Некоторые родители считают, что они "убивают свое время", когда читают детям сказки, и ставят им мультики. Нередко это та же сказка, но здесь уже есть образы. Почему это не всегда хорошо? Если ребенок просит почитать ему сказку, даже если это происходит в сотый раз, это означает, что ему интересно - это надо ценить.
Во вторых, когда он слушает, то придумывает свой "видеоряд", может быть и на основе картинок увиденных в книжке, но свой. В этом смысле мультик - это хорошо, но ребенок в этом случае потребляет плоды чужого воображения и не развивает свое.
Так вот, когда нам читают книгу, например, сказку, то мы слышим слова, а представляем некий "фильм-мультик", т.е. мы слушаем слова, но «вытаскиваем» из памяти образы (конструируем, моделируем, воображаем),и превращаем их в фильм, причем не прикладывая к этому никаких усилий - так у нас развивается память и воображение, и если будем много слушать (читать), то и мышление.
Совершенно иная коллизия наблюдается в случае, если мы смотрим готовый, т.е. уже кем-то придуманный и снятый фильм. Я сейчас не о достоинствах или недостатках фильмов и их многообразном влиянии на нас. Речь идет только об одном последствии: воображение в этом случае развивается слабо - маленький человечек в данном случае выступает потребителем, а не создателем (А-втором) своего мультика.
Подчеркну: параллельно с воображением (креативностью) развивается и внимание, т.е. если ребенок принимает участие в том, что ему интересно, или занимается тем, что ему интересно, то он еще и тренирует внимание. Про современную молодежь, которая "заточена под восприятие картинок" более подробно поговорим в другой рубрике.
Если почитаете сны "Человек - амфибия" и "Двойное разочарование", то Вам окончательно станет понятно, что в процессе прослушивания сказок, во время засыпания , может наступить интересный момент, который называется ассоциацией с сюжетом сказки. У многих всемирно известных писателей и композиторов, таких как Оноре де Бальзак, М.Н.Булгаков, П.И.Чайковский и др., была развита эта способность - они легко погружались в другую реальность, и были очевидцами-участниками событий, которые наблюдали, запоминали, а затем только описывали. В детском саду нам читали книжки и в "тихий час", и днем. Нам это очень нравилось Однажды, когда наша воспитательница Валентина Константиновна Волкова ушла в отпуск и ее замещала другая женщина, мы попросили ее почитать нам сказку в тихий час, и, мы были страшно разочарованы, т.к. она читала нашу сказку совсем не так, как это делала Валентина Константиновна, Мы отказались от такого чтения. Все было не так: ритмика, тональность, интонации - все было не так, как мы привыкли, а объяснить, что же нам не нравилось, мы не могли. И, как же мы были рады, когда вернулась из отпуска Валентина Константиновна.
Расскажу один случай, который произошел у нас в детском саду. Он про то, как быстро дети запоминают то, что им интересно. Однажды Коля Возняк принес с собой в детский сад шахматы. Его научил играть в шахматы родственник, который приехал в гости. В течение дня практически вся наша группа "научилась" играть в шахматы: запомнила правила и названия фигур. Сначала Коля выигрывал у всех, но очень скоро нашлись и такие, кто запомнил комбинацию под названием "детский мат"и Коля перестал быть королем.
В школу я пошел в 7 лет. К этому моменту я не умел читать и алфавит не знал. Более того - учиться в школе было совершенно не интересно. Прописи - какой в них может быть интерес? Мало того, что это неинтересно, так это еще и трудно, а когда мне говорили, что если я не научусь писать, то когда стану взрослым, то мне будет стыдно., это совершенно не действовало.. Однажды, когда я попросил приятеля-второклассника вместо меня сделать в моей тетрадке домашнее задание - заполнить прописи, он быстро их сделал, получилось красиво, и мы рванули на улицу за голубями. Я был страшно удивлен, когда учительница на следующий день поставила мне двойку за то, что это не я сделал домашнее задание, а кто-то другой. Я реально не понимал как она смогла это узнать? Буквы, "написанные мной" в прописи, были красивые, т.е. в точности повторяли задание, и тут на тебе, такие наезды!
На тот момент у меня было два очень интересных хобби: голуби и курение. Но об этом я расскажу в другой истории ("Как я бросил курить"). Как вы понимаете, по сравнению с этими занятиями прописи и зубрежка букваря не имели никакого смысла, это тоже было не интересно. Я никак не мог понять - чего от меня хотят?
И вот как-то, я приношу домой очередную двойку и мать садится со мной делать уроки. Под присмотром я тупо заучил наизусть новую букву и новые слоги. На следующий день я получил пятерку, но не это было главным - самое интересное произошло позже. Снова под присмотром я вызубрил очередную букву и слоги, а потом мне стало любопытно (интересно), и я спросил у мамы: как называется следующая буква? Получив ответ, я сам прочитал слоги и слова, потом я спросил у мамы название следующей буквы и т.д. В этот вечер я освоил половину букваря, а на следующий день с букварем было покончено.
Тут же я достал "Родную речь" и взялся за нее. Подчеркиваю: это произошло не потому что меня мама заставляла и делала мне внушения о пользе знаний, а потому что мне стало интересно и при изучении букваря я понял главное, т.е. принцип: как правильно соотносятся буквы написанные и звучание этих же самых букв, как из букв складываются слоги, а из слогов слова, а из слов предложения. Я понял еще один новыйпринцип - как из частей складывается целое. Это был инсайт - озарение. Я не знал таких слов: принцип, часть, целое, инсайт, озарение, но я эти принципы понял за счет того, что увиденное и услышанное точно соответствовали друг другу. Воснове понимания лежит установление точных соответствий. А дальше меня было не остановить. Подробнее: Восприятие-осознание-информация-энергия.
Однажды, уже в пятом классе, одна из учителей увидела меня со стопкой книг, которую я возвращал в библиотеку. Она поинтересовалась куда я их несу? Последовал очевидный ответ: "возвращаю в библиотеку", а, потом, не могла поверить, что такой стопки книг мне хватает всего на пару недель. Я быстро перечитал всю школьную библиотеку, а дальше ....
. Как я своего сына читать учил.
Но сначала пару абзацев о небольшом "открытии", которое я сделал для себя, когда сыну было еще 7-8 месяцев, может быть, чуть больше. Ходить он еще не умел, но уже мог сидеть и ползать. Так вот, была моя очередь сидеть с сыном, а жена ушла на лекции. И я решил ему показать карточки с ягодками, типа, детского домино. Показал и назвал, что есть что. А потом ради любопытства решил проверить: запомнил он или нет? Оказалось, что он все запомнил с одного раза. Я несколько раз проверял, перемешивал лотошки и после этого просил показать мне еще раз: клубнику, или смородину и т.д. Все было правильно. Потом жене показали - она тоже удивилась :)
Я это вот к чему: до этого момента мне даже в голову не приходило, что наш мозг запоминает все. Как говорит Татьяна Черниговская: мозг - это не решето, что в него попало, то там и осталось. Со временем извлекать информацию становится сложнее, но она никуда не исчезает, более того, оставляет в мозге следы - между нейронами возникают новые связи., а вот от того как именно у конкретного человека свяжутся нейронные сети в мозге, будет зависеть его уникальная картинка мира. У детишек память априори хорошая, но объяснять надо правильно Что значит правильно, об этом и пойдет речь дальше. К тому времени, о котором я буду рассказывать, Виталик уже знал все буквы и умел считать до десяти, но читать не умел.
Я просто привожу пересказ нашего недавнего диалога в ВК (10.02.2020).
Виталий: как-то перед сном я вас с мамой достал, типа, почитайте мне сказку на ночь про Маугли. А, дальше безлико, я не помню, ты или мама, не суть - типа, что за дела Виталик? Ты же буквы заешь уже, т.е. умеешь читать. Я, такой – да? А в каком смысле? Мне было лет 5, может, чуть больше. А вы такие: ну,ты же буквы знаешь? Я: да, все буквы знаю, ну-ка, проверьте. А слоги? Я: ну, и чего? 2-3 буквы сложить в слог - легко. Только что дальше – не понятно?
И, кто-то из вас, типа, ну и чего ты тупишь? 2-3 слога - это слово.. 2-3 слова это предложение, ну-ка, читай давай. Читай слоги сначала про себя, т.е. не вслух, а молча, а когда понял, что за слово ты прочитал, слова же все знакомые, ты их раньше слышал, то сразу произноси его вслух! Сначала можешь себе помогать пальцем - веди им вдоль слова. Читаешь про себя, а произносишь вслух и паузы между словами делай все меньше.
И это было реально интересно, потому что я хотел не вашего внимания, а я хотел реально чтобы мне книжку почитали, и я прочитал вслух пару предложений, и вы такие: ну, вот, типа, можешь-же! И я реально понял, что я могу!
Пока мои сверстники-одногруппники в садике кубики складывают с грехом пополам - я могу всю офигенную книжку про Маугли, прочитать сам, без всех! Незабываемые впечатления, ну, а, потом я «зачистил» все книжки, которые попадали мне в лапы!
Мне так смешно в школе было, когда дети что-то там по слогам читали, я просто очень удивлялся - как можно не уметь читать? Есть же книжки Майн Рида, Джека Лондона, и других. Ты чего, будешь ждать, пока тебе бабуля-воспитательница их «прожует» за полгода? Вон они в шкафу стоят, взял и прочитал. Это вроде бы мелочь, и я никогда этим не хвастался, просто помню, как дело было.
Любые тесты на определение IQ проверяют на самом деле, можем ли мы находить (понимать) закономерности (правила, принципы), по которым составлено задание. Ровно ту же задачу решают дети, когда учатся чтению и арифметике. Важно, чтобы им было интересно. Надеяться на то, что система с ИИ (алгоритм) сможет быстро понять, чего ребенок не знает, и подобрать этому конкретному ребенку увлекательный способ изложения материала, можно, но это несколько наивно, т.к. это уже творчество, а не подражание.
P.S. В качестве примера факт из биографии Веры Каменевой о том, что бывает, когда ребенкуинтересно. Когда ей было 5 лет, то посмотрев на занятия старшей сестры, которая училась играть на фортепиано, Вера сама попросила учительницу обучать и ее тоже. Педагог проверила у Веры слух, и согласилась заниматься с ней. В конечном итоге обе сестры поступили в МГК: старшая на дирижерский факультет, а Вера поступила в московскую консерваторию первым номером на спецфортепиано, и в дальнейшем стала лауреатом множества международных конкурсов, и замечательным педагогом. Подробнее