Я еще не знал формулу "11 признаков игры" ("11 ПИ-РЭ. Кратко"), в которой формулируются все факторы, влияющие на результат в любом виде деятельности. Не знал, но, как оказалось, действовал точно в соответствии с ней, поэтому все получилось согласованно и в заданные сроки. Правда, пришлось многое придумывать с листа, т.к. подсмотреть было негде. Часть этой формулы стала известна в середине 90-х годов (нейро-лингвистическое программирование), а окончательный вид она приобрела уже позже, когда я задал себе всего один вопрос: "Какие общие признаки есть в любых играх"? Соглашаясь на работу в комитете ВЛКСМ института, я понимал, что с 1 по 9 мая, как обычно, будет проходить фестиваль Весна УПИ XIV и мне предстоит заниматься его организацией. В двух фестивалях я принимал участие раньше. Будучи студентом в 1982 году я был на концерте эстрадной музыки (КЭМ), который проходил в самом большом зале г.Свердловска (КЗ "Космос"), а в 1985 году уже как организатор праздника целинной песни (см. "Знаменка"), поэтому представления кое-какие у меня, конечно же, были, но достаточно поверхностные. Размышляя о том, что будет на Весне УПИ, я понимал, что какие-то мероприятия будут стандартные (традиционные), например, ежегодная институтская прогулка 9 мая («Майская прогулка»). Еще два мероприятия я уже назвал. Сделать их - вполне реальная задача, но решил начать с архива, изучить историю фестиваля. Попросил принести мне из музея института все, что есть по «Весне УПИ». Принесли несколько папок, не больше 10. Начал изучать.
Архив, история фестиваля.
Первый фестиваль прошел в 1956 году. Организатором фестиваля был комитет ВЛКСМ того времени. Секретарем комитета ВЛКСМ института тогда был Е.И.Казанцев (министр образования РСФСР в 1988 году). Газ. Какая-то полезная информация в архиве была, например, о том как газ подключать, где заказывать машину с газом, схему трубопровода от машины с газом к факелу. В общем вся переписка с горгазом, чтобы факел горел всё время фестиваля и все было сделано в соответствии с техникой безопасности и действующими нормативами. Факел был. Остался от прежних фестивалей. Одной проблемой меньше. Трап. Через Вячеслава Болотника (студент физтеха, у него старший брат работал в аэропорту Кольцово) попросили трап на время фестиваля. Администрация аэропорта откликнулась на нашу просьбу. Просто так его перевезти не получилось. Необходимо заказывать машину ГАИ для сопровождения. Разумеется решили вопрос. Флаг. Поднять его на мачту не так просто. На одном из фестивалей на открытии был сильный ветер. Веревка запуталась, флаг не подняли, был конфуз. Выход был найден - не веревка, а металлический трос. "Машина времени". В 1978 году оргкомитет фестиваля через Артемия Троицкого пригласил на фестиваль рок-группу «Машина времени». Тогда они ещё не были профессионалами. Выступили, а потом потребовали оплату. Сделали пару шефских концертов на «Уралобуви» - проблема была решена. Случай с "Машиной времени" подсказал идею – сделать рок-фестиваль. Подробнее о выступлении на фестивале (взгляд со стороны "Машины времени" (см. https://vk.com/wall-158609270_119). Сетевой график. Сейчас это называют дорожной картой. В одной из папок была описана история про планирование в комитете ВЛКСМ института, которую затем взял на вооружение ректорат, услышав доклад на эту тему на одной из научно-практических конференций. Очевидно: крайне необходимый инструмент. В общем-то негусто.
Когда фестиваль уже закончился, то каждая служба фестиваля и оргкомитеты мероприятий (рок, джаз фестивали и т.д.) подготовили отчет о своей работе: вся переписка, с внешними организациями, образцы атрибутики, смета, фотографии и т.д. Фото видео представленные на этой странице сайта были заимствованы из личных архивов участников событий. Документы, хранящиеся в этих отчетах, находятся, даже не в музее, а в архиве УрФУ.
Решили сделать выездной комитет ВЛКСМ, чтобы устроить мозговой штурм на тему «Какой должна быть «Весна УПИ XIV». Основные идеи, которые там придумали.
Реклама на транспорте:трамваи, троллейбусы, которые ходят через Студгородок. В конечном итоге сделали только эмблему фестиваля на трамваях. После окончания все трамваи приобрели первозданный вид.
Кино и мультфильмы – кинопередвижка . Показывать на стенах общежитий в студгородке художественные фильмы и мультики. Без проблем реализовали эту идею.
Картины на заборах. Заборов у нас много. Отличная идея, но полностью не была реализована. Провели конкурс среди художников. Выбирали работы по эскизам, а затем предоставили художникам место и краски-кисти. Сейчас эта идея по прежнему актуальна, т.к. молодежь ищет, где бы можно было оставить следы о себе. К сожалению, в первую ночь после награждения победителей вандалы испортили картины на заборе. Ребята нарисовали их еще раз. Установили наблюдение за картинами, чтобы поймать негодяев, но они оказались настойчивее. Третьего раза не было.
Становится понятно, что нужен еще один человек, который бы взял на себя руководство всеми службами фестиваля: транспортная, приема гостей, питания, охраны порядка, медицина (скорая помощь), пресс-центр и т.д.. Подумал и предложил эту работу Василию Нестерову (комиссар ССО "Импульс", он уже закончил институт, распределился на одно из оборонных предприятий Свердловска). Поговорил с ректором, тот выделил ставку инженера. Следом еще одна проблема с Василием. Ему пришла повестка на сборы из военкомата Железнодорожного района. Пообщался с военкомом. Не знаю на что именно он откликнулся, но я объяснил ему, что человек нужен в оргкомитете, без него нам будет тяжело, ставку под это выделили, призовете его через полгода, как фестиваль закончится. Он же никуда не скрывается. Люфт у вас наверняка есть, другого же можно вызвать на сборы и т.п. В качестве благодарности два билета на рок-концерт.
Василий Нестеров и Андрей Чистяков. 1986 год. Верхотурье. С агитбригадами ССО Импульс, Вега, Гинаэя. Поездка в колонию для несовершеннолетних.
Руководители конкретных мероприятий (рок-фестиваль, джаз-фестиваль, праздник театральных коллективов, конкурс бардов, мисс фестиваля, праздник целинной песни (ССО), КВН, вещевая лотерея, финансы, отходят ко мне.
Аренда залов.
Помимо сцены на улице для проведения рок и джаз фестивалей, праздника театральных коллективов, конкурса бардовской песни нужны концертные залы. Два зала есть в институте: большой зал в главном учебном корпусе на 1000 мест, и зал на факультете цветных металлов - 600 мест, но этого точно не хватит. Даты выступлений не известны, т.к. не известны составы участников. Разумеется, залы не арендованы. Стоимость аренды не известна.
Не известен и окончательный бюджет фестиваля. Начинаем верстать сетевой график (январь). В конечном итоге арендовали залы: Дворец молодежи (1200 мест), ДК "Уралмаш" (больше 1000), ДК "Урал" (800). Вопросы связанные с охраной порядка и пропускным режимом, продажей билетов, доставкой участников на репетиции и выступления, настройкой аппаратуры и т.д. мы брали на себя (штаб фестиваля. Василий Нестеров). Состав участников уже стал прорисовываться, но с датами и заполняемостью была "угадайка".
Верстка сетевого графика. Планирование.
Ясно, что открытие фестиваля должно состояться 1 мая, а закрытие - 9 мая. Традиционная майская прогулка - дата всегда одна и а та же.
В начале января взяли рулон миллиметровки и сделали красивый сетевой график (дорожная карта). В процессе верстки становится понятно, что уже должна быть утверждена эмблема фестиваля. Это надо было сделать как минимум месяц назад. Никто нам не мешал объявить конкурс еще осенью. Эмблема тянет за собой кучу других вопросов. Надо запускать выпуск атрибутики, призов, значки, медали, дипломы, грамоты, наградные папки, билеты, афиши и т.д. Выручил институтский художник Андрей Дружинин, который рисовал эмблему и эскизы значков, всей атрибутики на предыдущем фестивале.
Длина сетевого графика составила больше 30 метров (он занял все стены в двух комнатах комитета комсомола). После того, как его повесили на стены, 2-3 недели в каждый большой перерыв в комитет комсомола стояла очередь из членов оргкомитета и штаба фестиваля, как в мавзолей. Приходилось запускать партиями человек по 20, чтобы объяснить как им пользоваться. К какому сроку, кто и что должен успеть сделать, куда передать данные ( или продукцию) иначе все накроется медным тазом. Визуально сетевой график выглядел, как множество "параллельных линий", которые сходятся в определенных точках. Таким образом мы расписывыли последовательность действий и ответственных, а даты отмечали на горизонтальной оси времени. После этого из реперной точки выходят новые линии (что надо сделать дальше). Хотя многое было сделано еще до верстки сетевого графика: найден начальник штаба (Василий Нестеров), решен вопрос со ставкой на эту должность (ректор института С.С.Набойченко), найдены кандидатуры на должности многих, но не всех мероприятий фестиваля. На графике четко было видно сквозные этапы, через которые должны пройти все службы и оргкомитеты событий: определение структуры, формирование списков участников, заявки на виды атрибутики и их количество,
Основой при его создании послужила теория графов, которую студенты радиотехнического факультета используют при расчетах радиоэлектронных цепей. Внешне это выглядело очень похоже. Куратор от парткома (Андрей Волков, выпускник физтеха), который должен был помогать нам, только сидел и смотрел на этот "балаган". Наличие такой "шпаргалки" очень сильно помогло оргкомитету и штабу работать согласованно и все успеть. После того как сделали сетевой график в самые кратчайшие сроки все необходимые залы были арендованы.
В комитете ВЛКСМ еще раньше был сделан стенд из оргстекла, в котором было множество "ячеек" по числу членов комитета комсомола - своеобразная структура комитета ВЛКСМ, разделенная на отделы и сектора. "Кармашки (ячейки)" служили для передачи информации: можно было оставить срочную записку. Чтобы не пропустить важную информацию необходимо было каждый день проверять этот стенд. В условиях, когда не было соц.сетей и чатов мы оперативно решали все вопросы. Если было нужно, то договаривались о месте встречи и дате.
Могу сказать: график был настолько плотный, что не смотря на то, что оргкомитет и штаб насчитывали больше 200 человек, в последнюю ночь (перед закрытием фестиваля) мне пришлось ночевать в комитете комсомола. Только днем смог уйти домой на пару часов.
Но помимо плановых дел, зафиксированных в дорожной карте, возникало множество вопросов, которые надо было решать оперативно, т.е. быстро. Например, когда залы уже были арендованы, утрясались в рабочем порядке составы участников (рок-группы, джаз-коллективы, студенческие театры и т.д.) стало понятно, что институтских денег не хватает. Пришлось обратиться в студенческий отдел ОК ВЛКСМ с просьбой о выделении ссуды: вы нам 35000 рублей, которые мы вернем после окончания фестиваля, а вы себе "звездочку на погоны" - скажете, что вы организовали Всесоюзный студенческий фестиваль. Это сработало, но еще более яркий момент связан тоже с деньгами.
Появилась идея - сделать конкурс "мисс фестиваля" (автор идеи Павел Виноградов - студент физтеха, комиссар ССО "Аленка"). Решили командировать его в Ригу, т.к. там уже делали подобное мероприятие. Оказывается Леонид Якубович первым у нас в стране сделал там подобный конкурс. Командировали Павла в Ригу. Когда он вернулся с подробностями, то стало понятно, что даже без денежного приза победительнице расходы на организацию резко возрастут: пошив платьев (ткани надо покупать хорошие), нанять режиссера для постановки, учителей для девчонок, которые научат их красиво двигаться и танцевать, декламировать стихи т.д.Ключевой вопрос - где взять денег
В итоге они вдвоем, используя имеющиеся у них внешние ресурсы (старенький автомобиль - Москвич 412, громкоговоритель, транспарант, складной столик) подали 23 000 билетов. Для этого они изменили тактику - поменяли места продажи (место в "Игровом поле"), стали ездить по самым крупным предприятиям города Свердловска. Приезжали туда к концу смены и работали.
Пресс-центр (Сергей Голдобин - идеолог комитета ВЛКСМ УПИ).
Сергей был у нас идеологом комитета ВЛКСМ. Он был нашим разведчиком на семинаре Б.Е.Золотова под Нижним Тагилом (см. "История проекта GO-RA"). Было уже начало марта, когда мы поняли, что наша институтская газета не справляется - не может освещать подготовку к фестивалю должным образом. Он еще на семинаре у Б.Е.Золотова слушал курс лекций о создании инициативных групп, организации информационных потоков, поэтому выбор пал на него. Попросили Сергея этим заняться. По факту складывалось впечатление, что все, кто проявлял хоть какую-то активность в общественной жизни института уже были встроены в структуру оргкомитета или штаба (обеспечивающие службы: транспортная, поселения, охраны порядка, мат.обеспечение и т.д.). Можно было бы опять обратиться к «палочке-выручалочке» - ССО, но тут требовалось особое умение – нужно было уметь писать. В общем, Сергей пошел нестандартным путем. Он через знакомых из других ВУЗов собрал инфу об интересных ребятах, которые не занимались общественной работой в этих самых институтах. Узнал их координаты и написал "подметные письма". В письме было персональное секретное приглашение в комитет комсомола УПИ на чай. Во время чаепития беседа шла о следующем: 1. Это предложение не для всех, а конкретно для тебя. 2. У тебя появляется шанс в жизни поучаствовать в чем-то большом и стоящем, попробовать свои силы. 3. Ты сможешь не просто участвовать, но и влиять на процессы, вносить и реализовывать свои предложения, а так же интересные идеи своих товарищей, привлекать их к реализации задумок. (Например, идея приглашения на открытое выступление рок-групп женской сборной Перу по волейболу, была реализована в течение нескольких часов. Получился ажиотажный латинский карнавал. И таких реализованных идей было много.) 4. Ты познакомишься и подружишься со многими интересными и влиятельными людьми, что поможет тебе в будущем.
5. Ты будешь в центре самых интересных событий и весело проведешь время. Эти моменты ты будешь вспоминать всю свою жизнь.
P.S. Если вам не интересно, то просто забудьте об этом письме.
Пришли практически все, кому Сергей написал. Первое организационное собрание он провел сам. А дальше они уже работали самостоятельно и, действительно, замечательно справились с задачей по освещению фестиваля в СМИ (газеты, радио, ТВ, и не только областных, но и центральных). Оказывается люди интересные у нас есть, их много, но важно, чтобы им тоже было интересно то, что они будут делать и они чувствовали важность того, чем они будут заниматься.
Интерес к фестивалю в городе Свердловске был огромный. Студенты архитектурного института даже билеты подделывали на мероприятия "Весны УПИ" (рок фестиваль), а они получили в процессе работы возможность бесплатно посещать мероприятия фестиваля "Весна УПИ ХIV".
Умных и честных людей у нас в стране огромное количество. Зачастую они не задействованы ни в каких официальных структурах и мероприятиях. Рассылки и сейчас приходят, например, от Гоуслуг, в которых предлагают поучаствовать в том или ином конкурсе. Разница между тем, что сделал Сергей и делают, например, Госуслуги, колоссальная. Он предварительно собрал информацию о людях, которые были нам интересны, а приглашение было персональным. Сработало на 100%.
Советский Урал. Выпуск №18
Именно ребята из пресс-центра организовали этот выпуск. Кроме этого были организованы выпуски на центральном телевидении, т.к. фестиваль приобрел статус Всесоюзного.
Фестивали: рок-групп, джаз-коллективов, театральных коллективов, бардов, КВН, праздник целинной песни, и др.
В конечном итоге, пригласили на фестиваль «Наутилус Помпилиус», «ДДТ», «Калинов мост», «Крематорий», «Аукцион», «Вежливый отказ». Разумеется, наша «Агата Кристи». «Бригаду С» мы уже не взяли, т.к. был перебор.
В общем идея была такая: сравнить наши коллективы с Всесоюзным уровнем - с профессионалами. Это идея здравая. Затем появилась идея сделать джаз-фестиваль. Затем праздник театральных коллективов, КСП, КВН
КВН
Как раз в 1986 году, когда я был замом по оргработе, позвонили с центрального телевидения с вопросом: хотим ли мы поучаствовать в возрождающемся КВН. Наш ответ был: конечно хотим. Команды КВН у нас на тот момент еще не было. Да и нигде не было. Должен был приехать продюсер этого проекта Борис Зильберман, чтобы посмотреть наш институтский СТЭМ, редакции ФизикоТехника и РадиоТехника, и вообще, лучших юмористов института. В общем все это предстояло собрать и организовать. Это я рассказываю к тому, чтобы показать, чем занимался комитет комсомола института. Когда создали команду, то комитет комсомола организовывал чартерные рейсы в Москву на игры нашей команды - этим занималась Татьяна Тыторева (Самойлова) - зам. по интервоспитательной работе.
Конкурс "Мисс фестиваля"
«Мисс фестиваля» (рабочее название «миски» появились уже позже. Идея Паши Виноградова. Физтех «Аленка»). Отправили его в командировку. Где-то в Прибалтике уже проходил подобный конкурс, который проводил Леонид Якубович.После нас конкурсы пошли один за другим: Московская красавица», затем первый Всесоюзный конкурс «Мисс СССР»). Наш конкурс вышел за пределы института и стал межвузовским фестивалем «Мисс Весна УПИ». Пусть сошьют себе платья и мы сразу устроим проход в платьях. Конечно же, проход в купальниках, конкурс танцев, вежливый отказ, декламация стихов, но чтобы платья пошить, а для этого нужны приличные ткани и т.д. и т.п. Нужны квалифицированные судьи. Пригласили главных режиссеров Драм театра и Оперного театра.
Доходы:
Ректор института Станислав Степанович Набойченко дал распоряжение о том, чтобы бухгалтер института оплачивал все расходы, связанные с Весной УПИ. Разумеется безналичные и только те, что можно. Главный бухгалтер института хорошо понимал, что можно, а что нельзя.
Ссуда ОК ВЛКСМ - 35 000 рублей. Лотерея Весны УПИ + лотерея ДОСААФ. Двойной номинал. Продано 25 000 билетов. Продавали на проходных крупных свердловских заводов: УЗТМ. ХимМаш и т.д.
Подъезжали два человека (Игорь Майбуров, Олег Моисеев) на старом Москвиче 412, ставили стол, натягивали транспарант и по громкоговорителю объявляли: покупая у нас комплект билетов, вы участвуете сразу в двух денежно-вещевых лотереях: Весна УПИ XIV (главный приз - автомобиль, + 24 крупных приза, холодильники, ТВ, пылесосы и т.д.), а в июне 1988 года вы примете участие в традиционной лотерее ДОСААФ. Призы можно посмотреть в центральных СМИ. Продажа билетов на концерты рок и джаз фестиваля, праздник театральных коллективов, бардов, мисс фестиваля. Расходы. Куда потратили деньги:
Фонд мира – 4000 рублей. Синтезатор YAMAHA для рок группы "Агата Кристи" – 4000 рублей. Призы денежно-вещевой лотереи "Весна УПИ", включая главный приз (автомобиль) – составили 12 500 рублей. Зарплата распространителей (около 3000 рублей). Транспортные расходы (аренда автомобилей и автобуса, з/п водителей, бензин) в заключительные дни фестиваля. Аренда залов (институт). Возврат средств (ссуда) ОК ВЛКСМ – 35000 рублей. Организационные расходы: призы, атрибутика, значки, медали, изделия из Уральских самоцветов, платья для конкурса «Мисс фестиваля» и т.д. Командировочные расходы. Оплата аппаратуры и света Свердловскому рок-клубу (Николай Грахов) для фестиваля рок-групп (ДДТ, Наутилус Помпилиус, Агата Кристи, Вежливый отказ, Пикник, Крематорий, Аукцион) Оплата проживания и питания гостей и участников фестиваля (институт). Примечание: все безналичные расходы шли через бухгалтерию института и профкома студентов, а движение наличных средств фиксировала комиссия комсомольского контроля комитета ВЛКСМ УПИ и Кировского РК ВЛКСМ. Пояснение: в то время стоимость новой трехкомнатной квартиры на окраинах города Свердловска стоила примерно 10 000 рублей.
Вывод: когда не хватало средств, мы придумывали реальные варианты действий физических, реализуя их, мы решали проблему. Для генерации вариантов (синтез) необходимо иметьвоображение. В процессе реализации проекта GO-RA, изучая гипнабельность, мы убедились с помощью объективных научных методов, что высокогипнабельные люди отличаются от низкогипнабельных (вербально-логическое мышление) не набором когнитивных способностей, а умениями, т.е. тем, что они могут делать в уме, т.е. представлять (воображать). См. "Изучение гипнабельности", "Модельное восприятие" и "Модельное и техногенное воздействие". Ближе к осени 1988 года был открыт расчетный счет комитета ВЛКСМ УПИ. Все было готово к тому, чтобы заняться кооперативами, центрами НТТМ и т.п. (См. "Комитет ВЛКСМ УПИ"), но в отличие от Михаила Ходорковского, три человека из комитета ВЛКСМ УПИ (В.Нестеров, С.Голдобин, А.Чистяков) не пошли в бизнес, а весной 1989 года участвовали в создании МНУЦ "Дельта-Информ". Этим ребятам деньги, как и всем нам, тоже были важны, но главная причина была другой - интерес и любопытство к тому, с чем они соприкоснулись. (См. "История проекта GO-RA").
Конкурс "Московская красавица"
12 июня 1988 года в СССР прошёл финал первого официального конкурса красоты «Московская красавица». Своё название событие получило благодаря тому, что помимо незамужних студенток, участие в конкурсе могли принимать как замужние молодые девушки, так и школьницы. В то время страна начала вступать в новую эру социальной свободы, и поток информации о жизни людей за рубежом спровоцировал растущий интерес общества к политике гласности, свободы слова и печати в стране. Инициатором проведения общегородского конкурса красоты стал орган Московского Городского комитета ВЛКСМ. Курирование нового мероприятия было возложено на Управление культуры при Исполнительном Комитете МосСовета.
Предстоящее событие вызвало резонанс в обществе, собрав как осторожно-восторженные отклики, так и негативные комментарии в сторону конкурса, ведь молодые участницы должны были не только предстать перед зрителями в откровенно открытых купальниках, да ещё и получали шанс завоевать за это награду. На пресс-конференции секретарь МГК ВЛКСМ Вячеслав Панькин тогда прокомментировал предстоящее действие так: «Наш конкурс вовсе не коммерческий, он несёт важную, социально преобразующую функцию — спасти женщину от урбанизации, от затерянности в толпе, повысить престиж женщины в обществе». За несколько месяцев до начала мероприятия было объявлено, что отбор претенденток будет проходить в Центральном парке культуры и отдыха имени Горького. Количество желающих участвовать в конкурсе было таким огромным, что очередь на отбор выстроилась в несколько километров. В итоге за несколько месяцев подготовки к конкурсу к финишной черте подошли 36 участниц. Победительницей стала выпускница московской школы Маша Калинина. После победы финалистка стала пользоваться огромной популярностью как в СССР, так и за рубежом. «После конкурса я очень много ездила по Европе. В кино снялась, диск записала. Много снималась как модель в разных странах. В Италии ходила на кастинги. Как „мисс“ из СССР меня хорошо снимали. Это ведь была диковинка. Потом мне предложили подписать контракт с крупнейшим в Италии агентством. Я уже собиралась переезжать в Италию жить, но в Москве получила приглашение посетить Америку. В Америке я первым делом попала в Белый дом на прием. Познакомилась с президентом Бушем. В Москве меня заранее подготовили к этой встрече: что говорить, как отвечать про СССР, про перестройку, про Горбачева. Буш сказал несколько формальных фраз, удивился, что женщины в России такие красивые. Но мне тогда было восемнадцать лет, поэтому я особого значения не придала: ну, президент, и что?» В настоящее время Мария Калинина живёт и работает в Лос-Анджелесе.
Смотреть фото конкурса Подробнее. Первый Всесоюзный конкурс Мисс СССРпрошел вскоре вслед за московским. Руководителем был уже знакомый нам Леонид Якубович. В финале конкурса принимала участие и наша победительница - Злата, но в число победителей не попала.