Развивая внимание, память, мышление, вы развиваете интуицию!
Проект «Go-Ra»
Изучение факторов, влияющих на качество решений, принимаемых
в условиях неопределенности.

Отрицательное свойство точных моделей

Модель (франц.modele, от лат.modulus - мера, образец) - в широком смысле - любой образ, аналог (мысленный или условный: изображение, описание, схема, чертеж, график, план, карта и т.п.) какого-либо объекта, процесса или явления (оригинала данной модели), используемый в качестве его "заместителя", "представителя".
Впервые я столкнулся с этим понятием в 1986 году. Комитет ВЛКСМ УПИ им.С.М.Кирова выписывал огромное количество самой разной прессы. В Литературной газете моё внимание привлекла статья академика Н.Л.Амосова "Реальности, идеалы, модели", посвященная этому вопросу. Собственно с этой статьи и начались мои размышления на эту тему.

Чему необходимо учить: знаниям или пониманию?

Знания - это модели, а понимание не возможно, если не установлены точные соответствия между частями модели, или связанными (смежными) моделями.

Сама жизнь не оставляет нам времени и возможностей для того, чтобы стать специалистом широкого профиля, человеком с широким кругозором. Мы не можем освоить за время жизни все специальности-профессии, приобрести все знания. Некоторые из нас являются "узкими специалистами" с ограниченным кругозором (картинкой мира). Закономерно то, что даже президенты в своей работе принимают во внимание мнение экспертов (авторитетов в той или иной области). Это закономерно, логично, естественно, но если эксперт допустит ошибку, то это чревато большими последствиями. Бывают ситуации, где лидеры не прислушиваются к мнению экспертов. В качестве примера "Тайны Сталинской экономики" или что именно сломал Н.С.Хрущев в экономике, которую построили при И.В.Сталине. Сломав экономику, запустили механизм деградации людей - их убеждений, что мы сейчас и наблюдаем в нашей стране.
Зачастую, люди  не обращают внимание на важные детали, которые очевидны для специалиста.
См. парадокс Льюиса Кэрола. К сожалению такие люди часто делают неверные умозаключения. Подчеркну еще раз: им не хватает знаний в той ли иной области, знания деталей, которые для специалиста крайне важны, но  даже узкие специалисты могут "сесть в лужу" в той области, где они ничего не понимают. Как же быть обычным людям? Ответ казалось бы очевиден, доверять настоящим специалистам (Авторитетам).
Если вычленить суть этого понятия, то в сухом остатке будем иметь слово – описание. Модель – это описание чего-либо (кого-либо). Музыкальные произведения, все без исключения, независимо от того какие характеры, персонажи, состояния, времена года и т.д. в них описаны, относятся к моделям. Стихи, поэмы и романы, новеллы и фельетоны, произведения живописцев и графиков, народные и современные танцы, балет, математические формулы, при помощи которых записаны законы физики классической и квантовой, кинофильмы документальные и художественные, фотографии, язык жестов глухонемых и т.д., - все это примеры описаний, а значит моделей.

Конечно, можно давать иную классификацию моделей, не по видам искусств, а, например, в соответствии с видами информационных каналов человека: визуальные, аудиальные, кинестетические, но сейчас интереснее другое.

Согласитесь, что всю свою жизнь мы работаем с моделями, мы занимаемся моделированием. Может быть, кто-то об этом и не подозревал, но суть от этого не меняется. Ребенок, который еще не умеет говорить, тем не менее, может описать свое состояние таким образом, что, по крайней мере, будет понятно, все ли у него в порядке, или его что-то не устраивает. Правда, иногда бывает сложно понять, что именно его не устраивает, но о коммутации моделей поговорим несколько позже. Сейчас хотелось бы в первом приближении остановиться на одном отрицательном свойстве точных моделей.

Очевидно, что точные модели обладают свойством прогнозности – они позволяют получать ответы на самые разные вопросы путем вычислений, а не опытным путем и они предсказывают будущее (позволяют "посмотреть" будущие состояния системы/объекта/субъекта/процесса). Правда, при одном условии, если условия (обстоятельства) остаются неизменными, т.е. существенным образом не меняются. Например, обладание точными моделями баллистики позволяет специалистам  получать реальные результаты при запуске и стыковке космических кораблей - это стало уже привычным явлением - к МКС регулярно летают транспортные корабли и стыкуются со станцией. 

Очевидно, что лучше осуществлять какое-то дело, опираясь на точные модели. Хирург не вырежет вместо аппендицита печень, если он обучался по правильным (точным) учебникам, анатомическим атласам и у хороших педагогов. Ему будет легче, если он будет получать в реальном времени "подсказки" от аппаратуры. В путешествие, лучше отправляться, имея точные карты. Это даст возможность не заблудиться. А ведь заблуждения чреваты лишними затратами сил, энергии, средств - одним словом - ресурсов.

Обладание точными моделями дает возможность быть минимаксным при достижении цели, позволяет прогнозировать результат, а не ставить натурные эксперименты на себе и других по всякому поводу и без повода.  

Не случайно, в русском языке слова "описать" и "описать" отличаются только ударением. В лучшем случае, если хватит мочи, мы сможем описать объект только поверхностно. Да и то, такое описание не будет учитывать динамику изменений объекта, его внутреннюю структуру, а если будет учитывать это, так окажется неучтенным что-нибудь другое. А что говорить об объектах более динамичных, чем мы. 
Представьте, что вы с помощью слов пытаетесь описать объект, у которого скорость изменений больше, нежели скорость вашего описания. Неблагодарное это занятие.         Документальный фильм, что может быть точнее? Но если событие имело длительность большую, чем фильм, значит описание уже фрагментарное. Допустим, на пленку заснято все событие от и до. Означает ли это, что мы имеем полную визуальную информацию об этом событии? Нет, конечно же, нет, т.к. огромное количество информации остается "за кадром", например, точки зрения с других ракурсов. Не попадает в "кадр" информация кинестетическая: вкус, запах, ощущения, а что говорить о чувствах и эмоциях,  мыслях?

Так чем же чревата "неполнота" (неполноценность) моделей? А тем, что ни одно из существующих на Земле описаний, включая религиозные и научные, не может дать ответы на все вопросы, т.к. модели, которые мы используем, являются узкоспециалированными.  Поясню на примере  специалистов, изучающих воду. Одни изучают пресную воду, другие морскую (имеется в иду химический состав и ее свойства).  Другие изучают течения в морях и океанах. Третьи, изучают влияние таяния льдов на уровень воды в океанах и т.д., и т.д. Предполагаю, что специалистов-универсалов не очень много, увы. Необходимо принять во внимание еще и то, что у твердой, жидкой, газообразной, плазменной форм материи разная динамика: материки двигаются медленно, а воздушные массы быстро, и мощность этих процессов может быть очень разной. Но гораздо важнее то, что многие научные дисциплины оказываются "смежниками". Выбросы вулканов  могут оказать влияние на погоду в глобальных масштабах, а если они будут мощными, то и на климат.

Возникает вопрос: а что же мешает уточнять и дальше эти модели? Дело в том, что точные модели имеют узкие области применения. Баллистика занимается вычислением траекторий при запусках и спусках космических кораблей, и очень неплохо это делает, иначе не было бы стыковок на орбите станций и пилотируемых кораблей, доставляющих туда грузы и космонавтов. Но прогнозами погоды занимается совсем другая наука – метеорология, а здесь успехи более скромные, т.к. для того чтобы давать точные прогнозы, помимо математического аппарата (моделей) необходимо загрузить в него исходные данные, которые имеют "срок годности" - они достаточно быстро устаревают. Чтобы иметь точные данные о температуре, давлении, влажности воздуха, направлении движения воздушных масс и других параметрах, потребуется покрыть всю планету огромным количеством датчиков, регистрирующих  эти параметры, но в идеале это надо делать не только на поверхности земли, но и в самых разных слоях атмосферы и океанов. Сложно себе представить датчики, которые были бы статично размещены в самых разных слоях атмосферы, т.е. как бы погода не менялась, они все время оставались бы на месте и передавали свои показания в центры обработки информации. Теоретически можно себе представить нанодатчики, умеющие летать, заряжающиеся от солнца, умеющие противостоять стихиям, умеющие сканировать пространство на предмет летательных аппаратов, птиц, насекомых и т.д., чтобы избегать с ними столкновений. Но дело осложняется еще и тем, что на изменения в атмосфере влияют и другие процессы, в частности, процессы, происходящие в мировом океане, а также на Солнце и других планетах солнечной системы. Это означает, что придется зондировать мировой океан на предмет изменения температур, направления и скорости течений. Чтобы измерить влияние вспышек на Солнце на изменение магнитного поля Земли тоже придется размещать датчики, но уже не только на поверхности земли, но и в космосе. Очевидно, что одного-двух орбитальных спутников здесь будет недостаточно, т.к. магнитные потоки, приходящие от солнца, будут идти неравномерно. Допустим, что все эти трудности преодолели, такие многофункциональные датчики создали и разместили в нужном количестве и в нужных местах - теперь они собирают необходимые данные и в реальном времени снабжают ими вычислительные центры. Все? Happy and?

Допустим, вы знаете и умеете мастерски запускать блинчики по водной глади и показываете отличные результаты, но при спокойной воде. Если на море шторм, то вам придется дождаться, как минимум, впадины (паузы) между гребнями волн, и пустить блинчик не поперек волны, а между ними...

Создать модели описывающие зависимость одного параметра от другого, например, проводимость металла в зависимости от температуры, как в сторону ее повышения, так и понижения, сложно, но возможно. 

Синоптики создали сложны модели, использую в своей работе большие электронно вычислительные машины, но существует концептуальная проблема: точные модели основаны на прошлом опыте, т.е. на событиях прошлого, а ответы они должны давать о будущем состоянии системы /процесса/субъекта/объекта. Объект управления действует в каком-то игровом поле (жидкая, твердая, газообразная среда), Эка невидаль? Так всю жизнь было, но именно сейчас от науки требуют "дальних" прогнозов, причем, точных. Но эти среды ведут себя совершенно по разному: если сравнить скорость перемещения материков, океанов, и воздушных масс, то сложнее всего окажется климатологам и метеорологам, а они должны давать прогнозы смежникам

"Теория запрещает нам прогнозировать погоду больше чем на 2 недели вперед. Сейчас практическая предсказуемость составляет 5 -6 дней, через пару лет на 7-8 дней вперед можно будет прогнозировать погоду. Но за этот предел невозможно перескочить. Более долгосрочные прогнозы редко оправдываются. Либо надо обладать сверхъестественными знаниями. Среди профессиональных синоптиков такими знаниями никто не обладает",- уточнил Роман Вильфанд. Интервью полностью.

Термодинамика позволяет предсказать, например, за какое время растает лед в ванной, заполненной водой с определенной температурой. Но представим себе, что вы обнаружили на полу в комнате лужу, и допустим, вы даже знаете, что это растаяла ледяная фигура. Но что это была за фигура: снеговик или дед Мороз, кто ее принёс, зачем (с какой целью) и т.д.? На этот и множество других вопросов вы не сможете ответить в принципе, если организаторы эксперимента  не вели  его видеозапись.  Будущее мы худо-бедно можем предсказывать, но с прошлым все гораздо сложнее. Как это не звучит фантастически, но если кто-то из ныне живущих на Земле людей знает, кто и какую ледяную фигуру принес в комнату (был непосредственным свидетелем), то вы можете попытаться узнать, что это была за фигура. Для этого придется заняться моделированием. А то, что в данной ситуации будет слишком много неопределенностей, вас не должно останавливать. Как происходят обучение людей, которые учатся моделировать и получать точную информацию в подобных ситуациях, можно посмотреть здесь: тест "Машина времени. История предмета".

Автор текста: к.п.н. А.Н.Чистяков.


Поделиться:


Главная. О проекте. История проекта. Новости. Команда. Партнёры. Творчество. Тесты GO-RA. Тесты ВИКИУМ. Часто задаваемые вопросы. Отзывы. Видео и фото: Телеграмм-канал. Хроники семинаров. Интервью. Демо-режимы: Управляемый инсайт - близнецовый режим. Информационный след. Летучая мышь. Поисковый режим. Траекторное управление. Биоинформационные дистанционные взаимодействия. Спящая красавица. "Телепатия". Занятия-упражнения: Сеанс Анси-Москва. Поединки вслепую. Дуальные загрузки. Конструирование будущего - самопрограммирование. Трансляция состояния. Синхронизация действий и мышления. Перенос точки наблюдения. Эксперт-операторные танцы. Трансляция образов. КА-50. Йога для начинающих. Ночевка в лесу. Паровозики. В поисках равновесия. Битва хоров. Проверка огнем - тестирование эмоционального интеллекта. Сплочение коллектива. Переключение внимания. Читать с закрытыми глазами. Смс-сообщение. График обучения. Доп.материалы к лекциям: Как варить суп. 11 ПИ-РЭ. Кратко. Азбука для эзотериков: След. Тень. Мера и эталон. Качества-способности-навыки-умения. Структуры-свойства. Эмерджентность. Время (длительность и одновременность). Автоволновые процессы. Восприятие-осознание-информация и энергия. Голография-интерференция. Согласованность. Что изучает математика. Где живет Вера: Связывание нейронных сетей: Собака Павлова. Цыплята Роуза. Дама с собачкой. Мальчик и петух. Голубятня. Кабачковая икра. Сучок и уголек. Сахар в крови. Влияние среды на будущее. Фиолетовый арбуз. Гипнабельность и внушаемость: Эффективность внушений. Авторитет. Человек - амфибия. Как меняется восприятие под гипнозом. Секреты эстрадного гипноза. Гипноз в криминалистике. Высокогипнабельные - Волшебный клубок. Изучение гипнабельности: Лит.обзор. Материалы и методы. Тестирование гипнабельности - Стэнфордская шкала гипнабельности. Серия 1 - Директивный гипноз. Серия 2 - Самостотельное воспроизведение в уме событий прошлого. Субъективные показатели состояний (ЯО и ИЭ). Объективные показатели состояний: Вегетативные: ЧСС и КГР. ЭЭГ: Спектральная мощность. ЭЭГ: Когерентность. ЭЭГ: Омега-комплексность. ЭЭГ. Трансформация: Радикальное изменение эмоции при переходе А -Д.. Верификация эмоций. Гипноз и программа "Феникс" - В.М.Звоников. Гипноз - Л.П.Гримак. Гипноз - А.Н.Чистяков. Гипноз - В.Г.Мессинг и О.П.Мигунова. Плацебо: "гипнабельность или результат эффективного внушения". Эмоции и чувства. Сканирование подсознания Символ удачи. Самопрограммирование. Восприятие: АЧХ слуха и зрения. Способы изменения восприятия и мышления - ИСС. Перенос точки наблюдения. Восприятие процессов. Зависимость восприятия от эмоций. А - Д | Д - А. 6-мерная Вселенная Бартини. Поля - налево, поля - направо: Спонтанный инсайт. Управляемый инсайт. Мозг человека - сверхвозможности и запреты. Биополе глазами физика. Биоинформационные дистанционные взаимодействия. Калибровка моделей. ИПВ под гипнозом. Что приснилось ЧК: Научное изучение снов. Восприятие времени во сне. Примеры снов и их расшифровка. ОС - Патриция Гарфилд. Вопросы - ответы. ОС - Карлос Кастанеда. Практические занятия по ОС. Дуальные загрузки. Что такое - Х, что такое - П: Роль капитала в 21 веке. Признаки плутократии. Чувство справедливости у обезьян и человека. Делать вовремя. Эксперимент Розенхана. Мы изменили диагноз. Все ли у нас дома: Чужая душа - Потемкин: Встреча ученых с Далай-ламой XIV. Как я была Дж.Фордом. Интервью с Бернаром Вебером. Быть Андрэ Моруа. Мистики и маги Тибета. Ч.1. Мистики и маги тТибета. Ч.2. Стихи под диктовку "Владимира Высоцкого". С.Гроф - "Капитан и боцман". Кукушка. Игра "Жизнь" (Conway). Назад в светлое будущее: Самопрограммирование. Измененные состояния сознания. Двойное связывание. Многовариантность. Кровь - средство от смерти. 11 ПИ-РЭ. Подробно: Автор: Игровое Поле. Большие правила: Участники: Убеждения-ценности-идеалы: Лавуазье - значение личного опыта. Утюг и Поход к Солнцу. Успеваемость в школе. Разговор с пограничником. Почему внушения не всегда действуют. Эффект Барнума. Случай с Альфредом Джусом Айером. Почему он так поступает? Воспитание в Бельгии. Разговор у костра. О новом человеке и педагогических системах. Анатолий Васильевич и ЧОП. Памяти Чубайса. Желания-потребности-намерения: Действия физические: Внешние ресурсы: Отрицательные деньги. Золото и золотой стандарт. Секреты Сталинской экономики. Как устроены мировые финансы. Блеф западного благополучия. Русская модель для сборки. Внутренние ресурсы: Знания. Что изучает математика. Отрицательное свойство точных моделей. Пример поверхностного суждения. Знаки и символы. Навыки и умения. Когнитивные способности. Внимание. Память. Мышление. Причинно-следственные связи. Логический трюк Льюиса Кэролла. Понятийное мышление - Парадокс Пиаже. Базовые операции мышления. Понятийное мышление - Л.С.Выготский. Ошибки интерпретаций. Корпускулярно-волновой дуализм. Ошибки мышления у космонавтов. Жадность или глупость. "Накаркал" (считываем или воздействуем). Как меняют мышление занятия музыкой. Упражнения от мистиков и магов Тибета. Развитие воображения. Синестезия - звучащие краски. Гении и таланты. Особенности мышления у шахматистов. Быстрее калькулятора. Моделирование - Действия модельные. Волшебный клубок. Результат-Душевное состояние: Как стать Белой Королевой: Литература. Рекомендованные фильмы.
Главная. О проекте. История проекта. Новости. Команда. Партнёры. Творчество. Тесты GO-RA. Тесты ВИКИУМ. Часто задаваемые вопросы. Отзывы. Видео и фото: Телеграмм-канал. Хроники семинаров. Интервью. Демо-режимы: Управляемый инсайт - близнецовый режим. Информационный след. Летучая мышь. Поисковый режим. Траекторное управление. Биоинформационные дистанционные взаимодействия. Спящая красавица. "Телепатия". Занятия-упражнения: Сеанс Анси-Москва. Поединки вслепую. Дуальные загрузки. Конструирование будущего - самопрограммирование. Трансляция состояния. Синхронизация действий и мышления. Перенос точки наблюдения. Эксперт-операторные танцы. Трансляция образов. КА-50. Йога для начинающих. Ночевка в лесу. Паровозики. В поисках равновесия. Битва хоров. Проверка огнем - тестирование эмоционального интеллекта. Сплочение коллектива. Переключение внимания. Читать с закрытыми глазами. Смс-сообщение. График обучения. Доп.материалы к лекциям: Как варить суп. 11 ПИ-РЭ. Кратко. Азбука для эзотериков: След. Тень. Мера и эталон. Качества-способности-навыки-умения. Структуры-свойства. Эмерджентность. Время (длительность и одновременность). Автоволновые процессы. Восприятие-осознание-информация и энергия. Голография-интерференция. Согласованность. Что изучает математика. Где живет Вера: Связывание нейронных сетей: Собака Павлова. Цыплята Роуза. Дама с собачкой. Мальчик и петух. Голубятня. Кабачковая икра. Сучок и уголек. Сахар в крови. Влияние среды на будущее. Фиолетовый арбуз. Гипнабельность и внушаемость: Эффективность внушений. Авторитет. Человек - амфибия. Как меняется восприятие под гипнозом. Секреты эстрадного гипноза. Гипноз в криминалистике. Высокогипнабельные - Волшебный клубок. Изучение гипнабельности: Лит.обзор. Материалы и методы. Тестирование гипнабельности - Стэнфордская шкала гипнабельности. Серия 1 - Директивный гипноз. Серия 2 - Самостотельное воспроизведение в уме событий прошлого. Субъективные показатели состояний (ЯО и ИЭ). Объективные показатели состояний: Вегетативные: ЧСС и КГР. ЭЭГ: Спектральная мощность. ЭЭГ: Когерентность. ЭЭГ: Омега-комплексность. ЭЭГ. Трансформация: Радикальное изменение эмоции при переходе А -Д.. Верификация эмоций. Гипноз и программа "Феникс" - В.М.Звоников. Гипноз - Л.П.Гримак. Гипноз - А.Н.Чистяков. Гипноз - В.Г.Мессинг и О.П.Мигунова. Плацебо: "гипнабельность или результат эффективного внушения". Эмоции и чувства. Сканирование подсознания Символ удачи. Самопрограммирование. Восприятие: АЧХ слуха и зрения. Способы изменения восприятия и мышления - ИСС. Перенос точки наблюдения. Восприятие процессов. Зависимость восприятия от эмоций. А - Д | Д - А. 6-мерная Вселенная Бартини. Поля - налево, поля - направо: Спонтанный инсайт. Управляемый инсайт. Мозг человека - сверхвозможности и запреты. Биополе глазами физика. Биоинформационные дистанционные взаимодействия. Калибровка моделей. ИПВ под гипнозом. Что приснилось ЧК: Научное изучение снов. Восприятие времени во сне. Примеры снов и их расшифровка. ОС - Патриция Гарфилд. Вопросы - ответы. ОС - Карлос Кастанеда. Практические занятия по ОС. Дуальные загрузки. Что такое - Х, что такое - П: Роль капитала в 21 веке. Признаки плутократии. Чувство справедливости у обезьян и человека. Делать вовремя. Эксперимент Розенхана. Мы изменили диагноз. Все ли у нас дома: Чужая душа - Потемкин: Встреча ученых с Далай-ламой XIV. Как я была Дж.Фордом. Интервью с Бернаром Вебером. Быть Андрэ Моруа. Мистики и маги Тибета. Ч.1. Мистики и маги тТибета. Ч.2. Стихи под диктовку "Владимира Высоцкого". С.Гроф - "Капитан и боцман". Кукушка. Игра "Жизнь" (Conway). Назад в светлое будущее: Самопрограммирование. Измененные состояния сознания. Двойное связывание. Многовариантность. Кровь - средство от смерти. 11 ПИ-РЭ. Подробно: Автор: Игровое Поле. Большие правила: Участники: Убеждения-ценности-идеалы: Лавуазье - значение личного опыта. Утюг и Поход к Солнцу. Успеваемость в школе. Разговор с пограничником. Почему внушения не всегда действуют. Эффект Барнума. Случай с Альфредом Джусом Айером. Почему он так поступает? Воспитание в Бельгии. Разговор у костра. О новом человеке и педагогических системах. Анатолий Васильевич и ЧОП. Памяти Чубайса. Желания-потребности-намерения: Действия физические: Внешние ресурсы: Отрицательные деньги. Золото и золотой стандарт. Секреты Сталинской экономики. Как устроены мировые финансы. Блеф западного благополучия. Русская модель для сборки. Внутренние ресурсы: Знания. Что изучает математика. Отрицательное свойство точных моделей. Пример поверхностного суждения. Знаки и символы. Навыки и умения. Когнитивные способности. Внимание. Память. Мышление. Причинно-следственные связи. Логический трюк Льюиса Кэролла. Понятийное мышление - Парадокс Пиаже. Базовые операции мышления. Понятийное мышление - Л.С.Выготский. Ошибки интерпретаций. Корпускулярно-волновой дуализм. Ошибки мышления у космонавтов. Жадность или глупость. "Накаркал" (считываем или воздействуем). Как меняют мышление занятия музыкой. Упражнения от мистиков и магов Тибета. Развитие воображения. Синестезия - звучащие краски. Гении и таланты. Особенности мышления у шахматистов. Быстрее калькулятора. Моделирование - Действия модельные. Волшебный клубок. Результат-Душевное состояние: Как стать Белой Королевой: Литература. Рекомендованные фильмы.