Развивая внимание, память, мышление, вы развиваете интуицию!
Проект «Go-Ra»
Изучение факторов, влияющих на качество решений, принимаемых
в условиях неопределенности.

Восприятие прошлого- звездные треки


Вопрос: что вы видите на снимках? 
Ответ: звездные треки.


Вопрос: А почему звезды "размазаны", а, дерево, нет? 
Ответ: потому, что заснят процесс, т.е. на снимке запечатлены следы (отпечаток от звезд и дерева), в котором звезды находятся далеко, а дерево близко. При этом на процесс съемки накладывает отпечаток еще один процесс - вращение Земли вокруг своей оси (попутно заметим, что с помощью одного фотоаппарата обнаружить движение Земли вокруг Солнца не представляется возможным). Фотоаппарат и дерево неподвижны относительно друг друга и это не позволяет заметить вращение Земли, а вот звезды находятся от нас на гигантском расстоянии и это позволяет, изучая следы (длину трека и расстояние от центра снимка до центра любого трека, т.е. радиус) судить о том, сколько времени длилась съемка. Помните, как рассчитать длину окружности? Если бы снимок делали в условиях полярной ночи в течение суток, то треки выглядели бы как окружности, а в данном случае мы наблюдаем дуги, по которым можем определить длительность процесса, т.е. какую часть суток шла съемка.

Вопрос: и что нам это дает? 
Ответ: уже с этого момента мы могли бы начать разговор об эволюции эталонов времени и о том, что такое время, но это мы разберем чуть позже. Встречный вопрос - а сможем ли мы по снимку восстановить исходный процесс, или, скажем по другому, превратить фото в видео? Понятно, что сам процесс, за которым мы наблюдали, мы, восстановить не сможем, т.к. Вселенная уже изменилась, и не в наших силах повернуть этот процесс, вспять, а вот следы об этом процессе мы можем подвергнуть обработке, в данном случае это совершенно не сложно. Конечно, придется написать программу, которая позволит нам из исходного снимка сделать множество снимков, каждый из которых чуть-чуть отличается от предыдущего, а потом мы соединим их и будем показывать по 25 снимков в секунду, получится фильм.

Вопрос: а насколько этот фильм будет соответствовать реальности? 
Ответ: даже если начальный и финальный кадр фильма будут совпадать с исходниками, мы не сможем сгенерировать промежуточные кадры, которые в точности будут соответствовать тому, что происходило в реальности. Причина проста: на скорость вращения Земли вокруг своей оси влияет огромное количество факторов: движение материков, океанские течения (Гольфстрим, Эльниньо), землетрясения, циклоны и тайфуны, штормы, таяние ледников и т.д., но есть еще влияние планет, комет, которое мы не умеем учитывать. В лучшем случае, мы можем взять некие усредненные данные о скорости вращения Земли, причем, чтобы было проще, скорость вращения Земли будем считать постоянной. Очевидно, что фильм, который мы в конечном итоге сделаем, будет похож на то, что происходило со звездным небосводом в реальности, но не более того.

Вопрос: а можно ли данный принцип использовать по отношению к любому фотоснимку, например, какого-то предмета, или снимок из исторического или семейного архива? 
Ответ: использовать, конечно же, можно. При этом важно понимать, что когда нам не известен закон, по которому шел процесс, то говорить о точности воссоздания (моделирования) информационной копии процесса вообще не приходится. Есть точка зрения, что с такого рода задачами легко справится квантовый компьютер, т.к. он будет рассматривать все варианты сразу. У меня существуют серьезные сомнения на этот счет, и вот почему. Даже в такой простой игре как шахматы, количество вариантов партий, которые в ней могут быть сыграны, составляет 10 в 120 степени. Речь идет именно о партиях, как таковых, в это количество не входят персонажи, которые могут сыграть эти самые партии. В реальной жизни и игровое поле сложнее, и про Большие законы, и Участников Игры (речь, прежде всего, идет об информационно-полевых объектах), не все до конца понятно. Даже если допустить, что никаких таких объектов не существует, а принимать во внимание только реальных людей, птиц, зверей, с которыми потенциально может провзаимодействовать наш главный герой, и только реальные места на планете Земля, которые он может посетить, и только реальные игры (взаимодействия), в которых он может принять участие, например, сыграть с кем-то в шахматы, то всеравно, количество вариантов событий, которые теоретически могут произойти, не поддается корректному подсчету.

Напридумывать, мы можем много чего, но это будут совсем другие истории, лишь в чем-то похожие на правду. Например, у нас на руках снимок какого-то предмета. Можно ли по этому снимку восстановить его историю? Допустим, мы видим на полу лужу и даже знаем, что это растаял лед, но сможем ли мы, наблюдая эту лужу (или ее фотоснимок) понять, какой формы была глыба льда: была ли это скульптура, а если скульптура, то был ли это дед Мороз, или это была Снегурочка? Или, кто сидел на этой ледяной бабе, и что он там делал?

Опираясь на научные модели, мы можем посчитать объем ледяной фигуры. Зная температуру в помещении, или то, как она менялась, мы можем посчитать время, за которое ледяная фигура растаяла, но вычислить ее форму с помощью самых передовых научных моделей не представляется возможным.

Тем не менее, в следующих публикациях я поделюсь с вами результатами одного эксперимента на эту тему, который был поставлен на семинарах «Мозг и интуиция. Конструирование Будущего». Группе была дана записная книжка. Необходимо было рассказать: где ее приобрели, когда, с какой целью, что было написано (нарисовано) на вырванных листах. Была дана инструкция по которой необходимо было моделировать ситуацию, учитывающая различные факторы, в том числе и многовариантность прошлого и будущего. В результате моделирования история предмета (его прошлое) было просмотрено как фильм. После просмотра (моделирования) было дано словесное описание процесса, которое владелец записной книжки признал точным. Про вырванные страницы было рассказано: почему они были удалены, что на них было изображено и написано.

Уважаемые посетители, представленный выше текст всего лишь краткий анонс, но Вы можете получить доступ к полному авторскому  КУРСУ  ЛЕКЦИЙ.
В ЦИКЛ ЛЕКЦИЙ входит 11 видео (автор кандидат психологических наук Чистяков Андрей Николаевич) продолжительностью 2-2,5 часа каждая видеолекция (общая продолжительность авторского курса лекций около 25 часов).
Подробную информацию Вы можете найти на странице : ЦИКЛ ЛЕКЦИЙ .


Автор текста: .


Поделиться: