Развивая внимание, память, мышление, вы развиваете интуицию!
Проект «Go-Ra»
Изучение факторов, влияющих на качество решений, принимаемых
в условиях неопределенности.

Тренировка и оценка внимания у космонавтов

Возможно вы не знаете, что Юрий Гагарин выделялся среди всего отряда космонавтов не только улыбкой, но еще и высочайшим вниманием. Приведу такой пример. Первый отряд космонавтов состоял на 100% из летчиков и они, разумеется, проходили парашютную подготовку до отряда космонавтов, но попав в отряд они обнаружили, что парашютная подготовка была более сложной, чем у военных летчиков. 

Например, надо было совершить определенное количество затяжных прыжков, причем с большой высоты. Это была особенная серия затяжных прыжков в ходе которых необходимо было открыть парашют точно через 50 секунд после выхода из самолета, при этом парашютист не должен был видеть приближающуюся землю, т.е. должен был падать к земле спиной, и считать про себя до 50. Разумеется, в парашюте был включен автомат, который открыл бы его ровно через 50 секунд, и до земли осталось бы еще приличное расстояние.

Некоторые кандидаты в космонавты открывали парашют, гораздо раньше намеченного срока, будучи уверены, что уже прошло 50 секунд, т.е. они считали очень быстро. Ю.А. Гагарин открывал парашют в диапазоне 49,7-50,2 секунды. 

Каким же образом выполнение этой задачи подразумевает наличие высочайшего внимания? Надо быть сконцентрированным на одной задаче – счете. Как только испытуемый переключается, хоть на мгновение, на что-то другое: а сколько еще до земли, а вдруг парашют не раскроется, а может автомат отсчитывающий время, вышел из строя и т.д., он перестает считать, тут же включаются эмоции, меняется скорость психических процессов, и как следствие, происходит неточная оценка временного интервала. Результаты, которые были зафиксированы в серии у Ю.А.Гагарина, свидетельствуют об очень высокой концентрации внимания.

У всех космонавтов стенические эмоции были наиболее выражены на втором этапе первичной парашютной подготовки. Ю.А.Гагарин после космического полета так описывал эмоциональное состояние при выполнении парашютных прыжков: «За короткий срок я выполнил около 40 прыжков. И все они не были похожи друг на друга. Каждый прыжок переживался по-своему, всякий раз доставляя  смешанное чувство волнения и радости. Мне нравилось и томление, охватывающее тело перед прыжком, и трепет, и порыв, и вихрь самого прыжка. 

Большое значение в преодолении психологического барьера, в стенизации эмоций при угрозе для жизни имеют те же цели, которые ставит перед собой человек, его мотивация. Личностная мотивация, дело всей жизни, может совпадать с национальным, государственным и, в конечном счете общечеловеческим…. Парашютные прыжки шлифуют характер, оттачивают волю» (Леонов А.А., Лебедев В.И., «Психологические особенности деятельности космонавтов». С.155.). 

В сказке Льюиса Кэрола «Алиса в Зазеркалье» есть такой эпизод. В какой-то момент Алиса заплакала и Королева сказала ей: «… перестань плакать, подумай о том, сколько тебе лет, какая сейчас погода…». Алиса ответила: «И что, разве это может помочь»? «Конечно», - ответила Королева, - «ведь невозможно делать два дела сразу»!  

Примеры конструирования будущего, самопрограммирования, оценка эмоционального интеллектаПодробнее,
Подробнее о восприятии длительности процессов (времени) в зависимости от эмоционального состояния
Если же говорить об оценке внимания, то мы это делаем с помощью тестов ВИКИУМ
Оценка воображения и долговременной памяти: тесты от GO-RA.

Автор текста: к.п.н. А.Н.Чистяков.

Поделиться: