Данная страница посвящена песням отряда "Вега", написаннымза 45 лет существования нашего отряда. До Сергея Сомова, наверное, в нашем отряде тоже писали песни, но именно с этого человека понятия "стройотрядовские песни" и "Вега" стали практически синонимами. В 1978 году он придумал слова "Куртки зеленые". Слова из гимна именно этого стройотряда высечены на памятнике посвященному 50-летию стройотрядовского движения в СССР, который находится около физтеха МГУ. Музыку он позаимствовал у Григория Рейхтмана (детский юношеский клуб "Каравелла" Владислава Крапивина). В этом отряде Сергей Сомов принимал активное участие в детстве. Мелодия и слова зашли и дальнейшем она стала гимном "Веги", затем Свердловского областного, а затем иВсероссийского СО.
В 1979 году на целине в Норильске он придумал песню "Надежда". В 1980 году, после гибели нашего бойца Константина Королева, песню "Строй стоит". В 1981 - "О, Целина". Затем к процессу придумывания мелодий подключились: Игорь Карпенко, Андрей Чистяков, Николай Енидорцев, Михаил Щукин, Василий Самсонов, Андрей Меньшиков и др., а к написанию рифмованных текстов: Владимир Зигангиров, Андрей Шалягин, Юрий Исаков, Олег Антонов и др. Все авторы указаны на фото к диску. Либретто к некоторым песням ССО "Вега" написаны редакцией журнала "Красная Бурда". Кстати, почти половина редакции - это ребята из нашего отряда. Большое количество песен не вошло в данный сборник, а какие-то были написаны уже позже. См. ссылки в конце страницы.
На концерте, посвященном 50 летию Свердловского областного отряда, мы исполняли песню "Снег" и "Широкая река" в сопровождении Концертного симфонического оркестра Уральской государственной консерватории им. М.П.Мусоргского. Художественный руководитель и дирижер Антон Шабуров. Во время исполнения песни выяснилось, что у Николая расстроена гитара. Во время паузы между "Снегом" и "Широкой рекой" пришлось подойти и подсказать Николаю Енидорцеву об этом. Позже Николай вспомнил, что перед концертом он давал настроенную гитару одному из участников концерта, а потом проверять строй гитары уже было некогда. В студийной записи этого бага, разумеется, нет. "Снег-2014" -Студийная запись. На видео - живое исполнение обеих песен.
На видео, размещенном ниже, песня "Песчаный человечек". Авторы: Сл. Андрей Вознесенский, Михаил Щукин. Муз. Михаил Щукин. Исполняют: М.Щукин, А.Чистяков. Знаменка, 1988 год.
ЛИБРЕТТО ОТ "КРАСНОЙ БУРДЫ"
Либретто к некоторым песням написаны "Красной Бурдой". Кстати, почти половина редакции - это ребята из нашего отряда: Сергей Сомов, Юрай Исаков, Валерий Дмитриев, Владимр Логинов, Александр Ельняков...
Эта песня персонально никому не адресована. Именно поэтому каждой девушке кажется, что она написана персонально для неё. В этом главная ценность этого музыкального произведения. Других достоинств у песни нет. Ну разве что гениальные музыка и текст, но кого этим удивишь в студенческом строительном отряде «Вега»? Песня явно написана в период жгучей тоски и острой нехватки времени. До Знаменки 15 минут, а песни нет. Кто из нас не сталкивался с такой проблемой? Нам кажется, авторы с честью вышли из этой ситуации, использовав всего пять нот, четырнадцать слов и две руки. Давайте вслушаемся в слова: «Прогонит осень, несмотря на дожди, Горячий летний полдень глаз твоих ясных...» Загадочно, не правда ли? Это «Вега», друзья, это радисты-интеллектуалы! После прослушивания этой песни вам наверняка захочется взять минуту на обсуждение.
Это очень красивая песня. А вот автор поступает некрасиво. Сам в тепле, замер пред окном у горячей батареи. А девушка где-то за порогом тьмы, на морозе. Не её ли след вдаль бежит? Босые следы 38-го размера чьи? И автор еще издевается: мол, иди спой песню на ветру, то есть о ветрах. И о любви тоже иди спой. Сволочи мы, авторы, одним словом. К чести автора следует отметить, что песня, безусловно, про бабу. Вопрос только, про какую — снежную или про мясную? На этот вопрос можно ответить, если вдуматься в текст песни. Но это-то как раз сделать непросто: мешают замечательные рифмы и метафоры, отвлекает чудесная мелодия, не дают сосредоточиться превосходные голоса исполнителей...
Однако представим на минуту, что речь всё-таки идёт не о бабе на морозе, а о летней знойной девушке — красавице, комсомолке и штукатурке. У неё вместо морковки - нос, вместо углей — жгучие глаза, вместо палок - руки, а вместо ведра на башке — ведро с раствором. Что ж, в такую бабу можно влюбиться и посвятить не только песню, но и лет тридцать собственной жизни, что и сделал этот бесконечно талантливый сукин сын.
В песне «Реченька» много противореченек. О чем реченька в этой песенке? Лирический герой, назовём его условно Зига, вспоминает, как он с кем-то, у кого коса, гулял у реки. У кого может быть коса? Да у кого угодно — у Боба Марли была в то время, причём не одна, у барона Мюнхгаузена,у Бой Джорджа...
И вместе с тем Зига переживает, что ему отказал отец человека с косой. Отец оказался с норовом и отверг все домогательства, отказал Зиге. В отместку Зига решает украсть того, у кого коса, и как следует поскакать. Но не тут-то было: кони у него храпят в поводу, говорят, что никуда, мол, не пойду...
Однако есть и другая трактовка смысла этой песни. Парень, вышедший на обрыв берегА, хочет покончить свою жизнь женитьбой...
Песня претендует на народность, мимикрируя под русскость, или хотя бы татарскость, маскируясь под этнические напевы, наигрыши, такие как ой да ой да, люли-люли, трында-тында, умца-умца, харекришна и шинанайда-опа.
И в заключение заметим, что сама жизнь внесла маленькую поправку в текст этой замечательной песни:
Здесь гуляли мы с тобой у реки, А теперь вот мы с тобой старики.
Эта прекрасная песня родилась, когда талантливый композитор положил на бодрую жизнерадостную музыку чью-то стихотворную предсмертную записку. Такое впечатление складывается, если тупо вдуматься в текст.
«Мир опустел»... «Ушёл последний день и час»... «Завистливые люди вдруг все объединились...» (уж не в партию ли «Зависть России»?).
Кого-то втоптали в грязь, и он, весь в грязи, собирается сесть в лайнер... Только кто ж его, грязного, в лайнер пустит?
А может быть, всё не так, и на самом деле это не стройотрядовская песня, а слегка модернизированная цитата из «Ромео и Джульетты». Только у Шекспира было не «Взлетая, лайнер унесёт меня отсюда...», а «Харон на лодке увезёт меня отсюда...».
Но суть от этого не меняется.
В этой песне рассказывается о молодом небезусом стройотрядовце, который не умеет плавать. Ему слабо переплыть речку Туру во время ледохода и лесосплава.
Даже гитара не может ему помочь перебраться на другой берег, поскольку она не проконопачена и не оборудована вёслами.
Тем не менее задорное стройотрядовское либидо тянет и тянет его на тот берег, где, как ему кажется, зовёт неяркий свет в окне. На самом же деле это просто девушка с инжэка и мужчина с мехфака забыли выключить свет...
Обратимся к цитате. «Твоё окно сияет, Маня». Долгие годы аналитики задавались вопросом: о какой это Мане идёт речь? О женщине или о художнике Мане, который Клод? Бывало, сам поёшь «Широкую реку» и недоумеваешь. И хочется уже перестать петь и слушать эту замечательную песню, да только силы, только силы не найти...
На видео пародия на песню "Широкая река" от наших друзей из ССО "Импульс" (группа "Somov-Stain", РТФ, УПИ).
Эта тихая и нежная песня о командире стройотряда. Весь день он играл на гитаре, а ночью решил пойти полюбоваться, как спят бойцы. А спят они так же и там же, как и где и работали. Не заметив, как взошла луна, уснул каменщик, зацепившись очками за шнурку. Рядом, уткнувшись головой в раствор, похрапывает подсоба. А чуть выше, на крыше, вдыхая опил и свежую стружку, спят плотники под тихое жужжание невыключенной бензопилы.
Командир на цыпочках пройдет мимо бойцов, кому- то поправит отвес, кому-то — портянку на лице...
Спите сладко, братцы! Студент спит — Целина идёт...
А мы тем временем хотели бы открыть автору песни, а именно строчек «А утром снова встанут и пойдут Туда, где вырастают корпуса...», небольшой секрет: бойцы ССО когда утром встанут, то сначала пойдут в уборную, потом на зарядку, потом чистить зубы, потом на линейку, потом на завтрак, а уж потом — туда, где какие-то корпуса! (Кстати, что за корпуса такие, которые прямо из земли растут? Только удобряй да поливай!) Из всего перечисленного самое важное событие — это, конечно же, завтрак. Поэтому слова песни должны, по уму-то, звучать так: «А утром снова встанут и пойдут Туда, где вермишель и колбаса!»
Это было бы честнее и, на наш взгляд, гораздо приятнее на слух.
Юноша и девушка сидят и зачарованно глядят, как звёзды падают с небес. При этом вслух они загадывают, что хотят продолжить целину на много лет, на много лет, а про себя-то наверняка думают о другом.
Девушка загадала выйти замуж на много лет, на много лет. А юноша просто хочет, чтобы еще одна звёздочка упала ему на фюзеляж
БРИГАДНЫЕ ЧАСТУШКИ и КВН УПИ
А начиналось все с бригадных частушек. В 1982 году мы впервые провели такой конкурс между бригадами, а затем он стал традиционным. В этом же году стали делать "Радиогазеты". Раз в неделю выходил очередной выпуск. Слушали во время завтрака. Потом добавился "День поэзии". Кто не мог писать стихи, писал прозу. Материал для частушек и и радиогазет бригады брали из запоминающихся ситуаций, которые происходил в отряде в процессе работы и комиссарской деятельности, поэтому название "На злобу дня", появилось естественным образом.
Возможно кого-то смутит употребление ненормативной лексики в этих частушках. Что могу сказать в свое оправдание? Во-первых: в чистом виде, в отличие от некоторых передач на ТНТ, наши ребята не использовали в своих куплетах мат. Во-вторых, когда придумывали куплеты, то ребята даже не предполагали, что их "творчество" кто-то выложит на всеобщее обозрение. Это было исключительно внутриотрядное мероприятие не предназначенное для посторонних ушей. У меня есть веские основания для того, чтобы так поступить.
Видимо не случайно в 1985 году наши сочинители стали делать факультетскую стенгазету "РадиоТехник". В 1986 году "РадиоТехник" и "ФизикоТехник" вошли в состав команды КВН УПИ, а в 1990 году они создали журнал "Красная Бурда".
Уральские дворники (команда КВН УПИ)
В ближайшее время в дополнение к видео с частушками "Уральских дворников" мы выложим образцы "бригадного творчества" ССО "Вега", в частности, "Радиогазеты".