Причинно-следственные связи в сильных и слабых взаимодействиях. Визуальные и аудиальные симуляции. Можно ли обсчитывать Вселенную?
Люди, которые занимались борьбой с крысами, обнаружили, что сильные яды не помогают. Даже в том случае, если яд не имел запаха и вкуса, крысы, которые в данный момент не ели продукт с добавленным ядом, т.е. только наблюдали за тем, что произошло с сородичами, употреблявшими его в пищу, прекращали его употребление. Они меняли свое поведение, можно сказать привычку, т.к. понимали, что является причиной смерти их сородичей, и прекращали употреблять такой продукт. Люди, изменили тактику. Они перестали использовать сильнодействующие яды без вкуса и запаха, наоборот, стали применять привлекательные запахи и вкусы, но с отложенным (накопительным эффектом). Крысы, употребившие отраву, не погибали сразу, но эффект накапливался и через некоторое время всё заканчивалось так, как и должно было закончиться. В случае, когда воздействие было растянутым во времени, крысы не могли определить причину. Сказанное в полной мере относится и к людям.
Некоторые люди не умеют излагать факты, т.е. точно описывать предметы/процессы, не помнят источник информации. На эту тему есть притча про Ходжу Насреддина. Однажды жители города вызвали его на спор. Ходжа должен был в течение дня говорить только правду, а жители пытались уличить его во лжи. Что только они не делали. Наконец придумали: покрасим ослика с одной стороны в зеленый цвет. Когда Ходжа скажет, увидев этого осла, что человек ведет зеленого осла, мы ему покажем другой бок ослика, который был не покрашен, и выиграем спор. Так и сделали. Ходжа увидев ослика сказал: вижу ослика, одна сторона которого, зеленая. Молодец!
Согласитесь, что если наблюдать все время настоящий момент локального процесса (здесь и сейчас), то вроде бы все понятно, но к чему это приведет, какое будущее у этого процесса (будущие состояния этого процесса), предсказать обычному наблюдателю не под силу. Он должен последовательно пройти всю цепочку событий вслед за видеокамерой, тогда будет понятен финал, конечно, если не прилетит "Черный лебедь" (Нассим Талеб). Что еще печальнее, так это тот факт, что никакие суперкомпьютеры не в состоянии понять причины, а по сути, другие события, которые были причиной случившегося.
В документальном кино существует аксиома (Дзига Вертов, 1929-1954): визуальный и аудиальный ряд (текст) не должны совпадать. Если бы они совпадали, то это было бы скучно. Например, видишь: едут три танка, бортовые номера, на обочинах снег. Голос должен был бы сказать: три танка с такими-то бортовыми номерами, на обочинах снег и т.д. Поэтому нам часто показывают эпизоды кинохроники, относящиеся к описываемой теме, которые идут фоном, а голос объясняет смысл (идею). Надо понимать, что есть исходники, где записано именно то, что происходило, включая и аудиалку (звуки) и видеоряд, а есть смонтированные на основе кинохроник разных лет, фильмы, которые будут отражать идеи автора, его картинку мира (убеждения). Ровно то же самое можно сказать и про все художественные фильмы, даже про те, которые сняты по историческим событиям. Что уж тогда говорить о фантастике?
Основной фактор, влияющий на способность видеть причинно-следственные связи.
В случае сильных взаимодействий, происходящих на наших глазах, либо, когда велось наблюдение за взаимодействием, – все просто: мы видим и причину, и следствие. Сложнее, когда мы не видели сам процесс взаимодействия, а наблюдаем только результат, т.е. следы (см. "Восприятие процессов"). Например, кто-то выступил ЗАКАЗЧИКОМ каких-то действий, а мы потом будем наблюдать только за действиями исполнителя и за тем, что произошло с жертвой. Заказчик останется за кадром. Но ситуация будет еще сложнее, если мы начнем принимать во внимание фактор информационно-полевых взаимодействий, осуществляемых дистанционно (см. "Модельное воздействие"), т.к. указать причину изменений, происходящих с кем-либо, крайне сложно, если только не велась видеозапись происходящего. В то же время технические системы успешно решают эту задачу для борьбы с другими техническими системами, но это взаимодействие происходит в реальном времени. Достаточно вспомнить о системах раннего обнаружения пусков баллистических ракет. Но там много уже известно заранее, начиная с местоположения целей, их габаритно-весовых характеристик и других параметров.
Первое, что надо понимать: просчитать (смоделировать) все компоненты формулы"11 ПИ- РЭ" невозможно даже с помощью квантовых суперкомпьютеров, т.к. компьютер будет только обрабатывать информацию, поступающую в него от сенсорных систем. Он должен иметь и соответствующие алгоритмы обработки поступающей информации. Алгоритмы обработки должны опираться на "Большие правила"(принципы функционирования Вселенной), которые на данном этапе нашего развития невозможно выразить математическими методами, поэтому остановимся для начала на сенсорных системах. Напоминаю, что у человека 6 сенсорных систем и одна субсенсорная.
Существует огромное количество разновидностей датчиков. Одни измеряют температуру, другие - давление, третьи - влажность, четвертые - магнитное поле и т.д., и т.д. Мне попадались бредовые научные идеи о том, что с помощью нанодатчиков можно будет наблюдать за работой мозга человека в реальном времени, т.е. за его мыслительной деятельностью, приставив их к каждому нейрону. Во-первых, следует помнить, что не существует многофункциональных датчиков, которые измеряли бы все. Но даже если бы они были, и имели бы размеры нано, т.е. как минимум 10 в минус девятой степени сантиметра, при этом были бы самодвижущимися, могли бы принимать и передавать информацию, то давайте не забывать, что в мозге нейронов более 80 миллиардов. Если его нашпиговать таким количеством нанодатчиков, то это будет уже не мозг человека, а что-то другое. Нашпиговать Вселенную нанодатчиками гораздо сложнее нежели мозг человека - ресурсов планеты Земля для этого не хватит. :)
Есть замечательные симуляции нашей Вселенной, где показано, как зарождалась наша Вселенная, как она изменялась. Красиво. Это кино можно крутить на большой скорости и просмотреть «14 -15 миллиардов лет жизни Вселенной» за 1,2, 5 и т.д,.минут. Но самое важное отличие этой симуляции от реальности в том, что давление и температура в такой модели отличаются от того, что происходило со Вселенной на самом деле, т.е. симуляций можно сделать огромное количество и самых разных, но на реальную жизнь они будут похожи лишь отчасти. Некоторые люди, наблюдая за такими симуляциями, искренне считают, что так оно все и было на самом деле. См. Мышление.
Поняв вышеперечисленные моменты, некоторые участники, обладающие достаточными ресурсами, предпочитают не мониторить, а формировать события (управляемый хаос). На первый взгляд их действия могут показаться нелогичными, но это только на первый взгляд. Если выразиться чуть точнее, то они все-таки мониторят в реальном времени то, что происходит на Земном шаре. Ровно то же самое необходимо делать при биоинформационных дистанционных взаимодействиях - наблюдай за реципиентом, а в нужный момент воздействовать, но в правильном направлении. Люди (группы людей, ФПГ), у которых есть достаточное количество внешних ресурсов, объединенные в структуры (клубы), не имеющие моральных ограничений (убеждения, идеалы, ценности), имеющие развитое воображение, будут видеть варианты, позволяющие организовывать управляемый хаос:
- разжигать межнациональные и межрелигиозные конфликты; - разрушать традиционные ценности (семья, дети, любовь и др.);
- подменять их надуманными "ценностями", например, такими как демократия, сексуальные права меньшинств и др., а самой главной ценностью должны быть деньги, и власть, которую с их помощью можно приобрести. Но этот аспект населению не объясняют;.
- с помощью голливуда и компьютерных игр, людям, особенно детям, насаждают картину мира далекую от реальности. Фильмы: "Разрабы и "Довод" из этой серии. С помощью этих фильмов насаждают дурацкие представления о времени, как о непонятной сущности. Это на кинопленке можно сохранять следы о прошедших состояниях процессов (событий), которые затем можно просматривать в обратную сторону да еще и на разной скорости. См. Что такое время. Голливуд многократно используют этот прием - они создают на основе его красочные визуальные эффекты про "петли времени", "дыры во времени" и т.д., которые будут влиять на людей (молодёжь, подростки) не понимающих сути данных процессов. Тем более, когда авторитетные люди создают вокруг этих фильмов эмоциональный фон: сколько людей уже просмотрело фильм сколько денег было заработано в прокате, какие звезды снимались в этих фильмах, какие у них гонорары и т.д.
Системы с ИИ с БУДУЩИМ не способны работать в принципе, т.к. они работают в реальном "времени", а оно существует, номноговариантно (см. "6-мерная Вселенная Р.Бартини")
Ради прикола данный сериал посмотреть, конечно, можно, но сами идеи, заложенные в этот фильм - бред:
- суперкомпьютеры, обсчитывающие Вселенную и мысли человека. Причины по которым - это невозможно изложены выше;
- у всего есть причина - не вызывает отторжения, можно только добавить - совокупность причин (факторов). Но идея о том, что мы можем всегда узнать причину происходящего, не состоятельна;
- рассчитать последствия можно только для хорошо изученных ситуаций, где очередная не отличается принципиально от предыдущих, т.е. для локальных сильных взаимодействий. См. "Черные лебеди" (Нассим Талеб).
Если говорить об интуиции человека, то человек может в ситуациях неопределенности делать то, что системам с ИИ не доступно в принципе: это относится и к локальным процессам (локальное игровое поле, реальное время), которые невозможно просчитать логически, особенно в условиях дефицита времени и информации (см. "Модельное восприятие"). Еще более важный аспект интуиции - предвидение, что подразумевает знание и понимание "Больших правил Игры" и значимых Участников".
Если же рассматривать саму Вселенную как гигантский клеточный автомат, то все становится на свои места. В рамках игры "Жизнь" (Conway) - таким аналогом можно считать саму программу "Life"