Принципиально нет больших сложностей в том, чтобы создать копию человека, которая внешне будет похожа на него. Она будет выглядеть как человек, будет говорить, как человек. Её голос будет похож тембрально и интонационно на оригинал. Такие клоны, конечно же, будут созданы. Но, машина не умеет ассоциироваться с другими субъектами, ощущать боль и переживания другого субъекта. У машины нет опыта появления на свет через боль, когда закладывается матрица эмоций (в утробе), а затем она сильно корректируется, когда ребенок появляется на свет (Юнг, Гроф).
Некоторые ученые, пытаясь создавать технические системы с ИИ, совершают концептуальную ошибку: таким системам нужны BigData, а это всегда прошлое. Это означает, что их можно использовать в реальном времени, но для решения ограниченного круга задач. Как только на горизонте замаячат "черные лебеди" (Нассим Талеб), т.е. надо будет принимать решение в условиях неопределенности о событиях, которых еще не было, BigData не помогут.
Такие системы прекрасно справятся с «копированием» действий физических субъектов и объектов, и отслеживанием таких действий в реальном времени. Они могут «подражать», в том числе, создавая «произведения искусства»: литературные, музыкальные, изобразительные. Они могут создавать копии, которые не все смогут отличить от оригинала, послужившего «учителем». Эти подделки будут только внешне похожи на произведения Пушкина, Чайковского, Достоевского, но в них не будет Души – чувственной оставляющей.
Сложные системы (технические и биологические) чувствительны к слабым информационным, в том числе и дистанционным, воздействиям.
Создатели систем с ИИ добились результатов, которые недавно казались фантастическими: распознавание образов и речи, создание образов, музыки, текстов, перемещение в пространстве (дроны). У современных узкоспециализированных технических систем масса преимуществ по сравнению с человеком, но они выполняют свои задачи практически в реальном времени,
Еще один весомый плюс технических систем - это стабильность. У нетренированного человека высока зависимость функционального и психоэмоционального состояний. "Машина" лишена этих недостатков - она не имеет эмоций, значит будет принимать более "взвешенные решения" - возможно, именно так рассуждают создатели систем с ИИ.
Для человека тоже нужны "BigData" - ему важен весь его опыт, особенно, высокоэмоциональный, но в отличие от машин человек может обучаться на единичных примерах. Даже тот опыт, который находится в подсознании, при принятии решения в экстремальных ситуациях, может оказать решающее влияние на результат (см. "спонтанный инсайт").
Самообучение у машин и человека тоже разительно отличаются. Человек может повышать не только уровень знаний, он может менять уровень развития когнитивных способностей, а самое важное - это качество мышления, особенно в условиях неопределенности. И, разумеется, важен горизонт планирования.
Благодаря алгоритмам, заложенным в них программистами (создателями), современные технические системы "учатся", и совершенствуется путем взаимодействия с внешним миром, и это непрекращающийся процесс восприятия и ответных реакций (действий), сопряженных с необходимостью добиться определенных результатов. Системы с ИИ обладают искусственным любопытством и креативностью, самостоятельно ставят перед собой проблемы и намечают себе цели, но ориентируются они в своей деятельности только на внешние параметры: местоположение в Игровом поле (пространственно-временные координаты), действия физические, но они не способны считывать информацию о других компонентах формулы «11 ПИ – РЭ», например, о намерениях, мотивах, убеждениях, чувствах – Душевном состоянии. На наш взгляд очевидно, что все технические системы, созданные человеком, сделаны по принципиально другим технологиям, которые лишь частично похожи на то, как созидает природа.
В отличие от теста Тьюринга, настоящий тестна отличие возможностей живых и технических систем, копирующих живые системы, может быть очень простым. Речь не только о восприятии мира в субсенсорном диапазоне, недоступному техническим системам. Уже совсем скоро можно будет организовать тест, где для анализа техническим системам и подготовленному человеку, будут предоставлены объемные, движущиеся голографические "двойники", которых будет невозможно отличить от оригинала (живой человек). Ответить надо будет всего на один вопрос: где живой человек, а где всего лишь его объемные копии? Развести их в пространстве не так уж и сложно. Это означает, что для анализа человеку и системам с ИИ будут предложены копии в высоком качестве (изображения на экране), и только организаторы эксперимента будут знать, где на мониторе среди большого количества картинок находится та, на которой находится живой, в настоящее время, человек. Предполагаем, что подготовленный человек справится с такой задачей (см.:"демо-режимы","модельное восприятие"). Примеры модельного восприятия информации человеком в условиях неопределенности, на которые системы с ИИ не способны в принципе.
Подготовленные эксперты могут без внешних сенсорных систем (датчиков) не только повторять (копировать, зеркалить) действия другого человека, но и понимать другие компоненты формулы «11 ПИ – РЭ»: желания, мотивы, намерения, потребности, убеждения, ценности, идеалы и т.д., и, что не менее важно, синтезировать варианты будущего, которого еще не было. Весь вопрос только в том: для какого количества людей будет это светлое будущее. Существует аспект качества прогнозов. Надеяться на то, что квантовые суперкомпьютеры в сочетании с системами ИИ и алгоритмами глубокого обучения смогут давать более точные прогнозы не только для узкоспециальных задач, но и для "всего человечества", не приходится. Если посмотреть на происходящее сейчас в мире с позиций классической физики, то в КНР мы наблюдаем не просто одни из самых быстрых темпов роста в мире, даже в условиях, когда «остальной мир встал», а мощные процессы, когда 1,5 миллиарда человек действуют согласованно. Может быть, вы помните мем про взвод солдат, шагающий по мосту. При определенных условиях (количество элементов в структуре и согласованность по действиям физическим), мост может разрушиться от резонансов. Это упрощенный подход. В реальности, конечно же, население КНР не марширует в буквальном смысле этого слова, и цели у них разные, но есть согласованность в главном – в движении в «светлое будущее» всей страной, а не отдельными личностями, компаниями и корпорациями.
В отличие от технических систем с ИИ люди обучается гораздо быстрее. Иногда достаточно единичного случая, чтобы человек запомнил на всю оставшуюся жизнь признаки опасной ситуации. Для людей также важен весь личный опыт, но значительная часть этого опыта имеет эмоциональную окраску, т.к. создание матрицы эмоций (детектора чувств, души) закладывается в утробе матери, а при рождении она очень сильно уточняется. Этот же фактор является важным при оценке будущих событий, а не только при анализе событий прошлого. Для нас уже очевидно, что люди, у которых хорошая долговременная память, представляют собой огромный интерес для общества, и мы понимаем, как можно оценить ее с помощью объективных методов.