Развивая внимание, память, мышление, вы развиваете интуицию!
Проект «Go-Ra»
Изучение факторов, влияющих на качество решений, принимаемых
в условиях неопределенности.

Воспитание в Бельгии

Бeрут они с собой старшeклассников, которым по 16-18 лет, и едут куда-нибудь по мeстам боeвой славы, в местные aналоги деревни Крюково. Там у всего клaсса отбирaют все гаджеты, а  взамен выдается рация, одна на взвод, кaждому - вещмешок, оружие и формa, взаправдашняя — когда-то принaдлежала учaстнику войны. 

На шею каждому вешается опознaвалка — кто-то становится сержантом Янссеном, кто-то рядовым Ван Молем, имена все из того взвода, который конкретно эту деревню оборонял. Высаживают всю ватагу километров за 10 от деревни, и топают детки по жаре со всем своим бaрахлом. Часа 2-3 топают. Оружие, которое не так много весит понaчалу, становится очень тяжелым. Рюкзак натирает плечи. Хочeтся бросить тяжеленные вещмешки и полeжать. Хочется поболтать, подурачиться, а нельзя. Тот, кому сержант достaлся, должен всю эту толпу держать в порядке — чтоб шли тихо, не орали, не отстaвали, вперед не забегали и не дурили (представьте себя 17-лeтнего на месте какого-нибудь пацана, которому надо внeзапно сдерживать 15 человек своих одноклассников). 

Доходят они до деревни, тут их преподаватель-командир ведет к дому, останавливаются. — Кто тут рядовой Ван Мол? — Я! — Когда ваш взвод подошел к этому месту, рядовой Ван Мол подорвался на мине возле этого дома. С этого момента "рядовой" молчит. Идут дальше. — Кто тут рядовой Стевенс? — Я! В этом месте взвод был атакован, рядовой Стевенс был ранен в бедро и погиб на месте от потери крови, помощь не успела подойти. Рядовой "замолкает". И так идут они дальше, пока не доходят до кладбища, и не видят, как стоят в ряд, один за другим, камни с именами тех, чьи опознавалки у них на шее. И понимают, что из 15 в живых остались двое — таких же, как они, восемнадцатилетних салаг, которым хотелось дурачиться, слушать музыку, трепаться с противоположным полом, танцевать и целоваться, а вместо этого — жажда, голод, боль, страх, усталость, и для очень многих — внезапная и страшная смерть.

P.S. Предположим, эта статья является фейковой. К сожалению у меня не сохранилась ссылка на источник публикации, и достоверность этой статьи я не проверял. Важнее другое. Можно сравнить с учетом факторов полимодальности и эмоций эффективность формирования убеждений, ценностей, идеалов при таком подходе,  и нашем, когда силы и средства расходуются на строительство памятников, музеев, издание многотомных трудов об итогах войны. Все это, конечно же, необходимо, но акценты необходимо расставлять правильно. Очевидно, что отвести детей в музей гораздо проще (минимакс), чем организовать вышеописанное событие  но следы в памяти от похода в музей, и следы от похода, описанного в очерке, останутся совершенно разными. Очевидно, что были описаны только действия физические, но играет роль, кто это  будет делать, из каких побуждений и т.д., и т.д. (см. "11 ПИ- РЭ"). 

P.P.S. К 70-летию Великой Отечественной войны международный коллектив историков создал фундаментальное 12-томное издание «Великая Отечественная война 1941-1945 годов». Колоссальный труд, основанный на архивных документах - первоисточниках: оригинальные карты, приказы, сводки и т.д., и т.д. Это очень нужная и важная работа!

1-й том — «Основные события войны»;
2-й том — «Происхождение и начало войны»;
3-й том — «Битвы и сражения, изменившие ход войны»;
4-й том — «Освобождение территории СССР. 1944 год»;
5-й том — «Победный финал. Завершающие операции. Великой Отечественной войны. Война с Японией»;
6-й том — «Тайная война. Разведка и контрразведка в Великой Отечественной войне»;
7-й том — «Экономика и оружие войны»;
8-й том — «Искусство на грани возможного. Внешняя политика и дипломатия Советского Союза в годы войны»;
9-й том — «Антигитлеровская коалиция»;
10-й том — «Государство, общество и война»;
11-й том — «Политика и стратегия Победы. Стратегическое руководство страной и Вооружёнными силами в годы войны»;
12-й том — «Итоги и уроки войны».

Внимание, а теперь вопрос: сколько людей - это прочитают?  Сколько людей посмотрело фильмы "Спасти рядового Райна" и "Бесславные ублюдки"?
Ответ очевиден. Разница колоссальная. А по сути - эта разница обусловлена различием в привлекательности этих "продуктов". В Голливуде давно научились делать красивую "упаковку" и рекламу (раскрутку и продвижение своих "информационных продуктов"). Именно поэтому у большого количества людей в мире сложится такое отношение к итогам второй мировой войны, которое разительно отличается от изложенного в многотомнике. Оно будет сформировано не знаниями, а эмоциями. Вы скажете, что нельзя сравнивать эти "продукты". Конечно. Но это означает, что и у нас должны сниматься фильмы, которые будут вызывать интерес у зарубежной аудитории и нашей молодежи.
Можно вспомнить исторические клубы. Очевидно, что у людей, которые там состоят, есть настоящий интерес к истории, и в памяти у них остаются гораздо более глубокие следы в силу того, что они взаимодействовали с миром полимодально (см. синестезия), а не только факты и сухие цифры.

Автор текста: к.п.н. А.Н.Чистяков


Поделиться: