03.05-08.05.26, Изумруд. А.Чистяков
16.11-30.11.25, Яндекс-Т. А.Чистяков
03.01.-08.01.26. Изумруд
Экспедиция в Тибет. Н.Рерих, НКВД,
Тибетская философия Лубянки
После Октябрьской революции советские секретные службы намеревались переделать самую природу человека, для чего решено было раздобыть древнейшие знания о телепатии и парапсихологии в мистической стране Шамбале.
По Библии, Ной спасся на горе Арарат. Высочайшая горная система Гималаи (в переводе на русский - "обиталище снегов") могла бы спасти миллион Ноев, да, пожалуй, и весь род человеческий. Неудивительно, что там развернулись драматические события. С точки зрения обывателя, Тибет - медвежий угол, дремучая глухомань. Да так оно и есть: на огромном плато, напоминающем лунный ландшафт, лишь в редких долинах можно встретить человеческое жилье. Но именно здесь сошлись интересы трех империй: Великобритании, Китая и России. Когда-то Екатерина II передавала дары Далай-ламе с калмыками, шедшими поклониться Живому Богу. В начале XX века королевство Тибет со столицей Лхасой ненадолго обрело независимость - отпало от Китайской империи и зависло между Британской и Российской. Георг V и Николай II кое-как договорились между собой о сферах влияния - императоры ведь были родственниками. Кое-что выиграл и Тибет, став запретной для европейцев и индусов страной (исключение - буддисты индийские и российские: калмыки, буряты, алтайцы). Режим изоляции был спасением для особого уклада жизни, и тибетцы жестоко расправлялись с иноземцами, обнаружив их на своей территории. Однажды на границе некто Шельде Занги изрек перед казнью: "Если моя голова отлетит в сторону России, Тибет перейдет во владения белого царя".
Север занимает особое место в мистической географии - здесь располагается загадочная Шамбала под владычеством белого царя Ригден-жампо. Но что значит - "Шамбала"? Может, это Россия? Или метафора коммунизма? Или Центр изначальной Традиции, территория, населенная мудрецами-медиумами, готовящими Учителей (махатм)? Легенды гласят, что в Шамбале люди рождаются из бутонов цветов и сразу взрослыми, живут 1000 лет, умирают и вновь возрождаются.
Манила Шамбала англичан! Во время вторжения 1903 года британский генерал, поняв, что без крови не обойдется, выслал парламентеров с предложением о переговорах. Простодушные горцы затушили фитили допотопных кремневых ружей, сложили мечи, копья, луки с отравленными стрелами и... попали под шквальный огонь артиллерии. Колониальная армия принесла оккупационный порядок. Россия, связанная войной с Японией, не вмешалась. Но деньги от Далай-ламы приняла: в Санкт-Петербурге началось возведение единственной на всю Европу буддийской молельни, посвященной культу Калачакра-тантры (смысл его - миф о Шамбале).
Витражи кумирни оформлял Николай Рерих - глава "Общества поощрения художеств", духовидец и наследник ордена Сен-Мартена, верившего в то, что недоступная страна в глубине Азии населена политическими телепатами и пророками катаклизмов, до срока пребывающими в пещерах. Декаданс, вертящиеся, столики, идея тайной власти над человеком... На квартире Фуямы (эзотерическое имя Рериха) собирались члены его кружка: профессора и гвардейские офицеры, студенты и художники, толстые помещицы и представители богемы - пощекотать нервишки общением с духами из загробного мира, послушать чревовещателя, посмотреть на ясновидящую, приобщиться к тайнам Востока. Адептами ордена были Сергей Меркуров (будущий придворный ваятель И.В. Сталина, кузен Георгия Георгиадиса, более известного как Георгий Гурджиев), поэты Александр Блок и Юргис Балтрушайтис, психиатр К.Н. Рябинин, лечивший от эпилепсии жену Рериха, блестящую светскую красавицу Елену Шапошникову - племянницу М.П. Мусоргского и правнучку М.И. Кутузова (впрочем, в ней видели не столько болезнь, сколько дар медиума). Самая экзотическая фигура ордена - монгол-путешественник Хаян Хирва, мечтавший о едином общеазиатском языке. Имя студента горного института Глеба Бокия еще не прогремело в России: это случится в 1918 году, когда он возглавит красный террор на посту начальника питерской ЧК.
Официальными функциями организованного Бокием на Лубянке Спецотдела станут радиоразведка и дешифровка телеграмм, пеленгация вражеских передатчиков, установка подслушивающей аппаратуры. В особо секретной лаборатории нейроэнергетики будет изучаться все таинственное: знахарство, шаманство, гипноз. Прекрасно осведомленный о безостановочной работе мясорубки ОГПУ, Бокий будет уповать на контакт с Шамбалой: "Как, почему обездоленные труженики превратились в звериноревущую толпу, массами уничтожающую проводников общечеловеческих идеалов? Как сгладить вражду между простонародьем и работниками мысли? Шамбала выведет человечество из кровавого тупика безумия!" Тибет привлек внимание новых правителей России, когда в 1918 году "Известия" сообщили о начавшемся там национально-освободительном движении. Ничего подобного в действительности не было, но наркоминдела Чичерина это натолкнуло на мысль о "научной" экспедиции, которая помогла бы продвинуть революцию в страны буддийского Востока и приступить к осаде цитадели британского империализма - Индии.
Гражданская война застопорила осуществление идеи. Лишь в 1922 году от лица Советского правительства члены экспедиции вручили Наместнику Будды 100 аршин парчи, часы с монограммой "РСФСР", серебряный чайный сервиз и "чудесную машину" - радиотелеграфный аппарат. Но Далай-лама не разорвал отношений с Англией: она поставляла Тибету оружие и советников для войны с Китаем. Тогда в Москве заговорили о второй экспедиции.
В 1921 году американская газета "Сан" сообщила, что в Нью-Йорке Н.К. Рерих создает IV Интернационал, который объединит оккультные и мистические организации. Операцию начал Коминтерн, ее активно поддержал Спецотдел Бокия. Вербовка художника была непростой! Сначала Рерих, напуганный октябрем 1917 года ("Холодно и очень хочется есть"), ухватился за приглашение устроить персональную выставку в Швеции. Семейство оказалось в безопасности, но практически без средств к существованию. Чичерин предложил бывшему сокурснику по университету стать... "контейнером" (в Германии шла подготовка восстания, а советская миссия, снабжавшая коммунистов листовками и ленинскими брошюрами, была выдворена из страны) - никто же не будет "потрошить" багаж всемирно известного художника и ученого! Рериху положили солидный гонорар. И все же при первой возможности он перебрался в Лондон. Некто Шибаев, знаток индийской философии и йоги, свел соотечественников с Рабиндранатом Тагором. Рерихи не догадывались, что Шибаев - агент ЧК, подвигнутый на знакомство Григорием Зиновьевым, верившим: мистические тайные общества помогут Советам расширить политические контакты в условиях дипломатической изоляции России. Не коротким оказался путь Рерихов на Восток! Учеба сыновей в Лондонском университете, перевод в Гарвард. Родители возили выставку по городам США. Многие американцы верили, что полотна Рериха целебны и что чета обладает сверхъестественными возможностями. Хозяин квартиры исполнял любую их прихоть, имея на то указание из... Москвы. В здании советского АО "Амторг" (агентурной крыши ОГПУ) Рерихи основали Орден Будды Всепобеждающего, дочерний Всемирный Союз Западных буддистов, организации "Венец мира" и "Пылающее сердце". Члены их занимались спиритизмом, изучали восточную философию и рекрутировали профанов. На первую ступень посвящения вступал "Входящий в поток", на вершине пирамиды находился сам Н.К. - "Владыка Шамбалы".
В кабинете Лубянки под портретами Ленина и Троцкого беседовали Дзержинский, Зиновьев, Бокий и Блюмкин - эсер, который в 1918 году стрелял в германского посла. Тогда ВЧК, выполняя директиву вождя, "не нашла" Якова Григорьевича, а потом "гуманный" ВЦИК амнистировал его. Кумиром эрудированного выпускника Военной академии РККА, лихо владевшего револьвером и собственными кулаками, был Лоуренс Аравийский - организатор "Восстания в пустыне", предопределившего триумф Британии на Ближнем Востоке. И вот подобное поприще: Советы вынашивают план создания восточной федерации. Если над Эверестом поднимется красный флаг, дни Британской колониальной империи сочтены, на Крыше мира утвердится боевой караул пролетарской диктатуры - ведь по населению советская Россия (130 миллионов), революционные Индия (200 млн) и Китай (430 млн) составляют гигантское большинство!
Соперники пристально следят друг за другом из-за Гималайского хребта: англичане фиксируют советские тайные посольства к духовному лидеру Тибета, кремлевские агенты следят за визитами британских разведчиков. В покоях Далай-ламы XIII плетутся интриги - их нити ведут в Москву и Лондон. Ясновидящие и астрологи, рыцари и купцы носят агентурные клички, и каждый их шаг сверен с инструкциями разведывательных бюро. Советские спецы быстро поняли: в загадочной среде мистиков и магов отсутствуют две важные единицы марксистской бухгалтерии - революционный пролетариат и прогнившая буржуазия. Единственный способ разбудить Везувий народного гнева - религиозная война. Монахи Тибета издревле делились на красных - "нингма" - и желтых - "гелугба" (в зависимости от цвета шапочек). Вот коминтерновские агитаторы и стали вещать: "В Советской России красные монахи победили белых монахов! Вождь красных монахов Ненин (Ленин) готов протянуть братскую руку помощи тибетским красным!"
В свое время Яков Блюмкин спас от голода профессора А.В. А.Барченко , который за паек читал лекции на судах Балтфлота. В числе просветительских бесед был и зажигательный рассказ о забытом очаге высочайшей культуры и о "Великом Братстве Азии", объединяющем мистические течения. Группа матросов тут же пожелала пробиваться с боями в Тибет, чтобы установить связь с вождями Шамбалы (ответ на письма из Кремля, конечно, не пришел). Когда Блюмкин устроил . А.Барченко в Институт мозга, нацеленный на создание homo soveticus - человека, лишенного частнособственнических инстинктов и пронизанного духом коллективизма, - профессор основал спиритическую станцию для связи с Шамбалой. Его информировали, что еще в 1919 году, еще Ленину была предложена конкретная схема мероприятий: "Снарядить в Тибет небольшой отряд с винтовками, пулеметами и разными военными припасами для раздачи среди пограничного с Индией населения. Во избежание осложнений с китайскими гарнизонами отряд должен в нужный момент принимать вид каравана пилигримов-буддистов. В идеале параллельно с вооруженным отрядом должна появиться мирная экспедиция европейцев, преследующая чисто научные цели". В 1923 году . А.Барченко учредил "Единое трудовое братство", устав которого он написал по гурджиевскому требнику (деление на братьев и учеников, отказ от собственности, нравственное усовершенствование). Среди посвященных наряду с интеллигентами оказались старообрядцы-странники (они же "бегуны", "пустынники", "скрытники", "голбешники"), легенды которых пронизывала романтика подземных ходов и вера в существование праведных царств, где нет ни притеснителей, ни жестоких законов. В книгах странников упоминался царевич Иосафат (так на Руси издревле называли Будду) и рассказывалось о калмыцких колдунах с необыкновенными способностями организма, умевших воздействовать на погоду и вызывать гипнотическое состояние. Их бескорыстность и альтруизм так заворожили русских, что они не заметили, как однажды перестали быть староверами и превратились в буддистов.
Пока был жив Дзержинский, была жива и идея экспедиции в Шамбалу. В засекреченном санатории для семей ОГПУ между подмосковными селами Быково и Измайлово будущие путешественники осваивали английский и урду, занимались верховой ездой, слушали лекции. А.Барченко вдохновенно пророчествовал: "В ближайшие 120 лет на Земле произойдут катаклизмы, подобные исчезновению Атлантиды, когда достигнувшие высшей стадии развития колоссы цивилизации были сметены Всемирным потопом. Но высоко в горах сохранились знания прошлых эпох! Из конспиративного центра, именуемого Шамбалой, исходят сгустки мысленной энергии, посылаемой в пространство планеты величайшими мудрецами". Слушатели записывали в тетрадки, чем отличается иерарх Тибета Далай-лама (буквально - "Всеведущий спаситель"), появляющийся вследствие очередной реинкарнации спутника Будды Шакьямуни, от Таши-ламы - "Великого мудреца-драгоценности" - второго признанного высшим авторитета государства.
Духовных вождей перетягивали - каждая на свою сторону - спецслужбы СССР, Англии и Японии. После смерти "железного" Феликса ОГПУ возглавил мягкотелый Менжинский, не посвященный в тайные планы. Узурпировавшие власть зампреды Ягода и Трилиссер переубедили Чичерина, и он повернул на 180 градусов: "Мы только наживем себе неприятности, ибо ни к каким секретным братствам наши чекисты не будут допущены". А ведь клин между двумя богами Тибета уже был вбит: в 1923 году Таши-лама узнал об убийстве его родственников сторонниками Далай-ламы (правда, не узнал, что совершили его переодетые монахами сотрудник монгольской разведки Сухэ-Батор и его напарник Яков Блюмкин).
Итак, на экспедиции . А.Барченко был поставлен крест. Оставался "полубуддист-полукоммунист" Н.Рерих. История его экспедиции и советская авантюра с Таши-ламой неразрывно переплелись в один клубок. Замысел ОГПУ был прост: заменить несговорчивого Далай-ламу фигурой, которая более устроит большевиков. 30 ноября 1923 года, едва сойдя на бомбейскую пристань, Рерих с женой и сыном Юрием делают стремительный марш-бросок на север. После встречи с главой тибетской оппозиции семья поселилась (по инструкции Лубянки) в доме, где некогда останавливался эмигрант Далай-лама XIII, в британском протекторате Сикким. Рерих давал монастырям щедрые беспроцентные займы и безвозмездные дары, ни разу не обмолвившись об СССР (монахи проклинали страну, где большевики преследуют национальные меньшинства в Туркестане) - он представлялся посланцем богатой американской организации "Всемирный Союз Западных буддистов". Наконец, в результате бесконечных переговоров произошел феноменальный поворот интриги: Николай Константинович, имевший характерный знак - семь родинок на щеке в виде созвездия Большой Медведицы, - был "опознан"" как реинкарнация Далай-ламы Великого Пятого! (Начальник спецотдела ОГПУ Глеб Бокий знал об этом задолго до визита лам в священное бунгало.) Во время церемонии опознания Рерих получил новое имя - для посвященных он стал Рета Ригденом (буквально - "царь Шамбалы"). Вернувшись в США, он добился экспедиционного паспорта на весь состав группы. С финансированием (нешуточная сумма - 1 миллион долларов!) проблем не было, и американцы были ни при чем - деньги по линии ВСНХ выделял Советский Союз. Официально гражданин Соединенных Штатов шел в горы, дабы "изучить в Центральной Азиии памятники древности и оригинальные восточные рукописи, найти следы великого переселения народов, осуществить зарисовки пейзажей и панорам, собрать фольклор". Из тысячи проблем главной являлась политика: Советы и Британия, владевшая Индией, находились в жестких отношениях. Настолько жестких, что северный пограничный район, примыкавший к Памиру, англичане именовали прифронтовой полосой.
Но, наконец, помощники Рериха закупили вьючный скот и снаряжение, местные женщины смазали молоком яков лбы животных и людей (так желали удачной дороги жители средневековых крепостей), и на рассвете 19 сентября 1924 года караван вышел в путь. Цепочка растянулась на полкилометра, при подъеме на Карадонг у четвероногих и их погонщиков открылось кровотечение.
Спуск оказался не менее трудным, но никто не ныл. Спустя месяц к экспедиции переодетых и загримированных путников присоединился неприметный "лама" - одиознейший агент ОГПУ Яков Блюмкин, комиссар экспедиции, уже догонявший в послужном списке Лоуренса Аравийского! (А в Москве, чтобы не дразнить людей Ягоды, "дубль" Блюмкина ишачил от зари до зари в Наркомторге.) "Лама" оставался в лагере считанные часы, потом исчезал - обследовал прилегающие участки, наносил на карту блокпосты, пограничные кордоны, удобные высоты. Иногда он переодевался купцом и наблюдал, как бойко закупается дешевый провиант для английской армии, как полным ходом идет концентрация войск, инженерные части приводят в порядок горные дороги - и мосты, а на аэродромах царит лихорадка и тренировочные полеты проходят чуть ли не каждый - день. Однажды Рерих занес в дневник ошеломляющую подробность: "Оказывается, наш лама говорит по-русски! Многое из сообщенного им мы знаем, но поучительно слышать, как по-разному преломляется одно и то же обстоятельство. Разные страны как бы под стеклами разных цветов..."
И вдруг - как снег на голову приказ выдворить путешественников тем же путем, каким и пришли. Это оказалось невозможно - горную дорогу завалил снег (выпавший на голову). Рерих стал жаловаться на произвол властей в Нью-Йорк, Пекин, Париж, Лондон. К губернатору Кашгара с просьбой об освобождении Трансгималайской антропологической экспедиции приехал... консул СССР. Не имея формальных оснований проявлять слишком большую заинтересованность (Рерих - не советский гражданин!), он старался сделать все возможное. Под покровом ночи пробрался в гостевой домик Русско-Азиатского банка, где остановились Рерихи, и полился разговор: о международном положении, об Атлантиде, о недавней гибели острова Пасхи, о космической энергии... "Да, потоп уже начался, - думал консул, слушая собеседника. - Но, может быть, этому старику суждено увидеть сухой Арарат?"
Рерих начал сколачивать из местных калмыков опорную боевую группу, которую можно использовать в случае обострения ситуации (проще говоря - в случае восстания), склонил на свою сторону здешнего Тойн-ламу. На базаре ходили слухи о приближающейся резне, которую готовит кто-то (неизвестно кто и неизвестно кому, но "когда она начнется, достанется всем!"). На Лубянке говорили о том же. А еще там решали, каким образом Рериху попасть в СССР. В итоге появился документ от 8.05.26, который следовало доставить лично: "Настоящим завещаю все мое имущество, картины, литературные права в пожизненное пользование жене моей Елене Ивановне Рерих. После же ее все указанное имущество завешаю Всесоюзной Коммунистической партии. Прошу тт. Г.В. Чичерина, И.В. Сталина распорядиться настоящим завещанием".
Не менее удивительно "Письмо махатм", которое Николай Константинович вез в Кремль: "Мы знаем совершаемое вами. Вы упразднили церковь - рассадник лжи и суеверий. Уничтожили мещанство и семью лицемерия, раздавили пауков наживы, закрыли ворота ночных притонов. Вы угадали эволюцию общины, указали на значение познания, преклонились перед красотой, принесли детям всю мощь космоса.
Мы признаем своевременность вашего движения и утверждаем единение Азии! Привет вам, ищущим Общего Блага!"
По поручению мудрецов Индии Рерих должен был возложить "на могилу брата нашего - махатмы Ленина" ларец с гималайской землей.
Встретили Рериха тепло. Блюмкин познакомил его с соседом по лестничной площадке А.В. Луначарским. Жена наркома просвещения Розанель вспоминала: "С Рерихом было интересно и одновременно жутко - этакий недобрый колдун с белой бородой, похожий на неподвижного китайского мандарина". Глава Всесоюзного общества культурных связей с заграницей О.Д.Каменева, сестра Троцкого, договорилась с художником об организации продажи картин из Эрмитажа и русских икон в Америке. Рерих познакомился с . А.Барченко, узнал о страстной мечте его попасть на Восток. В разговор вмешался взбешенный Блюмкин: "Александр Васильевич! Ты не имеешь права разъезжать где бы то ни было без моей санкции. Ты должен подчиняться моему контролю, иначе я пущу тебя в мясорубку!". А.Барченко понял: "тебя" - значит его самого, его жену и его детей. (В мясорубку он попадет, но в 37-м. А Блюмкина верные коллеги расстреляют в 29-м!)
Взяв с Рериха слово через 10 лет вернуться в СССР с результатами исследований, чекисты простились с ним. Арест с экспедиции был снят, генерал-губернатор Синцзяна вручил огромный ("в человеческий рост") свиток, в котором описывалось снаряжение экспедиции, действия персонала, задачи каравана. На пекинском паспорте Н.К. стояла жирная виза (советского он по-прежнему не имел: наличие его в случае обнаружения китайскими властями или английской разведкой могло привести к самым роковым последствиям). При следующем досмотре чиновники въедливо расспрашивали путешественников, а потом Рерих... обнаружил пропажу нескольких документов экспедиции - вскоре их уже изучали сотрудники британских спецслужб.
На август 1926 года в Пекине была назначена встреча оппозиционера Таши-ламы, гоминьдановцев и "американца" Рериха. В курсе планов были посол и военный атташе СССР. Елена Ивановна записывала в дневник: "Николай въедет в Тибет как 25-й князь Шамбалы, которого ждут с Севера, веря, что он принесет спасение всему миру и станет царем света. Необходимо претворить буддизм в ленинизм!"
Был выработан тщательный план операции: ополченцы - противники принявшего сторону англичан Далай-ламы - при поддержке гоминьдановских отрядов под флагом Шамбалы и Таши-ламы двинутся в Центральный Тибет; одновременно с этим из Монголии выйдет караван Рериха с оружием, артиллерией и отрядом монгольской конницы; по условному знаку начнется восстание в Западном и Восточном Тибете; судьбу предприятия решит "пятая колонна" - монахи нескольких монастырей должны восстать, когда отряд войдет в последний перед Лхасой замок. Когда чаша весов склонится в пользу повстанцев, из Пекина на "доджах" отправится делегация Таши-ламы. Его появление вызовет взрыв энтузиазма сторонников, и финал операции можно считать предрешенным!
28.02.27 г. Москва запросила у МИДа Монголии охранную грамоту академику Н.К.Рериху с супругой и сыном на право беспрепятственного перехода границы МНР в пункте Юм-Бейсе - в документе не были указаны ни гражданство Рериха, ни причина заинтересованности СССР в его дипломатическом иммунитете, ни конечный пункт путешествия. В Урге (будущий Улан-Батор) Рерихи нашли самый горячий прием. Юрий муштровал ополченцев Шамбалы, родители читали гранки книг: "Обшины" Николая Константиновича - о принципах построения государства, основанного на элементах коммунизма и "очищенного" им (Н.К.) буддизма, и "Основ буддизма" Елены Ивановны. Выход этих трудов и путешествие в Лхасу супруги рассматривали как два равноценных этапа паломничества к святыням буддизма. Для скрытного движения экспедиции представители советского торгпредства нашли проводников-контрабандистов. На случай нежелательных встреч придумали легенду об отправленном в Европу куске загадочного метеорита - Рерих когда-то предлагал его Лиге Наций ("Во времена катаклизмов на его поверхности проступают пророческие буквы. Кроме того, камень распространяет мощное космическое излучение, которое воздействует на сознание людей"), но международная организация не заинтересовалась сакральным предметом; теперь Н. К. должен возвратить метеорит в Тибет. Он идет в Лхасу именно для того, чтобы водрузить осколок на башне Шамбалы! Жизнь в лагере протекала идиллически. Рерих рисовал, Елена Ивановна вносила в дневник эзотерические записи, Юрий изучал наречия кочевников, доктор Рябинин собирал гербарий лекарственных растений. Уходившая в "Америку" корреспонденция имела приписку "для Я.Г.Б." (Якова Григорьевича Блюмкина)...
Обвал в горах начинается с одного камушка. Примерно так началась катастрофа экспедиции. Караван с советским оружием попал в зону, где на протяжении столетий горит под землей каменный уголь. В безветренную погоду долина проходима, но поднялся ветер, и она превратилась в газовую камеру, ставшую камерой смертников. Над караваном, груженным амулетами, ладанками и прочими мистическими предметами, который вел Рерих, повеяло тревогой. Когда напряжение стало ощутимо как нечто физическое, Елена Ивановна сказала: "Мне необходим совет махатмы Мории". Перед нею поставили столик для вызывания духов, и спутники - кто с беспокойством, кто с интересом - следили за ее пассами. Постепенно дух, требовавший магической связи, успокоился, и караван продолжил путь. Недолгий...
Англичане на основе украденных документов раскрыли тайну экспедиции и протолкнули решение о ее блокаде. В предгорьях Гималаев запахло войной. ОГПУ спешно выдворило на родину Блюмкина; Таши-лама, не рассчитывая на свою неприкосновенность, отложил поездку через опасные районы; Рерих слал отчаянные депеши.
"Я, Рета Ригден, глава Всемирного Союза Западных буддистов, моя супруга, сын и прочие спутники согласились на опасное путешествие через океан, пустыни и горы для всемирного распространения Учения Истины Благословенного Будды. Но, несмотря на оповещение о священных целях нашего посольства, мы насильственно задержаны в бесплодной местности, среди вихрей и стужи Чантанга. Мороз, разреженная атмосфера, продуваемые ветром палатки - вопрос идет уже не о здоровье, но о жизни и смерти людей. Гибель первого посольства Западных буддистов навсегда разделила бы буддийский мир на две несоединимые части, и это стало бы губительным фактом для Тибета".
Депеши никуда не уходили: тибетский офицер-гонец, отъехав от лагеря, читал их и с усмешкой бросал прямо на дорогу. Но все же одна из апелляций дошла до Америки, и Рерих доставил-таки священный осколок в райскую долину. Далай-ламе он отомстил, призвав буддистов всего мира прервать с ним всяческие отношения. "То, что тибетцы называют "величественным снежным дворцом" - жалкая глинобитка, шаманистские атрибуты - старый хлам, магические ритуалы потеряли свой первоначальный смысл, большинство лам - невежественные подделыватели...".
А как же Шамбала? Она осталась где-то там, на севере, незавоеванная, неприступная, невидимая, как град Китеж, территория, на которой должны уцелеть последние пророки последней цивилизации, когда поднимутся воды нового Всемирного потопа.
В 1928 году Рерихи поселились в поместье Нагар в индийской долине Кулу. Под разными предлогами их пытались "вытащить" в СССР: не давало покоя завещание плодовитого художника, написавшего тысячи и тысячи картин! Основоположник музееведения Игорь Грабарь обещал многочисленные выставки, кремлевские вожди предлагали "приехать и своими глазами увидеть..." Увидеть что? Черные "воронки"? Рерих понимал: их давно приговорили - как Блюмкина, Бокия, А.Барченко ... В столице "Красной Шамбалы" набирала темп косовица неугодных. Николай Константинович давал уклончивые ответы, пробовал шутить ("Я никуда не эмигрировал - эмигрировала страна, в которой я родился"), говорил о проблемах...
Проблем хватало: живописец, театральный художник, археолог, путешественник основал собственный Институт гималайских исследований "Урусвати" ("Свет утренней звезды"), обратился к литературе. Книги "Сердце Азии", "Врата в будущее", сборник стихов "Цветы Мории", эссе "Пути благословения", "Твердыня Пламенная", "Нерушимое" написаны им на английском языке. (На русском в Москве выйдут дневники первой экспедиции "Алтай - Гималаи" в 1974 году - к столетнему юбилею Рериха). Когда началась Великая Отечественная война, семья направила в фонд Красной Армии деньги, вырученные от продажи нескольких картин. После Победы Рерихи ходатайствовали о возвращении на родину, и начались радостные хлопоты, и уже было упаковано более 400 картин... Но в декабре 1947 года Николая Константиновича настигли болезнь и смерть. На его могилу водрузили сорвавшийся с заснеженного утеса камень, надписав на санскрите: "Тело махариши РЕРИХА, великого друга Индии... 30 магхар 2004 года Викрам-эры".
По материалам российской прессы
Почему Александра Давид-Неэль смогла проникнуть в Тибет только под видом местного жителя (монаха)? Кто не пускал туда европейцев, в том числе и экспедицию Н.Рериха?
Для нас ответ очевиден: те, кто проник туда значительно раньше российской военной разведки. Помните, наверное, "Дерсу Узала" В.К.Арсеньева, лошадь Пржевальского Н.М? Это наши путешественники обследовали просторы страны продвигаясь все дальше на восток, в Монголию, Китай, Тибет. Финансировало эти экспедиции Российское Географическое Общество (РГО). Военным нужны были точные карты своей страны и близлежащих территорий. В этом следует искать причину. Думается, что и к путешествию француженки имели отношение военные географы, но уже Франции. Но всех их опередили англичане. Ничего удивительного нет в том, что конкурентов из Европы они туда просто не пускали. Предполагаем, что было из-за чего. Неудивительно, что именно англичане и французы достигли успехов в изучении гипнабельности, а это уже про личностные качества человека, уровень развития его когнитивных способностей. Речь не только о внимании, памяти, мышлении, но и о воображении.
См.
"Упражнения и тренировки. Мистики и маги Тибета". Ч.1 Подробнее.
"Упражнения и тренировки. Мистики и маги Тибета". Ч.2 Подробнее.
Наше понимание того, как надо развивать творческие способности (внимание, воображение), начиная с детства. Подробнее.
Наши результаты в изучении гипнабельности. Подробнее.
Тренировка внимания. Подробнее.
Поделиться: