Развивая внимание, память, мышление, вы развиваете интуицию!
Проект «Go-Ra»
Изучение факторов, влияющих на качество решений, принимаемых
в условиях неопределенности человеком и системами с ИИ.

Особенности мышления у шахматистов

Исследование процессов мышления у шахматных гроссмейстеров помогло понять, каким образом люди становятся компетентными специалистами и в других областях.

Человек ходит от одного шах­матного стола к другому, ему достаточно одного взгля­да на доску, чтобы сделать ход. Его противники почти три десятка шахматистов-любителей. На дворе 1909 г., блистательный игрок - ку­бинец Хосе Рауль Капабланка. результат игры - сухой счет: 28 побед в 28 партиях. Упомянутый сеанс одновременной игры был частью тур­не, в котором гроссмейстер выиграл 168 партий подряд.

Как же ему удавалось играть столь блистательно, столь быстро? И на сколько ходов он мог просчитать возможные комбинации? - Я вижу только на один ход вперед. — гово­рил Капабланка, — но это всегда правильный ход.

Его сентенция кратко выразила то, что в дальнейшем было подтвер­ждено целым столетием исследований в области психологии: пре­восходство мастера-шахматиста над новичком обычно проявляется с первых же секунд.
Столь же бы­строе восприятие, базирующееся на знании, которое иногда называют апперцепцией, свойственно компе­тентным специалистам и в других областях. Подобно тому, как гроссмейстер может вспомнить все ходы в только что сыгранной им партии, профессиональный музыкант зача­стую способен записать партитуру сонаты, которую он слышал всего один раз, а опытному врачу подчас достаточно лишь взглянуть на па­циента, чтобы поставить точный диагноз.

Но как приобретаются столь экстраординарные навыки? Что здесь важнее - талант или интенсивная тренировка и практики? В поисках ответа на подобные вопросы психологи принялись изучать мыслитель­ные способности выдающихся шах­матистов. И в результате появились новые теории, объясняющие, как происходят организация и воспроизведение информации. Такие ис­следования крайне важны, в частности, для сферы образования, т.к. методы, применяемые шахматистами для развития, своих навыков, в будущем могут быть использованы для обучения школьников чте­нию, письму и арифметике.

Дрозофила когнитивных наук

Как показывают многочисленные исследования, постоянно исполь­зуемый навык формируется с са­мого детства, развиваясь линейно и непрерывно лет до 35, и достига­ет к этому возрасту максимума — говорит Джон Бок (John Bock), ан­трополог из Университета штага Калифорния в Фуллертоне. На то, чтобы подготовить нейрохирурга, уходит меньше времени.

Если человек ярко не выделяет­ся своими способностями на фоне среднестатистического уровня кол­лег, его нельзя назвать по-настоящему квалифицированным специ­алистом, он может считаться лишь обладателем хорошего диплома. Та­кие люди, к сожалению, встречаются слишком часто. Исследования по­следних двух десятилетий показали, что если судить строго, то професси­ональные биржевые игроки действу­ют не лучше, чем любители, истин­ные ценители вин различают на­питки едва ли тоньше, чем профаны, а известные психиатры способны помочь пациентам не больше чем их коллеги, не обремененные степе­нями и званиями. И даже когда наличие компетентности не вызыва­ет сомнений, например, в области образования или бизнеса, то зача­стую ее трудно измерить, а тем более объяснить.

Навык игры в шахматы все же можно измерить, разложить на компоненты, подвергнуть лабораторным экспериментам и без особых трудностей наблюдать в естественной обстановке и в ходе соревнований. Именно поэтому шахматы стали главным и единственным полигоном для изучения теорий мышления: эту игру в шутку даже называли «дрозо­филой когнитивных наук».

Изучение навыков игры в шах­маты придвинулось дальше простого подсчета числа выигрышей. Статистические формулы позволяют сравнивать новые результаты с прежними, и засчитывают побе­ду в зависимости от силы противника. В результате формируются рейтинги, которые предсказывают исход партии с поразительной точностью. Если игрок А превосходит соперника Б на 200 единиц. то  А выиграет у Б в 75% случаев. Та­кие расчеты верны, как для: игро­ков высшего уровня, так и для лю­бителей. Российский гроссмейстер Гарри Каспаров, имеющий рейтинг 2812. выиграет 75% партий у Яна Тиммана из Нидерландов, рейтинг которого — 2616. Аналогичным об­разом игрок с рейтингом 1200 (око­ло медианы) выиграет 75 раз из 100 у шахматиста с рейтингом 1000. Подобные измерения позволяют психологам оценивать квалификацию по реальным результатам, а не по репутации, и прослеживать изменения навыков данного игрока на протяжении всей его карьеры

Еще одной причиной того, что ис­следователи когнитивных процес­сов выбирают в качестве модели шахматы, или бильярд или, скажем, бридж, стала репутация игры, которая, говоря словами немецкого поэта Вольфганга Гете, служит пробирным камнем интеллекта. Фантастиче­ские способности шахматных масте­ров давно связывали с их почти ма­гической силой ума, которая прояв­ляется ярче всего в играх вслепую, когда игрокам не разрешается смотреть на доску. В 1894 г. фран­цузский психолог Альфред Бинэ (AIfred Bine), один из изобретателей первого теста на интеллект, попросил крупных шахматистов описать процесс их мышления в ходе игры. Он начал с предположения, что они держат в голове почти фотографиче­скую картинку доски, но вскоре при­шел к выводу, что их восприятие ку­да более абстрактно: гроссмейстер пользуется лишь общим знанием о том, где находится данная фигура относительно других. Аналогичный механизм позволяет нам, например, помнить расположение станций на линиях метро.

Превосходство мастера игры в шахматы над новичком проявляется с первых же секунд

Участник игры вслепую знает все детали текущей партии и помнит ключевые моменты прошлых игр. Предположим, что он вдруг забыл, где находится пешка. Он найдет ее, проанализировав стереотипные стратегии открытия партии хорошо изученной фазы игры с относительно небольшим количеством вариантов, или же игрок мо­жет воспроизвести логику одного из своих предыдущих ходов, раз­мышляя, например, так: «Я не мог съесть слона два хода назад, следовательно, эта пешка должна была мне мешать...». Ему не обязательно постоянно держать в голове все подробности игры, поскольку он может по своему желанию рекон­струировать любую конкретную деталь на основе хорошо организованной системы связей.

Разумеется, если обладание та­ким сложным структурированным знанием объясняет не только успех в игре вслепую, но также и другие способности выдающихся шахмати­стов (расчет и планирование), тогда квалификация в игре будет зави­сеть не столько от врожденных спо­собностей, сколько от специальной подготовки. Голландский психолог Адриан де Грот (Adriaan de Groot), сам будучи выдающимся шахматистом, подтвердил данное представ­ление в 1938 г.. воспользовавшись своим участием в подготовке крупного международного турнира в Голландии, чтобы сравнить, спо­собности средних и сильных игро­ков с потенциалом ведущих мировых гроссмейстеров. В частности, он просил участников описать ход их мысли, возникающий при виде позиций, выбранных из различных партий турнира. Он обнаружил, что хотя сильные шахматисты способ­ны проанализировать значительно больше возможностей, чем слабые, начиная с определенного уровня мастерства дальнейшего увеличения объема рассматриваемой инфор­мации не происходило: шахматные короли анализировали не большее число ходов, а лучшие из возможных вариантов (именно об этом некогда говорил Капабланка).

Недавние исследования показа­ли, что на результаты, полученные де Гротом, повлиял характер пози­ций, выбранных им для проведения теста. Чтобы гроссмейстеры смогли показать себя, им требуется такая расстановка фигур, при ко­торой принципиально важно произвести множество точных вычис­лений, что и было продемонстрировано. В подобной ситуации они будут проводить более глубокий поиск возможных ходов, чем начи­нающий шахматист. Точно так же опытный физик в состоянии проанализировать намного больше воз­можностей решения той или иной задачи, чем студент. Однако в обо­их случаях специалист полагается не столько на более развитую спо­собность анализа, сколько на превосходящий багаж структуриро­ванного знания. Столкнувшись с трудной ситуацией, слабый игрок может просчитывать варианты целых полчаса, нередко заглядывая на множество шагов вперед, и все равно упустит свой шанс, в то вре­мя как гроссмейстер сразу увидит правильный ход без какого-либо тщательного анализа.
Де Грот провел следующий опыт: он просил своих испытуемых рас­сматривать позицию на шахматной доске в течение некоторого времени и затем попытаться восстановить ее по памяти. Результаты соответствовали мастерству игроков: если на­чинающие изучали расположение фигур в течение 30 секунд и могли запомнить лишь некоторые детали то мастера обычно лишь глянув на достигнутое могли в точности описать всю позицию. Таким образом, речь идет об особой форме памяти, спе­цифичной по отношению к позициям, характерным для игры. Причем подобные особенности восприятия не являются врожденными, а приобретаются в результате тренировок. В общих же тестах на память гроссмейстеры ни в чем не превосходят остальных людей.

Сходные таланты демонстриру­ют также игроки в бридж, способные воспроизвести комбинации карт во многих играх, компьютер­ные программисты, наизусть пом­нящие огромные участки компью­терного кода, музыканты, которые держат в памяти целые произведе­ния. В целом, наличие такой памяти, проявляющейся в той или иной области, служит стандартным спо­собом проверки квалификации.

Тог факт, что специалисты более полагаются на структурированное знание, чем на анализ, подтверж­дается и конкретными примерами. Так, некий начинающий шахматист D.H. за девять лет сделал поразитель­ные успехи и к 1987 г. стал одним из лидирующих игроков Канады. Наблюдавший за ним Нейл Чарнесc (Neil Charness). профессор психоло­гии Университета штата Флорида обратил внимание, что секрет успеха был не в более глубоком анализе шахматных позиций, а в увеличившемся объеме знаний о них и связанных с ними стратегий.

Теория блоков

В 1960 -х гг. Герберт Саймон (Her­bert A. Simon) и Вильям Чейз (Wil­liam Chase) из Университета Карнеги-Меллона. чтобы лучше понять механизм памяти специалистов, попытались исследовать ее ограничения. Они просили шахматистов различного уровня восстановить по памяти искусственно созданные шахматные позиции, т.е. случайное расположение фигур на доске, а не то, что возникло в ходе реальной игры. Корреляция между мастерством игрока и точностью воспро­изведения «шахматной обстановки» была значительно менее выражена для искусственных случайных позиций по сравнению с реальными.

Исследователи продемонстриро­вали, что память шахматиста еще более специфична, чем казалось ранее, поскольку она настроена не просто на саму игру, а на типичные шахматные ходы. Подобные экспе­рименты подтвердили результаты предыдущих опытов, доказавших, что способности в одной области, как правило, не распространяются на другую. Американский психолог Эдвард Торидайк (Edward Thoridike) еще сто лет назад первым обратил внимание на это обстоятельство, заметив. что изучение, скажем, латинского языка, не помогает овладеть английским, а человек, мастер­ски доказывающий геометрические теоремы, не всегда способен логиче­ски мыслить в повседневной жизни.

Чтобы понять особенности па­мяти гроссмейстеров Саймон воспользовался моделью, основанной на осмысленных паттернах, назван­ных им блоками, что по его мне­нию объясняет, как выдающимся шахматистам удается оперировать огромным количеством данных, не перегружая рабочую память. В свое время психолог Джордж Миллер (Ge­orge Miller) из Принстонского уни­верситета произвел известную ны­не оценку пределов рабочей памяти, своего рода буфера для временных записей у нас в голове. В своей статье «Магическое число семь плюс- минус два» (The magical number seven, Pius or Minus two). вышедшей в 1956 г. он доказал, что люди спо­собны держать в голове одновременно от пяти до девяти объектов. Саймон утверждал, что при помощи иерархической упаковки информа­ции шахматисты получают возможность преодолеть этот предел, рас­сматривая не отдельные фигуры и ходы, а целые блоки.

Воспользуемся литературным при­мером. Возьмем, например, предложение Marу had a little lamb (У Мэри был ягненок). Количество блоков информации в предложении зави­сит от знания английского языка и самого стихотворения. Для боль­шинства англичан данное предло­жение будет частью более крупного блока - известного стихотворения. Для человека, владеющего англий­ским, но не знакомого с произведением, приведенная фраза будет отдельным самостоятельным блоком. Для того, кто может прочитать сло­ва, но не понимает их значения, от­рывок предстанет пятью блоками, и он же покажется 18 блоками тому, кто знает лишь буквы, по ним он может сложить их в слова.

Аналогичным образом предложенную информацию воспринимают и шахматисты. Для начинающего игрока доска с двадцатью фигура­ми будет содержать столько информационных блоков, сколько комби­наций могут составлять фигуры, а гроссмейстер увидит позицию как «фианкетированный слон на рокированном королевском фланге в сочетании с блокированными пешками в стиле староиндийской защиты, и таким образом спрессу­ет всю картину в пять-шесть бло­ков. Оценивая время, необходимое на формирование нового блока в па­мяти, и число часов, которые игрок должен провести за изучением шах­мат, прежде чем станет гроссмейстером, Саймон подсчитал, что мастер владеет приблизительно 50-100 тыс. блоками шахматной информации. Гроссмейстер может извлечь из па­мяти любой из них, лишь взглянув на доску, подобно тому, как большинство англичан вспомнят стихотворение Mаrу had a Lttle Lamb - но услышав лишь первые слова.

Теория блоков все же не могла пол­ностью объяснить некоторые осо­бенности памяти, в том числе уме­ние специалистов демонстрировать свои удивительные способности даже когда их отвлекают. Андерс Эрикссон (К. Anders Ericsson) из Университета штата Флорида в Чарнессе убеждены, что должен существовать какой то другой механизм, позволя­ющий .мастерам своего дела использовать долговременную память так, будто она тоже стала буфером для временных записей. С помощью теории блоков невозможно объяснить, каким образом опытным шах­матистам удается играть вслепую, поскольку сначала нужно знать по­зицию, а затем исследовать ее в сво­ей памяти, - размышляет Эрикссон. Подобные действия требуют некоторого изменения устойчивых блоков. Для сравнения: если попро­сить человека прочитать наизусть стихотворение Mail had a little lamb задом наперед, то у него вряд ли по­лучится с первого рaзa безошибоч­но справиться с заданием. Однако игра гроссмейстеров вслепую обыч­но безупречна,

В ходе своих изысканий Эрикссон также исследовал особенности памяти врачей, накапливающих информацию в долговременной памяти и затем обращающихся к ней, чтобы поставить диагноз. Эрикссон приво­дит еще один любопытный пример: в 1995 г. он и Уолтер Кинч (Walter Kintsch) из Колорадского универси­тета обнаружили, что если профес­сионального чтеца прервать на по­луслове, ему потребуется всего не­сколько секунд, чтобы вернуться тексту. Исследователи назвали данный феномен долговременной рабочей памятью, хотя такой термин, по сути, является оксюмороном, т.к. соотносит долговременную память с мышлением, что всегда считалось неверным. Однако выполненные в 2001 г. в Констанцском университете в Германии томографические исследования подтвердили приведенную теорию: они продемонстрировали. что у шахматистов высоко­го уровня долговременная память задействована гораздо в большей степени, чем у новичков.

Фернан Гобэ (Fernand Gobet) из Брюннельского университета в Лон­доне выступил с альтернативной тео­рией. разработанной им совместно с Саймоном в конце 1990 гг. Она расширяет теорию блоков за счет введения, понятия высокоспецифических больших паттернов, состоящих из десятков комбинаций. Такой ша­блон, по их мнению, имеет некоторое количество ячеек, куда гроссмейстер может помещать некие переменные, например, пешку или слона. Ша­блон может существовать, скажем, для такого понятия, как «положе­ние изолированной проходной пеш­ки из зашиты Нимцовича». Шах­матист может изменить в ней один элемент, обозначив ее для себя как ту же самую полицию «минус чернопольные слоны». Если снова прибегнуть к аналогии со стихами, то это все равно. что запомнить вариацию строфы Мигу had a little lamb, заме­няя я ней отдельные слова на их рит­мические эквиваленты, например. Магу на Larry и т.п. Каждый, кто зна­ет исходный шаблон, без труда запомнит измененное предложение.

Сотворение гениев

Все теоретики сходятся в одном, чтобы создать в памяти подобные структуры, требуется масса усилий. Саймон сформулировал свой собственный психологический закон — «правило десяти лет», согласно которому примерно столько времени напряженного труда требуется для безупречного овладения каким-ли­бо мастерством. Даже такие юные гении, как математик Гаусс, компо­зитор Моцарт и шахматист Бобби Фишер, должны были затратить эк­вивалентные усилия — просто они начали раньше и. вероятно, занима­лись более усердно, чем остальные.

Согласно такой точке зрения, появление в последние годы большо­го числа одаренных детей-шахматистов просто олицетворяет внедрение новых методов обучения с применением компьютерных технологий, которые позволяют ребятам изучать гораздо больше партий, сыгранных мастерами, и с помощью соответ­ствующих программ играть на высоком уровне значительно чаще, чем их предшественники. В 1958 г. Фишер произвел сенсацию, полу­чив титул гроссмейстера в возрасте 15 лет: сегодняшний рекордсмен российский шахматист Сергей Карякин, родившийся в Украине, достиг тех же высот в 12 лет.

Эрикссон утверждает, что важна не тренировка сама по себе, а заня­тия, требующие усилий, когда человек постоянно пытается решать задачи, несколько превосходящие его возможности. Энтузиаст может часами играть в шахматы, в гольф, или на музыкальном инструмен­те, но так и не выйдет за преде­лы любительского уровня. Ученик же не просто повторяющий те или иные действия, а стремящийся выйти за пределы своих возможностей, в конце концов, достигнет мастерства. То есть имеет значение не вре­мя, проведенное непосредственно за игрой в шахматы, а сознательная тренировка, основанная на прео­долении. Что касается соревнова­ний, то они выявляют слабые ме­ста, на которых нужно сконцентрировать внимание при последующем обучении.        

Нетрудно заметить, что новичок в любом деле (будь то игра в гольф или вождение машины) довольно быстро совершенствуется на пер­вом этапе именно потому, что прилагает значительные усилия. Одна­ко, достигнув удовлетворительного уровня, например, сравнявшись по умению с приятелями или получив водительские права, многие успока­иваются. В дальнейшем их действия доходят до автоматизма и потому не поддаются совершенствованию. Между тем истинный профессионал своего дела не останавливается на достигнутом, способен критически оценивать свое мастерство, сознательно развивать и дополнять его, достигая таким образом лидерства.

С течением времени планка вы­сокой квалификации тоже подни­мается. Теперь даже школьники старших классов пробегают дис­танцию в 1.6 км за четыре минуты, а студенты консерватории играют пьесы, которые раньше решались исполнить лишь виртуозы. Что каса­ется шахмат, то недавно Джон Канн (John Nunn), британский математик и гроссмейстер, с помощью компью­тера сравнил ошибки, совершенные во всех играх двух международных турниров, один из которых проходил в 1911 г., а другой в 1993 г. Оказа­лось, что современные шахматисты играют намного лучше. Затем Канн изучил все игры одного игрока среднего уровня, проведенные в 1911 г., и заключил, что его рейтинг сегодня не превышал бы 2100, т.е. был бы на сотни пунктов ниже гроссмейстерского уровня. И это еще в хоро­ший день и с попутным ветром, - шутит Канн. Высот же сегодняшних лидеров не достигали даже лучшие мастера того времени.

Напомним, однако, что Капабланка и его современники не имели ни компьютеров, ни баз данных по шахматным партиям. Они должны были постигать все самостоятельно, равно как и Бах, Моцарт и Бетховен, и ес­ли они и уступали сегодняшним профессионалам в технике, то намного превосходили их по силе творческо­го мышлении. Тем и отличается Нью­тон от новоиспеченного обладателя научной степени но физике. Прочитав вышесказанное, многие скептики должны, наконец, потерять терпение. Наверняка, скажут они, для того, чтобы попасть в Кар­неги-холл, требуется нечто большее, чем всего лишь практика, практи­ка и еще раз практика. Однако, как ни странно, уверенность в необходимости врожденного таланта, столь сильная среди самих специалистов и их учителей, практически не подкреплена никакими факта­ми. В 2002 г. Гобе провел исследование с участием британских шахма­тистов всех уровней, от любителей до гроссмейстеров, и не обнаружил никакой связи между качеством их игры и наличием каких-либо выдающихся зрительно-пространствен­ных способностей, которые оценивались с помощью тестов на запо­минание формы фигур.

Венгерский педагог Ласло Полгар (Laszlo Polgar) провел любопыт­ный эксперимент, продемонстриро­вавший возможность намеренного воспитания таланта. Он обучал до­ма трех своих дочерей игре в шахматы, ежедневно занимаясь с ними по шесть часов. В результате одна из них стала мастером международ­ного уровня, а две других - гроссмейстерами. За всю историю шах­мат в одной семье еще не рождалось столько шахматистов подобного уровни. Младшая из сестер Полгар, 30-летняя Юдит (Judit Polgar) сегод­ня занимает - 14-ю строчку в миро­вом рейтинге. Эксперимент Полгара доказал две вещи: что гроссмейстеров можно воспитать, и что женщина способна стать гроссмейстером. Неслучайно после того, как Ласло Полгар опу­бликовал книгу об обучении игре в шахматы, число талантливых малолетних шахматистов возрос­ло. Двумя столетиями ранее подоб­ный эксперимент осуществил отец Моцарта, в результате значительно увеличилось число одаренных юных музыкантов.

По всей видимости, мотивация оказывается важнее, чем врожденная способность. Именно поэтому в музыке, шахматах и спорте, т.е. там, где квалификация определя­ется по результатам соревнований, а не по академическим достижени­ям, профессионализма стали дости­гать дети (правда, при условии, что их опекают и поддерживают родители-энтузиасты).

Более того, достигнутые успехи ведут к новым вершинам, поскольку каждое достижение ребенка усили­вает его мотивацию. Проведенное в 1999 г. исследование футболистов показало, что лучшие из них на момент принятия в детский футболь­ный клуб были старше среднего возраста остальных детей, они изна­чально были выше, сильнее, т.е. имели некоторые превосходство над товарищами по кружку, поэтому им чаще удавалось захватить мяч, за­бить гол, а достигнутый успех мотивировал их совершенствоваться и дальше.

Многие педагоги уверены, что мо­гут распознать в ребенке талант. На самом деле они путают способ­ности и раннее развитие. Послушав игру юного виолончелиста, невоз­можно понять, стала его виртуоз­ность следствием врожденных данных или плодом упорных занятий. Капабланка, которого до сих пор считают величайшим «природным» шахматистом, хвастался, что ни­когда не учился игре. Однако он был отчислен из Колумбийского уни­верситета за неуспеваемость, при­чиной которой отчасти было то, что он проводил много времени за игрой в шахматы. Его прославленная спо­собность мгновенно схватывать ситуации родилась в ходе практики, а не заменила ее.

Большинство психологических исследований показывает, что ма­стерами не рождаются, а становят­ся. И тот факт, что из ребенка мож­но вырастить, высококвалифициро­ванного специалиста, ставит новые задачи перед школьным образова­нием. Каким образом учителя мо­гут подтолкнуть учеников к занятиям, требующим усилий? Роланд Фрайер (Roland G. Fryer Jr.), экономист из Гарвардского универ­ситета в качестве эксперимента мотивировал детей с низкой успе­ваемостью денежным вознаграждением. В одной из школ Нью-Йорка н настоящее время осуществляется программа, предусматривающая проведение ежемесячного тести­рования учеников и присуждение им за хорошие оценки небольших премий в размере $10-20. Приведенные результаты выглядят многообещающими. Вместо того, чтобы вечно размышлять над вопросом: «Почему Джонни не умеет читать? Учителя, наверное, должны спрашивать себя: «Разве может существовать что-то такое, чему он не может научиться»?

Автор: Филип Росс. Журнал "В мире науки". 2007.

Комментарий от руководителя проекта GO-RA:

1. Практика. Хорошие шахматисты сыграли большее количество шахматных партий с трудными соперниками.
2. Знания.  Они умеют систематизировать информацию, объем базы данных больше чем у новичков. База данных состоит из блоков, т.е. лучше систематизирована. Это позволяет доставать из долговременной памяти сыгранные ранее партии, похожие по каким-либо признакам на текущую партию. Примерно так, как это делают маркетплэйсы. Но для того, чтобы сайт маркетплэйса работал корректно необходим справочник товаров - систематизированная база данных. Если она есть, то можно формировать запрос (перечислить важные для вас параметры), в соответствии с которым из БД будут выбраны подходящие или похожие варианты. 
3. Высокогипнабельные люди (хорошая долговременная память и воображение). По всем параметрам гроссмейстеров можно считать выосокгипнабельными людьми. См."Изучение гипнабельности".

Литература:

- Tin: Paling of Chessplayers. Past and Present. Arpad E. Elo. Arco Publish-ing, 1970
- Thought and Choice in Chess Adriaan do Groot. Mouton de Gruyter, 1978.
- Expert Performance in Sports: Advanc­es in Research on Sport Expertise. Edited by Janet L. Starkes and K. Anders Ericss­on. Human Kinetics. 2003.
- Moves in Mind. The Psychology of Boa­rd Garres. Fernand Gobet, Alex de Voogt and Jean Rctschitzki. Psychology Press. 2004.
- The Cambridge Handbook ot Expert-se and Expert Performance. Edited by К An­ders Ericsson, Paul J. Feltovich. Robert H. Hoffman and Neil Charness Cambridge University Press, 2006.

Поделиться:


ГЛАВНАЯ. О ПРОЕКТЕ. История проекта. НОВОСТИ. КОМАНДА. ПАРТНЁРЫ. ТВОРЧЕСТВО. ТЕСТЫ GO-RA. ТЕСТЫ ВИКИУМ. ВОПРОСЫ - ОТВЕТЫ. ОТЗЫВЫ. ВИДЕО и ФОТО: ТЕЛЕГРАММ-КАНАЛ. ХРОНИКИ СЕМИНАРОВ. ИНТЕРВЬЮ. ДЕМО-РЕЖИМЫ: ЗАНЯТИЯ-УПРАЖНЕНИЯ: Сеанс Анси - Москва. Биоинформационные дистанционные взаимодействия. Конструирование будущего. Самопрограммирование. 1998 - "Снежки". Синхронизация действий физических и ментальных. Перенос точки наблюдения. Поисковые режимы. Информационный след. Поединки вслепую. Трансляция состояния. Близнецовый режим. Рисование и живопись. Эксперт-операторные танцы. Трансляция образов. КА-50. Йога для начинающих. Удерживаем баланс. Дуальные загрузки. Паровозики. Ночёвка в лесу. Подготовка к ОС. Битва хоров. Левая рука. Тестирование эмоционального интеллекта и гипнабельности. СМС с закрытыми глазами. Сплочение коллектива. Переключение внимания (шарики). Читать с закрытыми глазами. ГРАФИК ОБУЧЕНИЯ. ЛЕКЦИИ и ДОП. МАТЕРИАЛЫ: "ВВОДНАЯ ЛЕКЦИЯ". "11 ПИ - РЭ. КРАТКО". "АЗБУКА ДЛЯ ЭЗОТЕРИКОВ И ГУМАНИТАРИЕВ": Отрицательное свойство точных моделей. Логический трюк Льюиса Кэролла. Мера, эталон. След. Качество-количество. Структуры: свойства объекта/субъекта. Виды движения. Процессы: Время (длительность и одновременность). Процессы: Восприятие-осознание-информация-энергия. Процессы: согласованность. Процессы: автоволны. Процессы: интерференция-голография. Процессы: Структуры-эмерджентность. Тень. Граница. "ГДЕ ЖИВЕТ ВЕРА": СВЯЗЫВАНИЕ НЕЙРОННЫХ СЕТЕЙ: Собака Павлова. Улитка. Цыплята Роуза. Синестезия с позиций нейрофизиологии. Дама с собачкой. Кабачковая икра. Мальчик и петух. В.Мессинг. Голубятня. Манипуляции: Дэйл Карнеги. Саморегуляция: Снижение сахара в крови. Обряды с позиций нейрофизиологии. ГИПНАБЕЛЬНОСТЬ и ВНУШАЕМОСТЬ: ИЗУЧЕНИЕ ГИПНАБЕЛЬНОСТИ-ВЕРИФИКАЦИЯ ЭМОЦИЙ: Эмоции. Литобзор. Материалы и методы. Серия-1: Директивный гипноз. Серия-2: Самостоятельное воспроизведение в уме событий прошлого. Тестирование гипнабельности-Стэнфордская шкала. Субъективные показатели состояний (ЯО и ИЭ). Объективные показатели состояний. ЧСС и КГР. ЭЭГ: Спектральная мощность. ЭЭГ: Когерентность. ЭЭГ: Омега комплексность. Трансформация: динамика субъективных и объективных показателей. Верификация эмоций. Гипноз без мистики: Л.П.Гримак. Гипноз и программа Феникс: В.М.Звоников. Гипноз и модельное воздействие: А.Н.Чистяков. Плацебо: "гипнабельность и результат внушения". Человек - амфибия. Как меняется восприятие под гипнозом Гипноз в криминалистике. Секреты эстрадного гипноза. Эффективность внушений: Утюг и Поход к Солнцу. Волшебный клубок (Информационный след). ИПВ под гипнозом. Влияние генома на судьбу. Они никогда отсюда не выберутся. Природа импринтинга. Феномен Маугли. Развитие психики слепоглухонемых детей в процессе формирования поведения. "ВОСПРИЯТИЕ и ОСОЗНАНИЕ": Роль точных соответсвий. Важность кинестетических впечатлений. Вольф Мессинг. Поверхностное понимание. Восприятие-осознание-информация-энергия. Восприятие процессов. Поцарапанное небо. Мерность восприятия и геометрия. 6-мерная Вселенная Р.Бартини. АЧХ: длительность и мощность сигналов (зрение и слух). Зрение. Число кадров в секунду. Мощность процессов и восприятие. Зависимость восприятия процессов от эмоций. Субсенсорное восприятие. Тактильно-зрительный аппарат. Способы изменения восприятия и мышления. ЭМОЦИИ и ЧУВСТВА: Что чувствует амеба в горячей воде. Эмоции и чувства на примере рыбалки. Триггер. Сознание и подсознание: Субличности. Сканирование узких сегментов подсознания. Переход А-Д | Д-А. Визуальные иллюзии: точка наблюдения. "ПОЛЯ - НАЛЕВО, ПОЛЯ - НАПРАВО": Спонтанный инсайт. Управляемый инсайт. Квантовая запутанность между частицами. Нелокальные биоинформационные взаимодействия. Фильм "Вода". Хосе Дельгадо: Дистанционное воздействие ЭМП на мозг животных. Дистанционное воздействие магнитными полями на геном. Влияние ЭМП мм диапазона на человека. Что такое биополе. Калибровка моделей. Дальновидение. В. Мессинг и Б.Хмельницкий. Таежные сны. ИПВ под гипнозом. Общение с животными без слов. Шамбала, Сейд-озеро, "Высший разум". Характеристики ЭЭГ у экстрасенсов. Н.П.Бехтерева: Мозг человека и сверхвозможности. Мысленное воздействие. "ЧТО ПРИСНИЛОСЬ ЧЕРНОМУ КОРОЛЮ": НАУЧНОЕ ИЗУЧЕНИЕ СНОВ: Сон прочитан и расшифрован. Природа осознанных сновидений. И.Пигарев: Висцеральная теория сна. Восприятие "времени" в различных состояниях. ОС - ПАТРИЦИЯ ГАРФИЛД. ОС - КАРЛОС КАСТАНЕДА. ОС -ДУАЛЬНЫЕ ЗАГРУЗКИ. ПРИМЕРЫ СНОВ И ИХ РАСШИФРОВКА: М.Захаров: Осознанные сны. Сны. А.Чистяков: 1967. Двойное разочарование. 1969: Незваный гость. 1969: Человек - амфибия. 1976: Думать во сне, Многовариантность. 1976: Остановка сердца и дыхания. 1983: Группа крови. 1994: Афоня. 1994: Самурай и 6 спинингов. 1996: Встреча с В.Самойловым во Внуково. 1996: Таежные сны. 1997: Моя мама - Штирлиц. 1998: Чужие сны. 2006: Быть Андрэ Моруа. 2010: Авария, Каховка. 2011: Новый уровень сложности. 2012: К.П.Пузо. 2014: Женщина с косой и МЧС. 2014: Грибник. 2015: Незнайка на Луне. 2016: Двойное связывание. 2016: Сломанная роза. 2020: Ушедшие раньше нас. 2020: Ангел - хранитель. 2021: День знаний. Сны. И.Галинко: 2020: Блендер. 2021: Некролог отменяется. 2020: Потоп. Сны. С.Ильина. 2019: Загрузка в будущее. 2019: Ураган и инсульт родственницы. Сны. Н.Колчанова: 1994: Поездка на семинар к БЕЗ. 1995: Не выключенная плита. 2020: В гости во сне. Н.Коробова: Туфли. В.Волчкова: Дежавю. С.Слипченко: Подарок сына. А.Шароватов: Находка клада. Г.Чередниченко: Космические яйца. К.Карасёв: Батька. Ю.Меньшова: Во сне и наяву. Б.Золотов: Фантик. О.Бурматова: Корейская ракета. О.Норин: Дубль, излечение во сне. О.Сколозубова: Тесть. Магазин Океан. Модель прогнозирования землетрясений. "ЧТО ТАКОЕ - Х, ЧТО ТАКОЕ - П" ("ВСЕ ЛИ У НАС ДОМА"): Чувство справедливости у обезьян и человека. Роль капитала в 21 веке. Признаки плутократии. Делать вовремя. Эксперимент Розенхана. Мы изменили диагноз "ЧУЖАЯ ДУША - ПОТЕМКИ": Вcтречи с ДАлай-Ламой XIV/ С.Гроф: Капитан и боцман. Стихи от В.Высоцкого. Шамбала, Сейд-озеро, "высший разум". О.Петрова:Провал в прошлое. Кукушка: Возвращение души. Интервью с Б.Вебером. Быть Андрэ Моруа. Мистики и маги Тибета - ч.1. Мистики и маги Тибета. -ч.2. Душа и системы с ИИ. ТЕОРИЯ ИГР: Камень, ножницы, бумага. Теория игр. Кратко. Игра "Жизнь" (Conway). "НАЗАД В СВЕТЛОЕ БУДУЩЕЕ": Самопрограммирование. ИСС. Двойное связывание. Многовариантность. Ле Цзы: Учитель и колдун. ЦРУ: Кентавры для предсказания будущего. А.Вайно: Образ Победы. "11 ПИ-РЭ. ПОДРОБНО": АВТОР: ИГРОВОЕ ПОЛЕ: ПРАВИЛА ИГР и БОЛЬШИЕ ПРАВИЛА: УЧАСТНИКИ: Убеждения-ценности-идеалы-картина мира: И.Комиссаров: Генерал всех карьеров. В.Ю.Катасонов: Блеф Западного благополучия. О новом человек и педагогических системах. Лавуазье: влияние личного опыта на убеждения. Факторы, влияющие на успеваемость. Почему внушения не всегда действуют. Эффект Барнума. История Альфреда Джулса Айера. Почему он так поступает. Воспитание патриотизма в Бельгии. Легальный и нелегальный бизнес. Разговор с пограничником. Анатолий Васильевич и ЧОП. Памяти Чубайса. Магический рэкет. Разговор у костра (Иди, я прикрою). Желания-потребности-мотивы: Достижение Желаний любой ценой. Воображение: перенос точки наблюдения. Считываем информацию или воздействуем информационно. Действия физические: 250 км за 5 дней бегом по Сахаре. Алексей Молчанов: погружение в глубину без акваланга. Синхронизация действий физических и мышления. Делать вовремя (своевременно). Кровь - средство от смерти. Эффективное средство для развития мозга. Внешние ресурсы и Деньги: В.Ю.Катасонов: Кто сорвет главный куш. Мировые финансы. Т.Пикетти: Роль капитала в 21 веке. М.Юрьев: Деньги и мировой порядок. Дж.Гэлбрэйт: Экономика невинного обмана. А.Дугин: Идея - самое грозное оружие. К.Сивков: Мировая война - как выход из глобального кризиса. Дж.Эймс: Имперская экономика США. М.Хазин: Теория кризиса. И.Шамир: ФРС напечатала 16 трлн долларов. А.Ручьёв: Война валют. Золото и золотой стандарт. В.А.Галеев: Секреты Сталинской экономики. Отрицательные деньги. Русская модель для сборки. Внутренние ресурсы: Знания: Модели - это описания. Отрицательное свойство точных моделей. Что изучает математика. Пример поверхностного суждения. Зубрить или понимать. Знаки и символы. Навыки и умения (Автоматизмы). Когнитивные способности: Внимание: Погружение в глубину без акваланга. Тренировка и оценка внимания у космонавтов. Тренировка внимания у музыкантов. Тренировка внимания у "Лучников". Память. Связывание нейронных сетей (Улитка). Восприятие и осознание - Эмоции и чувства. Сознание и подсказки подсознания. Нейронные сети - Оптогенетика. Подсознание субличности. Мышление: Базовые мыслительные операции. Логический трюк Льюиса Кэролла (главное и второстепенное). Парадокс Пиаже. Причинно-следственные связи. Виды мышления. Понятийное мышление (Л.С.Выготский). Упражнения и тренировки. Гении и просто таланты. Анри Пуанкаре. Роберто Бартини. Лев Термен. Игорь Стаханов - Шаровые молнии. Юрий Кнорозов. Гении и таланты - нейрофизиологический аспект. Мацкевич Вадим. - война в Корее. Алексей Гарагашьянц. Елена Юрьевна Огаркова. Ошибки интерпретаций. Корпускулярно-волновой дуализм. Ошибки мышления у космонавтов. Жадность или неумение думать. Невероятная рыбалка на Кольском. Памяти Чубайса. Моделирование - Действия модельные: Чувствуем или формируем событие? Траекторное управление. Модельное восприятие: Восприятие и осознание информации. Нелокализм - Биоинформационные дистанционные взаимодействия. Поисковые режимы. "Волшебный клубок". Примеры модельного восприятия информации у летчиков. "Машина времени" - История предмета. Примеры модельного восприятия информации во сне. Тест на проверку способности к субсенсорному восприятию информации. Модельное воздействие: Каталепсия. "Меч-кладенец". Трансляция состояния. 1995.12. - Бильярд. "Сучок и уголёк" Модельное и техногенное воздействие: 2015-2018 - Метео. 2015.08. - Югра. 2016.04. - Бухарест. 2019.08. - Байкал. Метео Техногенные факторы: Повелитель погоды - Л.Похмельных. Технология для ОАЭ. Кража дождя. Загадочный Чарльз Хэтфилд. Результат-Душевное состояние: Чувство справедливости у обезьян. Министерство счастья в Бутане. Счастье по представлениям молодежи. Богатые, но недовольные. Для счастья нужно так немного. Эмоции и чувства. "КАК СТАТЬ БЕЛОЙ КОРОЛЕВОЙ": ЛИТЕРАТУРА: РЕКОМЕНДОВАННЫЕ ФИЛЬМЫ.
ГЛАВНАЯ. О ПРОЕКТЕ. История проекта. НОВОСТИ. КОМАНДА. ПАРТНЁРЫ. ТВОРЧЕСТВО. ТЕСТЫ GO-RA. ТЕСТЫ ВИКИУМ. ВОПРОСЫ - ОТВЕТЫ. ОТЗЫВЫ. ВИДЕО и ФОТО: ТЕЛЕГРАММ-КАНАЛ. ХРОНИКИ СЕМИНАРОВ. ИНТЕРВЬЮ. ДЕМО-РЕЖИМЫ: ЗАНЯТИЯ-УПРАЖНЕНИЯ: Сеанс Анси - Москва. Биоинформационные дистанционные взаимодействия. Конструирование будущего. Самопрограммирование. 1998 - "Снежки". Синхронизация действий физических и ментальных. Перенос точки наблюдения. Поисковые режимы. Информационный след. Поединки вслепую. Трансляция состояния. Близнецовый режим. Рисование и живопись. Эксперт-операторные танцы. Трансляция образов. КА-50. Йога для начинающих. Удерживаем баланс. Дуальные загрузки. Паровозики. Ночёвка в лесу. Подготовка к ОС. Битва хоров. Левая рука. Тестирование эмоционального интеллекта и гипнабельности. СМС с закрытыми глазами. Сплочение коллектива. Переключение внимания (шарики). Читать с закрытыми глазами. ГРАФИК ОБУЧЕНИЯ. ЛЕКЦИИ и ДОП. МАТЕРИАЛЫ: "ВВОДНАЯ ЛЕКЦИЯ". "11 ПИ - РЭ. КРАТКО". "АЗБУКА ДЛЯ ЭЗОТЕРИКОВ И ГУМАНИТАРИЕВ": Отрицательное свойство точных моделей. Логический трюк Льюиса Кэролла. Мера, эталон. След. Качество-количество. Структуры: свойства объекта/субъекта. Виды движения. Процессы: Время (длительность и одновременность). Процессы: Восприятие-осознание-информация-энергия. Процессы: согласованность. Процессы: автоволны. Процессы: интерференция-голография. Процессы: Структуры-эмерджентность. Тень. Граница. "ГДЕ ЖИВЕТ ВЕРА": СВЯЗЫВАНИЕ НЕЙРОННЫХ СЕТЕЙ: Собака Павлова. Улитка. Цыплята Роуза. Синестезия с позиций нейрофизиологии. Дама с собачкой. Кабачковая икра. Мальчик и петух. В.Мессинг. Голубятня. Манипуляции: Дэйл Карнеги. Саморегуляция: Снижение сахара в крови. Обряды с позиций нейрофизиологии. ГИПНАБЕЛЬНОСТЬ и ВНУШАЕМОСТЬ: ИЗУЧЕНИЕ ГИПНАБЕЛЬНОСТИ-ВЕРИФИКАЦИЯ ЭМОЦИЙ: Эмоции. Литобзор. Материалы и методы. Серия-1: Директивный гипноз. Серия-2: Самостоятельное воспроизведение в уме событий прошлого. Тестирование гипнабельности-Стэнфордская шкала. Субъективные показатели состояний (ЯО и ИЭ). Объективные показатели состояний. ЧСС и КГР. ЭЭГ: Спектральная мощность. ЭЭГ: Когерентность. ЭЭГ: Омега комплексность. Трансформация: динамика субъективных и объективных показателей. Верификация эмоций. Гипноз без мистики: Л.П.Гримак. Гипноз и программа Феникс: В.М.Звоников. Гипноз и модельное воздействие: А.Н.Чистяков. Плацебо: "гипнабельность и результат внушения". Человек - амфибия. Как меняется восприятие под гипнозом Гипноз в криминалистике. Секреты эстрадного гипноза. Эффективность внушений: Утюг и Поход к Солнцу. Волшебный клубок (Информационный след). ИПВ под гипнозом. Влияние генома на судьбу. Они никогда отсюда не выберутся. Природа импринтинга. Феномен Маугли. Развитие психики слепоглухонемых детей в процессе формирования поведения. "ВОСПРИЯТИЕ и ОСОЗНАНИЕ": Роль точных соответсвий. Важность кинестетических впечатлений. Вольф Мессинг. Поверхностное понимание. Восприятие-осознание-информация-энергия. Восприятие процессов. Поцарапанное небо. Мерность восприятия и геометрия. 6-мерная Вселенная Р.Бартини. АЧХ: длительность и мощность сигналов (зрение и слух). Зрение. Число кадров в секунду. Мощность процессов и восприятие. Зависимость восприятия процессов от эмоций. Субсенсорное восприятие. Тактильно-зрительный аппарат. Способы изменения восприятия и мышления. ЭМОЦИИ и ЧУВСТВА: Что чувствует амеба в горячей воде. Эмоции и чувства на примере рыбалки. Триггер. Сознание и подсознание: Субличности. Сканирование узких сегментов подсознания. Переход А-Д | Д-А. Визуальные иллюзии: точка наблюдения. "ПОЛЯ - НАЛЕВО, ПОЛЯ - НАПРАВО": Спонтанный инсайт. Управляемый инсайт. Квантовая запутанность между частицами. Нелокальные биоинформационные взаимодействия. Фильм "Вода". Хосе Дельгадо: Дистанционное воздействие ЭМП на мозг животных. Дистанционное воздействие магнитными полями на геном. Влияние ЭМП мм диапазона на человека. Что такое биополе. Калибровка моделей. Дальновидение. В. Мессинг и Б.Хмельницкий. Таежные сны. ИПВ под гипнозом. Общение с животными без слов. Шамбала, Сейд-озеро, "Высший разум". Характеристики ЭЭГ у экстрасенсов. Н.П.Бехтерева: Мозг человека и сверхвозможности. Мысленное воздействие. "ЧТО ПРИСНИЛОСЬ ЧЕРНОМУ КОРОЛЮ": НАУЧНОЕ ИЗУЧЕНИЕ СНОВ: Сон прочитан и расшифрован. Природа осознанных сновидений. И.Пигарев: Висцеральная теория сна. Восприятие "времени" в различных состояниях. ОС - ПАТРИЦИЯ ГАРФИЛД. ОС - КАРЛОС КАСТАНЕДА. ОС -ДУАЛЬНЫЕ ЗАГРУЗКИ. ПРИМЕРЫ СНОВ И ИХ РАСШИФРОВКА: М.Захаров: Осознанные сны. Сны. А.Чистяков: 1967. Двойное разочарование. 1969: Незваный гость. 1969: Человек - амфибия. 1976: Думать во сне, Многовариантность. 1976: Остановка сердца и дыхания. 1983: Группа крови. 1994: Афоня. 1994: Самурай и 6 спинингов. 1996: Встреча с В.Самойловым во Внуково. 1996: Таежные сны. 1997: Моя мама - Штирлиц. 1998: Чужие сны. 2006: Быть Андрэ Моруа. 2010: Авария, Каховка. 2011: Новый уровень сложности. 2012: К.П.Пузо. 2014: Женщина с косой и МЧС. 2014: Грибник. 2015: Незнайка на Луне. 2016: Двойное связывание. 2016: Сломанная роза. 2020: Ушедшие раньше нас. 2020: Ангел - хранитель. 2021: День знаний. Сны. И.Галинко: 2020: Блендер. 2021: Некролог отменяется. 2020: Потоп. Сны. С.Ильина. 2019: Загрузка в будущее. 2019: Ураган и инсульт родственницы. Сны. Н.Колчанова: 1994: Поездка на семинар к БЕЗ. 1995: Не выключенная плита. 2020: В гости во сне. Н.Коробова: Туфли. В.Волчкова: Дежавю. С.Слипченко: Подарок сына. А.Шароватов: Находка клада. Г.Чередниченко: Космические яйца. К.Карасёв: Батька. Ю.Меньшова: Во сне и наяву. Б.Золотов: Фантик. О.Бурматова: Корейская ракета. О.Норин: Дубль, излечение во сне. О.Сколозубова: Тесть. Магазин Океан. Модель прогнозирования землетрясений. "ЧТО ТАКОЕ - Х, ЧТО ТАКОЕ - П" ("ВСЕ ЛИ У НАС ДОМА"): Чувство справедливости у обезьян и человека. Роль капитала в 21 веке. Признаки плутократии. Делать вовремя. Эксперимент Розенхана. Мы изменили диагноз "ЧУЖАЯ ДУША - ПОТЕМКИ": Вcтречи с ДАлай-Ламой XIV/ С.Гроф: Капитан и боцман. Стихи от В.Высоцкого. Шамбала, Сейд-озеро, "высший разум". О.Петрова:Провал в прошлое. Кукушка: Возвращение души. Интервью с Б.Вебером. Быть Андрэ Моруа. Мистики и маги Тибета - ч.1. Мистики и маги Тибета. -ч.2. Душа и системы с ИИ. ТЕОРИЯ ИГР: Камень, ножницы, бумага. Теория игр. Кратко. Игра "Жизнь" (Conway). "НАЗАД В СВЕТЛОЕ БУДУЩЕЕ": Самопрограммирование. ИСС. Двойное связывание. Многовариантность. Ле Цзы: Учитель и колдун. ЦРУ: Кентавры для предсказания будущего. А.Вайно: Образ Победы. "11 ПИ-РЭ. ПОДРОБНО": АВТОР: ИГРОВОЕ ПОЛЕ: ПРАВИЛА ИГР и БОЛЬШИЕ ПРАВИЛА: УЧАСТНИКИ: Убеждения-ценности-идеалы-картина мира: И.Комиссаров: Генерал всех карьеров. В.Ю.Катасонов: Блеф Западного благополучия. О новом человек и педагогических системах. Лавуазье: влияние личного опыта на убеждения. Факторы, влияющие на успеваемость. Почему внушения не всегда действуют. Эффект Барнума. История Альфреда Джулса Айера. Почему он так поступает. Воспитание патриотизма в Бельгии. Легальный и нелегальный бизнес. Разговор с пограничником. Анатолий Васильевич и ЧОП. Памяти Чубайса. Магический рэкет. Разговор у костра (Иди, я прикрою). Желания-потребности-мотивы: Достижение Желаний любой ценой. Воображение: перенос точки наблюдения. Считываем информацию или воздействуем информационно. Действия физические: 250 км за 5 дней бегом по Сахаре. Алексей Молчанов: погружение в глубину без акваланга. Синхронизация действий физических и мышления. Делать вовремя (своевременно). Кровь - средство от смерти. Эффективное средство для развития мозга. Внешние ресурсы и Деньги: В.Ю.Катасонов: Кто сорвет главный куш. Мировые финансы. Т.Пикетти: Роль капитала в 21 веке. М.Юрьев: Деньги и мировой порядок. Дж.Гэлбрэйт: Экономика невинного обмана. А.Дугин: Идея - самое грозное оружие. К.Сивков: Мировая война - как выход из глобального кризиса. Дж.Эймс: Имперская экономика США. М.Хазин: Теория кризиса. И.Шамир: ФРС напечатала 16 трлн долларов. А.Ручьёв: Война валют. Золото и золотой стандарт. В.А.Галеев: Секреты Сталинской экономики. Отрицательные деньги. Русская модель для сборки. Внутренние ресурсы: Знания: Модели - это описания. Отрицательное свойство точных моделей. Что изучает математика. Пример поверхностного суждения. Зубрить или понимать. Знаки и символы. Навыки и умения (Автоматизмы). Когнитивные способности: Внимание: Погружение в глубину без акваланга. Тренировка и оценка внимания у космонавтов. Тренировка внимания у музыкантов. Тренировка внимания у "Лучников". Память. Связывание нейронных сетей (Улитка). Восприятие и осознание - Эмоции и чувства. Сознание и подсказки подсознания. Нейронные сети - Оптогенетика. Подсознание субличности. Мышление: Базовые мыслительные операции. Логический трюк Льюиса Кэролла (главное и второстепенное). Парадокс Пиаже. Причинно-следственные связи. Виды мышления. Понятийное мышление (Л.С.Выготский). Упражнения и тренировки. Гении и просто таланты. Анри Пуанкаре. Роберто Бартини. Лев Термен. Игорь Стаханов - Шаровые молнии. Юрий Кнорозов. Гении и таланты - нейрофизиологический аспект. Мацкевич Вадим. - война в Корее. Алексей Гарагашьянц. Елена Юрьевна Огаркова. Ошибки интерпретаций. Корпускулярно-волновой дуализм. Ошибки мышления у космонавтов. Жадность или неумение думать. Невероятная рыбалка на Кольском. Памяти Чубайса. Моделирование - Действия модельные: Чувствуем или формируем событие? Траекторное управление. Модельное восприятие: Восприятие и осознание информации. Нелокализм - Биоинформационные дистанционные взаимодействия. Поисковые режимы. "Волшебный клубок". Примеры модельного восприятия информации у летчиков. "Машина времени" - История предмета. Примеры модельного восприятия информации во сне. Тест на проверку способности к субсенсорному восприятию информации. Модельное воздействие: Каталепсия. "Меч-кладенец". Трансляция состояния. 1995.12. - Бильярд. "Сучок и уголёк" Модельное и техногенное воздействие: 2015-2018 - Метео. 2015.08. - Югра. 2016.04. - Бухарест. 2019.08. - Байкал. Метео Техногенные факторы: Повелитель погоды - Л.Похмельных. Технология для ОАЭ. Кража дождя. Загадочный Чарльз Хэтфилд. Результат-Душевное состояние: Чувство справедливости у обезьян. Министерство счастья в Бутане. Счастье по представлениям молодежи. Богатые, но недовольные. Для счастья нужно так немного. Эмоции и чувства. "КАК СТАТЬ БЕЛОЙ КОРОЛЕВОЙ": ЛИТЕРАТУРА: РЕКОМЕНДОВАННЫЕ ФИЛЬМЫ.