Развивая внимание, память, мышление, вы развиваете интуицию!
Проект «Go-Ra»
Изучение факторов, влияющих на качество решений, принимаемых
в условиях неопределенности человеком и системами с ИИ.

Синестезия - звучащие краски.

Синестезия (возникновение ощущений разной природы) проливает свет на организацию и функции головного мозга человека.

Авторы: Вилаянур Рамачандран и Эдвард Хаббард  

Когда Мэтью Блейксли ощупывает ру­кой гамбургер, у него во рту появляется горечь. Эсмеральда Джонс, услышав взятый на пианино до-диез, видит си­ний цвет (другие ноты окрашены у нее в иные цвета). А Джеффу Коулману циф­ры, напечатанные черным шрифтом, кажутся разноцветными. Мэтью, Эсме­ральда и Джефф (имена вымышлен­ные) — представители немногочислен­ной категории людей, обладающих синестезическими способностями. Они воспринимают окружающий мир не так, как все, и живут в особом измере­нии между реальностью и фантазией. Ощущения (осязательные, вкусовые, слуховые, зрительные и обонятельные) возникают у них не в чистом виде, а в сочетании с каким-нибудь иным, дополнительным чувством (ощущением).

Ученые задумались над природой си­нестезии еще в ХX веке. Статья Фрэнсиса Гальтона (двоюродного брата Чар­лза Дарвина), посвященная этому феномену, появилась в журнале Nature в 1880 г. Впрочем, большинство иссле­дователей отмахивались от синестезии, считая ее мошенничеством, артефак­том, связанным с употреблением нар­котиков (сходные эффекты вызывают ЛСД и мескалин), или любопытным, но не заслуживающим серьезного внима­ния явлением. Четыре года назад мы приступили к изучению нейрофизио­логических механизмов, ответствен­ных за синтез ощущений. Попутно нам удалось пролить свет и на некоторые другие таинственные аспекты челове­ческой психики — эволюцию абстракт­ного мышления, метафорических об­разов, а возможно, и языка в целом.

Обычно синестезия объясняется ак­тивизацией следов памяти и ассоциа­ций, образовавшихся в раннем воз­расте. Так, любимой детской забавой синестета могла быть игра в кубики с цифрами «5» на красных и «6» на зеле­ных гранях. В таком случае возникает закономерный вопрос, почему яркие следы сенсорной памяти сохраняются лишь у некоторых людей? Глядя на изо­бражение льдины, каждый из нас может представить себе холод, но далеко не все при этом его почувствуют.

Согласно расхожему мнению, синестеты, характеризуя ноту до-бемоль как красную, а вкус курятины как ост­роконечный, попросту прибегают к метафорам - точно так же, как обыч­ные люди говорят иногда о кричащем цвете или остром сыре. Обиходная речь вообще изобилует фигуральными выражениями, а синестеты - особые мастера их придумывать.

Действительно ли синестезия имеет сенсорную природу? Впервые мы об­ратились к этой проблеме в 1999 г. Казалось, вполне естественным начать с прямого вопроса: «Вы и вправду види­те цвет перед глазами или же это некая ассоциация?» Очень скоро такой под­ход завел нас в тупик. Некоторые испы­туемые давали четкий ответ: «Да, я явст­венно вижу перед глазами цвет». Но куда чаще раздавалось: «Вроде бы вижу, но не уверен...» или «Нет, это не совсем ассоциация. Я отчетливо вижу эту циф­ру красной, но я знаю также, что она не красная. Она черная. Значит, наверное, это все-таки ассоциация».

Для того чтобы выяснить, связан ли тот или иной феномен с восприятием, психологи прибегают к простому тес­ту, называемому сегрегацией. Если по­смотреть на несколько наклонных ли­ний, разбросанных среди леса из вертикальных прямых, наклонные ли­нии словно отступят на второй план. Их тут же можно мысленно отделить от фона и сгруппировать, например, в треугольную фигуру.

Если большин­ство элементов фона составляют зеле­ные точки, а вас попросят посмотреть на красные, вам покажется, что пос­ледние отступят на второй план. А вот черные «двойки», беспорядочно раз­бросанные среди «пятерок» такого же цвета, сольются с ними в однородную мешанину (см. рис. на с. 47). Для того чтобы отделить «двойки» от «пятерок», приходится внимательно пригляды­ваться к каждой цифре, хотя соседние цифры отличаются друг от друга ни­чуть не хуже, чем наклонные линии от прямых. Таким образом, основу для группировки элементов обеспечива­ют лишь некие примитивные призна­ки (например, цвет точек или ориен­тация линий), а не более сложные перцептивные качества (например, численное значение цифр).

А что произойдет, если мешанину из цифр показать синестетам, утверждающим, что видят «пятерки» в красном цвете, а «двойки» - в зеленом? Мы рас­положили «двойки» таким образом, чтобы они образовывали вершины тре­угольника. Если синестезия и в самом деле - сенсорный феномен, испытуе­мые без труда разглядят треугольник, т.к цифры видятся ими в разном цвете.

Когда мы предложили тест обычным людям, никаких чудес не произошло. Зато синестеты в 90% случаев правильно идентифицировали форму спрятанной фигуры. Таким образом, напраши­вается вывод, что индуцируемые цифрами цвета - не выдумка синестетов, а подлинно сенсорные ощущения. Приведем еще один поразительный пример. Синестет, у которого цифра «5» вызывала ощущение красного, смотрел на белое изображение «пятерки» на дисплее компьютера. Он не замечал ни­каких изменений, когда мы незаметно для него увеличивали интенсивность красного цвета в изображении до тех пор, пока она не становилась достаточ­но высокой для восприятия глазом. Но он сразу же замечал самое незначитель­ное увеличение интенсивности зелено­го цвета в изображении цифры.

Переработка зрительной информации

Если синестезия реально существует, уместно спросить: почему этот не­обычный феномен встречается лишь у некоторых людей? Результаты на­ших экспериментов подтверждают предположение, что причина кроется в особенностях нервных связей между различными отделами головного моз­га. Впервые эта гипотеза была выска­зана более века назад, но только те­перь мы можем говорить, в каких именно отделах мозга локализованы связи и как они функционируют.

Чтобы разобраться в нейрофизио­логических механизмах синестезии, необходимо в общих чертах ознако­миться с процессами переработки зрительной информации в головном мозге (см. рис. на с. 49). После того как отраженный от предмета свет попадает на палочки (светочувствительные ре­цепторы) и колбочки (рецепторы цве­та) в сетчатке глаза, он посылает нерв­ные сигналы в поле 17, расположенное в затылочной доле коры головного мозга. Здесь изображение предмета подвергается дальнейшему анализу, где мозг оценивает его элементарные при­знаки: цвет, параметры движения, фор­му, глубину и т.д. Эти сведения переда­ются затем в несколько обширных областей височных и теменных долей коры. Данные о цвете поступают в поле V4 веретенообразной извилины височной коры. Отсюда они направляются в центры переработки цветовой ин­формации более высокого иерархиче­ского уровня (в том числе в небольшой участок коры, расположенный по со­седству с зоной ТРО — областью на сты­ке височной, теменной и затылочной долей коры). Эти участки мозга ответ­венны за более сложные аспекты пе­реработки цветовой информации. Так, например, благодаря их деятельности листья в сумерках кажутся такими же зелеными, как и в полдень, хотя спект­ральный состав отражаемого ими све­та в это время суток совсем иной.

Переработка информации, связан­ная с численными расчетами, проте­кает тоже поэтапно. Она начинается в веретенообразной извилине, где распознается форма цифровых символов, а завершается в угловой извилине — части зоны ТРО, ответственной за фор­мирование таких представлений, как последовательность и количество. (При повреждении угловой извилины вследствие инсульта или опухоли больной может идентифицировать цифры, но не способен выполнять операции деления и вычитания). Исс­ледования, проведенные с помощью магнито-резонансной томографии, указывают и на то, что изображения букв или цифр (графемы) вызывают у людей активацию нейронов верете­нообразной извилины, а переработка звуков (фонем) протекает на более вы­соких уровнях, находящихся в непосредственнной близости от зоны ТРО.
Поскольку информация и о цвете, и о цифрах перерабатывается и в веретенообразной извилине и в области мозга расположенной вблизи угловой извилины, мы предположили, что цифро-цветовая синестезия возникает вследствие взаимосвязей между полем V4 и областью, ответственной за иден­тификацию цифр (обе находятся в ве­ретенообразной извилине), или меж­ду центром переработки цветовой информации более высокого уровня и областью, ответственной за форми­рование арифметических представле­ний (обе - в зоне ТРО). Другие, более экзотические виды синестезии могут быть результатом взаимосвязей между структурами мозга, отвечающими за переработку иных форм сенсорной информации. Так, звуки могут вызы­вать цветовые ощущения благодаря тому, что центр слуха в височных долях тоже расположен неподалеку от корковой области более высокого уровня, получающей цветовую инфор­мацию из поля V4. А тактильно-вкусо­вые ощущения Мэтью Блейксли могут быть опосредованы взаимосвязями между корковой областью, локализо­ванной в островковой доле коры (в островке) и отвечающей за вкусо­вую чувствительность, и соседней областью, ответственной за тактиль­ную чувствительность пальцев руки.

До сих пор феномен синестезии объ­яснялся существованием физических взаимосвязей между различными обла­стями коры. Однако полученные дан­ные указывают на то, что синестезия как ни может возникать и тогда, когда количе­ство физических (нервных) связей между областями мозга не отличается от нормы, но баланс между уровнем хи­мических веществ, которыми обмени­ваются эти структуры, нарушен. Поэто­му, сегодня мы предпочитаем говорить о кросс-активации корковых областей. Известно, что соседние участки мозга нередко подавляют активность друг друга. Нарушение химического равно­весия, ослабляющее это взаимное сдерживание (вызванное, например, блока­дой действия некоего тормозного нейротрансмитгера), приводит к акти­вации одной области, что, в свою очередь, влечет за собой повышение уровня активации соседнего участка. В принципе, такая взаимная активация может иметь место и между двумя удаленными областями мозга, что могло бы объяснить некоторые редко встре­чающиеся формы синестезии.

Но если цифру «5» поместить среди других цифр (на­пример, «троек»), ее идентификация будет затруднена. Она попросту исчез­нет из фокуса. Испытуемые с обычным восприятием узнают «пятерку» только по чистой случайности. Этот феномен объясняется не тем обстоятельством, что периферическое зрение дает расплывчатое изображение предметов, а ограниченностью ресурсов нашего внимания. «Тройки» отвлекают нас от расположенной в центре «пятерки» и мешают рассмотреть ее как следует.

Представьте наше удивление, когда этот тест был предложен синестету. Глядя на экран, он заявлял: «Я не могу рассмотреть центральную цифру. Она расплывчатая, но красная. Поэтому я утверждаю, что это - «пятерка». Хотя сознание испытуемого и не зарегист­рировало центральную цифру, связан­ная с ней информация подверглась переработке в одном из участков головного мозга. Таким образом, синестет логически идентифицировал циф­ру по цвету. Если наше предположение о кросс-активации верно, это означает, что цифровая информация преобразо­вывается в веретенообразной извилине и вызывает цветовое ощущение еще до того, как в мозгу начинается переработ­ка информации, связанная с дедуицированием цифр. Как ни парадоксально это звучит, синестезию может поро­дить даже невидимая цифра.

Этот вывод подтверждает и еще один факт. Когда мы уменьшали конт­раст между интенсивностью окраски цифры и фона, у испытуемых цвето­вые синестезические ощущения по­степенно ослабевали, а при низком контрасте исчезали вовсе. Это указы­вает на то, что зрительное восприятие цифр далеко не всегда порождает цветовые синестезические ощущения. Возможно, активация нейронов вере­тенообразной извилины, вызываемая низкоконтрастными цифрами, впол­не достаточна для осознанного восприятия цифр, но недостаточна для активации цветовых клеток поля V4.

И, наконец, было обнаружено, что изображения римских цифр у испытуемых-синестетов не вызвали никаких цветовых ощущений. Это свидетельст­вует о том, что цветовое ощущение вызывает не численное значение цифры, а зрительное восприятие гра­фемы. А это наводит на мысль, что «цифро-цветовая» синестезия может возникать в результате активации двух участков веретенообразной извили­ны, т.к эта структура участвует главным образом в анализе изображения, а не численного значения цифр.

Когда круг наших испытуемых-синестетов расширился, стало ясно, что все они расцвечивают окружающий мир по-разному. У некоторых из них даже дни недели и месяцы года вызывали цветовые ощущения. Понедельник иногда был зеленым, среда - розовой, а декабрь - желтым. Единственное, что объединяло в этом отношении дни не­дели, месяцы и цифры, - представле­ния испытуемого о числовой последо­вательности. Возможно, у некоторых синестетов цветовые ощущения вызы­вает не зрительное восприятие (внеш­ний вид) цифры, а скорее абстрактное понятие числовой последовательности. В таком случае не исключено, что кросс-активация у них происходит не между областями веретенообразной извилины, а между угловой извилиной и центром переработки цветовой информации более высокого уровня, рас положенным близ ТРО. Взаимодействием этих областей и можно было бы объяснить, почему цветовые ощущения у таких синестетов эффективно вызы­вают даже абстрактные представления о числах, связанные с днями неделями или месяцами года. Иными словами, следует говорить о разных формах си­нестезии: высшей, связанной с пред­ставлениями о числовой последова­тельности, и низшей, порождаемой изображениями символов.

В исследованиях, проведенных с по­мощью магнито-резонансной томо­графии совместно с Джеффом Бойн- тоном (Geoff Boynton) из Института биологических исследований Солка в Сан-Диего, нами были получены данные, подтверждающие локальную активацию поля V4, предсказанную кросс-активационной моделью сине­стезии. Когда перед синестетами появялись черные и белые цифры, актива­ция мозга возрастала не только в цифровом поле (что встречалось и у обычных испытуемых), но и в поле, ответственном за переработку цвето­вой информации. Отмечались также различия в характере этой активации у испытуемых с разными формами синестезии. У тех, у кого наблюдалась низшая форма - прослеживалась го­раздо более высокая, чем у контроль­ных испытуемых, активация этих зон на ранних стадиях переработки цвето­вой информации. У испытуемых с выс­шей формой - уровень активации этих зон на ранних стадиях был ниже.

 Синестезия и метафоры

 Разгадка нейробиологических меха­низмов синестезии проливает свет на природу некоторых творческих способностей художников, писателей и поэтов. Среди творческих личностей синестеты встречаются в 7 раз чаще, чем среди населения в целом. Одна из свойственных им особенностей — легкость, с которой они используют мета­форы. Ассоциации между предметами и явлениями, не имеющими между со­бой, казалось бы, ничего общего, слов­но сами собой рождаются в их головах. Синестезия предполагает формирова­ние произвольных связей между стиму­лами, не имеющими, на первый взгляд, между различными корковыми цент­рами — маленькими участками коры, ответственными за формирование тех или иных представлений (например, связанных с восприятием формы пред­метов или оттенков какого-либо цвета). В зависимости от того, в каком месте головного мозга и насколько широко в нем экспрессировался этот ген, человек может стать обладателем синестетических и творческих способностей. Это объясняет выживание совершенно, казалось бы, бесполезного гена сине­стезии в человеческой популяции.

Результаты наших исследований свидетельствуют также о том, что синестезические ощущения свойст­венны всем людям. Зона ТРО (и находя­щаяся в ее границах угловая извилина), играющая важную роль в возникнове­нии синестезических ощущений, в норме принимает участие в кросс-модальном синтезе ощущений . Ученые считают, что в эту область коры стека­ется тактильная, слуховая и зрительная информация для последующего фор­мирования перцептивных образов бо­лее высокого уровня. Так, например, воспоминание о кошке или звучание слова «кошка» порождают образ зверь­ка с мягким мехом (осязание), который умеет мяукать и урчать (слух), обладает характерной внешностью (зрение) и издает порой специфический запах (обоняние), - и все эти ассоциации возникают у нас одновременно.

У человека относительные размеры угловой извилины гораздо больше, чем у других приматов. Не могло ли случиться так, что эта структура моз­га, исходное предназначение кото­рой заключалось в образовании кросс-модальных ассоциаций, впос­ледствии стала выполнять более абст­рактные функции (например, изобретать метафоры)? Посмотрим на две фигуры, которые впервые использо­вал в своих экспериментах психолог Вольфганг Кёлер. Одна из них напо­минает чернильную кляксу, а другая — остроконечный осколок стекла. Если спросить: «Какая из этих фигур - буба, а какая — кики?», 98% опрошенных ответят, что клякса — буба, а осколок - кики. Возможно, это связано с тем, что мягкие очертания амебовидной фигуры метафорически имитируют плавные модуляции голоса и плавные изменения формы губ при произне­сении слова «бу-ба». Напротив, вол­нообразная структура звука «кики» и сильное изгибание прижимаемого к небу языка при его произнесении каким-то образом имитируют ломан­ные контуры остроконечной фигуры. Две формы «кики» (звуковую и зри­тельную) объединяет лишь одно об­щее качество - абстрактное свойство остроконечности, вычленяемое од­ним из участков головного мозга близ зоны ТРО, расположенным в уг­ловой извилине.

Таким образом, угловая извилина осуществляет самую элементарную форму абстракции - вычленение об­щих признаков в совокупности резко различающихся сущностей. Мы не знаем, как именно она выполняет эту функцию. Но коль скоро эта структура начала принимать участие в кросс-мо­дальной абстракции, была подготов­лена почва и для более сложных видов абстрактного мышления. Кросс-мо­дальная абстракция могла стать осно­вой не только для развития метафори­ческого и абстрактного мышления, но и языка в целом.

Приступив к изучению синестезии, мы не имели ни малейшего представ­ления о том, куда нас могут завести эти исследования. Не думали мы и о том, что этот таинственный феномен, долгое время считавшийся всего лишь любопытной особенностью воспри­ятия, может пролить свет на природу человеческого мышления.

ОБЗОР: СИНЕСТЕЗИЯ

•     Синестезия (от греческих слов syn - вместе и aisthesis - чувство) - одновременное возникновение ощущений разной природы (модальности) при воздей­ствии мономодального раздражителя.

•   Долгое время ученые считали синестезию уловкой мошенников или объясня­ли ее активацией следов памяти. Сегодня доказана реальность этого явления. Ее объясняют взаимной активацией определенных областей мозга, которые в норме функционально разобщены.

•    Изучая механизмы синестезии, исследователи попутно получают новые данные о переработке сенсорной информации в мозге и ее использовании для формирования абстрактных связей между, казалось бы, никак не связанными друг с другом объектами и представлениями.

•    Какие существуют формы сине­стезии?

Ученые различают около 50 форм си­нестезии. Синестезические способ­ности передаются по наследству и чаще встречаются у женщин и твор­ческих личностей. В среднем ими обладает один человек из 200. Наи­более распространенная форма си­нестезии - цветовые ощущения, вызы­ваемые звуками и изображениями цифр. Очень редкая форма синесте­зии - ассоциация букв с мужским или женским полом.

•   Если у синестета каждая буква или цифра вызывает определенные цветовые ощущения, как он будет реаги­ровать на предъявление пары букв или цифр (например, «еа» или 25)?

У него возникнут те цветовые ощуще­ния, которые эти буквы или цифры вызы­вают по отдельности. Но если буквы (цифры) будут расположены слишком близко, их эффекты могут «нейтрализо­вать» друг друга (т.е. цветовые ощуще­ния не возникнут) или, наоборот, уси­литься (в том случае, если оба символа порождают один и тот же цвет).

•   Одинаковые ли эффекты вызывают прописные и строчные буквы?

Да. Однако в ряде случаев синестеты сообщали, что строчные буквы имеют менее насыщенный цвет или кажутся им блеклыми и даже пятни­стыми.

•    Как синестеты воспринимают изо­бражение целого слова?

Нередко все слово окрашено в цвет той буквы, с которой оно начинается.

• Как воспринимают буквы синестеты, владеющие несколькими языками?

В одном языке графемы могут вызы­вать у них цветовые ощущения, а в другом оставаться бесцветными. При­чина кроется в том, что разные языки представлены у полиглотов в разных структурах мозга.

• Что происходит, когда синестет представляет себе букву (цифру) мысленно?

Воображаемые символы могут вызы­вать даже более сильные цветовые ощущения, чем реальные. Возможно, это «упражнение» активизирует те же самые области мозга, что и воспри­ятие реальных цветов; но, поскольку в этом случае из сетчатки в мозг не поступают конкурирующие сигналы, воображаемый символ порождает более интенсивный синестезический цвет, чем реальный символ.

 Об авторах

Видаянур Рамачандран (Vilayanur S. Ramachandran) и Эдвард Хаббард (Edward М. Hubbard) изучают феномен синестезии в течение нескольких лет. Рамачанд­ран - директор Центра мозга и познания при Калифорнийском университете в Сан-Диего и адъюнкт-профессор в Институте биологических исследований Солка. Удостоен звания члена совета Колледжа Соулсов Оксфордского универ­ситета и золотой медали им. Аренса Капперса в Королевской нидерландской академии. Хаббард заканчивает факультет психологии и когнитивных наук Кали­форнийского университета. Изучает нейрофизиологические механизмы мульти- сенсорных феноменов методом магнито-резонансной томографии. Член-учре­дитель Американской ассоциации синестезии.

Комментарий от руководителя проекта GO-RA: именно синестезция лежит в основе создания рабочих моделей (полимодальность, моделирование) при модельном восприятии в условиях неопределенности.

  Поделиться:

ГЛАВНАЯ. О ПРОЕКТЕ. История проекта. НОВОСТИ. КОМАНДА: Звоников В.М. Чистяков А.Н. Табатчиков С.В. Киселева В.Н. Каменева В.С. Галинко И.В. Непритворенный А.В. Коркоц А.М. Егорова И.В. Оськина Е.А. Ильина С.П. Каспаров А.З. Волчкова В.В. Чубков А.Э. Воронцова Е.В. Ибрагимова О.А. ПАРТНЁРЫ: Лаборатория экспериментальной психофизиологии МосГУ. Лаборатория клинической нейрофизиологии им.В.П.Сербского. Инновационная Школа Исполнительского Мастерства. Театр "Пилигрим". Вадим Самойлов - создатель рок-группы "Агата Кристи". Архитектурное бюро "Архисидек". Рязанский Центр Детско-Юношеского Туризма и Краеведения. Издательство "Книжная площадь". "Центр профайлинга и трансовых технологий". Каменева Вера. ТВОРЧЕСТВО: Баллад Евгений. Киселева Вера. Абрамян Анна. Рамазанова Татьяна. Нургалиев Ержан. Хохленко Юрий. Колчанова Наталья. Галинко Ирина. Чистяков Андрей. Обер Елена. Никитин Анатолий. Табатчиков Сергей. Непритворенный Александр. Шевелева Лариса. Карасев Константин. Горбачева Наталия. Дегтярева Ольга. Ибрагимова Ольга. ТЕСТЫ GO-RA. ТЕСТЫ ВИКИУМ. ВОПРОСЫ - ОТВЕТЫ. ОТЗЫВЫ. ВИДЕО и ФОТО: ТЕЛЕГРАММ-КАНАЛ. ХРОНИКИ СЕМИНАРОВ. ИНТЕРВЬЮ. ДЕМО-РЕЖИМЫ: ЗАНЯТИЯ-УПРАЖНЕНИЯ: #Траекторноее управление. Сеанс Анси - Москва. #Биоинформационные дистанционные взаимодействия. #Конструирование будущего. Самопрограммирование. 1998 - "Снежки". #Синхронизация действий физических и ментальных. #Перенос точки наблюдения. #Поисковые режимы. #Информационный след. #Поединки вслепую. #Трансляция состояния. #Близнецовый режим. Рисование и живопись. #Эксперт-операторные танцы. #Трансляция образов. КА-50. Йога для начинающих. Удерживаем баланс. #Дуальные загрузки. #Паровозики. #Ночёвка в лесу. #Подготовка к ОС. #Битва хоров - синтез. Левая рука. #Тестирование эмоционального интеллекта и гипнабельности. #СМС с закрытыми глазами. #Сплочение коллектива. #Переключение внимания (шарики). #Читать с закрытыми глазами. ГРАФИК ОБУЧЕНИЯ. ВИДЕОЛЕКЦИИ. ДОП. МАТЕРИАЛЫ к ЛЕКЦИЯМ: "ВВОДНАЯ ЛЕКЦИЯ". "ТЕОРИЯ ИГР. КРАТКО": Виды игр. 11 Признаков Игры. Как сварить суп. Камень, ножницы, бумага. "АЗБУКА ДЛЯ ЭЗОТЕРИКОВ И ГУМАНИТАРИЕВ": Главное, второстепенное, лишнее. Объекты, процессы, преобразования. Мера, эталон. След. Качество-количество. Структуры: свойства объекта/субъекта. Виды движения. Процессы: Время (длительность и одновременность). Процессы: Восприятие-осознание-информация-энергия. Процессы: согласованность. Процессы: автоволны. Процессы: интерференция-голография. Процессы: Структуры-эмерджентность. Тень. Граница. "ГДЕ ЖИВЕТ ВЕРА": "СВЯЗЫВАНИЕ НЕЙРОННЫХ СЕТЕЙ": Собака Павлова. Улитка. Цыплята Роуза. Синестезия с позиций нейрофизиологии. Дама с собачкой. Кабачковая икра. Мальчик и петух. В.Мессинг. Голубятня. Манипуляции: Дэйл Карнеги. Саморегуляция: Снижение сахара в крови. Обряды с позиций нейрофизиологии. Примеры эффективных внушений. "Торпедо и правильное кодирование". "Техника безопасности. Советы бывалого". "ГИПНАБЕЛЬНОСТЬ, ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА": "ИЗУЧЕНИЕ ГИПНАБЕЛЬНОСТИ, ВЕРИФИКАЦИЯ ЭМОЦИЙ": Эмоции. Литобзор. Материалы и методы. Серия-1: Директивный гипноз. Серия-2: Самостоятельное воспроизведение в уме событий прошлого. Тестирование гипнабельности-Стэнфордская шкала. Субъективные показатели состояний (ЯО и ИЭ). Объективные показатели состояний. ЧСС и КГР. ЭЭГ: Спектральная мощность. ЭЭГ: Когерентность. ЭЭГ: Омега комплексность. Трансформация: динамика субъективных и объективных показателей. Верификация эмоций. Гипноз без мистики: Л.П.Гримак. Гипноз и программа Феникс: В.М.Звоников. Гипноз и модельное воздействие: А.Н.Чистяков. #Плацебо: "гипнабельность или внушаемость". Человек - амфибия. Как меняется восприятие под гипнозом Гипноз в криминалистике. Секреты эстрадного гипноза. Эффективность внушений: Утюг и Поход к Солнцу. Волшебный клубок (Информационный след). ИПВ под гипнозом. "ВНУШАЕМОСТЬ, АВТОРИТЕТ, УВЕРЕННОСТЬ". Гипноз на ТНТ с Д.Домбровским. Как соотносятся внутренние ресурсы учителя и ученика. "Гипноз. Внушение. Диагностика". Кузнецова О. Отзыв о семинаре 1997.05 Примеры эффективных внушений. Эксперимент. "Повиновение". Внушение и осознание. Утюг. Манипуляции. Д.Карнеги. Манипуляции. Эффекивность внушений. "ВЛИЯНИЕ ГЕНОМА НА НАШУ СУДЬБУ": Они никогда отсюда не выберутся. Природа импринтинга. Феномен Маугли. Развитие психики слепоглухонемых детей в процессе формирования поведения. "ВОСПРИЯТИЕ и ОСОЗНАНИЕ": Роль точных соответсвий. Важность кинестетических впечатлений. Вольф Мессинг. Поверхностное понимание. Восприятие-осознание-информация-энергия. Восприятие процессов. Поцарапанное небо. Мерность восприятия и геометрия. 6-мерная Вселенная Р.Бартини. АЧХ: длительность и мощность сигналов (зрение и слух). Зрение. Число кадров в секунду. Мощность процессов и восприятие. Зависимость восприятия процессов от эмоций. Субсенсорное восприятие. Тактильно-зрительный аппарат. Способы изменения восприятия и мышления. "ЭМОЦИИ и ЧУВСТВА": Что чувствует амеба в горячей воде. Эмоции и чувства на примере рыбалки. Триггер. Сознание и подсознание: Субличности. Сканирование узких сегментов подсознания. Переход А-Д | Д-А. Визуальные иллюзии: точка наблюдения. "ПОЛЯ - НАЛЕВО, ПОЛЯ - НАПРАВО": Спонтанный инсайт. Управляемый инсайт. 2002. Н.П.Бехтерева: "Мозг человека - сверхвозможности и запреты". 2003. Конференция РАН. "Альтернативное видение у человека". Квантовая запутанность между частицами. Нелокальные биоинформационные взаимодействия. Фильм "Вода". Хосе Дельгадо: Дистанционное воздействие ЭМП на мозг животных. Дистанционное воздействие магнитными полями на геном. Влияние ЭМП мм диапазона на человека. Что такое биополе. Калибровка моделей. Дальновидение. В. Мессинг и Б.Хмельницкий. Таежные сны. ИПВ под гипнозом. Общение с животными без слов. Шамбала, Сейд-озеро, "Высший разум". Характеристики ЭЭГ у экстрасенсов. Мысленное воздействие. "ЧТО ПРИСНИЛОСЬ ЧЕРНОМУ КОРОЛЮ": "НАУЧНОЕ ИЗУЧЕНИЕ СНОВ": Сон прочитан и расшифрован. Природа осознанных сновидений. И.Пигарев: Висцеральная теория сна. Восприятие "времени" в различных состояниях. "ОС - ПАТРИЦИЯ ГАРФИЛД". "ОС - КАРЛОС КАСТАНЕДА". "Практические занятия по ОС". "ОС -дуальные загрузки". "ПРИМЕРЫ СНОВ И ИХ РАСШИФРОВКА": М.Захаров: Осознанные сны. Сны. А.Чистяков: 1967. Двойное разочарование. 1969: Незваный гость. 1969: Человек - амфибия. 1976: Думать во сне, Многовариантность. 1976: Остановка сердца и дыхания. 1983: Группа крови. 1994: Афоня. 1994: Самурай и 6 спинингов. 1996: Встреча с В.Самойловым во Внуково. 1996: Таежные сны. 1997: Моя мама - Штирлиц. 1998: Чужие сны. 2006: Быть Андрэ Моруа. 2010: Авария, Каховка. 2011: Новый уровень сложности. 2012: К.П.Пузо. 2014: Женщина с косой и МЧС. 2014: Грибник. 2015: Незнайка на Луне. 2016: Двойное связывание. 2016: Сломанная роза. 2020: Ушедшие раньше нас. 2020: Ангел - хранитель. 2021: День знаний. Сны. И.Галинко: 2020: Блендер. 2021: Некролог отменяется. 2020: Потоп. Сны. С.Ильина. 2019: Загрузка в будущее. 2019: Ураган и инсульт родственницы. Сны. Н.Колчанова: 1994: Поездка на семинар к БЕЗ. 1995: Не выключенная плита. 2020: В гости во сне. Н.Коробова: Туфли. В.Волчкова: Дежавю. В.Волчкова: Сами должны проснуться. С.Слипченко: Подарок сына. А.Шароватов: Находка клада. Г.Чередниченко: Космические яйца. К.Карасёв: Батька. Ю.Меньшова: Во сне и наяву. Б.Золотов: Фантик. О.Бурматова: Корейская ракета. О.Норин: Дубль, излечение во сне. Магазин Океан. Модель прогнозирования землетрясений. "ЧТО ТАКОЕ - Х, ЧТО ТАКОЕ - П" ("ВСЕ ЛИ У НАС ДОМА"): Чувство справедливости у обезьян и человека. Роль капитала в 21 веке. Признаки плутократии. Делать вовремя. Эксперимент Розенхана. Мы изменили диагноз "ЧУЖАЯ ДУША - ПОТЕМКИ": Бенефециары оцифровки сознания. Примеры восприятия информации во сне. Можно ли дать и получить разрешение умереть. Стигматы и гипнабельность. Вcтречи с ДАлай-Ламой XIV/ С.Гроф: Капитан и боцман. Стихи от В.Высоцкого. Шамбала, Сейд-озеро, "высший разум". О.Петрова:Провал в прошлое. Кукушка: Возвращение души. Интервью с Б.Вебером. Быть Андрэ Моруа. Мистики и маги Тибета - ч.1. Мистики и маги Тибета. -ч.2. Душа и системы с ИИ. "НАЗАД В СВЕТЛОЕ БУДУЩЕЕ": Игра "Жизнь" (Conway). Самопрограммирование. ИСС. Двойное связывание. Многовариантность. Ле Цзы: Учитель и колдун. ЦРУ: Кентавры для предсказания будущего. А.Вайно: Образ Победы. "11 ПИ-РЭ. ПОДРОБНО": АВТОР: ИГРОВОЕ ПОЛЕ: ПРАВИЛА ИГР и БОЛЬШИЕ ПРАВИЛА: "Причинно-следственные связи". Игра "Жизнь" (Conway). "Время - длитеьность и одновременность локальных процессов". "Принцип Лего" (Частное и целое). "Прицип иерархии". "Принцип минимакса". "Принцип подобия". "Принцип Дельты". УЧАСТНИКИ: УБЕЖДЕНИЯ-ЦЕННОСТИ-ИДЕАЛЫ-КАРТИНКА МИРА: И.Комиссаров: Генерал всех карьеров. В.Ю.Катасонов: Блеф Западного благополучия. О новом человек и педагогических системах. Лавуазье: влияние личного опыта на убеждения. Факторы, влияющие на успеваемость. Почему внушения не всегда действуют. Эффект Барнума. История Альфреда Джулса Айера. Почему он так поступает. Воспитание патриотизма в Бельгии. Легальный и нелегальный бизнес. Разговор с пограничником. Анатолий Васильевич и ЧОП. Памяти Чубайса. Магический рэкет. Разговор у костра (Иди, я прикрою). ЖЕЛАНИЯ-ПОТРЕБНОСТИ-МОТИВЫ: Достижение Желаний любой ценой. Воображение: перенос точки наблюдения. Считываем информацию или воздействуем информационно. ДЕЙСТВИЯ ФИЗИЧЕСКИЕ: 250 км за 5 дней бегом по Сахаре. Алексей Молчанов: погружение в глубину без акваланга. Синхронизация действий физических и мышления. Делать вовремя (своевременно). Кровь - средство от смерти. Эффективное средство для развития мозга. ВНЕШНИЕ РЕСУРСЫ И ДЕНЬГИ: В.Ю.Катасонов: Кто сорвет главный куш. Мировые финансы. Т.Пикетти: Роль капитала в 21 веке. М.Юрьев: Деньги и мировой порядок. Дж.Гэлбрэйт: Экономика невинного обмана. А.Дугин: Идея - самое грозное оружие. К.Сивков: Мировая война - как выход из глобального кризиса. Дж.Эймс: Имперская экономика США. М.Хазин: Теория кризиса. И.Шамир: ФРС напечатала 16 трлн долларов. А.Ручьёв: Война валют. Золото и золотой стандарт. В.А.Галеев: Секреты Сталинской экономики. Отрицательные деньги. Русская модель для сборки. ВНУТРЕННИЕ РЕСУРСЫ: ФИЗИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ. ЗНАНИЯ: Модели - это описания. Отрицательное свойство точных моделей. Что изучает математика. Пример поверхностного суждения. Зубрить или понимать. Знаки и символы. НАВЫКИ и УМЕНИЯ (Автоматизмы). КОГНИТИВНЫЕ СПОСОБНОСТИ: ВНИМАНИЕ: Погружение в глубину без акваланга. Тренировка и оценка внимания у космонавтов. Тренировка внимания у музыкантов. Тренировка внимания у "Лучников". ПАМЯТЬ: Связывание нейронных сетей (Улитка). Восприятие и осознание - Эмоции и чувства. Нейронные сети - Оптогенетика. Когнитом - кротовые норы. Интервью с Константином Анохиным. Подсознание субличности. Памяти Чубайса. Сознание и подсказки подсознания. МЫШЛЕНИЕ: Базовые мыслительные операции. Логический трюк Льюиса Кэролла (главное и второстепенное). Причинно-следственные связи. Ошибки интерпретаций. Корпускулярно-волновой дуализм. Ошибки мышления у космонавтов. Жадность или неумение думать. Невероятная рыбалка на Кольском. Гении и просто таланты. Анри Пуанкаре. Роберто Бартини. Лев Термен. Игорь Стаханов - Шаровые молнии. Юрий Кнорозов. Мацкевич Вадим - война в Корее. Алексей Гарагашьянц. Елена Юрьевна Огаркова. Гении и таланты - нейрофизиологический аспект. ВИДЫ МЫШЛЕНИЯ: ВООБРАЖЕНИЕ. УПРАЖНЕНИЯ и ТРЕНИРОВКИ. Чтение. Сказки на ночь. Занятия музыкой. Синтез - это про воображение. Синтез - видеоряд плюс мелодия. Ментальная арифметика. "Мистики и маги Тибета". ч.1. "Мистики и маги Тибета". ч.2. Предвидение. "Анатолий Васильевич и ЧОП". "Ассоциация и Диссоциация". "Занятия и упражнения от проекта GO-RA". МЕТАФОРИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ. Т.Черниговская и Б.Окли. Льюис Кэролл - Забыть главное. Делать вовремя (копирование). "Мосфильм или телевизор". "Адам и Ева". "Репка". Танк и ПДД. ПОНЯТИЙНОЕ МЫШЛЕНИЕ. Понятийное мышление - Л.С.Выготский. Понятийное мышление - парадокс Пиаже. ЛОГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ. Факты и предположения. Логическая игра Л.Кэролла. Заметки о женской логике. Бытовая логика. КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ. СИСТЕМНОЕ и АНАЛИТИЧЕСКОЕ. СИСТЕМЫ с ИИ. Бенефициары оцифровки "сознания". Ученый с миллиардом. Общение с ChatGpt4 Генерация образов и текстов. Что общего между карандашом и ботинком. Обратная сторона систем с ИИ. Кто победил Гитлера. Радиоэлектроника и АВМ. Тесты для систем с ИИ. Тест "Лужица". Тест "Порядковый номер". Тест "За кадром". МОДЕЛИРОВАНИЕ (ДЕЙСТВИЯ В УМЕ): Чувствуем или формируем событие? Траекторное управление. МОДЕЛЬНОЕ ВОСПРИЯТИЕ: Восприятие и осознание информации. Нелокализм - Биоинформационные дистанционные взаимодействия. Поисковые режимы. "Волшебный клубок". Примеры модельного восприятия информации у летчиков. "Машина времени" - История предмета. Примеры модельного восприятия информации во сне. МОДЕЛЬНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ: Каталепсия. "Меч-кладенец". Трансляция состояния. 1995.12. - Бильярд. "Сучок и уголёк" Модельное и техногенное воздействие: 2015-2018 - Метео. 2015.08. - Югра. 2016.04. - Бухарест. 2019.08. - Байкал. Метео Техногенные факторы: Повелитель погоды - Л.Похмельных. Технология для ОАЭ. Кража дождя. Загадочный Чарльз Хэтфилд. РЕЗУЛЬТАТ (ДУШЕВНОЕ СОСТОЯНИЕ): Чувство справедливости у обезьян. Министерство счастья в Бутане. Счастье по представлениям молодежи. Богатые, но недовольные. Для счастья нужно так немного. Эмоции и чувства. "КАК СТАТЬ БЕЛОЙ КОРОЛЕВОЙ": ЛИТЕРАТУРА: РЕКОМЕНДОВАННЫЕ ФИЛЬМЫ.
ГЛАВНАЯ. О ПРОЕКТЕ. История проекта. НОВОСТИ. КОМАНДА: Звоников В.М. Чистяков А.Н. Табатчиков С.В. Киселева В.Н. Каменева В.С. Галинко И.В. Непритворенный А.В. Коркоц А.М. Егорова И.В. Оськина Е.А. Ильина С.П. Каспаров А.З. Волчкова В.В. Чубков А.Э. Воронцова Е.В. Ибрагимова О.А. ПАРТНЁРЫ: Лаборатория экспериментальной психофизиологии МосГУ. Лаборатория клинической нейрофизиологии им.В.П.Сербского. Инновационная Школа Исполнительского Мастерства. Театр "Пилигрим". Вадим Самойлов - создатель рок-группы "Агата Кристи". Архитектурное бюро "Архисидек". Рязанский Центр Детско-Юношеского Туризма и Краеведения. Издательство "Книжная площадь". "Центр профайлинга и трансовых технологий". Каменева Вера. ТВОРЧЕСТВО: Баллад Евгений. Киселева Вера. Абрамян Анна. Рамазанова Татьяна. Нургалиев Ержан. Хохленко Юрий. Колчанова Наталья. Галинко Ирина. Чистяков Андрей. Обер Елена. Никитин Анатолий. Табатчиков Сергей. Непритворенный Александр. Шевелева Лариса. Карасев Константин. Горбачева Наталия. Дегтярева Ольга. Ибрагимова Ольга. ТЕСТЫ GO-RA. ТЕСТЫ ВИКИУМ. ВОПРОСЫ - ОТВЕТЫ. ОТЗЫВЫ. ВИДЕО и ФОТО: ТЕЛЕГРАММ-КАНАЛ. ХРОНИКИ СЕМИНАРОВ. ИНТЕРВЬЮ. ДЕМО-РЕЖИМЫ: ЗАНЯТИЯ-УПРАЖНЕНИЯ: #Траекторноее управление. Сеанс Анси - Москва. #Биоинформационные дистанционные взаимодействия. #Конструирование будущего. Самопрограммирование. 1998 - "Снежки". #Синхронизация действий физических и ментальных. #Перенос точки наблюдения. #Поисковые режимы. #Информационный след. #Поединки вслепую. #Трансляция состояния. #Близнецовый режим. Рисование и живопись. #Эксперт-операторные танцы. #Трансляция образов. КА-50. Йога для начинающих. Удерживаем баланс. #Дуальные загрузки. #Паровозики. #Ночёвка в лесу. #Подготовка к ОС. #Битва хоров - синтез. Левая рука. #Тестирование эмоционального интеллекта и гипнабельности. #СМС с закрытыми глазами. #Сплочение коллектива. #Переключение внимания (шарики). #Читать с закрытыми глазами. ГРАФИК ОБУЧЕНИЯ. ВИДЕОЛЕКЦИИ. ДОП. МАТЕРИАЛЫ к ЛЕКЦИЯМ: "ВВОДНАЯ ЛЕКЦИЯ". "ТЕОРИЯ ИГР. КРАТКО": Виды игр. 11 Признаков Игры. Как сварить суп. Камень, ножницы, бумага. "АЗБУКА ДЛЯ ЭЗОТЕРИКОВ И ГУМАНИТАРИЕВ": Главное, второстепенное, лишнее. Объекты, процессы, преобразования. Мера, эталон. След. Качество-количество. Структуры: свойства объекта/субъекта. Виды движения. Процессы: Время (длительность и одновременность). Процессы: Восприятие-осознание-информация-энергия. Процессы: согласованность. Процессы: автоволны. Процессы: интерференция-голография. Процессы: Структуры-эмерджентность. Тень. Граница. "ГДЕ ЖИВЕТ ВЕРА": "СВЯЗЫВАНИЕ НЕЙРОННЫХ СЕТЕЙ": Собака Павлова. Улитка. Цыплята Роуза. Синестезия с позиций нейрофизиологии. Дама с собачкой. Кабачковая икра. Мальчик и петух. В.Мессинг. Голубятня. Манипуляции: Дэйл Карнеги. Саморегуляция: Снижение сахара в крови. Обряды с позиций нейрофизиологии. Примеры эффективных внушений. "Торпедо и правильное кодирование". "Техника безопасности. Советы бывалого". "ГИПНАБЕЛЬНОСТЬ, ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА": "ИЗУЧЕНИЕ ГИПНАБЕЛЬНОСТИ, ВЕРИФИКАЦИЯ ЭМОЦИЙ": Эмоции. Литобзор. Материалы и методы. Серия-1: Директивный гипноз. Серия-2: Самостоятельное воспроизведение в уме событий прошлого. Тестирование гипнабельности-Стэнфордская шкала. Субъективные показатели состояний (ЯО и ИЭ). Объективные показатели состояний. ЧСС и КГР. ЭЭГ: Спектральная мощность. ЭЭГ: Когерентность. ЭЭГ: Омега комплексность. Трансформация: динамика субъективных и объективных показателей. Верификация эмоций. Гипноз без мистики: Л.П.Гримак. Гипноз и программа Феникс: В.М.Звоников. Гипноз и модельное воздействие: А.Н.Чистяков. #Плацебо: "гипнабельность или внушаемость". Человек - амфибия. Как меняется восприятие под гипнозом Гипноз в криминалистике. Секреты эстрадного гипноза. Эффективность внушений: Утюг и Поход к Солнцу. Волшебный клубок (Информационный след). ИПВ под гипнозом. "ВНУШАЕМОСТЬ, АВТОРИТЕТ, УВЕРЕННОСТЬ". Гипноз на ТНТ с Д.Домбровским. Как соотносятся внутренние ресурсы учителя и ученика. "Гипноз. Внушение. Диагностика". Кузнецова О. Отзыв о семинаре 1997.05 Примеры эффективных внушений. Эксперимент. "Повиновение". Внушение и осознание. Утюг. Манипуляции. Д.Карнеги. Манипуляции. Эффекивность внушений. "ВЛИЯНИЕ ГЕНОМА НА НАШУ СУДЬБУ": Они никогда отсюда не выберутся. Природа импринтинга. Феномен Маугли. Развитие психики слепоглухонемых детей в процессе формирования поведения. "ВОСПРИЯТИЕ и ОСОЗНАНИЕ": Роль точных соответсвий. Важность кинестетических впечатлений. Вольф Мессинг. Поверхностное понимание. Восприятие-осознание-информация-энергия. Восприятие процессов. Поцарапанное небо. Мерность восприятия и геометрия. 6-мерная Вселенная Р.Бартини. АЧХ: длительность и мощность сигналов (зрение и слух). Зрение. Число кадров в секунду. Мощность процессов и восприятие. Зависимость восприятия процессов от эмоций. Субсенсорное восприятие. Тактильно-зрительный аппарат. Способы изменения восприятия и мышления. "ЭМОЦИИ и ЧУВСТВА": Что чувствует амеба в горячей воде. Эмоции и чувства на примере рыбалки. Триггер. Сознание и подсознание: Субличности. Сканирование узких сегментов подсознания. Переход А-Д | Д-А. Визуальные иллюзии: точка наблюдения. "ПОЛЯ - НАЛЕВО, ПОЛЯ - НАПРАВО": Спонтанный инсайт. Управляемый инсайт. 2002. Н.П.Бехтерева: "Мозг человека - сверхвозможности и запреты". 2003. Конференция РАН. "Альтернативное видение у человека". Квантовая запутанность между частицами. Нелокальные биоинформационные взаимодействия. Фильм "Вода". Хосе Дельгадо: Дистанционное воздействие ЭМП на мозг животных. Дистанционное воздействие магнитными полями на геном. Влияние ЭМП мм диапазона на человека. Что такое биополе. Калибровка моделей. Дальновидение. В. Мессинг и Б.Хмельницкий. Таежные сны. ИПВ под гипнозом. Общение с животными без слов. Шамбала, Сейд-озеро, "Высший разум". Характеристики ЭЭГ у экстрасенсов. Мысленное воздействие. "ЧТО ПРИСНИЛОСЬ ЧЕРНОМУ КОРОЛЮ": "НАУЧНОЕ ИЗУЧЕНИЕ СНОВ": Сон прочитан и расшифрован. Природа осознанных сновидений. И.Пигарев: Висцеральная теория сна. Восприятие "времени" в различных состояниях. "ОС - ПАТРИЦИЯ ГАРФИЛД". "ОС - КАРЛОС КАСТАНЕДА". "Практические занятия по ОС". "ОС -дуальные загрузки". "ПРИМЕРЫ СНОВ И ИХ РАСШИФРОВКА": М.Захаров: Осознанные сны. Сны. А.Чистяков: 1967. Двойное разочарование. 1969: Незваный гость. 1969: Человек - амфибия. 1976: Думать во сне, Многовариантность. 1976: Остановка сердца и дыхания. 1983: Группа крови. 1994: Афоня. 1994: Самурай и 6 спинингов. 1996: Встреча с В.Самойловым во Внуково. 1996: Таежные сны. 1997: Моя мама - Штирлиц. 1998: Чужие сны. 2006: Быть Андрэ Моруа. 2010: Авария, Каховка. 2011: Новый уровень сложности. 2012: К.П.Пузо. 2014: Женщина с косой и МЧС. 2014: Грибник. 2015: Незнайка на Луне. 2016: Двойное связывание. 2016: Сломанная роза. 2020: Ушедшие раньше нас. 2020: Ангел - хранитель. 2021: День знаний. Сны. И.Галинко: 2020: Блендер. 2021: Некролог отменяется. 2020: Потоп. Сны. С.Ильина. 2019: Загрузка в будущее. 2019: Ураган и инсульт родственницы. Сны. Н.Колчанова: 1994: Поездка на семинар к БЕЗ. 1995: Не выключенная плита. 2020: В гости во сне. Н.Коробова: Туфли. В.Волчкова: Дежавю. В.Волчкова: Сами должны проснуться. С.Слипченко: Подарок сына. А.Шароватов: Находка клада. Г.Чередниченко: Космические яйца. К.Карасёв: Батька. Ю.Меньшова: Во сне и наяву. Б.Золотов: Фантик. О.Бурматова: Корейская ракета. О.Норин: Дубль, излечение во сне. Магазин Океан. Модель прогнозирования землетрясений. "ЧТО ТАКОЕ - Х, ЧТО ТАКОЕ - П" ("ВСЕ ЛИ У НАС ДОМА"): Чувство справедливости у обезьян и человека. Роль капитала в 21 веке. Признаки плутократии. Делать вовремя. Эксперимент Розенхана. Мы изменили диагноз "ЧУЖАЯ ДУША - ПОТЕМКИ": Бенефециары оцифровки сознания. Примеры восприятия информации во сне. Можно ли дать и получить разрешение умереть. Стигматы и гипнабельность. Вcтречи с ДАлай-Ламой XIV/ С.Гроф: Капитан и боцман. Стихи от В.Высоцкого. Шамбала, Сейд-озеро, "высший разум". О.Петрова:Провал в прошлое. Кукушка: Возвращение души. Интервью с Б.Вебером. Быть Андрэ Моруа. Мистики и маги Тибета - ч.1. Мистики и маги Тибета. -ч.2. Душа и системы с ИИ. "НАЗАД В СВЕТЛОЕ БУДУЩЕЕ": Игра "Жизнь" (Conway). Самопрограммирование. ИСС. Двойное связывание. Многовариантность. Ле Цзы: Учитель и колдун. ЦРУ: Кентавры для предсказания будущего. А.Вайно: Образ Победы. "11 ПИ-РЭ. ПОДРОБНО": АВТОР: ИГРОВОЕ ПОЛЕ: ПРАВИЛА ИГР и БОЛЬШИЕ ПРАВИЛА: "Причинно-следственные связи". Игра "Жизнь" (Conway). "Время - длитеьность и одновременность локальных процессов". "Принцип Лего" (Частное и целое). "Прицип иерархии". "Принцип минимакса". "Принцип подобия". "Принцип Дельты". УЧАСТНИКИ: УБЕЖДЕНИЯ-ЦЕННОСТИ-ИДЕАЛЫ-КАРТИНКА МИРА: И.Комиссаров: Генерал всех карьеров. В.Ю.Катасонов: Блеф Западного благополучия. О новом человек и педагогических системах. Лавуазье: влияние личного опыта на убеждения. Факторы, влияющие на успеваемость. Почему внушения не всегда действуют. Эффект Барнума. История Альфреда Джулса Айера. Почему он так поступает. Воспитание патриотизма в Бельгии. Легальный и нелегальный бизнес. Разговор с пограничником. Анатолий Васильевич и ЧОП. Памяти Чубайса. Магический рэкет. Разговор у костра (Иди, я прикрою). ЖЕЛАНИЯ-ПОТРЕБНОСТИ-МОТИВЫ: Достижение Желаний любой ценой. Воображение: перенос точки наблюдения. Считываем информацию или воздействуем информационно. ДЕЙСТВИЯ ФИЗИЧЕСКИЕ: 250 км за 5 дней бегом по Сахаре. Алексей Молчанов: погружение в глубину без акваланга. Синхронизация действий физических и мышления. Делать вовремя (своевременно). Кровь - средство от смерти. Эффективное средство для развития мозга. ВНЕШНИЕ РЕСУРСЫ И ДЕНЬГИ: В.Ю.Катасонов: Кто сорвет главный куш. Мировые финансы. Т.Пикетти: Роль капитала в 21 веке. М.Юрьев: Деньги и мировой порядок. Дж.Гэлбрэйт: Экономика невинного обмана. А.Дугин: Идея - самое грозное оружие. К.Сивков: Мировая война - как выход из глобального кризиса. Дж.Эймс: Имперская экономика США. М.Хазин: Теория кризиса. И.Шамир: ФРС напечатала 16 трлн долларов. А.Ручьёв: Война валют. Золото и золотой стандарт. В.А.Галеев: Секреты Сталинской экономики. Отрицательные деньги. Русская модель для сборки. ВНУТРЕННИЕ РЕСУРСЫ: ФИЗИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ. ЗНАНИЯ: Модели - это описания. Отрицательное свойство точных моделей. Что изучает математика. Пример поверхностного суждения. Зубрить или понимать. Знаки и символы. НАВЫКИ и УМЕНИЯ (Автоматизмы). КОГНИТИВНЫЕ СПОСОБНОСТИ: ВНИМАНИЕ: Погружение в глубину без акваланга. Тренировка и оценка внимания у космонавтов. Тренировка внимания у музыкантов. Тренировка внимания у "Лучников". ПАМЯТЬ: Связывание нейронных сетей (Улитка). Восприятие и осознание - Эмоции и чувства. Нейронные сети - Оптогенетика. Когнитом - кротовые норы. Интервью с Константином Анохиным. Подсознание субличности. Памяти Чубайса. Сознание и подсказки подсознания. МЫШЛЕНИЕ: Базовые мыслительные операции. Логический трюк Льюиса Кэролла (главное и второстепенное). Причинно-следственные связи. Ошибки интерпретаций. Корпускулярно-волновой дуализм. Ошибки мышления у космонавтов. Жадность или неумение думать. Невероятная рыбалка на Кольском. Гении и просто таланты. Анри Пуанкаре. Роберто Бартини. Лев Термен. Игорь Стаханов - Шаровые молнии. Юрий Кнорозов. Мацкевич Вадим - война в Корее. Алексей Гарагашьянц. Елена Юрьевна Огаркова. Гении и таланты - нейрофизиологический аспект. ВИДЫ МЫШЛЕНИЯ: ВООБРАЖЕНИЕ. УПРАЖНЕНИЯ и ТРЕНИРОВКИ. Чтение. Сказки на ночь. Занятия музыкой. Синтез - это про воображение. Синтез - видеоряд плюс мелодия. Ментальная арифметика. "Мистики и маги Тибета". ч.1. "Мистики и маги Тибета". ч.2. Предвидение. "Анатолий Васильевич и ЧОП". "Ассоциация и Диссоциация". "Занятия и упражнения от проекта GO-RA". МЕТАФОРИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ. Т.Черниговская и Б.Окли. Льюис Кэролл - Забыть главное. Делать вовремя (копирование). "Мосфильм или телевизор". "Адам и Ева". "Репка". Танк и ПДД. ПОНЯТИЙНОЕ МЫШЛЕНИЕ. Понятийное мышление - Л.С.Выготский. Понятийное мышление - парадокс Пиаже. ЛОГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ. Факты и предположения. Логическая игра Л.Кэролла. Заметки о женской логике. Бытовая логика. КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ. СИСТЕМНОЕ и АНАЛИТИЧЕСКОЕ. СИСТЕМЫ с ИИ. Бенефициары оцифровки "сознания". Ученый с миллиардом. Общение с ChatGpt4 Генерация образов и текстов. Что общего между карандашом и ботинком. Обратная сторона систем с ИИ. Кто победил Гитлера. Радиоэлектроника и АВМ. Тесты для систем с ИИ. Тест "Лужица". Тест "Порядковый номер". Тест "За кадром". МОДЕЛИРОВАНИЕ (ДЕЙСТВИЯ В УМЕ): Чувствуем или формируем событие? Траекторное управление. МОДЕЛЬНОЕ ВОСПРИЯТИЕ: Восприятие и осознание информации. Нелокализм - Биоинформационные дистанционные взаимодействия. Поисковые режимы. "Волшебный клубок". Примеры модельного восприятия информации у летчиков. "Машина времени" - История предмета. Примеры модельного восприятия информации во сне. МОДЕЛЬНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ: Каталепсия. "Меч-кладенец". Трансляция состояния. 1995.12. - Бильярд. "Сучок и уголёк" Модельное и техногенное воздействие: 2015-2018 - Метео. 2015.08. - Югра. 2016.04. - Бухарест. 2019.08. - Байкал. Метео Техногенные факторы: Повелитель погоды - Л.Похмельных. Технология для ОАЭ. Кража дождя. Загадочный Чарльз Хэтфилд. РЕЗУЛЬТАТ (ДУШЕВНОЕ СОСТОЯНИЕ): Чувство справедливости у обезьян. Министерство счастья в Бутане. Счастье по представлениям молодежи. Богатые, но недовольные. Для счастья нужно так немного. Эмоции и чувства. "КАК СТАТЬ БЕЛОЙ КОРОЛЕВОЙ": ЛИТЕРАТУРА: РЕКОМЕНДОВАННЫЕ ФИЛЬМЫ.