Развивая внимание, память, мышление, вы развиваете интуицию!
Проект «Go-Ra»
Изучение факторов, влияющих на качество решений, принимаемых
в условиях неопределенности.

Звуки и образы. Понимание и осознание.

Буквы - это 33 символа, с помощью которых составляются  все остальное множество слов (понятий) русского языка. Буквы - это элементы, из которыми складываются более сложные структуры - слова (понятия). Из слов складываются предложения, из них - тексты, но слова можно написать (образы), а можно произнести (речь). В основе понимания лежит установление точных соответствий, в том  числе и между образами и звуками, между визуальной и аудиальной составляющей понятий. Конкретный пример из жизни.

В школу я пошел в 7 лет. К этому моменту я не умел читать и алфавит не знал. Более того - учиться в школе было совершенно не интересно. Прописи - какой в них может быть интерес? Мало того, что это неинтересно, так это еще и трудно, а когда мне говорили, что если я не научусь писать, то когда стану взрослым,  то мне будет стыдно., это совершенно на меня не действовало. Однажды, когда я попросил приятеля-второклассника, вместо меня сделать в моей тетрадке домашнее задание - заполнить прописи, он быстро их сделал, получилось красиво, и мы рванули на улицу за голубями. Я был страшно удивлен, когда учительница на следующий день поставила мне двойку за то, что это не я сделал домашнее задание, а кто-то другой. Я реально не понимал, как она смогла это узнать? Буквы, "написанные мной" в прописи, были красивые, т.е. в точности повторяли  задание, и тут на тебе, такие наезды!

На тот момент у меня было два очень интересных хобби: голуби и курение. Но об этом я расскажу в другой  истории ("Как я бросил курить"). Как вы понимаете по сравнению с этими занятиями прописи и зубрежка букваря не имели никакого смысла, это тоже было не интересно. Я никак не мог понять - чего от меня хотят?
И, вот как-то, я приношу домой очередную двойку и мать садится со мной делать уроки. Под присмотром я тупо заучил наизусть новую букву и новые слоги. На следующий день я получил пятерку, но самое интересное произошло позже. Снова под присмотром я вызубрил очередную букву и слоги, а потом мне стало интересно, и я спросил у мамы: как называется следующая буква? Получив ответ, я сам прочитал слоги и слова, потом я спросил у мамы название следующей буквы и т.д. В этот вечер я освоил половину букваря, а на следующий день с букварем было покончено.

Тут же я достал "Родную речь" и взялся за нее. Подчеркиваю: это произошло не потому что меня мама заставляла и делала мне внушения о пользе знаний,  а потому что мне стало интересно и при изучении букваря я понял главное, т.е. принцип: как правильно соотносятся буквы написанные и буквы произнесенные, т.е. звуки, как из букв складываются слоги, а из слогов слова, а из слов предложения. Я понял еще один новый принцип - как из частей складывается целое. Это был инсайт - озарение. Я не знал таких слов: принцип, часть, целое, инсайт, озарение, но я эти принципы понял за счет того, что увиденное и услышанное точно соответствовали друг другу. В основе понимания  лежит установление точных соответствий. А дальше меня было не остановить. 
Однажды, уже в пятом классе, одна из учителей увидела меня со стопкой книг, которую я возвращал в библиотеку. Она поинтересовалась куда я их несу? Последовал очевидный ответ: "возвращаю в библиотеку", а, потом, не могла поверить, что такой стопки книг мне хватает всего на пару недель. Я быстро перечитал всю школьную библиотеку, а дальше ....
.
Как я своего сына читать учил.

Но сначала пару абзацев о небольшом "открытии", которое я сделал для себя, когда сыну было еще 7-8 месяцев, может быть, чуть больше. Ходить он еще не умел, но уже мог сидеть и ползать. Так вот, была моя очередь сидеть с сыном, а жена ушла на лекции. И я решил ему показать карточки с ягодками, типа, детского домино. Показал и назвал, что есть что. А потом ради любопытства решил проверить: запомнил он или нет? Оказалось, что он все запомнил с одного раза. Я несколько раз проверял, перемешивал лотошки и после этого просил показать мне еще раз: клубнику, или смородину и т.д. Все было правильно. Потом жене показали - она тоже удивилась :)
Я это вот к чему: до этого момента мне даже в голову не приходило, что наш мозг запоминает все. Как говорит Татьяна Черниговская: мозг - это не решето, что в него попало, то там и осталось. Со временем извлекать информацию становится сложнее, но она никуда не исчезает, более того, оставляет в мозге следы - между нейронами возникают новые связи. У детишек память априори хорошая, но объяснять надо правильно  Что значит правильно, об этом и пойдет речь дальше. К тому времени, о котором я буду рассказывать, Виталик уже знал все буквы и умел считать до десяти, но читать не умел.

Я просто привожу пересказ нашего недавнего диалога в ВК (10.02.2020).

Виталий: как-то перед сном я вас с мамой достал, типа, почитайте мне сказку на ночь про Маугли. А, дальше безлико, я не помню, ты или мама, не суть - типа, что за дела Виталик? Ты же буквы заешь уже, т.е. умеешь читать. Я, такой – да? А в каком смысле? Мне было лет 5, может, чуть больше. А вы такие: ну, ты же буквы знаешь? Я:  да, все буквы знаю, ну-ка, проверьте. А слоги? Я: ну, и чего? 2-3 буквы сложить в слог - легко. Только что дальше – не понятно?

И, кто-то из вас, типа, ну и чего ты тупишь? 2-3 слога  - это слово. 2-3 слова это предложение, ну-ка, читай давай!

И это было реально интересно, потому что я хотел не вашего внимания, а я хотел реально,  чтобы мне книжку почитали, и я прочитал вслух пару предложений, и вы такие:  ну, вот, типа, можешь-же! И я реально понял, что я могу! 

Пока мои сверстники-одногрупники в садике кубики складывают с грехом пополам - я могу всю офигенную книжку про Маугли, прочитать сам, без всех! Незабываемые впечатления, ну, а, потом я «зачистил» все книжки, которые попадали мне в лапы! 

Мне так смешно в школе было, когда дети что-то там по слогам читали, я просто очень удивлялся - как можно не уметь читать? Есть же книжки Майн Рида, Джека Лондона, и других. Ты чего, будешь ждать, пока тебе бабуля-воспитательница их «прожует» за полгода? Вон они в шкафу стоят, взял и прочитал. Это вроде бы мелочь, и я никогда этим не хвастался, просто  помню, как дело было.

Любые тесты на определение IQ проверяют на самом деле, можем ли мы находить (понимать) закономерности (правила, принципы), по которым составлено задание. Ровно ту же задачу решают дети, когда учатся чтению и арифметике.  Важно, чтобы им было интересно. Надеяться на то, что система с ИИ (алгоритм) сможет быстро понять, чего ребенок не знает и подобрать этому конкретному ребенку увлекательный способ изложения материала, можно, но это несколько наивно, т.к. это уже творчество, а не подражание.

Установление точных соответствий между изменениями, происходящими в разных модальностях, основа понимания.

Мы не всегда видим источник (процесс) изменений в чем-либо. Наши органы чувств имеют свои АЧХ, что накладывает ограничения на наше восприятие мира. Но, если мы видим изменения (след, результат взаимодействия), то должен быть и процесс, который к этим изменениям приводит. 
В видео, которое представлено вашему вниманию, виден результат (изменения, происходящие с четырьмя кучками песка), но не видны колебания (источник, причина), которые к этим изменениям приводят. Зато, мы можем их слышать, и понимать, что корреляции не случайны. Если мы правильно устанавливаем соответствия между процессами, происходящими в разных модальностях, то мы можем  и выводы сделать правильные. Этот тезис является основополагающим при калибровке моделей для эффективной работы  в условиях неопределенности, когда информация воспринимается мозгом минуя традиционные информационные каналы, т.е. на полевом уровне. Ее необходимо соотнести с какими-то изменениями в теле.

P.S. В качестве примера факт из биографии Веры Каменевой о том, что бывает, когда ребенку интересно. Когда ей было 5 лет, то посмотрев на занятия старшей сестры, которая училась играть на фортепиано, Вера сама попросила учительницу обучать и ее тоже. Педагог проверила у Веры слух, и согласилась заниматься с ней. В конечном итоге обе сестры поступили в МГК, но Вера поступила в московскую консерваторию первым номером, и в дальнейшем стала лауреатом множества международных конкурсов, и замечательным педагогом. Подробнее

Больше материалов об оценке и тренировках внимания. Подробнее:

Автор текста: к.п.н. А.Н.Чистяков.

Поделиться:

ГЛАВНАЯ. О ПРОЕКТЕ. История проекта. НОВОСТИ. КОМАНДА. ПАРТНЁРЫ. ТВОРЧЕСТВО. ТЕСТЫ GO-RA. ТЕСТЫ ВИКИУМ. ВОПРОСЫ - ОТВЕТЫ. ОТЗЫВЫ. ВИДЕО и ФОТО: Телеграмм-канал. Хроники семинаров. Интервью. Демо-режимы: Управляемый инсайт - близнецовый режим. Информационный след. Летучая мышь. Поисковый режим. Траекторное управление. Биоинформационные дистанционные взаимодействия. Спящая красавица. "Телепатия". Занятия-упражнения: Сеанс Анси-Москва. Поединки вслепую. Дуальные загрузки. Конструирование будущего - самопрограммирование. Трансляция состояния. Синхронизация действий и мышления. Перенос точки наблюдения. Эксперт-операторные танцы. Трансляция образов. КА-50. Йога для начинающих. Ночевка в лесу. Паровозики. В поисках равновесия. Битва хоров. Проверка огнем - тестирование эмоционального интеллекта. Сплочение коллектива. Переключение внимания. Читать с закрытыми глазами. Смс-сообщение. ГРАФИК ОБУЧЕНИЯ. ЛЕКЦИИ: "ВВОДНАЯ ЛЕКЦИЯ". "КАК ВАРИТЬ СУП" " и "11 ПИ - РЭ. КРАТКО". "АЗБУКА ДЛЯ ЭЗОТЕРИКОВ И ГУМАНИТАРИЕВ": След. Тень. Мера и эталон. Качества-способности-навыки-умения. Структуры-свойства. Эмерджентность. Время (длительность и одновременность). Автоволновые процессы. Восприятие-осознание-информация и энергия. Голография-интерференция. Согласованность. Что изучает математика. "ГДЕ ЖИВЕТ ВЕРА": СВЯЗЫВАНИЕ НЕЙРОННЫХ СЕТЕЙ: Собака Павлова. Цыплята Роуза. Синестезия звучащие краски. Дама с собачкой. Мальчик и петух. Голубятня. Манипуляции - Дэйл Карнеги. Кабачковая икра. Сучок и уголек. Сахар в крови. Влияние среды на будущее. ГИПНАБЕЛЬНОСТЬ и ВНУШАЕМОСТЬ: Эффективность внушений-Авторитет. Человек - амфибия. Как меняется восприятие под гипнозом. Секреты эстрадного гипноза. Гипноз в криминалистике. Высокогипнабельные - Волшебный клубок. ИЗУЧЕНИЕ ГИПНАБЕЛЬНОСТИ: Лит.обзор. Материалы и методы. Тестирование гипнабельности - Стэнфордская шкала гипнабельности. Серия 1 - Директивный гипноз. Серия 2 - Самостотельное воспроизведение в уме событий прошлого. Субъективные показатели состояний (ЯО и ИЭ). Объективные показатели состояний: Вегетативные: ЧСС и КГР. ЭЭГ: Спектральная мощность. ЭЭГ: Когерентность. ЭЭГ: Омега-комплексность. ЭЭГ. Трансформация: Радикальное изменение эмоции при переходе А -Д.. Верификация эмоций. Гипноз и программа "Феникс" - В.М.Звоников. Гипноз - Л.П.Гримак. Гипноз - А.Н.Чистяков. Гипноз - В.Г.Мессинг и О.П.Мигунова. Плацебо: "гипнабельность или результат эффективного внушения". Символ удачи. Самопрограммирование. "ВОСПРИЯТИЕ и ОСОЗНАНИЕ": Восприятие процессов. Мощность процессов и восприятие. Восприятие прошлого -"Звездные треки". Зависимость восприятия "времени" от эмоционального состояния. Через Вселенную со скоростью света. Мерность восприятия и Геометрия. 6-мерная Вселенная по Р..Бартинии. Тактильно-зрительный аппарат. Восприятие субсенсорных стимулов. АЧХ слуха и зрения. Нормальное восприятие - Число кадров за 1 секунду. Способы изменения восприятия и мышления - ИСС. ЭМОЦИИ и ЧУВСТВА: Что чувствует амеба в горячей воде. Верификация эмоций. Рыбалка-Чем чувства отличаются от эмоций? "Триггер". О ценности "времени". Сознание и подсознание. "Субличности". Санирование подсознания. Модельное восприятие информации. Визуальные иллюзии. Переход "А - Д | Д - А". "ПОЛЯ - НАЛЕВО, ПОЛЯ - НАПРАВО": Спонтанный инсайт. Управляемый инсайт. Мозг человека - сверхвозможности и запреты. Биополе глазами физика. Биоинформационные дистанционные взаимодействия. Калибровка моделей. ИПВ под гипнозом. "ЧТО ПРИСНИЛОСЬ ЧЕРНОМУ КОРОЛЮ": НАУЧНОЕ ИЗУЧЕНИЕ СНОВ. ВОСПРИЯТИЕ "ВРЕМЕНИ" ВО СНЕ. ПРИМЕРЫ СНОВ и ИХ РАСШИФРОВКИ. ОС - Патриция Гарфилд. ОС - Карлос Кастанеда. Практические занятия по ОС. Дуальные загрузки. "ЧТО ТАКОЕ - Х, ЧТО ТАКОЕ - П" = "ВСЕ ЛИ У НАС ДОМА": Чувство справедливости у обезьян и человека. Роль капитала в 21 веке. Признаки плутократии. Делать вовремя. Эксперимент Розенхана. Мы изменили диагноз. "ЧУЖАЯ ДУША - ПОТЕМКИ": Встреча ученых с Далай-ламой XIV. Как я была Дж.Фордом. Интервью с Бернаром Вебером. Быть Андрэ Моруа. Мистики и маги Тибета. Ч.1. Мистики и маги тТибета. Ч.2. Стихи под диктовку "Владимира Высоцкого". С.Гроф - "Капитан и боцман". Кукушка. "ИГРА "ЖИЗНЬ" (Conway). "НАЗАД В СВЕТЛОЕ БУДУЩЕЕ": Самопрограммирование. Измененные состояния сознания. Двойное связывание. Многовариантность. Кровь - средство от смерти. "11 ПИ-РЭ. ПОДРОБНО": Автор: Игровое Поле. Большие правила: Участники: Убеждения-ценности-идеалы: Лавуазье - значение личного опыта. Утюг и Поход к Солнцу. Успеваемость в школе. Разговор с пограничником. Почему внушения не всегда действуют. Эффект Барнума. Случай с Альфредом Джусом Айером. Почему он так поступает? Воспитание в Бельгии. Разговор у костра. О новом человеке и педагогических системах. Анатолий Васильевич и ЧОП. Памяти Чубайса. Желания-потребности-намерения: Действия физические: Внешние ресурсы: Отрицательные деньги. Золото и золотой стандарт. Секреты Сталинской экономики. Как устроены мировые финансы. Блеф западного благополучия. Русская модель для сборки. Внутренние ресурсы: Знания. Что изучает математика. Отрицательное свойство точных моделей. Пример поверхностного суждения. Знаки и символы. Звуки и образы - Понимание и осознание. Цифры и числа - Количество. Мерность восприятия и геометрия. Ноты и паузы - Статика и динамика. QR-коды - Способ кодирования информации. Навыки и умения. Когнитивные способности. Внимание. Память. Мышление. Причинно-следственные связи. Логический трюк Льюиса Кэролла. Понятийное мышление - Парадокс Пиаже. Базовые операции мышления. Понятийное мышление - Л.С.Выготский. Ошибки интерпретаций. Корпускулярно-волновой дуализм. Ошибки мышления у космонавтов. Жадность или глупость. "Накаркал" (считываем или воздействуем). Как меняют мышление занятия музыкой. Упражнения от мистиков и магов Тибета. Развитие воображения. Синестезия - звучащие краски. Гении и таланты. Особенности мышления у шахматистов. Быстрее калькулятора. Моделирование - Действия модельные. Траекторное управление Модельное восприятие. Модельное воздействие. Результат-Душевное состояние: "КАК СТАТЬ БЕЛОЙ КОРОЛЕВОЙ": ЛИТЕРАТУРА. РЕКОМЕНДОВАННЫЕ ФИЛЬМЫ.
ГЛАВНАЯ. О ПРОЕКТЕ. История проекта. НОВОСТИ. КОМАНДА. ПАРТНЁРЫ. ТВОРЧЕСТВО. ТЕСТЫ GO-RA. ТЕСТЫ ВИКИУМ. ВОПРОСЫ - ОТВЕТЫ. ОТЗЫВЫ. ВИДЕО и ФОТО: Телеграмм-канал. Хроники семинаров. Интервью. Демо-режимы: Управляемый инсайт - близнецовый режим. Информационный след. Летучая мышь. Поисковый режим. Траекторное управление. Биоинформационные дистанционные взаимодействия. Спящая красавица. "Телепатия". Занятия-упражнения: Сеанс Анси-Москва. Поединки вслепую. Дуальные загрузки. Конструирование будущего - самопрограммирование. Трансляция состояния. Синхронизация действий и мышления. Перенос точки наблюдения. Эксперт-операторные танцы. Трансляция образов. КА-50. Йога для начинающих. Ночевка в лесу. Паровозики. В поисках равновесия. Битва хоров. Проверка огнем - тестирование эмоционального интеллекта. Сплочение коллектива. Переключение внимания. Читать с закрытыми глазами. Смс-сообщение. ГРАФИК ОБУЧЕНИЯ. ЛЕКЦИИ: "ВВОДНАЯ ЛЕКЦИЯ". "КАК ВАРИТЬ СУП" " и "11 ПИ - РЭ. КРАТКО". "АЗБУКА ДЛЯ ЭЗОТЕРИКОВ И ГУМАНИТАРИЕВ": След. Тень. Мера и эталон. Качества-способности-навыки-умения. Структуры-свойства. Эмерджентность. Время (длительность и одновременность). Автоволновые процессы. Восприятие-осознание-информация и энергия. Голография-интерференция. Согласованность. Что изучает математика. "ГДЕ ЖИВЕТ ВЕРА": СВЯЗЫВАНИЕ НЕЙРОННЫХ СЕТЕЙ: Собака Павлова. Цыплята Роуза. Синестезия звучащие краски. Дама с собачкой. Мальчик и петух. Голубятня. Манипуляции - Дэйл Карнеги. Кабачковая икра. Сучок и уголек. Сахар в крови. Влияние среды на будущее. ГИПНАБЕЛЬНОСТЬ и ВНУШАЕМОСТЬ: Эффективность внушений-Авторитет. Человек - амфибия. Как меняется восприятие под гипнозом. Секреты эстрадного гипноза. Гипноз в криминалистике. Высокогипнабельные - Волшебный клубок. ИЗУЧЕНИЕ ГИПНАБЕЛЬНОСТИ: Лит.обзор. Материалы и методы. Тестирование гипнабельности - Стэнфордская шкала гипнабельности. Серия 1 - Директивный гипноз. Серия 2 - Самостотельное воспроизведение в уме событий прошлого. Субъективные показатели состояний (ЯО и ИЭ). Объективные показатели состояний: Вегетативные: ЧСС и КГР. ЭЭГ: Спектральная мощность. ЭЭГ: Когерентность. ЭЭГ: Омега-комплексность. ЭЭГ. Трансформация: Радикальное изменение эмоции при переходе А -Д.. Верификация эмоций. Гипноз и программа "Феникс" - В.М.Звоников. Гипноз - Л.П.Гримак. Гипноз - А.Н.Чистяков. Гипноз - В.Г.Мессинг и О.П.Мигунова. Плацебо: "гипнабельность или результат эффективного внушения". Символ удачи. Самопрограммирование. "ВОСПРИЯТИЕ и ОСОЗНАНИЕ": Восприятие процессов. Мощность процессов и восприятие. Восприятие прошлого -"Звездные треки". Зависимость восприятия "времени" от эмоционального состояния. Через Вселенную со скоростью света. Мерность восприятия и Геометрия. 6-мерная Вселенная по Р..Бартинии. Тактильно-зрительный аппарат. Восприятие субсенсорных стимулов. АЧХ слуха и зрения. Нормальное восприятие - Число кадров за 1 секунду. Способы изменения восприятия и мышления - ИСС. ЭМОЦИИ и ЧУВСТВА: Что чувствует амеба в горячей воде. Верификация эмоций. Рыбалка-Чем чувства отличаются от эмоций? "Триггер". О ценности "времени". Сознание и подсознание. "Субличности". Санирование подсознания. Модельное восприятие информации. Визуальные иллюзии. Переход "А - Д | Д - А". "ПОЛЯ - НАЛЕВО, ПОЛЯ - НАПРАВО": Спонтанный инсайт. Управляемый инсайт. Мозг человека - сверхвозможности и запреты. Биополе глазами физика. Биоинформационные дистанционные взаимодействия. Калибровка моделей. ИПВ под гипнозом. "ЧТО ПРИСНИЛОСЬ ЧЕРНОМУ КОРОЛЮ": НАУЧНОЕ ИЗУЧЕНИЕ СНОВ. ВОСПРИЯТИЕ "ВРЕМЕНИ" ВО СНЕ. ПРИМЕРЫ СНОВ и ИХ РАСШИФРОВКИ. ОС - Патриция Гарфилд. ОС - Карлос Кастанеда. Практические занятия по ОС. Дуальные загрузки. "ЧТО ТАКОЕ - Х, ЧТО ТАКОЕ - П" = "ВСЕ ЛИ У НАС ДОМА": Чувство справедливости у обезьян и человека. Роль капитала в 21 веке. Признаки плутократии. Делать вовремя. Эксперимент Розенхана. Мы изменили диагноз. "ЧУЖАЯ ДУША - ПОТЕМКИ": Встреча ученых с Далай-ламой XIV. Как я была Дж.Фордом. Интервью с Бернаром Вебером. Быть Андрэ Моруа. Мистики и маги Тибета. Ч.1. Мистики и маги тТибета. Ч.2. Стихи под диктовку "Владимира Высоцкого". С.Гроф - "Капитан и боцман". Кукушка. "ИГРА "ЖИЗНЬ" (Conway). "НАЗАД В СВЕТЛОЕ БУДУЩЕЕ": Самопрограммирование. Измененные состояния сознания. Двойное связывание. Многовариантность. Кровь - средство от смерти. "11 ПИ-РЭ. ПОДРОБНО": Автор: Игровое Поле. Большие правила: Участники: Убеждения-ценности-идеалы: Лавуазье - значение личного опыта. Утюг и Поход к Солнцу. Успеваемость в школе. Разговор с пограничником. Почему внушения не всегда действуют. Эффект Барнума. Случай с Альфредом Джусом Айером. Почему он так поступает? Воспитание в Бельгии. Разговор у костра. О новом человеке и педагогических системах. Анатолий Васильевич и ЧОП. Памяти Чубайса. Желания-потребности-намерения: Действия физические: Внешние ресурсы: Отрицательные деньги. Золото и золотой стандарт. Секреты Сталинской экономики. Как устроены мировые финансы. Блеф западного благополучия. Русская модель для сборки. Внутренние ресурсы: Знания. Что изучает математика. Отрицательное свойство точных моделей. Пример поверхностного суждения. Знаки и символы. Звуки и образы - Понимание и осознание. Цифры и числа - Количество. Мерность восприятия и геометрия. Ноты и паузы - Статика и динамика. QR-коды - Способ кодирования информации. Навыки и умения. Когнитивные способности. Внимание. Память. Мышление. Причинно-следственные связи. Логический трюк Льюиса Кэролла. Понятийное мышление - Парадокс Пиаже. Базовые операции мышления. Понятийное мышление - Л.С.Выготский. Ошибки интерпретаций. Корпускулярно-волновой дуализм. Ошибки мышления у космонавтов. Жадность или глупость. "Накаркал" (считываем или воздействуем). Как меняют мышление занятия музыкой. Упражнения от мистиков и магов Тибета. Развитие воображения. Синестезия - звучащие краски. Гении и таланты. Особенности мышления у шахматистов. Быстрее калькулятора. Моделирование - Действия модельные. Траекторное управление Модельное восприятие. Модельное воздействие. Результат-Душевное состояние: "КАК СТАТЬ БЕЛОЙ КОРОЛЕВОЙ": ЛИТЕРАТУРА. РЕКОМЕНДОВАННЫЕ ФИЛЬМЫ.