Развивая внимание, память, мышление, вы развиваете интуицию!
Проект «Go-Ra»
Изучение факторов, влияющих на качество решений, принимаемых
в условиях неопределенности.

Информация. Энергия. Восприятие.

Информационная и энергетическая составляющая процессов. Восприятие и понимание.

Информация.

Сложно дать понятию "информация" всеобъемлющее определение. Одно ясно - понятие информация тесно связано со словом изменения, и у него есть два важных аспекта: восприятие и понимание. Понимание без восприятия невозможно.

Восприятие.

Если вы воспринимаете изменения, например, колебания воздуха, значит, вы получаете информацию (воспринимаете информацию). Но получение информации (восприятие изменений) не означает, что вы ее поймете.

Так что же означает – понимание? На мой взгляд, истинное понимание подразумевает установление правильных (точных) соответствий. Стол – table, слон – elefant и т.д. Правда, при этом приходится прибегать к помощи образов, т.е. другой модальности, но это как раз упрощает процесс понимания. Если мы можем правильно устанавливать связи, например, между словами, разных языков, то мы понимаем этот язык. Конечно, в действительности все сложнее, т.к. нам приходится иметь дело не только с объектами, но и с процессами, но этим аспектам мы уделим больше внимания в лекции «Ошибки восприятия и мышления». На этой стадии важно запомнить, что понимание подразумевает – установление точных соответствий между различными изменениями: словами, словами и образами, разными моделями...

«Цветной звук».

Мы не всегда видим источник (процесс) изменений в чем-либо. Наши органы чувств  имеют свои амплитудно-частотные характеристики (АЧХ), что накладывает ограничения на наше восприятие мира. Но, если мы видим (слышим) изменения (след, результат взаимодействия), то должен быть и процесс, который к этим изменениям приводит. 

В видео, которое представлено вашему вниманию, виден результат - это изменения, происходящие с четырьмя кучками песка, но не видны колебания, т.е. источник, причина, которые к этим изменениям приводят, но  мы можем их слышать, и понимать, что корреляции не случайны. Если мы правильно устанавливаем соответствия между процессами, происходящими в разных модальностях, то мы можем  и выводы сделать правильные.

Этот тезис является основополагающим при калибровке моделей для эффективной работы  в условиях неопределенности, когда информация воспринимается мозгом минуя традиционные информационные каналы, т.е. на полевом уровне. Ее необходимо соотнести с какими-то изменениями в теле, возникающими на уровне образов и/или ощущений.

Понимание. Вольф Григорьевич Мессинг и Юрий Петрович Трусов.

Однажды, Юрий.Петрович Трусов - к.ф.н., доцент института философии РАН, на семинаре в марте 1990 года, б/о «Зорька», рассказал мне одну забавную и поучительную историю. Как-то раз, Юрий Петрович присутствовал на выступлении Вольфа Григорьевича Мессинга. Артист демонстрировал телепатические способности. Чтобы зрители не думали, что он работает только со своими людьми («подсадными утками»), он попросил участвовать в эксперименте всех зрителей без исключения.
Происходило это следующим образом - зрители должны были в уме произвести любую из простейших математических операций (сложение, вычитание, деление, умножение) над любыми числами, выбранными по своему усмотрению, но самое большое число не должно было превышать 10. Почему такие простые варианты? Предполагаю, чтобы дело шло быстрее. Все-таки, надо было пройти весь зрительный зал.
Итак, вы считаете в уме, у вас получается результат, и вы ждете, что скажет Мессинг, когда подойдет к вам. Угадает или нет? Например: два умножить на два, а Мессинг, подойдя к вам, говорит: четыре. Вы разделили девять на три, а Мессинг, подойдя к вам, говорит: три.

Каждый раз он безошибочно называл результат. И, тут, у Юрия Петровича возникла идея - он представил себе интеграл квадратичной функции и его пределы, но считать его (считать площадь криволинейной трапеции) не стал. Если сделать, то получится число, но он интеграл вычислять  не стал. Итак, Мессинг подходит к нашему герою и останавливается напротив него. Закрыв глаза, он шевелит губами, морщит лоб, а потом произносит со своим польским акцентом: «я высшую математику не понимаю». 

Юрий Петрович не говорил Мессингу о том, что он в уме представлял интеграл, но Мессинг "увидел" его, правда, посчитать и назвать результат он не смог, но его математических познаний хватило для того, чтобы понять, что это нечто из высшей математики.

Энергия и информация. Энергетическая и информационная составляющая процесса.

Представим себе мысленно: пляж, чайки, море, волны, лениво наползающие на песок. Если вы в воображении переведете взгляд (внимание) на волны, то вы сможете заметить их цвет, оттенки, игру света, форму гребня волны. Это не раздражает, это приятно: и ласковое солнышко, и теплый песок, и шум волн, и крик чаек. Но ведь со всеми этими объектами (чайка, волна, песок и т.д.) можно взаимодействовать по-разному: их можно видеть и слышать, но не ощущать, если вы взаимодействуете с ними дистанционно (не локально), воспринимая не сами эти объекты, а их отражения., т.е. колебания в воздухе (звук) и электромагнитном диапазоне (образы).

Это означает, что с чайкой, волной и т.д. можно взаимодействовать «слабо» (воспринимая их отражения), а можно "сильно". Как только в дело включаются ощущения, вкус, запах, т.е. кинестетика, можно сказать, что взаимодействие стало локальным, сильным, энергетическим. Если же мы взаимодействовали не с самой волной, а с ее отражением, то такого рода взаимодействия мы будем в дальнейшем называть: дистанционными, нелокальными, информационными
Итак, субъект может взаимодействовать не с самими объектами, а с их отражениями, т.е. со следами, а может взаимодействовать и с самими объектами. Можно сказать, что если восприятие какого-либо субъекта/объекта, процесса сопровождается ощущениями (кинестетика), то это является признаком сильных взаимодействий.

А теперь контрольный вопрос: чем отличаются субъект/объект (процесс) и его «отражение»? Правильный ответ, причем, отнюдь не тривиальный: объект от отражения отличается количеством материи (объемом, массой), а процессы информационные (нелокальные, дистанционные) и сильные, отличаются мощностью! Подумайте, например, о чайке, и вам все станет понятно: сколько «весит» чайка, и сколько «весит» ее отражение? Какой объем у реальной чайки и какой объем у ее отражения? Получается, что отражение – это практически то же самое, что и тень – у нее нет объема, есть только площадь, если мы говорим о визуальной модальности.
Есть более сложные варианты, которые мы рассмотрим чуть позже - речь о голограммах. У голограммы какого-либо объекта есть объем, но нет массы, и очень маленькая, практически не заметная плотность, т.е. ее можно проткнуть рукой и не ощутить ее. Не надо объяснять, что произойдет, если вы столкнетесь с чайкой, и что произойдет, если вы столкнетесь с ее отражением, в частности, голограммой?

Для передачи информации требуется энергия. Догадайтесь – это вопрос или утверждение? Но гораздо проще считать, что у любого процесса есть и информационная, и энергетическая составляющая - и то и другое, это всего лишь свойства какого-либо локального  процесса.  Поясню на простом примере.. До события, о котором я сейчас расскажу, я и сам пользовался "старой" (привычной) терминологией, т.е. использовал в обиходе слова: энергия, информация, а после этого случая, практически перестал, т.к. увидел некоторые несоответствия в том, что произошло, и своими старыми представлениями, вложенными мне в память в школе и институте. В этих представлениях энергия - это некая самостоятельная субстанция, которую можно накапливать и запасать.

Итак, семинар в Бухаресте в 2018.10. Объясняю эту самую тему - "Азбука для эзотериков" и то, чем информация отличается от энергии.  Произношу тихонько по румынски: "Добрый вечер", но стоя рядом со слушателями. Они меня слышат и понимают. Затем отхожу на 10 метров и с такой же громкостью  (мощностью) произношу те же самые слова. Они меня не слышат, т.е. они видят, что у меня губы шевелятся, но что именно я произношу не слышат и не понимают. 
Подхожу к микрофону и еще раз произношу эту же самую фразу, предварительно увеличив громкость на усилителе. Разумеется они слышат, более того, если бы в нашем распоряжении были совсем мощные динамики-усилители, то они бы даже упали со своих стульев.

А теперь перескажу все то же самое, но по другому. Во всех трех случаях информационная (смысловая) составляющая была одной и той же - это слова "добрый вечер", интонации, по которым можно судить о валентности эмоций и их величине, а мощность процессов (громкость сообщения, энергетическая составляющая сообщения, мощность) была разной.

Если мы берем монохромный звук в слышимом диапазоне (20 Гц - 20 000 Гц), какой-то фиксированной частоты, например, звучание какой-то буквы, например, "о", на частоте 472 Гц.. Тогда ситуации, когда есть звук и нет звука, есть пауза, а есть - звучание, можно уподобить 0 и 1. Если дополнить эту ситуацию правилами, то можно составить простейший "язык", например, как это сделал автор азбуки Морзе. С помощью такой "азбуки" можно формировать предложения, т.е. передавать смыслы - информацию. 
Этот принцип можно использовать в разных частотных диапазонах. Классическая азбука Морзе - была придумана для передачи изменений (информации), воспринимаемой с помощью слуха, а семафорный (флажковый) способ передачи сообщений (информации) предназначен для визуального восприятия.

Наглядный пример - криптография - наука о шифровании сообщений. Например, аббревиатура HB2Y – что она означает? Даю подсказку – это связано с поздравлением к дню рождения. Это короткое зашифрованное сообщение от "happy birthday to (2) you", но на этом наш поход в эту интереснейшую область, пока, закончим.

Как вы думаете, что является управляющей командой в ролике с экскаватором? А параметром, на основании которого формируется управляющая команда? Обратите внимание на ноутбук из которого идет кабель к экскаватору. Именно по нему передаются управляющие сигналы (команды). Рядом с ноутбуком лежит небольшая коробочка, похожая на модем. Это устройство воспринимает движение рук оператора в пространстве, точнее изменение емкости пространства, и передает эти изменения (информацию) в компьютер, где она преобразуется,  и в виде управляющих сигналов передается экскаватору.


В завершение этого краткого экскурса в тему информации несколько слов о техническом аспекте информационных взаимодействий. Как вы думаете, возможно ли, с помощью технических устройств, сделать невидимое видимым, а неслышимое слышимым. В данном случае речь идет не об увеличении разрешающей способности, а о принципе.

Этого можно добиться, применяя преобразователи. Например, тепловизор позволяет увидеть тепло, т.е. инфракрасное излучение объектов, а терменвокс позволяет преобразовать движение в звук и т.д. Во всех этих случаях изменения (информация) из одного диапазона, который недоступен нашим органам чувств, переносится в другой, который мы воспринять можем.
Лев Сергеевич Термен придумал не только терменвокс, но и способ, в том числе и устройство, позволяющее дистанционно, без установки скрытых микрофонов, прослушивать разговоры в соседних помещениях. Первыми, кто взял на вооружение этот принцип были спецслужбы, а само устройство было засекречено.  Устройство включает в себя компактный лазер, луч которого направляется на окно помещения, где идут переговоры. В устройство также входит приемник способный воспринять отраженный от стекла луч (сигнал). При разговоре стекло совершает микроколебания, т.к. на них передаются колебания воздуха, но мы их не видим и не слышим, потому, что они очень слабые (маломощные). Эти микроколебания стекла, в процессе разговора, приводят к тому, что изменяется расстояние между прибором и стеклом. Устройство позволяет эти изменения (колебания) воспринимать, усиливать, преобразовывать и переносить в другой диапазон, который доступен нашему слуху.


Автор текста: к.п.н. А.Н.Чистяков.

Поделиться: