тому, что человек входит в ИСС, но мы не будем рассматривать здесь варианты введения человека в транс за счет сильных (мощных, энергетических) воздействий. 

1. Признаки ИСС (транса):

1.1 Субъективные:

1.1.1 Внешние признаки:

- глазные сигналы доступа (быстрые движения глаз - дрожание век -БДГ, неподвижный взгляд, ширина зрачка, бегающие глаза, у сомнамбул зрачок не виден, т.к. глаза закатываются вверх, если человеку приподнять веки, то будет виден только белок); 
- частота и глубина дыхания; 
- цвет кожных покровов; 
- поза; 
- активность-подвижность (неподвижен, или очень подвижен, гиперактивен); 
- тонус мышц лица и тела; 
- речь (замедленная или быстрая, внятная или нет) и т.д. 
- частота сглатывания слюны.

1.1.2 Внутренние (изменение мышления и восприятия):

- яркость образов; 
- интенсивность и валентность эмоций; 
- изменение восприятия длительности и интенсивности процессов, пространства и т.д.
- перенос точки наблюдения (внимания), диссоциация по отношению к настоящему и ассоциация с другим вариантом развития событий (субъектом или объектом);

1.2 Объективные: 

1.2.1 Физиологические и вегетативные показатели:

- температура тела; 
- ЧСС (частота сердечных сокращений); 
- ЧГД (частота и глубина дыхания); 
- давление; 
- КГР (кожное сопротивление); 
- химический состав крови (нейропептидный и гормональный фон; важно знать при разборе тем: кровяной допинг, вывод из состояния алкогольного опьянения и приступов шизофрении); 

1.2.2 Показатели ЭЭГ, томография и др.:

- спектральная мощность; 
- когерентность; 
- омега-комплексность. 

Подробнее здесь: 
avtoreferat.pdf
dissertaciya.pdf 

2. Способы наведения транса (способы изменения восприятия и мышления):

2.1 Информационные (слабые, маркерные) воздействия, в том числе и гипноз. Сенсорная депривация.

Классификация по видам информационных каналов. Внезапное и монотонное воздействие. Мощные информационные воздействия. Роль сложных нейронных сетей. Роль установки. Влияние значимой (ценной информации) для индивида. Одновременное воздействие на оба полушария. Сенсорная депривация (подводники, спелеологи, отшельники). Сурдокамеры. Возможность обхода моральных принципов в измененных состояниях. Подстройка (физиологическая и вербальная) и ведение. Отзеркаливание (прямое и модельное). Устранение мешающих факторов. 
Аудиальные приемы, углубляющие транс: конгруэнтность тона, темпа речи и смысла сообщения; устранение "неудачи"; вербализация того, что существует вокруг в текущем переживании партнера; "присоединение" естественно возникающих состояний; плавные переходы и соединительные слова (в то время как, по мере того, даже сейчас, поскольку, и вот...); диссоциация сознания и подсознания; рассредоточение внимания; трюизмы; допущения; выбор без выбора; вопросы и утверждения, направленные на привлечение внимания; вставленные сообщения; рассказывание историй. 

2.2  Нейрохимический способ (изменение нейропептидного состава крови).

Различные дыхательные техники. Высокогорье. Питание и голодание. Наркотические вещества. Алкоголь. Переливание крови и др. Физические нагрузки. Лишение сна. Диагностика ИСС: тестирование, отслеживание физиологических реакций, анализ нейропептидного состава крови. Общее и различия в нейропептидной структуре кровеносной и ЦНС. Роль сна и питания в формировании нормального нейропептидного фона в организме. Примеры
 

2.3 Полевой способ. 

Трансляция состояний см. «11 ПИ-РЭ» и «Поля – налево, поля – направо»,. «Квантовая запутанность между людьми». Роль эмоций. Факторы, определяющие мощность полевого воздействия. Настройка. Факторы, определяющие точность восприятия. Техника изменения субмодальных параметров. "Три принципа магии": контакт, симпатия,подобие.
Изменение восприятия и мышления во сне. Лишение сна.

3. Связь ИСС и формулы «11 ПИ-РЭ». 

Мнений, относительно того, что же такое ИСС, существует огромное количество. Но, во-первых, в различных моделях ИСС практически не рассматривают аспект времени. Во-вторых, место в Игровом Поле и другие компоненты формулы «11 ПИ-РЭ». 
Давайте считать, что Сознание – это Знание Состояний. Одной из важнейших характеристик Состояний являются Эмоции (их «валентность» - знак, и величина) и, как следствие, глубина «следа», который останется в памяти от прохождения через состояния (подробнее об этом в теме «Где живет Вера»). Психологи, да и не только они, иногда используют выражение: «Здесь и Сейчас» (место и время). Три других выражения используются гораздо реже: 

- «Здесь, но не Сейчас». 
- «Не здесь, но Сейчас». 
- «Не Здесь и не Сейчас». 

Краткие пояснения: 

«Здесь» – означает место в Игровом Поле
«Сейчас» – означает настоящее Время (реальное время). 
«не Здесь» - т.е. другое место в Игровом Поле. 
«не Сейчас» - не Настоящее время, т.е. либо Прошлое, либо Будущее.

Прошлое можно вспоминать, а можно конструировать. 
Будущее можно конструировать (из элементов прошлого). Можно ли вспоминать Будущее – это отдельный вопрос и сейчас мы его рассматривать не будем. В формуле «11 ПИ-РЭ» эти действия (вспоминание, или конструирование) называются Дм (Действия модельные, мышление). По сути, это способность доставать из памяти «следы» и манипулировать ими. 

При рассмотрении всех вышеперечисленных вариантов важно различать: где находится реальное физическое тело (по умолчанию будем считать, что оно всегда Здесь), и чем занято ваше Сознание (на что направлено ваше Внимание). 

Представим, что Вы находитесь «Здесь и Сейчас», это означает, что здесь находится ваше Тело и Сознание, т.е. Внимание направлено на происходящее и ваши действия «Здесь и Сейчас». 
Но «Здесь и сейчас» вы можете направить внимание на внешнее, а можете направить внимание на «внутреннее». Внешнее – это то, что происходит вне вас, т.е. воздействие идет извне. Внутреннее - означает, что внимание направлено на происходящее внутри вас (например, как вы дышите, или как бьется сердце и т.д.), либо вы можете что-то вспоминать, и на основе этих воспоминаний, конструировать (воображать).
Например, если вы не хотите бояться, представляя себя на месте героев видеоролика, то вам не надо переключаться на фантазии ("дурная многовариантность"): а что будет если я, вдруг, поскользнусь и упаду вниз, и разобьюсь, как это будет выглядеть и т.д., и т.п. Внимание необходимо сосредоточить только на своих действиях, и надо перестать обращать внимание на внешнее, и подчеркну еще раз: не надо фантазировать.

 
«Игрок со ставкой на черепицу станет волноваться при игре на серебряную застежку и потеряет рассудок при игре на золото. Искусство одно и то же, но стоит появиться ценному во внешнем, и внимание перейдет на внешнее. Внимание же к внешнему притупляет внимание к внутреннему». Лао Цзы. 

«Здесь, но не Сейчас», т.е. тело Здесь, а Сознание (внимание) либо в прошлом, либо в будущем: Вы или вспоминаете это Место, либо представляете (конструируете, воображаете) это место в Будущем; 
«Не Здесь, но Сейчас», т.е. тело здесь, а Сознание где-то в другом месте. Место может быть реальным (это означает, что вы его вспоминаете), либо придуманным, т.е. сконструированным), но все это происходит в то же самое время, когда тело находится Здесь; 
«Не Здесь, и не Сейчас», т.е. тело Здесь, а Сознание в другом месте и в другое время; 

Примечание:  «Конструировать» (воображать, моделировать) можно не только место в Игровом Поле, но и другие компоненты формулы «11 ПИ-РЭ»: Дф, Дм, Правила и т.д., причем не только свои, но и других Участников, и как следствие, получать иной Результат. Разумеется, придуманный, воображаемый, сконструированный. Может ли придуманный Результат оказывать влияние на Вас – это тоже отдельная тема («Где живет Вера», «Поля налево, поля – направо», «Назад в Будущее»).

Если ваше внимание направлено внутрь (вы вспоминаете или воображаете-конструируете) настолько сильно, что вы перестаете, в той или иной степени, замечать внешнее, то можно говорить о том, что Вы уже находитесь в ИСС. 

Еще совсем недавно при достижении кем-либо уникальных Результатов совершенно не обращали внимания на модельную составляющую (Действия мод.). Например, Н.Кулагина совершает пассы руками и под ее воздействием мутнеет пластмасса, или стрелка компаса начинает вращаться (см. фильм «9 лет с экстрасенсами»). Ученые, наблюдавшие за этим экспериментом, говорят, обращаясь к Н.Кулагиной: «у Вас золотые руки», но уверяю Вас, что дело не только "в руках" (Действиях физических, т.е. пассах, которые совершают руки), но и в том, что в это время «делает голова (чем занят наш ум)», т.е. в «Действиях модельных»
Можно конструировать новые сочетания образов-ощущений-запахов – все это будут ИСС. Можно создавать и калибровать модели для принятия оптимальных решений в условиях неопределенности, для противодействия стрессовым воздействиям (см. "Проверка огнем").

4. Примеры использования ИСС (демо-режимы, фрагменты практических занятий)

4.1. «Летучая мышь» 
4.2. «Информационный след» 
4.3. "Проверка огнем"

5. Простейшие тесты для оценки способностей (умений) к вхождению в ИСС.

- Тест: Ассоциация - Диссоциация (АД)

Ниже приведены небольшие тесты, с помощью которых можно проверить ваше воображение, память, внимание, или по другому, способности к моделированию, или по другому, способность к вхождению в ИСС.

Можно вспоминать (моделировать) какое-то прошлое событие из своей жизни двумя принципиально разными способами: 

вспомнить все так, как будто вы наблюдаете фильм про самого себя. Кажется, что это сложно, но на самом деле у каждого из нас есть реальный опыт диссоциаций: мы приобретаем его, глядя на себя в зеркало, на свои фотографии, или наблюдая за собой в домашних видеохрониках. Даже, когда еще не было зеркал, то люди могли смотреть на свое отражение в воде и приобретать соответствующий опыт. В конечном итоге, кто-то может применять этот опыт ко всем событиям своей жизни, а кто-то не может. Но это поправимо.
- вспомнить все так, как будто Вы снова оказались в этом событии. Уже давно идут серьезные споры относительно того, а возможно ли это в принципе. Часть нейропсихологов считает, и небезосновательно, что вспомнить событие прошлого в точности невозможно. Но есть и другая точка зрения. Мы рассмотрим ее подробнее в лекции «Где живет Вера?»

 Очень многие люди не умеют вспоминать события своей жизни ни тем, ни другим способом. Исходя из своего опыта и знаний, мы убеждены, что важно уметь вспоминать события прошлого и тем, и другим способом. 

- Тест: Диссоциация с измененными субмодальными параметрами.

Попробуйте посмотреть еще раз то же самое событие прошлого, но с другого расстояния, с другого ракурса. Если «кино» было цветное, то теперь сделайте его ч/б (и наоборот), попробуйте менять скорость фильма (ускоренное, замедленное), направление (в обратную сторону).

- Тест: Ассоциированное воспоминание и моделирование. 

Допустим, вы находитесь в комнате, в которую не попадет солнечный свет. Вы хотите ощутить тепло в какой-то части вашего тела. Для этого необходимо вспомнить какое-то событие из вашей жизни, в котором солнечный лучик попал вам на тело, а затем необходимо включить воображение и представить как солнечное пятно перемещается по телу к солнечному сплетению, и вы ощутите тепло в солнечном сплетении. Результат зависит от того, сумеете ли вы забыть о том, что вы находитесь в комнате, и сможете ли вы сконцентрироваться на воспоминании, а это означает, что воспоминание должно быть полимодальным, т.е. в нем должны присутствовать образы, ощущения, запахи и т.д.
Разумеется, вы могли ли бы взять из своей памяти любое другое событие, в котором есть тепло. Это может быть костер, горячая ванна, горячий песок на пляже и т.д., но в этом случае сложно локализовать образ.

- Тест: Комплексное Моделирование (согласованное в визуальной и кинестетической модальности).

Помните песню про то, как: «… оранжевые дети, оранжево поют»? 
Попробуйте вспомнить (ассоциировано) какое-то событие из вашей жизни, где вы ели клубнику,  Допустим вы принесли домой с дачи корзинку с клубникой, которая была чем-то накрыта, а когда вы открыли корзинку, то к своему удивлению обнаружили в корзинке  фиолетовую клубнику. Возьмите ее в руку, попробуйте на ощупь, поднесите к лицу, понюхайте ее, положите в рот и почувствуйте ее вкус. 
Проделайте то же самое с: 

- фиолетовым арбузом;
- фиолетовым бананом; 
- фиолетовой малиной. 

Удалось ли вам вспомнить реальное событие прошлого связанное с этими фруктами (ягодами)? Вы заметили разницу в запахе, ощущениях, вкусе или все было "фиолетово" ? 

Если Вы смогли выполнить хотя бы один из тестов, то Вы побывали в ИСС – поздравляю! Вас можно научить очень и очень интересным "навыкам-умениям", которые могут пригодиться Вам в Жизни. 
Разумеется, можно попасть в ИСС прямо «Здесь и Сейчас» без воспоминаний и конструирований. Достаточно произойти чему-либо неожиданному и все. Кто-то тихо и незаметно подошел сзади, или неожиданно раздался громкий хлопок и т.д., и вы в трансе. 

Как понять в каком состоянии вы находитесь? 

Если в Результате какого-либо процесса, происходящего «Здесь и Сейчас» у Вас изменился знак эмоций, или их величина, можно сказать, что Вы находитесь в ИСС относительно предыдущих Состояний. Разумеется, при этом могут измениться показатели, которые были рассмотрены в самом начале (см. п.1.1 – 1.3). 

Какая от знания всего этого может быть польза? 

Обязательно отвечу, но не здесь и не сейчас. См. «График семинаров» 
Смотреть сейчас: 

Видео «ИСС» 
Видео «Демо-режимы» 
Видео «Конструирование будущего»;

Более подробно ознакомиться со всеми лекциями курса (ВИДЕО) можно здесь: КУРС ЛЕКЦИЙ

Автор текста: к.п.н. А.Н.Чистяков

Поделиться: