Развивая внимание, память, мышление, вы развиваете интуицию!
Проект «Go-Ra»
Изучение факторов, влияющих на качество решений, принимаемых
в условиях неопределенности.

Базовые мыслительные операции

Мыслительные операции (мышление) невозможны без запоминания и сохранения следов о взаимодействиях с миром в памяти. Можно сказать, что память человека - это персональное хранилище следов о взаимодействиях с миром. Очевидно, что следы от сильных взаимодействий с миром останутся в том числе и на теле: шрамы, синяки, переломы и т.п., но следы о всех без исключения взаимодействиях сохраняются еще и в мозге. Это происходит даже во сне. Какие же базовые мыслительные операции происходят в нашем мозге? 

1. Сравнение. Сравниваем входящую информацию с тем, что уже есть в памяти.

1.1. Найди отличия, найди разницу.

Мы можем сравнивать субмодальные параметры в каждой из модальностей и выносить суждения: больше, меньше, равно, длиннее/короче, когда мы сравниваем объем, площадь, размеры. Дальше/ближе, на одном расстоянии, когда речь идет о расстояниях.  Громче/тише, когда речь идет о звуках. Быстрее/медленнее, раньше/позже/одновременно/дольше (длительность), когда речь идет о процессах, например, о скоростях передвижения субъектов и объектов в Игровом поле и т.д. 

1.1.1. Визуальная модальность - "образная сфера".  Использует  образы (и совокупность образов - "фильмы") для передачи сообщений (информации). С помощью образов можно передать тончайшие нюансы, которые в принципе невозможно выразить словами.
Субмодальные параметры: цвет и его оттенки, интенсивность цвета, яркость (мощность, интенсивность), форма, размер, объем, расстояние, скорость перемещения, местоположение в Игровом Поле, контраст, продолжительность и др.; 1.1.2. Аудиальная модальность используется для передачи смыслов: звуки, слоги, слова, предложения, тексты. По сути - с помощью слов мы пытаемся осваивать принципы ("Большие правила").
Примеры субмодальных параметров:  тон (частота звуков),  тембр (спектр), громкость (мощность), расположение источника звука (внешний или внутренний (А - Д), расстояние до источника звука (в случае диссоциации), интонации (чувственная, эмоциональная сторона аудиального сообщения), ритм (длительность звучания и пауз). 

1.1.3. Кинестетическая модальность (вкус, запах, ощущения). Описывать словами вкусы, запахи, ощущения крайне затруднительно. Видеть ребенок начинает раньше, чем говорить, но еще находясь в утробе матери ребенок начинает ощущать. Роль кинестетики (сильных взаимодействий с миром) очень велика.
Примеры субмодальных параметров: ощущения: тяжелый, легкий, теплый, холодный и др. Описывать словами вкусы и запахи крайне затруднительно. Помогает использование метафор и аналогий. Например: "И запах трав уж выпили дожди". Виктор Бондарчук.

1.2. Найди общее - найди выполнение принципа подобия. 

Освоение принципа подобия происходит в том числе и с помощью понятий (слов): больше, меньше, равно. Сравнивая образы (визуальная модальность) дети учатся правильно употреблять эти слова. Сравнивая процессы, дети учатся правильно использовать слова: быстрее, медленнее, одинаково (равно).

Когда у детей проверяют музыкальный слух, то по сути проверяют, сможет ли ребенок повторить -точно выполнить принцип подобия подлительности звучания и пауз, а также высоте нот и т.д. - это для аудиальной модальности. Если этот принцип выполняется точно, то мы имеем дело с человеком, у которого абсолютный слух.
В визуальной модальности будут проверять: сможет ли человек различать цвета, оттенки цвета, яркость и т.д.

В качестве примера для аудиальной модальности приведена песня "Странный сон". Для кого-то не составит труда понять, что в данном произведении записан голос одного человека. Всю песню он пел в унисон с собой, за исключением всего лишь нескольких мест, где он же пел вторым голосом. Чтобы не было разнобоя (разноголосицы) должны совпадать длительности звучания слов и пауз между ними.
Пока отмечу коротко, что выполнение принципа подобия может происходить по любому из параметров формулы "11 ПИ - РЭ". См. "11 ПИ-РЭ". Подробно. К чему может приводить выполнение принципа подобия по компонентам формулы  "11 ПИ-РЭ" . Подробнее.

2. Обобщения.

2.1. Аудиальная модальность.


Любое слово - это всегда обобщение для образов. Это относится и к существительным, глаголам, прилагательным и т.д. Слово одно, а образов ему может соответствовать огромное количество. Слова нужны для передачи смыслов:
Вершей пользуются для того, чтобы поймать рыбу. Поймав рыбу, забывают про вершу. Ловушкой пользуются для того, чтобы поймать зайца. Поймав зайца, забывают про ловушку. Словами пользуются для того, чтобы выразить смысл. Постигнув смысл, забывают про слова. Где бы мне найти забывшего про слова человека, чтобы побеседовать с ним? Лао Цзы.

Мы можем группировать понятия в кластеры (множества), создавать классификаторы, в которых можем ранжировать объекты/субъекты по какому-либо признаку, свойству, качеству, либо их совокупности. См. Парадокс Пиаже.

2.2. Визуальная модальность.

- статика и динамика;
- конкретные образы – характеризуется множеством деталей;
- обобщенные образы – минимум деталей, но отображаются характерные черты, свойства, признаки, качества.

Например, создать образ, единый для всех кошек или собак, крайне сложно. Очевидно, что в таком образе не будет деталей, характерных для конкретной кошки и собаки, но будет присутствовать совокупность общих характерные черт (субмодальных параметров визуальной модальности), которые есть у любой кошки. Можно представить плоский рисунок (двухмерный), по сути границу, контур, где не будет всей палитры цветов (это будет черно-белый рисунок), где форма не будет выражать крайности: слишком худая  - изможденная кошка, либо наоборот, очень толстая и т.д. Это будет "усредненная" кошка или собака. Очевидно, что с помощью такого "усредненного образа" невозможно ответить даже на простейший вопрос: какой породы данный субъект, не говоря уже о множестве других?

Иногда с помощью простых образов (знаки, символы) можно создавать более сложные образы
 и точно передавать очень сложную информацию, и это окажется проще сделать, чем с помощью множества слов. Например: блок-схема, принципиальная схема сложного устройства, чертеж, партитура и т.д. Такой подход позволяет точно описывать не только элементную базу, но и связи между элементами, блоками, структурами и т.д.
Особое место в понимании сложных образов (состоящих из элементов) занимают такие понятия как: символы и знаки. Например, буквы, цифры, ноты, арифметические действия и алгебраические действия, геометрические формы. Не зная этих элементов, невозможно понять смыслы, а в музыке еще и точно воспроизвести записанное нотами произведение, т.е. перевести статику (картинку) в динамику - сыграть произведение.
Символы государства: флаг и герб (символы визуальной модальности). Гимн тоже будет символом, но будет относиться уже к аудиальной модальности (звучащая мелодия) и визуальной модальности (партитура и слова гимна).

2.3. Чувства и эмоции.

Не важно о какой модальности пойдет речь: аудиальной (звуки, слова, тексты), визуальной (цвета, образы), кинестетической (ощущения, вкус, запах), чувства и эмоции могут быть обобщающими для воспринимаемых  стимулов.

3. Установление точных соответствий между разными модальностями - основа понимания.
См. Понятийное мышление
См. Восприятие - Осознание - Понимание  Информация - Энергия.

4. Синтез. Воображение. "Голливуд" или "Телевизор".

Мы можем создавать новые сочетания из элементов, хранящихся в нашей памяти, а это уже творчество. Причем, понятие "синтез" применительно к мышлению находится совсем "рядом" с понятием "искажение", т.к. любое искажение - это уже новая информация, весь вопрос в том, насколько большим будет отличие. Это уже к вопросу о чувствительности, разрешающей способности, погрешности измерений и оценок.
Если принять во внимание тот факт, что некоторые известные авторы, например, Оноре де Бальзак, П.И.Чайковский, М. А.Булгаков и др., утверждали, что они ничего сами не придумали, а только "подсмотрели (увидели и услышали) свои" произведения, находясь в определенном состоянии сознания. Играет роль, что они умели погружаться  в воображаемую реальность, умели ассоциироваться с ней (с вариантом развития событий), умели переносить точку наблюдения и за счет этого достигали иного восприятия. Возникает вопрос: может быть, не случайно слово "а-втор" пишется в русском языке именно таким образом, т.е. "тот, кто сказал "А" вторым, вслед за первым (настоящим) СОЗДАТЕЛЕМ"?
Чтобы проиллюстрировать один из выводов, к которому мы пришли в рамках концепции "11 ПИ - РЭ", представьте, что в руки Вам попала брошюра под названием: «Шашки, Шахматы, Го». В ней описаны эти три игры, а именно, правила, а в них описаны фигуры, игровое поле и многое другое. Так вот, если заданы правила игры, причем, неважно, знаете Вы их, или нет, понимаете Вы их, или нет, то тем самым заданы все возможные варианты развития событий в ЭТОЙ ИГРЕ. Выяснилось, что число вариантов партий, которые можно сыграть в этих играх очень большое: в шашках - 10 в 40 степени, в шахматах - 10 в 120 степени, а в игре "Го" - 10 в 400 степени. Возможно, что а-вторы, придумавшие эти игры, сами до конца не понимали какое количество вариантов они породили в этих играх. Сейчас в век компьютеров подсчитать их количество стало возможным. 
По всем формальным признакам наша Жизнь похожа на Игру, правда, здесь и Игровое Поле сложнее, и Участников больше, да и Правила до конца понятны, но, важнее другое: если «кто-то придумал» эту Игру, как минимум, ее Правила, имею в виду, конечно же, Творца, Создателя, Бога, Автора, то тем самым он задал все возможные варианты развития событий в этой игре (развитии нашей Вселенной, и нас, как ее части)., включая все литературные, музыкальные, изобразительные произведения и др. 
Вы можете спросить: "а при чем здесь Голливуд и телевизор"?   Это конечно же, метафора. Человек - это всего лишь "телевизор", т.е. приемник сигналов, а, не создатель  "фильмов", т.е. не   "Голливуд", поэтому в слове "автор", которое пишется с маленькой буквы, есть корень "втор" (второй).

Пример "творчества" (синтеза): практическое занятие "Битва хоров".

Предварительно дается около часа времени. Задача: наскрести в закромах памяти популярных песен. Можно брать любые: попсу, народные, рок, оперы и оперетты, мюзиклы, песни из художественных и мультипликационных фильмов. Затем слова от одной песни заменяются словами от другой популярной песни. А затем надо попробовать исполнить песни-перевертыши, и не запутаться. Уверяю, что в головах во время исполнения происходит «полный ералаш», но при этом мы получаем положительные эмоции, и, понимание того, что такое синтез, а что такое Творчество.

Важнейшая грань мышления - воображение. Можно описать данный ролик чуть по-другому. Герои данного ролика по разному оценивали ситуацию (игру). Исходя из анализа они выбирали лучший на их взгляд, ход. Для кого-то исход оказался полной неожиданностью. Прямо как у нас в стране. Судя по тому, что некоторые руководители говорят, что их кинули, обманули и т.д., они неадекватно оценивают ситуацию, или вводят в заблуждение слушателей. Не смотря на то, что они занимают высокие места в иерархии власти, они еще многого не понимают в жизни. Например, в целом про игры, про большие правила и т.д. 

Автор текста: к.п.н. А.Н.Чистяков

Поделиться: