Эту историю я прочитал в автобиографии Вольфа Григорьевича Мессинга. Разумеется, в варианте, который я прочитал, не было таких деталей. Можно говорить, что это отдельная самостоятельная история по мотивам той, что послужила первоисточником для ее изложения. Более того, на сайте есть видеофрагмент лекции, где именно эта часть лекции перезаписывалась несколько раз – до тех пор, пока, «актеры» не показали на практике понимания основополагающих принципов того, как работает память, происходит "связывание": стимулы, предъявляемые одновременно,связываются между собой, если субъект испытывает в этот момент большие эмоции. Как при этом меняются убеждения, и, как следствие, поведение, пойдет речь в этом материале.
Итак. За помощью к Мессингу обратились представители известной в Польше семьи. У них была проблема, с которой они не могли справиться, хотя обращались за помощью к самым известным психиатрам Польши и Европы. Проблема заключалась в следующем: глава семейства заявлял, что у него в голове поселились голуби, и они мешали ему спать, т.к. выводили птенцов, кормили их, ворковали, хлопали крыльями и т.д.
Их не волновало то, что Мессинг не был психиатром. Они уже обращались за помощью к большому количеству психиатров, толку от этого не было. Вся надежда была на необычные способности Мессинга, на то, что он найдет ключик к решению этой пикантной проблемы. В случае успеха обещали хорошее вознаграждение.
Мессинг подумал, и согласился, но выдвинул ряд условий. Первое: его должны были представить как лучшего специалиста в мире по решению подобных проблем. Второе: родственники не должны были удивляться тому, что он будет делать. Третье: они должны были поддерживать все его начинания.
В назначенное время он появился в имении графа P. На первую встречу он взял с собой вместительный саквояж и подзорную трубу. Когда его представили как лучшего в мире специалиста, он предложил графу сразу же, не теряя времени, приступить к осмотру. Он не стал задавать лишних вопросов про то, болел ли кто-то раньше в их семье шизофренией, какие ставили диагнозы другие специалисты и т.д. Вместо этого он попросил графа усесться на диванчик в комнате, где им никто не будет мешать, и где, будет происходить дальнейшее лечение, и приступил к установке треноги с подзорной трубой. После этого навел подзорную трубу на голову графа.
На вопрос пациента о том, что он делает, он все подробно рассказал и показал. Он объяснил, что с такими случаями, когда голуби поселяются в головах пациентов, он уже неоднократно сталкивался, а подзорная труба помогает ему в изучении голубей, их породы, поведения, определения того, сколько их. Он даже продемонстрировал графу возможности подзорной трубы, повернув ее к окну, и наведя ее на соседнюю крышу, что позволило разглядеть голубей получше. Но Мессинг не унимался. Он рассказывал про породы голубей, например про турманов, про то, как они кувыркаются в воздухе, приближаясь к земле. Подумать даже страшно, что они могут устроить в голове, если там находятся голуби именно этой породы. А еще есть: дутыши, хохлачи, павлины, почтовые и т.д. Количество птенцов тоже у различных пород разное.
Он попросил, чтобы граф закрыл глаза Более того, он все время находился за спиной графа, т.к. не хотел, чтобы его секретный метод, реально помогающий людям с похожими проблемами, стал еще кому-либо известен. Он задавал уточняющие вопросы, например, как голуби могли проникнуть в голову, через какие отверстия: рот, уши, глаза? Когда это могло произойти? Может быть, когда вы спали? Может быть, они проникли в голову, когда они еще были птенцами, т.е. были маленькими? А сейчас они выросли и не дают спать, т.к. крыльями машут, воркуют, уже сами выводят птенцов и т.д.
На счастье, это оказались не павлины, и не турманы, а редкая порода, которая к тому же крайне осторожная, но и пугливая. И это давало надежду на благоприятный исход.
Пару сеансов они потратили на сбор информации. Вольф Мессинг во время этих сеансов преследовал несколько своих целей. Ему нужно было, чтобы граф привык не только к нему. Было принципиально важно, чтобы он сидел с закрытыми глазами лицом к окну. Сидел неподвижно, молча, отвечал на вопросы, и задавал свои только тогда, когда Мессинг давал на это разрешение. Каждый раз Мессинг приносил с собой на сеансы большой саквояж, и, разумеется, подзорную трубу, и атлас с породами голубей.
Чтобы излишне не волновать графа Мессинг не назначил заранее дату сеанса излечения, но это не означает, что он к нему не готовился. Когда уже было понятно, представители, какой породы голубей хитростью проникли в голову к ничего не подозревавшему графу, и сколько их там, он нашел «подрядчиков», которым поручил купить на рынке в ближайшем городе, точное количество голубей определенной породы и раскраски.
В назначенное время они должны были скрытно прибыть в сад и спрятаться в кустах под окнами кабинета, где Мессинг проводил свои сеансы с графом. По условленному сигналу они должны были выпустить сразу всех голубей. После выполнения задания помощники должны были получить вознаграждение. Разумеется, они пообещали, что о своем участии в этом деле никому рассказывать не будут.
Наступил час Х. Мессинг прибыл на сеанс как обычно, в точно назначенное время. При нем как всегда был саквояж и подзорная труба, но в саквояже в этот раз было 2 голубя, а в кармане сюртука лежал заряженный револьвер.
Как должен был действовать Мессинг во время сеанса, чтобы исцеление прошло успешно, быстро, а главное, эффективно. Какие принципы он должен был выполнять во время сеанса? Это можно посмотреть на видео, где была заснята «реконструкция» этого сеанса.
Оказалось достаточно одного сеанса, который длился всего несколько секунд, чтобы душевнобольной граф «избавился от голубей» на 5 лет. Все эти 5 лет он спал спокойно и не докучал родственникам глупыми просьбами.
Через 5 лет камергер этой семьи рассказал графу, конечно же, из лучших побуждений, как все было на самом деле. Он привел людей, которые помогали Мессингу, и, они чистосердечно признались в содеянном: как помогали ему, купив голубей в соответствии со списком и инструкциями, затем пришли в сад и спрятались там, таким образом, чтобы граф не смог случайно их увидеть, затем выпустили голубей по условленному сигналу, которым был выстрел из револьвера.
После этого голуби «вернулись обратно в голубятню» и никуда уже не улетали до конца жизни графа. Думается, что даже Мессингу было бы не под силу попробовать провернуть с данным пациентом новую «лечебную историю», т.е. придумать вариант будущего сеанса, который для начала вернул бы доверие графа к Мессингу, а затем еще раз сделать «перепрошивку» мозга (памяти, подсознания). Контрольный вопрос: как относился граф к своему слуге – камергеру? Доверял ли он ему? Судя по тому, как он отнесся к его словам, доверял. Откуда взялось это доверие? Видимо он заслужил это доверие предыдущими поступками, которых мы не знаем, но они были.
Понимал ли камергер, к каким последствиям приведут его действия? Вряд-ли. В этом он был похож на инструктора из предыдущей истории. Мотивы, скорее всего, были положительными – говорить правду и только правду, как он это и делал раньше на протяжении всей своей карьеры в данной семье. Можно объяснить это и по-другому: у него не было знаний по психологии, поэтому он даже и не задумывался о последствиях.
Могу сказать какие принципы должен был выполнять Мессинг после того, как он установил с графом доверительные отношения:
- внезапность (включает большие эмоции, что приводит к записи впечатлений сразу в долговременную память, минуя кратковременную); - переход от ассоциации к диссоциации (уменьшает эмоции: положительные и отрицательные); - полимодальность (на больших эмоциях происходит связывание стимулов разной модальности); - эмоция – реакция на сравнение поступающей информации со следами, которые хранятся в памяти.
Перед просмотром видео с реконструкцией этой истории, участники семинара прослушали лекцию об этих самых принципах, но прослушать, это еще не означает понять. Попробуйте сначала сами поставить себя на место Мессинга, а затем сконструировать такой сеанс. Затем посмотрите видео. Может быть, оно поможет вам лучше понять, чем определяется поведение людей.
Конечно, возможно кто-то скажет, что все это фантазии. Возможно, что и не было никогда такого сеанса, и с Фрейдом Вольф Мессинг никогда не встречался. Да, и практика показывает, что психиатры лечат душевнобольных с помощью таблеток. В более современных методах очищают кровь с помощью специальной аппаратуры, и приводят нейропептидный состав крови в норму. Так выводят из глубоких запоев, так поступают с душевнобольными, но душу таким образом вылечить нельзя, т.к. психотравмы таблетками не лечатся.
Подведем итоги. Мы не знаем, как именно "голуби оказались в голове у графа", но зато эта история помогает нам понять важные принципы в функционировании мозга.