08.09.-13.09.25, Изумруд А.Непритворенный
03.07.-18.07.25, Чусовая А.Чистяков
03.01.-09.01.26. Изумруд
"Внушаемость". Авторитет. Лидер - ведомый.
Сама жизнь не оставляет нам времени и возможностей для того, чтобы стать специалистом широкого профиля, человеком с широким кругозором. Мы не можем освоить за время жизни все специальности-профессии, приобрести все знания. Многие из нас являются "узкими специалистами" с ограниченным кругозором (картинкой мира). Примеров, когда люди, добившиеся общепризнанных успехов в том или ином виде деятельности (актеры, музыканты, спортсмены и т.д.), делают неверные умозаключения, очень много. Почему же так происходит? Возможно: им не хватает знаний в той ли иной области, знания деталей, которые для специалиста крайне важны, но даже узкие специалисты могут "сесть в лужу" в той области, где они ничего не понимают, либо, просто не стакивались с подобными случаями (см. "Лавуазье. Значение личного опыта"). Что уж говорить об обывателях, которые ориентируются в оценке информации на мнение авторитетов (см. "Ошибки интерпретаций").
Закономерно то, что даже президенты в своей работе принимают во внимание мнение экспертов (авторитетов в той или иной области). Это закономерно, логично, естественно, но если эксперт допустит ошибку или не учтет какую-то важную информацию, то это чревато большими последствиями. См. парадокс Льюиса Кэрола.
Яркий пример, среди "авторитетов", дающих оценки Н.П.Бехтеровой, есть такие, кто даже не читал эту ее статью (см. "Управляемый инсайт", но еще более существенным фактором является значение личного опыта человека, выступающего экспертом. На наш взгляд в данной статье Н.П.Бехтеревой отражены не фантазии, а реальные факты - опыт взаимодействия с неизведанным, умолчать о котором она не имела права. Похожие эффекты в работе мозга наблюдались во время проведения исследований по управляемому инсайту, проводимых в 1996 году в лаборатории клинической нейрофизиологии ГНЦ им. В.П.Сербского под руководством д.б.н. А.В.Киренской.
Эффективность внушений и фактор эмоций.
Некоторые люди считают, что если они объяснили другим людям что-то, то слушатели их непременно поймут. В огромном количестве случаев эта информация не оставит в памяти (в сознании и подсознании) глубокого следа. (см. "Связывание нейронных сетей"), т.к. оно происходит на больших эмоциях - это и есть главный фактор, определяющий эффективность внушения. Рефлекс у "собаки Павлова" возникнет в том случае, если она голодная, а если была сытая, то образование рефлекса (связывание стимулов разной модальности) не происходило. Подробнее. Люди, которые поняли этот нюанс используют его в жизни автоматически, это определяет эффективность их внушений (см. "Примеры эффективных внушений").Интерес к воспринимаемому, т.е. происходящему "здесь и сейчас", - это важнейший фактор определяющий тренировку внимания. Если человек по жизни занимался интересными делами, то это означает, что он автоматически развивал у себя эту когнитивную функцию.
Может быть вы думаете, что внушения делают только гипнотизеры? Учителя и родители тоже делают внушения, причем из благих побуждений, но это зачастую не срабатывает. Почему? Может быть потому, что они не знают как работает мозг (как управлять вниманием), и не знакомы с особенностями запоминания информации и ролью эмоций в этом процессе?
Доверие - основа для манипуляций, т.к. человек, на которого направлено воздействие, осуществляемое через различные информационные каналы, не обращает внимания на важные аспекты взаимодействия. А еще,человек, который занимается манипулированием должен вызывать авторитет: внешний вид, манера поведения, уверенный голос, наличие научных регалий, ученой степени, выступление на радио и ТВ, положение в обществе и т.д., все эти факторы оказывают влияние на результативность внушения.
В приведенных ниже видео показаны несколько примеров манипулирования ребенком, которому мама много раз говорила: нельзя доверять незнакомым людям. Ребенок тут же забывает о том, что ему говорила мама, как только в поле зрения попадает прелестная собачка, а незнакомый дядя спрашивает у ребёнка: "Хочешь маленького щеночка, похожего на эту собачку? Тогда пойдем со мной". И на глазах у изумленной мамаши, вручив поводок ребенку, берет его за руку и уводит с детской площадки.
Вы думаете только несмышленые дети поддаются манипулированию? О желании легко и быстро "заработать" денег, говорит тот факт, что количество обманутых мошенниками людей, не уменьшается.
Огромную роль в формировании общественного мнения играют популярные личности (блогеры, спортсмены, актеры, режиссеры, писатели, политики), а также СМИ, и продукция, которую они распространяют (фильмы, новости, шоу, электронные игры и т.д.).
Для того, чтобы манипулировать человеком надо знать и понимать не так уж и много:
- его самые большие желания и потребности, в частности, получать желаемое с минимальными затратами ("Большие законы Игры" (жизни), в частности, "принцип минимакса";
- знание о нейрофизиологических и нейропсихологических основах манипуляций (см. "Связывание нейронных сетей".
ЛИДЕР и ВЕДОМЫЙ. ВЗРОСЛЫЕ и ДЕТИ.
Сначала нормальные дети, как и животные, подражают взрослым,т.е. копируют действия физические (См."Природа импринтинг"), но в процессе жизни происходит освоение различных навыков-(автоматизмы), умений, способностей. Очевидно, что при этом круг общения ребенка меняется. Может меняться его структура и иерархия.
Поделиться: