Развивая внимание, память, мышление, вы развиваете интуицию!
Проект «Go-Ra»
Изучение факторов, влияющих на качество решений, принимаемых
в условиях неопределенности.

Как меняют мозг занятия музыкой.

Ребенок, занимающийся музыкой, изучает нотную грамоту, нарабатывает определенные навыки и умения, и доводит их до автоматизма. В частности, изучая нотную грамоту, он расширяет свои знания. Эти знания можно назвать по разному: можно назвать нотной грамотой, а можно специализированной моделью, описывающей частный случай процессов - музыкальные произведения. Можно назвать "языком" в котором есть свои "буквы" и свои правила, по которым строятся музыкальные фразы. Понимая этот язык, ребенок учится  правильно переводить статику (картинку - нотную запись) в динамику, т.е. правильно исполнять произведение. 

Если понимать, что время - это длительность процесса, то они знакомятся на очень глубоком уровне с этим базовым понятием, т.к. они на практике понимают, что есть длительности нот и есть паузы. Есть одиночные ноты, а есть аккорды - так они знакомятся с согласованностью, гармонией, но изучают эти вопросы не только в теории, но и на практике.
Параллельно идет этап овладения инструментом - ребенок учится не просто хаотически тарабанить пальцами по клавишам, а делает это в соответствии с партитурой. Когда это умение доведено до автоматизма, это означает, что информация из одной модальности, автоматически переводится в другую модальность, т.е. ребенок смотрит в партитуру, а слышит музыку и исполняет ее. Это этап наработки навыков и умений. Что при этом происходит в мозге?

Когда ребенок освоит навык игры с листа, это будет означать, что теперь установлены ассоциативные связи между нейронными ансамблями обрабатывающими аудиальную, визуальную, тактильную информацию и структурами мозга, которые отвечают за мелкую моторику, координацию, скорость и точность движений. И, разумеется, не останется в стороне "дирижер" - лобные доли головного мозга, причем, обоих полушарий. В итоге мы получаем более сложный мозг в буквальном смысле этого слова. Это означает, что все эти нейронные структуры связаны и могут при необходимости работать одновременно! Исполнение сложного музыкального произведения подобно огромному "автомобильному трафику", который должен происходить безошибочно. Чтобы на практике его осуществить нужны не просто "дороги", а "автострады". Известно, что у музыкантов мозолистое тело (перемычка между полушариями ГМ) гораздо объемнее, чем у большинства  людей. За счет этого и возможен такой "трафик" (напряженная умственная деятельность), т.е. умственная и физическая деятельность осуществляются совместно и согласованно.
Небольшое, но важное уточнение: под "хорошими автострадами" следует понимать нервные пути, которые покрыты миелиновыми оболочками, что увеличивает скорость и точность передачи информации между соответствующими сетями, а также меньшие потери ионов натрия и калия в синапсах.
Каким образом будет задействован в дальнейшем этот мощный инструмент зависит от многих факторов. Если в него заложить еще и сложные знания (имеющие высокую иерархию и связанность, где не бывает мелких и неважных "элементов"), то на выходе мы имеем шанс получить гармоничное "произведение": сложную модель или техническое устройство - это к вопросу про нобелевских лауреатов по физике, 95% которых, умели играть на фортепиано.

Подробнее о временной специализации полушарий головного мозга: Доброхотова Т.А., Брагина Н.Н., Левши. М; Книга 1994.
Подробнее о роли лобных долей в организации работы мозга см. книгу "Управляющий мозг: Лобные доли". Голдберг Элхон. Изд. Смысл, 2003.

Автор текста: .


Поделиться: