03.01.-09.01.25, Изумруд А.Непритворенный
16.02.-21.02.25, Яхрома А.Чистяков
20.01.-30.01.25, WWW.
Цифры и числа.
Знаки - это элементы из которых строятся более сложные структуры, т.е. числа. Как и буквы, каждая цифра имеет образную и аудиальную (звук) составляющую. Число показывает количество: объектов/субъектов, и их свойств/качеств. Арифметические действия подразумевают под собой физический смысл и описываются с помощью глаголов: прибавить и отнять, разделить (на части) и умножить - по сути означает способ группировки. Когда есть потребность в том, чтобы сравнить у какого объекта/субъекта, то или иное качество выражено ярче (сильнее), то возникает потребность в его количественной оценке. Например, в спорте для этого используют спортивные снаряды (штангу, диск, молот, копье и т.д.). Кто больше поднял, дальше кинул, выше прыгнул, быстрее пробежал, у того лучше развита какая-либо совокупность качеств.Понятия меры и эталона мы уже рассматривали в теме "Азбука для эзотериков и гуманитариев". Очевидно, что в каждой области знаний существуют свои знаки и символы. Прежде, чем браться за сложные модели, необходимо освоить базовые. Знаете ли вы, что существует теория чисел? Они бывают целые, дробные, действительные, рациональные, иррациональные, комплексные и т.д.. Возможно, не все понимают, что комплексные числа нужны для описания не поступательного, а вращательного вида движения. У обоих видов движения есть направление: вверх/вниз/вглубь, вправо, влево, по часовой стрелке, против часовой стрелки).
Качество - след (результат взаимодействия); - способность к взаимодействию.
Количество - число субъектов, объектов, элементов (частей), связей, свойств, признаков, качеств и т.д., и т.п.
Навык – это деятельность (умственная или физическая), сформированная путем повторения, и доведенная до автоматизма.
Умение (умственный навык) – действия, выполняемые в уме. В уме мы можем вспомнить музыку, песню, слова - аудиальная модальность. В уме мы можем вспомнить какой-то цвет, либо объект, либо процесс – визуальная модальность. Мы можем вспоминать, вкусы, запахи, ощущения – это кинестетическая модальность. Мы можем вспоминать действия, например, как мы шли по улице, а на улице была весна, и мы видели цветущую черемуху, и слышали пенье птиц и ощущали соответствующие запахи.
Навыки и умения, неразрывно связаны с физической деятельностью, но в некоторых случаях мы можем действовать только в уме. Все навыки и умения приобретаются в процессе обучения. Это касается не только умения ходить, а затем и бегать.
Когда есть потребность в том, чтобы сравнить у какого субъекта, то или иное качество выражено ярче (сильнее), то возникает потребность в его количественной оценке. Например, в спорте для этого используют спортивные снаряды (штангу, диск, молот, копье и т.д.). Понятия меры и эталона мы уже рассматривали в теме "Азбука для эзотериков и гуманитариев".
Чтобы выявить, у кого лучше развито (натренировано) то или иное качество проводят соревнования. Соревнующимся создают равные условия, предоставляют одинаковый инвентарь, предоставляют равное количество попыток и т.д.
Что означает выражение: на соревнованиях по тяжелой атлетике на Московской олимпиаде в 1980 году в первом тяжелом весе победителем оказался Давид Ригерт, поднявший в сумме двоеборья – 485 кг.
Это означает, что в конкретное время, в конкретном месте Давид Ригерт в сумме двоеборья поднял самый большой вес среди всех участников соревнований. В данном случае силу спортсменов сравнивали по результатам взаимодействия со штангой, вес которой можно точно измерить. Возможно, что уже на следующий день спортсмены показали бы совсем другие результаты, т.к. качества не остаются неизменными, их необходимо поддерживать на должном уровне путем тренировок. Это относится ко всем без исключения навыкам и умениями: физическим и умственным.
В легкой атлетике толкают ядро, метают молот и диск, бросают копье – это все силовые виды спорта, где играет роль вес снаряда и его форма, но т.к. это разные снаряды, то соревнования проводятся по разным дисциплинам легкой атлетики, а в той же тяжелой атлетике, где одна и та же штанга, спортсмены делятся еще и на весовые категории в зависимости от собственного веса. В легкой атлетике, пока еще не делят спортсменов на росто-весовые категории.
Понятие качество тесно связано с такими понятиями: навык-умение, автоматизм.
Они нарабатываются в любом виде спорта, любом виде деятельности. В спорте это называется техникой, но в любом виде деятельности тоже нарабатываются автоматизмы – наиболее эффективная последовательность действий, выполняемая на «автопилоте».
Когда речь идет о количественной оценке наших навыков, относящихся к Действиям физическим (по формуле «11 ПИ-РЭ»), например, таких как сила, выносливость, скорость, то здесь все достаточно просто. Можно измерить время, за которое мы пробегаем стометровку, вес штанги, который мы способны поднять, и все станет понятно. Сложнее оценивать количественно внутренние ресурсы: знания, навыки и умения, когнитивные способности. Яркий пример – ЕГЭ. Если знания с его помощью еще худо-бедно можно оценить, а по сути, это оценка памяти, то при оценке различных аспектов мышления это сделать гораздо сложнее.
Существует огромное количество самых разнообразных тестов, направленных на оценку мышления и различных его аспектов. Можно оценивать: умение точно описывать ситуации, классифицировать информацию, вычленять общие и различные признаки, качества каких-либо субъектов/объектов и процессов, создавать категории, выстраивать из них иерархии, выносить корректные суждения, строить точные модели, обладающие свойством прогнозности – все это признаки развитого мышления. Но какой бы тест мы не использовали, мы будем оценивать: внутренние ресурсы (память, внимание, мышление), либо по времени выполнения теста, либо по количеству правильно выполненных заданий (тестов) за определенное время.
Умение продолжать умственную и физическую деятельность в условиях помех, т.е. при неблагоприятных внешних обстоятельствах, характеризует внимание и оценивается количеством ошибок (или их отсутствием).
В заключительной теме «Как стать Белой Королевой» мы подробно объясним, какие внутренние ресурсы надо развивать в себе для того, чтобы повысить качество интуитивно принимаемых решений. Забегая вперед, скажем, что способности будут те же самые, что нам требуются для достижения успехов в любом виде деятельности: внимание, память, мышление. А вот навыки и умения (грани мышления) понадобятся специфические.
В заключение добавим, что качества и способности не существуют сами по себе. Не бывает, например, зеленого цвета, существующего в природе без какого-либо объекта (процесса), или энергии и времени в чистом виде. Это всегда свойства каких-либо объектов/убъектов или процессов, т.е. результат взаимодействия.
- Не может быть! - воскликнула Алиса. - Я этому поверить не могу!
- Не можешь? - повторила Королева с жалостью. - Попробуй еще раз: вздохни по глубже и закрой глаза.
Алиса рассмеялась.
- Это не поможет! - сказала она. - Нельзя поверить в невозможное!
- Просто у тебя мало опыта, - заметила Королева. - В твоем возрасте я уделяла этому полчаса каждый день! В иные дни я успевала поверить в десяток невозможностей до завтрака.
"Алиса в Зазеркалье", Л.Кэролл.
Есть обладающий жизнью, есть и то, что порождает обладающего жизнью; есть обладающий формой, есть и то, что создает обладающего формой; есть обладающий цветом, есть и то, что дает цвет, обладающему цветом; есть обладающий звуком, есть и то, что дает звук, обладающему звуком. Из притч Дао.
Тренируя физические навыки, мы тренируем мышление. Одно без другого невозможно. Мышление и физическая деятельность неразрывно связаны друг с другом. У мышления огромное количество граней. В каких-то ситуациях нам необходимо уметь анализировать ситуации, где-то критически мыслить, а где-то необходимо иметь хорошее воображение. В любом случае любые грани мышления опираются на память и внимание. Чем же физические навыки отличаются от умений ("умственных навыков")?
Допустим, что вы научились водить автомобиль. Помимо соответствующих знаний ПДД и устройства автомобиля вы наработали ряд автоматизмов, которые позволяют вам концентрировать внимание на изменениях в Игровом Поле, а не на том, где у автомобиля находятся органы управления и т.п.
Люди с развитым мышлением (воображением) без проблем справятся с такой задачкой: если это надо, то они могут вспомнить свой автомобиль (хорошая память), причем они могут делать это разными способами. Если они будут вспоминать его ассоциировано, например, себя внутри автомобиля на водительском месте, то они вспомнят не только соответствующие образы, но и ощущения, и, запахи. В дальнейшем будем называть такие воспоминания полимодальными. А еще они могут вспоминать это же событие прошлого диссоциировано, например, глядя на себя, сидящего за рулем, но глядя на себя со стороны, т.е. как бы раздвоившись, перенеся точку наблюдения туда, где она реально не была, т.е. за пределы автомобиля. В дальнейшем это умение будем называть воображением.
Автор текста: к.п.н. А.Н.Чистяков.
Поделиться: