Развивая внимание, память, мышление, вы развиваете интуицию!
Проект «Go-Ra»
Изучение факторов, влияющих на качество решений, принимаемых
в условиях неопределенности.

Восприятие-Осознание-Информация-Энергия

Информационная и энергетическая составляющая процессов, их длительность (время). Восприятие и осознание (понимание).

Сложно дать понятию "информация" всеобъемлющее определение. Одно ясно, понятие информация тесно связано с понятием изменения (процессы), и у него есть два важных аспекта: восприятие и осознание (понимание). Понимание без восприятия невозможно. Это связанные ("смежные") понятия. В свое время К.Шеннон ввел определение информации, но не потрудился объяснить смысл этого понятия. Попробуем восполнить этот пробел. Заодно разберемся и с понятием "энергия", но начнем с восприятия и осознания.

Восприятие.

Если вы воспринимаете изменения, например, колебания воздуха, значит, вы получаете информацию (воспринимаете информацию). Но получение информации (восприятие изменений) не означает, что вы ее поймете.

Так что же означает – понимание? Предполагаю, что понимание подразумевает установление правильных (точных) соответствий. Стол – table, слон – elefant и т.д. Правда, при этом приходится прибегать к помощи образов, т.е. другой модальности, но это как раз упрощает процесс понимания. Если мы можем правильно устанавливать связи, например, между словами разных языков, то мы понимаем этот язык. Конечно, в действительности все сложнее, т.к. есть еще правила, и нам приходится иметь дело не только с объектами, но и с процессами, но этим аспектам мы уделим больше внимания в рубрике "Мышление". На этой стадии важно запомнить, что понимание подразумевает установление точных соответствий между различными изменениями: словами, словами и образами, знаками и символами, разными моделями и т.д. Тема "Восприятия и осознания" более подробно  рассматривается отдельно, т.к. там множество важных моментов, но будет лучше, если вы будете двигаться по порядку, заданному нами..

Понимание. «Цветной звук».

Мы не всегда видим причину изменений в чем-либо. Наши органы чувств, слух и зрение, имеют свои амплитудно-частотные характеристики (АЧХ), что накладывает ограничения на наше восприятие мира. Но, если мы видим (слышим) изменения (след, результат взаимодействия), то должен быть и процесс (причина, источник), который к этим изменениям приводит.

В видео, которое представлено вашему вниманию, виден результат - это изменения, происходящие с четырьмя кучками песка, но не видны колебания, т.е. источник - причина, которые к этим изменениям приводят, но мы можем их слышать, и понимать, что корреляции не случайны. Если мы правильно устанавливаем соответствия между процессами, происходящими в разных модальностях, то мы можем и выводы сделать правильные. Точные соответствия - основа понимания.

Этот тезис является основополагающим при калибровке моделей для эффективной работы в условиях неопределенности, когда информация воспринимается мозгом минуя традиционные информационные каналы, т.е. на полевом уровне. Ее необходимо точно соотнести с какими-то изменениями в теле, возникающими на уровне образов и/или ощущений. В этом случае мы будем понимать, что происходит в мире (изменения в игровом поле, участниках и т.д.), без помощи традиционных информационных каналов.

Понимание. Вольф Григорьевич Мессинг и Юрий Петрович Трусов.

Однажды, Юрий Петрович Трусов - к.ф.н., доцент института философии РАН, на семинаре в марте 1991 года (б/о «Зорька»), рассказал мне одну забавную и поучительную историю. Как-то раз, Юрий Петрович присутствовал на выступлении Вольфа Григорьевича Мессинга. Артист демонстрировал свои телепатические способности. Чтобы зрители не думали, что он работает только со своими людьми («подсадными утками»), он попросил участвовать в эксперименте всех зрителей без исключения.
Происходило это следующим образом - зрители должны были в уме произвести любую из простейших математических операций (сложение, вычитание, деление, умножение) над любыми числами, выбранными по своему усмотрению. Единственное условие: самое большое число не должно было превышать 10. Почему такие простые варианты? Предполагаю, чтобы дело шло быстрее. Все-таки, надо было пройти весь зрительный зал.
Итак, вы считаете в уме, у вас получается результат, и вы ждете, что скажет Мессинг, когда подойдет к вам. Угадает или нет? Например: два умножить на два, а Мессинг, подойдя к вам, говорит: четыре. Вы разделили девять на три, а Мессинг, подойдя к вам, говорит: три.

Каждый раз он безошибочно называл результат. И, тут, у Юрия Петровича возникла идея - он представил себе интеграл квадратичной функции и его пределы, но считать его (считать площадь криволинейной трапеции) не стал. Если сделать вычисление, то получится число, но он интеграл считать  не стал. Итак, Мессинг подходит к нашему герою, и останавливается напротив него. Закрыв глаза, он шевелит губами, морщит лоб, а потом произносит со своим польским акцентом: «я высшую математику не понимаю».

Юрий Петрович не говорил Мессингу о том, что он в уме представлял интеграл, но Мессинг "увидел" его, правда, посчитать, и назвать результат он не смог, но его математических познаний хватило для того, чтобы понять, что это нечто из высшей математики.

Энергия и информация. Энергетическая и информационная составляющая процесса.

Энергия ветра, энергия воды, энергия приливов и отливов, электрическая энергия, энергия атома, энергия солнца и т.д. Надо ли объяснять, что во всех этих случаях мы имеем дело с движением, а значит, с процессами. С помощью приспособлений (парус, лопасти, поршни и т.д.) мы организуем взаимодействие с движущейся водой, ветром, паром, воспламенившимся бензином и т.д., за счет этого они тоже приходят в движение, т.е. "передают энергию". Вроде бы особняком стоят АКБ, которые и породили у нас иллюзию того, что энергия  - это "субстанция", которую можно запасать. Согласитесь, когда аккумулятор заряжается (процесс зарядки), мы его соединяем с источником напряжения, а по сути, через серию подстанций и ЛЭП, мы соединяем АКБ с гидро, электро, атомной и любой другой станцией. Процесс зарядки - это процесс образования определенной структуры. Процесс разрядки - это процесс изменения структуры вещества из которого сделана батарея, например Li и т.п.

Представим себе мысленно: пляж, чайки, море, волны, лениво наползающие на песок. Если вы переведете взгляд (внимание) на волны, то вы сможете заметить их цвет, оттенки, игру света, форму гребня волны. Это не раздражает, это приятно: и ласковое солнышко, и теплый песок, и шум волн, и крик чаек. Но ведь со всеми этими объектами (чайка, волна, песок и т.д.) можно взаимодействовать по-разному: их можно видеть и слышатьно не ощущать, если вы взаимодействуете с ними дистанционно (не локально), воспринимая не сами эти объекты, а их отражения, т.е. колебания в воздухе (звук) и электромагнитном диапазоне (образы).

Это означает, что с чайкой, волной и другими субъектами и объектами, можно взаимодействовать «слабо» (воспринимая их отражения), а можно "сильно". Как только в дело включаются ощущениявкус, запах, т.е. кинестетика, можно сказать, что взаимодействие стало локальным, сильнымэнергетическим. Если же мы взаимодействовали не с самим субъектом/объектом, а с его отражением, то такого рода взаимодействия мы будем в дальнейшем называть: дистанционными, нелокальными, информационными. 

Итак, субъект может взаимодействовать не с самими объектами, а с их отражениями, т.е. со следами, а может взаимодействовать и с самими объектами. Можно сказать, что если восприятие какого-либо субъекта/объекта, процесса сопровождается ощущениями (кинестетика), то это является признаком сильных взаимодействий.

А теперь контрольный вопрос: чем отличаются субъект/объект (процесс) и его «отражение»? Правильный ответ, причем, отнюдь не тривиальный: объект/субъект от отражения отличается количеством материи (объемом, массой), а процессы информационные (нелокальные, дистанционные) и сильные, отличаются мощностью! Подумайте, например, о чайке, и вам все станет понятно: сколько «весит» чайка, и сколько «весит» ее отражение? Какой объем у реальной чайки и какой объем у ее отражения? Получается, что отражение – это практически то же самое, что и тень – у нее нет объема, есть только площадь, если мы говорим о визуальной модальности.
Есть более сложные варианты, которые мы рассмотрим чуть позже - речь о голограммах. У голограммы какого-либо объекта есть объем, но нет массы, и очень маленькая, практически не заметная плотность, т.е. ее можно проткнуть рукой и не ощутить ее. Не надо объяснять, что произойдет, если вы столкнетесь с чайкой, и что произойдет, если вы столкнетесь с ее отражением, в частности, голограммой?

Для передачи информации требуется энергия. Догадайтесь – это вопрос или утверждение? Но гораздо проще считать, что у любого процесса есть и информационная, и энергетическая составляющая - и то и другое, это всего лишь свойства какого-либо локального процесса. Поясню на простом примере. До события, о котором я сейчас расскажу, я пользовался "старой" (привычной) терминологией, т.е. использовал в обиходе слова: энергия, информация, а после этого случая, практически перестал, т.к. увидел некоторые несоответствия в том, что произошло, и своими старыми представлениями, вложенными мне в память в школе и институте. В этих представлениях энергия и время - это некие самостоятельные субстанции, которые можно накапливать и запасать. Подробнее в "Мышление. Ошибки мышления".

Итак, семинар в Бухаресте в 2018.10. Объясняю эту самую тему - "Азбука для эзотериков, гуманитариев и школьников младшего возраста" и то, чем информация отличается от энергии. Произношу тихонько по румынски: "Добрый вечер", но стоя рядом со слушателями. Они меня слышат и понимают. Затем отхожу на 10 метров, и с такой же громкостью (мощностью) произношу те же самые слова. Они меня не слышат, т.е. они видят, что у меня губы шевелятся, но что именно я произношу не слышат, и не понимают.
Подхожу к микрофону, и еще раз произношу эту же самую фразу, предварительно увеличив громкость на усилителе. Разумеется они слышат, более того, если бы в нашем распоряжении были совсем мощные динамики-усилители, то они бы даже упали со своих стульев.

А теперь перескажу все то же самое, но по другому. Во всех трех случаях информационная (смысловая) составляющая была одной и той же - это слова "добрый вечер", интонации, по которым можно судить о валентности эмоций и их величине, а мощность процессов (громкость сообщения, энергетическая составляющая сообщения, мощность), была разной.

Самое время перейти к понятиям, введенным К.Шенноном: бит, байт - единицы информации.
Если мы берем монохромный звук в слышимом диапазоне (20 Гц - 20 000 Гц), какой-то фиксированной частоты, например, звучание какой-то буквы, например, "о", тогда ситуации, когда есть звук и нет звука, есть пауза, а есть - звучание, можно уподобить: 0 и 1. Теперь с помощью этих символов можно закодировать любую привычную нам букву и цифру. Если дополнить эту ситуацию правилами, т.е. установить жесткие соответствия между новым и старым алфавитом, то мы сможем понимать этот новый поток данных, т.е. изменений (колебаний), передаваемых в акустическом или электромагнитном диапазоне, и воспринимаемых нами с помощью слуха либо зрения.
Старый алфавит - это образы  и символы, обозначающие буквы и цифры, а также их звучание (названия).
Новый алфавит - это визуальные знаки и символы, обозначающие с помощью определенных сочетаний точек и тире, цифры, и буквы, привычного алфавита, а также звучание этих символов.
Именно так и сделал автор азбуки Морзе. С помощью такой "азбуки" можно формировать предложения, т.е. передавать смыслы - информацию (сообщения). Этот принцип можно использовать в разных частотных диапазонах. Классическая азбука Морзе - была придумана для передачи изменений (информации), воспринимаемой с помощью слуха, а флажковый, затем и семафорный способ передачи сообщений (информации), предназначен для визуального восприятия.
Очевидно, что мы можем увеличить скорость передачи данных, если мы научимся в качестве битов и байтов использовать (различать) не только 0 и 1, а, например, 10 (20, 30, 180) положений магнитного спина в пространстве, или 7 цветов радуги. Вопрос только в том, есть ли у нас  для этого технические возможности?

"Вишенка на торте".

Проверим, как вы поняли смысл  текста "Информация-энергия-восприятие-осознание". Простой вопрос: можно ли передавать сообщения (информацию) с помощью выстрелов из гаубицы, или взрывая ядерные бомбы? Правильный ответ: конечно. Можно использовать тот же самый принцип, который использовал создатель азбуки Морзе. Выстрел - это "1", а пауза между выстрелами - это "0". Таким образом можно передать любое сообщение, если ресурсов (боеприпасов) хватит, конечно.Мы не предлагаем вам новый способ передачи информации. Очевидно, что он имеет ограниченный радиус действия, и еще массу неудобств. Также очевидно, что для передачи сообщений удобнее пользоваться высокочастотными процессами малой мощности, что сейчас и происходит. при передаче больших потоков данных (ШПИ - 5G).
Во всех трех случаях (Бухарест, 2018.10) информационная (смысловая) составляющая была одной и той же - это слова "добрый вечер", интонации, по которым можно судить о валентности эмоций и их величине, а мощность процессов (громкость сообщения; энергетическая составляющая сообщения; мощность), была разной. Таким образом: у любого модулированного процесса есть информационная и энергетическая составляющая, а также длительность (время) восприятия сообщения. Этот фактор не менее важен для осознания, чем два других. И, конечно, важно для осознания (понимания) сообщения, чтобы образы и звуки взаимодополняли друг друга, соответствовали нашему жизненному опыту, но эти аспекты мы рассмотрим в других материалах сайта "Восприятие и осознание. Утюг и Поход к Солнцу",  "Понятийное мышление. Парадокс Пиаже".

В завершение несколько слов о криптографии - науке о шифровании сообщений. Например, аббревиатура "HB2Y" – что она означает? Даю подсказку – это связано с поздравлением к дню рождения. Это короткое зашифрованное сообщение от "happy birthday to (2) you", но на этом наш поход в эту интереснейшую область, пока, закончим.

Экскаватор и "близнецовый режим".

Как вы думаете, что является управляющей командой в ролике с экскаватором? А параметром, на основании которого формируется управляющая команда? Обратите внимание на ноутбук из которого идет кабель к экскаватору. Именно по нему передаются управляющие сигналы (команды). Рядом с ноутбуком лежит небольшая коробочка, похожая на модем. Это устройство воспринимает движение рук оператора в пространстве, точнее изменение емкости пространства, и передает эти изменения (информацию) в компьютер, где она преобразуется,  и в виде управляющих сигналов передается экскаватору.

В завершение этого краткого экскурса в тему информации несколько слов о техническом аспекте информационных взаимодействий. Как вы думаете, возможно ли, с помощью технических устройств, сделать невидимое видимым, а неслышимое слышимым. В данном случае речь идет не об увеличении разрешающей способности, а о принципе.

Этого можно добиться, применяя преобразователи. Например, тепловизор позволяет увидеть тепло, т.е. инфракрасное излучение объектов/субъектов, а терменвокс позволяет преобразовать движение рук и пальцев в звук и т.д. Во всех этих случаях изменения (информация) из одного диапазона, который недоступен нашим органам чувств, переносится в другой, который мы можем воспринимать с помощью наших сенсорных каналов.
Лев Сергеевич Термен придумал не только терменвокс, но и способ, в том числе и устройство, позволяющее дистанционно, без установки скрытых микрофонов, прослушивать разговоры в соседних помещениях. Первыми, кто взял на вооружение этот принцип были спецслужбы, а само устройство было засекречено.  Устройство включает в себя компактный лазер, луч которого направляется на окно помещения, где идут переговоры. В устройство также входит приемник способный воспринять отраженный от стекла луч (сигнал). При разговоре стекло совершает микроколебания, т.к. на них передаются колебания воздуха, но мы их не видим и не слышим, потому, что они очень слабые (маломощные). Эти микроколебания стекла в процессе разговора, приводят к тому, что изменяется расстояние между прибором и стеклом. Устройство позволяет эти изменения (колебания) воспринимать, усиливать, преобразовывать и переносить в другой диапазон, который доступен нашему слуху.


Автор текста: к.п.н. А.Н.Чистяков.

Поделиться: