Развивая внимание, память, мышление, вы развиваете интуицию!
Проект «Go-Ra»
Изучение факторов, влияющих на качество решений, принимаемых
в условиях неопределенности.

Внушение и Осознание. Утюг.

Итак. Мне года три, может быть чуть больше, но точно меньше пяти, т.к. себя в пятилетнем возрасте я уже помнил очень хорошо, и, понимания, а именно о детском понимании пойдет здесь речь, было чуть больше.
Мама гладила белье. Я впервые наблюдал(воспринимал) такой впечатляющий процесс. Белье, принесенное с мороза, неповторимо пахло, а когда мама прикасалась к нему утюгом, то шел пар. Раньше я такого зрелища не наблюдал. Это было очень впечатляюще. И непроизвольно моя рука сама потянулась к утюгу. Мама вовремя перехватила мою руку. "Андрей, нельзя, обожжешься", - строго сказал  она. Я был смышленым мальчуганом и сразу понял, что мое намерение не понравилось маме, поэтому я сделал вид (всем своим поведением я показывал), что утюг меня больше не интересует. Я сел на самый краешек дивана, чтобы можно было быстрее реализовать задуманное. Я предположил, что рано или поздно мама отойдет от утюга. Это предположение родилось не на пустом месте, т.к. я уже видел, что утюг не надолго остается без присмотра, т.к. мама относит выглаженное белье в стопку, которая находится в паре метров от утюга.
План у меня был стопроцентный (беспроигрышный), впрочем тогда я еще понятия не имел ни о числах, ни о процентах, впрочем, и о неожиданностях, которые подстерегают нас в жизни, тоже. Оставалось только ждать, что я и делал. Дальше почти все было именно так, как я и предполагал. Мама отошла, чтобы положить белье в стопку, а я успел за это время спрыгнуть с дивана, добежать до утюга и всей пятерней приложиться к нему. Мгновенно  страшная боль пронзила все мое тело, а на пальцах и ладони появились волдыри. Раньше я таких сильных впечатлений (следов) не получал.
"Видимо мама бралась за утюг как-то по другому, ведь она же не кричала, когда гладила белье", - успел подумать я, прежде чем мама тоже закричала. Потом, мама чем-то мазала мои волдыри, бинтовала ладонь, а когда было сделано все необходимое, я помню, как она рассказывала отцу, пропустившему этот замечательный спектакль: "Я же говорила ему, не трогай, обожжешься! И он же послушался, сел на диван в сторонке. Я думала, что он все понял, что ситуация под контролем, я же всего на мгновение от утюга отошла.

Давайте разберем данную ситуацию с использованием терминов (понятий): внимание, интерес, восприятие, понимание, внушение, поведение, результат, след, жизненный опыт.
Конечно же, и я, и мама, воспринимали происходящее (процесс глажки белья), т.е. видели, слышали, а ощущали по разному. Эмоции и интерес к происходящему был различным у участников процесса. Для мамы - это была домашняя работа (рутина), а у меня этот процесс вызвал небывалый интерес, т.к. раньше я ничего подобного не видел и не слышал. Имею в виду процесс парообразования и шипения (образы и звуки).
Что же я понял из предупреждения мамы: "не трогай утюг, обожжешься"? Я понял, что она не хочет, чтобы я трогал утюг! Я понял это из интонаций, с которыми было произнесено предупреждение (внушение) . Причины такого предупреждения, что такое ожог - я понять не мог, т.к. в моей жизни еще не было событий, связанных с ожогами. Разумеется, я не обращал внимания на важные детали (нюансы) этого процесса: как именно мама держит утюг.
Как вы думаете, внушение, которое мне сделала мама, увидев мой интерес к утюгу, оказало влияние на мое желание потрогать его, прикоснуться к нему, уменьшило ли оно мой интерес к утюгу? Для мамы все очевидно, конечно, т.к. я изменил свое поведение, я сел на диван, т.е. вроде бы отказался от своего намерения. К сожалению, мама не знала каким образом можно понять истинные намерения (желания и мысли) другого человека.
Как только появилась возможность, я реализовал свое желание, свой интерес, и получил свою персональную порцию жизненного опыта (впечатлений), связанного с ощущениями. Большие эмоции, которыми сопровождался процесс получения опыта, свидетельствуют о том, что результат и ожидания сильно отличались друг от друга, что ощущения были очень болезненными и достаточно большими. Можно сказать, что у меня после этого события изменилась картинка мира (убеждения), разумеется не вся, а только ее маленькая часть, связанная с понятиями "ожог", "больно", волдырь (пузырь). Вот теперь, когда я получил реальный жизненный опыт, я бы совсем по другому отнесся к словам матери: "Не трогай, обожжешься". Тему эффективности внушений, сделанных человеку, находящемуся в состоянии гипнотического транса, но не имеющего определенного жизненного опыта, мы рассмотрим в другой рубрике.

Побег к солнцу. Кого мы считаем авторитетом?

Мне 5 лет. Середина сентября. У меня появился младший брат. В этот день отец должен был забрать маму из роддома. Я услышал, что после того как он ее заберет, они поедут к маминому брату, который жил с семьей за городом в частном доме. Баня - это был важный аргумент, а у нас горячей воды не было по определению. Между нашими домами расстояние примерно 3-4 км. Раньше мы с мамой уже ходили туда пешком.
Решение я принял быстро. В мотоцикл с коляской мы все влезем, но сзади мне ехать не разрешат, а перспектива, трястись в коляске с мамой и младшим братом, меня не радовала, поэтому я решил, что пойду пешком. А что? Дорогу я помнил, как выглядит дом и название улицы, тоже. Какие проблемы?
По дороге незнакомые взрослые несколько раз спрашивали меня: "Мальчик, а ты не заблудится? А почему ты один? А куда ты идешь? Может тебя домой отвести"? Когда я отвечал: "Что дома никого нет, что папа привезет маму к ее брату, потому что там баня, а я как раз именно туда иду, что дорогу я хорошо помню, т.к. ходил туда с мамой (один раз), вот только через железнодорожный мост мне помогите перейти, а дальше я сам". В общем до цели я благополучно добрался и поздоровавшись с тетей Любой, отправился гонять мяч во вдоре со своими двоюродными братьями: Сергеем (мой ровесник) и Толиком (он уже учился во втором классе).
Когда забрав мать, отец заехал домой, чтобы забрать меня, возможно, он был удивлен моему отсутствию, т.к. ни его, ни соседей по коммуналке я в свои планы не посвятил. Об этом он и сказал тете Любе, когда они приехали: "У нас Андрей пропал, сейчас поеду обратно домой, искать его буду". Тетя Люба ему ответила: Не надо ни кого искать, т.к. он уже почти полчаса у нас, он с мальчишками моими футбол гоняет. Я даже внимания не обратила на то, что он один пришел". Конечно, меня тут же вызвали на ковер и допросили с пристрастием. Подробно ответил на все вопросы, обосновал свое решение идти пешком к тете Любе, и у меня снова появилось свободное время. Кстати, и отец, и мать долго не могли поверить, что я запомнил дорогу с одного раза, с того раза, когда мы с мамой ходили к тете Любе.
Итак, вышел во двор к братьям, и тут у меня появилась очередная идея. Дело в том, что уже наступал вечер, солнце клонилось к закату и скоро должно было скрыться за линией горизонта. Раньше я таких закатов не видел. Солнце было ОГРОМНЫМ и КРАСНЫМ. Это зрелище увлекло меня так же, как в свое время ситуация с утюгом. Много позже я понял, что если людей что-то увлекает (вызывает интерес), то они стараются к этому приблизиться (ассоциироваться), чтобы можно было потрогать, прикоснуться к объекту, вызвавшему интерес, а если им страшно (или больно), то стараются убежать (увеличить дистанцию между собой и объектом). Я спросил братьев: "Пойдете со мной к Солнцу"? Старший брат, Анатолий ответил: "Солнце далеко, нам об этом в школе рассказывали". На мой взгляд это его утверждение (суждение) было полной ерундой. Как же оно может быть далеко, когда вот оно, совсем рядом. Стоит только руку протянуть и ты дотянешься до него  Конечно, я несколько преувеличивал относительно руки. Ежику понятно, что придется бежать за овраг, который был на пути, чтобы приблизиться к Солнцу. Явно видно, что  оно находится дальше чем овраг и ближайшая к нам пятиэтажка. Видимо я говорил так убежденно, что мы все, включая старшего брата, побежали к Солнцу. Сначала мы преодолели овраг, потом соседнюю пятиэтажку, затем еще одну а оно и не думало приближаться. Каждый раз Толик повторял: "Солнце далеко, до него миллионы километров, это нам в школе говорили, я дальше не пойду. и т.д.". Не эти слова стали для меня весомым аргументом, повлиявшим на мое решение - вернуться домой. Просто вскоре солнце  совсем скрылось из виду, стало темнеть и я совсем по другому воспринял уже другие слова Анатолия: "Пора возвращаться, а то нас родители потеряют и нас начнут искать". Этот аргумент я понял быстро, т.к. сегодня уже попадал в подобную историю. А вот для того, чтобы встроить в свою картинку мира этот казус с Солнцем, понадобилось гораздо больше времени, но меня это не напрягало, т.к. каждый день подбрасывал новые интересные события, которые отвлекали меня от вопроса о восприятии и понимании. И чем одни события отличаются от других, какой след они оставляют в памяти, от чего зависит "глубина следа", и как эти следы складываются в "картинку мира" (убеждения), как встраивать в картинку мира факты, которые ей противоречат, и каким образом наши убеждения влияют на наше поведение. На эти и многие другие вопросы я ответил себе позже.

Больше материалов о гипнозе, гипнабельности и том, как делать внушения. Подробнее.
 

Поделиться: