Развивая внимание, память, мышление, вы развиваете интуицию!
Проект «Go-Ra»
Изучение факторов, влияющих на качество решений, принимаемых
в условиях неопределенности.

Рисование

Мистики и маги Тибета. Занятия и упражнения на развитие мозга. Стирание признаков, качеств, свойств в модели.  Данная разновидность упражнений в концентрации мысли заключается в выборе какого-нибудь пейзажа, например, сада. Его созерцают, наблюдают во всех подробностях.  Запоминают растущие в нем разнообразные цветы, их группы, деревья, присущие каждому из них высоту, форму ветвей, разницу в листве и так последовательно изучая, запоминают все особенности, какие только можно заметить. Очевидно, что сначала выбирают относительно простые объекты, а затем выполняют упражнение с более сложными.

Создав себе очень отчетливое пред­ставление о саде, когда его видишь уже так же ясно с закрыты­ми глазами, как и с открытыми, начинают из составляющего сад сочетания признаков мысленно одну за другой удалять различные детали.

Постепенно цветы теряют окраску и форму, они рассыпаются. Даже оставшаяся от них пыль рассеивается. Деревья лишаются листвы, их ветви сжимаются, будто уходят в ствол. Ствол утончается и превращается в простую линию. Линия эта становится все тоньше и, наконец, исчезает. В ре­зультате остается только голая земля. У земли теперь нужно отнять цветы, камни, почву... Земля исчезает в свою очередь и т.д.

Такие упражнения приводят к уничтожению представле­ния о мире формы и материи, к последовательному постижению чистого и бескрайнего пространства, пониманию бесконечности сознания и, наконец, к постижению сферы “пу­стоты” и сферы, где нет сознания и отсутствия сознания. Эти четыре вида медитации в буддизме считаются классическими, их обозначают наименованием “беспредметной медитации” (медитации без формы).

Для достижения указанных своеобразных состояний со­знания выработано очень много методов. Порой такие состоя­ния бывают следствием созерцания при выключенной рассудочной деятельности, между тем как в других случаях, напротив, они достигаются в результате ряда этапов кропотли­вого самонаблюдения или же исследований и размышлений о явлениях внешнего мира. Наконец, говорят тибетцы, есть лю­ди, впадающие в подобное состояние внезапно, без всякой под­готовки, независимо от места, где они находятся, и от дела, которым они заняты.

Перенос точки наблюдения. Отождествление с предметом наблюдения.

Другое распространенное упражнение при обучении мистиков состоит в созерцании какого-нибудь предмета. Нужно всецело на нем сосредоточиться так, чтобы не только ничего кроме него не видеть, но и ни о чем больше не думать. Постепенно теряется ощущение своей личности, и созерцатель начинает отождествлять себя с созерцаемым предметом, как в вышеприведенном случае, когда ученик почувствовал себя яком. Но на этом ни в коем случае нельзя останавливаться. Превратившись в созерцаемый предмет, т.е. испытывая уже особые ощущения, какие могут быть следствием формы, раз­меров и других его свойств — нужно уже созерцать самого себя извне, как предмет внешнего мира. Таким образом, ученик, выбравший предметом созерцания дерево, забывает свою че­ловеческую природу и чувствует, что его тело — жесткий не гнущийся древесный ствол с ветвями, чувствует колебание ветвей, их движение, скрытую в корнях жизненную силу, цир­куляцию его соков и т.д. Затем, в качестве дерева, ставшего субъектом, он должен будет созерцать сидящее перед ним че­ловеческое существо, ставшее объектом, его рассматривать, изучать во всех подробностях. После этого, переместив свое сознание в сидящего человека, он снова начнет рассматривать дерево, затем, в качестве дерева, будет опять созерцать чело­века. Чередующееся перемещение из субъекта в объект и нао­борот повторяется столько раз, сколько потребуется.

Суть этого и им подобных упражнений для визуальной модальности, в переносе точки наблюдения. В наше время обучиться этому умению стало намного проще, т.к. сейчас появилось огромное количество гаджетов со встроенными видеокамерами. Запомнить то, как вы смотритесь со стороны или с того или иного расстояния, ракурса, сейчас намного проще.

P.S. Напомню, что любое, свойство, качество, признак представлено в мозге отдельными нейронами, а с учетом того факта, что существуют еще и количественные  характеристики, группой нейронов.

Наши упражнения на перенос точки наблюдения. Подробнее.

Литература: "Мистики и маги Тибета". А Давид-Неэль.

Автор текста: к.п.н. А.Н.Чистяков.



Поделиться: