Хочу поделиться воспоминаниями о событиях, которые произошли со мной в конце июля 1994 года. Это был семинар-экспедиция на озеро Лама (Таймыр, Норильск). В общей сложности мы провели там около двух недель. Ели морошку, загорали. Погода нас баловала. Днем жара доходила 30 градусов, а по ночам были заморозки, такие, что выпадал иней. Рыбачили, кстати, отличная рыбалка была, я там поймал в общей сложности 21 щуку, каждая весом два-три килограмма. В конце нашего мероприятия мы решили сходить в горы. С первой попытки заблудились немножко, и ушли не туда, куда планировали. Через день внесли коррективы в маршрут, и вышли к подножию выбранной сопки. Подъем был трудным, хотя, сейчас, когда я смотрю видео, кажется, что он был не очень крутой. Весь подъем к сопке усыпан крупными валунами, но очень многие из них лежат неустойчиво, поэтому приходилось тщательно планировать каждый шаг, куда ставить ноги и за что браться руками, так чтобы камни, на которые ты опираешься, не полетели вниз на тех, кто идет за тобой.
В этом видео показаны эпизоды не вошедшие в основной ролик. Живой звук.
Часть группы, увидев предстоящие испытания, вернулась назад и даже не поднималась на сопку. Когда преодолели это препятствие, то нашему взору предстал такой вид, что просто дух захватило. Устроили перекус. Кстати, группа, которая вернулась в лагерь, в одном из рюкзаков унесла с собой все ножи, ложки и вилки. Нас это не остановило. Плоскими каменными пластинками, которых на склоне было в изобилии, вскрыли банки, и их же использовали вместо ложек. А, потом, возникла идея по аналогии с Сейд-озером (Кольский полуостров), соорудить каменный столб в знак благодарности местным духам. Сейд- озеро получило такое название потому, что местные жители – саамы, на сопках вокруг озера установили каменные столбы, которые назывались – сейды. Озеро, считается священным у саамов. Решил про себя сделать такой же столб для местных духов.
Первый столбик у нас получился не очень удачным, поэтому решили сделать еще один. Потом, я попросил ребят никому об этом месте и сейдах не рассказывать. Они мне обещали. Вы можете спросить: почему я об этом рассказываю? Ответ очень простой: я же клятву никому не давал, поэтому мне можно. Мы оставили на столбиках немного еды (хлеб, консервы) и начали спуск. Мне предстояло спускаться последним. Могу сказать, что еще перед спуском у меня было ощущение «постороннего присутствия». Когда же я начал спуск, то это чувство достигло апогея. Кроме меня в этот момент на сопке никого уже не было. Мягко говоря, это чувство близкое к панике, вызывающее желание побыстрее «сделать ноги» с сопки, но начать спуск я не мог, т.к. необходимо было дождаться, когда ребята, уже спускающиеся вниз, уйдут в сторону, иначе их могло засыпать камнями из под моих ног. Приходилось ждать. Разумеется, источник неприятных ощущений был мне не виден, но от этого не становилось легче, в общем, было страшно. Кстати, похожие ощущения я несколько раз испытал на себе на Сейд-озере (Кольский п-в) и озере Уймень (Горный Алтай), но эти истории я расскажу на страницах этих походов (см. Хроники семинаров). Когда я начал спуск, то было уже не до страхов. Все та же проблема: куда ставить ноги, за какой камень держаться руками. Итак, мы спустились вниз, позавтракали и легли спать. Утром я встал пораньше и пошел рыбачить. Иногда, смотрел на сопки, с которых мы недавно вернулись. Небо вокруг было безоблачное, но над нашей сопкой, где мы поставили Сейды, висело небольшое белое облачко. «Попросил» это облачко покинуть наше место. Буквально на глазах облачко отлепилось от сопки, отошло в сторону и медленно растаяло…
Вечером основная часть группы уехала в Норильск, а мы перебрались на другое озеро - Капчук. Оно выше чем озеро Лама, и соединяется с ним рекой. Там мы провели два дня, а потом спустились обратно в озеро Лама, чтобы отправиться в Норильск на катере, который нас уже поджидал. К сожалению, наши планы были нарушены: на озере Лама свирепствовал шторм и вместо того, чтобы отправиться сразу в Норильск, как планировалось, мы зависли на три дня на этом катерке. Вместе с нами ждали погоды три человека с местной турбазы: женщина с дочкой лет двенадцати, и молодой человек, лет двадцати с небольшим. Паренек был с перевязанной головой, как в песне про Щорса. На вопрос: где получил ранение, парень не отвечал, отмалчивался, но когда мы провели вместе два дня, тем более, что ели из одного котелка, спали в одной рубке, питались нашими продуктами, он рассказал о том, как получил травму. Свое повествование он начал такими словами: «Вы все равно не поверите тому, что я вам расскажу». Отвечаем: «Ладно, давай излагай, а там разберемся». Банальное начало: «Я решил сходить в сопки погулять. Иду, прошел лес, начались карликовые березки, а потом, когда начались кустарники, вдруг, откуда не возьмись, появляется «Красный шар». Спрашиваю: «какой красный шар»? Отвечает: «Ну, такой, размером с теннисный мяч. Он начинает бить меня током, причем, сильно. Я испугался, бросился бежать в обратную сторону, а шарик не отстает, гонится за мной. В какой-то момент я поскользнулся, упал, и ударился головой о камень, потерял сознание. Когда пришел в себя, то «Красный шар» был рядом. Я не стал подниматься, а уже ползком стал передвигаться к берегу. В конце концов, шар отстал». «А, ты можешь показать, куда, на какую сопку ты хотел сходить и когда»? И он показывает на сопку, с которой мы вернулись. Мы туда ходили ночью, а утром вернулись обратно в лагерь. А, парень, утром проснулся и пошел на ту же самую сопку, где мы поставили столбик местным духам. Вот такая история.
В продолжение. Однажды читал очерки журналистки, прожившей длительное время в стойбище одной из северных народностей. Кто именно это были: эвенки, якуты или нанайцы, я, к сожалению, не помню. Это не так важно. Интересно другое. Много времени она провела в разговорах с самой старшей жительницей стойбища. От нее слышала немало легенд, сказаний, обычаев. Та, ничего не скрывала от горожанки, рассказывала подробно и без утайки. С огромным интересом я прочитал все очерки: было любопытно узнать, как живут коренные народы в Заполярье, т.е. в тех местах, с которыми ты знаком не по книжкам. Один из таких разговоров вызвал особый интерес. На вопрос журналистки:
- "А, почему нельзя шуметь в тундре. Почему нельзя шевелить рога оленей на оленьем кладбище"?
Бабушка ответила:
- "Хозяин тундры может рассердиться».
- "А, кто такой хозяин тундры, как он выглядит, почему это плохо, если он рассердится?" - не унималась журналистка.
- "Потому что это могущественный дух, злой дух. Это опасно для жизни обычного человека. А выглядит он, как красный шар", - отвечала бабушка.
- "А, животные его видят, олени и собаки его боятся"? – продолжала задавать свои вопросы горожанка.
- "Животные видят, чувствуют и боятся. А вот белых шаров олени не боятся".
Вот вкратце разговор, который меня заинтересовал. С точки зрения обывателя, пусть даже и с ученой степенью, это все небылицы, сказки от неграмотной бабушки, верящей в духов, не знающей физики, теорию поля и т.д. У меня отношение к этому рассказу иное: во-первых, рассказ важен тем, что его поведал человек, проживший в тундре всю свою жизнь. Кстати, такого рода встречи, даже у коренных жителей севера, происходят не каждый день, но если уж с кем-то такое происходит, то запоминают такие события навсегда.
Первый: «Погоня за шаровой молнией. Молния – убийца». Случай с альпинистами, произошедший еще во времена СССР. Мне попадалась публикация об этом происшествии в горах, недавно я натолкнулся на этот материал. Здесь небольшой отрывок:
Как это может быть связано с группой Дятлова (туристы погибли при невыясненных обстоятельствах зимой 1959 году во время лыжного похода по северному Уралу), при каких условиях информационно-полевые объекты могут при взаимодействии наносить людям серьезные повреждения, обо всем этом есть информация в лекциях, но здесь будет уместно пересказать фрагмент интервью, который недавно один из журналистов взял у Агафьи Лыковой. Он попался мне на глаза совершенно случайно. Чем же оно меня заинтересовало? Тем, что журналист прихватил с собой на встречу с Агафьей фото группы Дятлова. Показав ей фото, он спросил: "Как вы думаете, по какой причине погибли эти студенты из Свердловска"? Ответ старушки был краток: "Встреча со злым духом и неосторожность".
Вы можете спросить: "Вы, что, верите какой-то неграмотной бабульке, не знающей физики и ничего о шаровых молниях, прожившей всю жизнь в тайге, и выжившей на старости лет из ума? Может ей захотелось потешить чувство собственной важности"?
Отвечу так: не надо разбрасываться такой ценной информацией. Много ли мы знаем людей, которые прожили бы в тайге такую долгую жизнь? Это как раз и будут, либо, северные народы (оленеводы, охотники), либо, отшельники. Как именно они называют такого рода явления (процессы, объекты): шаровыми молниями, плазмоидами, или духами, вообще не играет роли. Важнее опыт, знание условий при которых они появляются, особенности их поведения и т.д., и т.п.
Может быть, Вы подумаете, что я предлагаю слепо верить всему, что говорят такие люди? Нет, я предлагаю не отбрасывать то, что они говорят, а учитывать при создании моделей, описывающих нашу реальность. Еще недавно изучать шаровые молнии считалось делом зазорным...
Совсем недавно в феврале 2018 года прошла очередная передача "Пусть говорят" и посвящена она была группе Дятлова. В ходе передаче смогли проверить и отсеять еще одну версию случившегося. Замечательно. Возможно, скоро мы придем к понимаю того, что Шары (шаровые молнии), которые были запечатлены на снимках, сделанных группой, и являются причиной происшедшего. В Советские времена признать это было невозможно, т.к. "духов" не существует, не так ли? Поэтому уголовное дело было засекречено. Но, вот, плазмоиды, шаровые молнии, летающие шары и т.д., и т.п., о которых мы еще очень мало знаем, существуют. Кто это (или что), разумны ли они, обладают сознанием или нет, могут ли они нанести вред людям, или среди них есть и такие, которые помогают нам. Вопросов много, но уже есть и некоторые ответы. Смотрим еще один фрагмент фильма "9 лет с экстрасенсами" (Киевская студия научно-популярных фильмов, 1989, автор сценария и режиссер В.Олендер)..
В этом фильме есть эпизод про большой красный шар. Сотрудник института геофизики АН УССР Э.И. Несмянович рассказывает о том, как она во сне получила "подсказки" о том, что надо учитывать в своей формуле: мутациии и прецессии земной оси, а также всех планет солнечной системы и т.п. Эта информация помогла ей разработать математическую модель, позволяющую предсказывать даты землетрясений и рассчитывать их координаты. Советы ей давал Красный Шар, но что интересно, враждебности в этом контакте не наблюдалось.
Продолжение темы:
Кольский п-в, Сейд-озеро (1995.07.).
Горный Алтай, озеро Уймень (1996.07).
Тема будет продолжена: К.Кастанеда, Олли, и неорганические существа. Об этом в других разделах сайта.
В качестве резюме: мы за то, чтобы изучать непонятные явления, даже если они очень редкие. И не прятаться от них.
В качестве бонуса видео про удивительные по красоте места нашего Заполярья: Северное сияние. Таймыр, плато Путорана.История проекта GO-RA.Подробнее:Смотреть
фото с этого семинара