Развивая внимание, память, мышление, вы развиваете интуицию!
Проект «Go-Ra»
Изучение факторов, влияющих на качество решений, принимаемых
в условиях неопределенности.

Мацкевич Вадим

Прибор с названием "Сирена" умещался на ладошке." Сирена" (паникер,товарищ - так называли его летчики)  работал как автомобильный антирадар, т.е ловил сигнал, и включалась сигнализация. 169 ИАП , авиационный полк, оснащенный данными приборами не потерял ни одного самолета в Корейской войне 1952-1953 года. Этот факт имел далеко идущие последствия, но сначала все складывалось не так  радужно.
После окончания второй мировой войны летчики США и СССР  впервые воевали друг против друга. И поначалу все складывалось в нашу пользу. Этому было логичное объяснение. Многие летчики СССР  имели реальный боевой опыт, приобретенный в боях с асами Германии, но затем произошла странная метаморфоза - ситуация изменилась с точностью до наоборот. Наши летчики потеряли опыт, мастерство? Анализ показал, что американцы стали использовать какое-то техническое устройство на своих самолетах, что давало им несомненное преимущество в воздушных боях. В конце концов это устройство добыли и отправили в Москву для анализа. Так это устройство попало в НИИ, где работал в это время лейтенант Мацкевич.

Первое: начальство даже не могло понять назначение этого устройства, не говоря уже о том, что необходимо было придумать "противоядие" против него. Второе: с этой задачей легко справился лейтенант Мацкевич. Он быстро понял, что перед ним радиодальномер, позволяющий определять направление на цель и расстояние до нее. Третье: его непосредственное начальство доложило наверх, что всей радиопромышленности СССР понадобится 2 года, чтобы создать линейку подобных устройств. Четвертое: по своей инициативе Мацкевич создал прибор, который работал как антирадар, т.е. улавливал радиоволны и издавал звуковой сигнал, который предупреждал о том, что наш самолет находится под прицелом и надо "крутить головой на 360 градусов", чтобы вовремя обнаружить противника. Пятое: показал начальству свое изобретение, но вместо одобрения получил совет: "каждый сверчок, знай свой шесток" (сиди и не высовывайся), т.к. наверх уже было доложено о том, сколько времени понадобится для того, чтобы создать аналог. Когда лейтенант не угомонился, то его уволили и отправили в "дурку". Шестое: профессор, который проводил обследование, сразу понял, что перед ним совершенно нормальный человек. Более того, дал ценный совет о том, что не надо ломиться в закрытые двери, наверху есть люди и поумнее.

В конечном итоге через знакомых летчиков-испытателей (Георгий Береговой, Степан Микоян)  вышли на авиаконструктора Артема Микояна, у которого был прямой выход на И.В.Сталина, показали прибор, объяснили принцип действия, то, какую пользу он может принести нашим летчикам в Корее. После испытания прибора об этом было доложено Сталину, который сразу оценил перспективы его применения. Была сделана партия этих устройств (500 шт) и лейтенант был командирован с ними   в Корею. 
Поначалу все шло хорошо. Преимущество в воздухе снова перешло к нам, но так продолжалось недолго, т.к. наступил сезон дождей и приборы словно "сошли с ума" - резко возрос процент ложных срабатываний. Внимание к деталям (см. парадокс Льюиса Кэролла) снова выручило лейтенанта. Он обратил внимание на рисовую мастику, которой рабочие заделывали щели между плитами на аэродроме. Для начала обработал мастикой один прибор, испытал, все работает штатно. Аналогично поступили и со всеми остальными устройствами. 
Ноябрь месяц 1952 был последним месяцем преимущества Сейбр F-86, которые буквально начали охотиться на наши Миг-15.  Дело в том, что у нового американского самолете имелся радиодальномер, позволявший сбивать наши самолеты с дистанции 2500 метров. 30 октября 1952 года  была отправлена депеша об успешных испытаниях детектора облучения радаром. Прибор ловил сигналы радиодальномера американцев и вовремя предупреждал летчика на расстоянии до 10 км. Наши самолеты засекали F-86 раньше, чем они нас. А наши летчики имели очень богатый опыт еще с прошлой войны. Расклад сил изменился. Данная локальная операция имела стратегическое значение, т.к. основным средством доставки ядерных бомб в то время был бомбардировщик B-29, а прикрывали их Сейрбры F-86. По сути, тогда в небе Кореи решался вопрос о том, смогут ли американские средства доставки ядерных бомб преодолеть нашу систему ПВО. Планы бомбардировки в СССР  городов миллионников уже были. Можно посмотреть на эту ситуацию и под таким углом.  "Левши" у нас были всегда, а вот достучаться до понимающих людей наверху им удавалось отнюдь не всегда.
Лейтенант досрочно получил звание капитана, но не Сталинскую премию, хотя был представлен к награде. В 1953 году Сталин умер, и о лейтенанте забыли. От китайского правительства ему подарили автомобиль "Победа" и гараж. И все? Да, и это всё.
Заботиться о всех (о народе), уметь находить таланты (определять уровень развития когнитивных способностей и таланта) - насущная проблема, которую необходимо решать "государственникам", иначе талантливая молодежь так и будет убегать за границу, а у слова "государственник" так и останутся кавычки.

Поделиться: