Развивая внимание, память, мышление, вы развиваете интуицию!
Проект «Go-Ra»
Изучение факторов, влияющих на качество решений, принимаемых
в условиях неопределенности.

Отрицательные деньги в Австрии  ам царь Кащей над златом чахнет…)

Когда-то люди изобрели каменный топор и научились добывать огонь. После – придумали колесо. Стали выращивать овощи, строить дома и разводить всякую живность. Когда-то, наверное, на самой заре цивилизации, появилось разделение труда. Кто-то охотился, кто-то пропалывал грядки. Уже тогда, должно быть, наши предки начали меняться пожитками. Однако попробуйте-ка поменять топор на барана! Как быть, если товары неравноценны? Как быть, если сосед не хочет менять своего барана на ваш топор? Проблему решило одно из последних гениальных изобретений человечества – деньги.

Изначально деньги возникли как удобное средство обмена. Они были эталоном, позволившим количественно – а значит, объективно – оценить стоимость того или иного товара. Их появление, вероятно, вызвало необычайный взлет древней экономики. Родилась торговля: появилась возможность поменять какой угодно товар на любой другой.

Таким образом, с давних времен деньги были призваны стимулировать экономику. Однако с течением веков ситуация изменилась. Вместо того, чтобы крутиться в бесконечной карусели продаж и покупок, деньги стали оседать в сундуках богачей и закромах ростовщиков. Причиной тому послужила сама уникальная природа денежных средств. Любой товар на рынке имеет свой «best before» - срок хранения. Овощи гниют, а туалеты выходят из моды. Даже самая долговечная собственность – недвижимость – через несколько десятков лет порадует своего хозяина дырявой крышей. А деньгам все нипочем. Они не портятся и всегда в моде. Не требуют ухода и затрат на хранение. Это значит, что обладатели денег могут позволить себе не торопиться с покупкой. Вот и лежат накопленные средства в чулках да тайниках, вместо того, чтобы подхлестывать торговлю и развивать экономику.

Однако лиха беда начало. Со временем деньги вообще оторвались от реальных ценностей и зажили самостоятельной жизнью. Когда-то на них можно было купить только корову или саблю. А теперь – еще и вексель и акцию. Деньги продаются за деньги! Разросшийся биржевой рынок привел к вращению огромных финансовых средств. Уникальным в этой ситуации стало то, что, в отличие от прошлых времен, перетекание денег из рук в руки не сопровождалось никаким обменом на уровне реальных товаров. Так деньги заработали вхолостую.

Но и это еще не все. Банковская кредитная система породила постоянный денежный рост. Любой натуральный обмен всегда происходит более-менее равноценно. Кредит же предполагает, что вы берете деньги в долг и затем возвращаете их с процентами. Возвращаете больше, чем взяли. На этой схеме испокон веков держалось ростовщичество. Получается, что деньги в банке или у ростовщика растут, не совершая никакой реальной работы. В противоположность процессу производства, когда прибыль «обеспечена» приростом товаров или услуг. Необходимость возвращать деньги с процентами порождает великое множество экономических бед, и прежде всего - инфляцию.

Казалось бы, что тут поделать… Такова жизнь. Однако в далеком 1862 году родился экономист, сумевший пресечь проблему в ее зародыше.

Сильвио Гезель родился в семье немца и француженки на границе Германии и Люксембурга. В 1886 он эмигрировал в Аргентину, где стал преуспевающим предпринимателем. Теорией денежного обращения Гезель заинтересовался благодаря всемирному экономическому кризису конца 19 века. В 1906 году он выпустил в свет самую знаменитую из своих книг - «Естественный экономический порядок».

По Гезелю ситуация с перманентным ростом денег – противоестественна. Проценты губят экономику. Поэтому он придумал модель, при которой люди платят не банковские проценты, а государственный налог на деньги. Причем налог этот платят не за право пускать деньги в оборот, а за право их хранить. Схема реализуется очень просто. Выпускаются специальные банкноты, которые действительны только в том случае, если в конце предыдущего месяца на них наклеили марку, говорящую об уплате налога. Сумма налога небольшая, 1-2%. Однако такая модель гарантирует, что больше всего денег в казну поступит от финансовых спекулянтов и банкиров – тех, кто хранит деньги, не используя их. Простые же смертные, равно как и предприятия, получив на руки такие «горячие боны» немедленно стараются от них избавиться. В результате – процветание торговли и рынка услуг. Плюс дополнительные деньги у государства на общественные нужды. Минус доходы банкиров.

Интересно, что эта модель, в отличие от многих других, вышла за пределы чисто академической теории. Ее применили на практике в австрийском городе Вергле в 1932 году, через два года после смерти Гезеля. Результаты превзошли все ожидания. Товарооборот увеличился вдвое! На деньги, полученные в качестве налога, построили мост и дороги. Уровень безработицы снизился на 25%.

Экспериментом заинтересовались более 300 австрийских общин. По понятным причинам это вызвало сильное беспокойство Национального Банка. Ведь в случае поголовного перехода общин на систему Гезеля Банк терял денежную монополию. Тяжба закончилась плачевно: в результате длительных судебных разбирательств магистрату Вергля запретили печатать местные деньги.

Почему? Ответ очевиден: банки не пожелали расставаться с процентами. Испокон веков «деньги» означало «власть». Так случилось и в этот раз: счастливые обладатели кругленьких сумм предпочли единожды раскошелиться на судебный процесс вместо того, чтобы постоянно делиться с государством. И это неудивительно: ведь при налоге в 2% в месяц за год они потеряли бы 24% - почти четверть своих сбережений!

Модель Гезеля заставляет задуматься. Мир не вылезает из экономических кризисов, повсюду буйствует инфляция. Доллар падает, рубль нестабилен. Быть может, эта модель – выход из положения?

И еще вопрос: почему участники этой истории не воспользовались официальными вексельными схемами. Ведь вексель как финансовый инструмент и был придуман для таких операций. Может быть не хватило знаний?

Как видите, остается много открытых вопросов. Если среди наших читателей есть специалисты или просто интересующиеся, мы были бы рады услышать их мнение.

Благодарю за помощь А.Н. Чистякова, коммерческого директора ЗАО «EXTOR-media».                                                                                                               

aprilray



Поделиться: