Данная подборка художественных фильмов составлена для участников семинаров «Конструирование Будущего. Планирование и интуиция». Мы рассматриваем эти фильмы как учебные, т.е. разбираем их "по косточкам". Сказанное не означает, что мы одобряем все идеи, всех авторов этих фильмов.
Существует притча про Ходжу Насреддина. Однажды жители города N вызвали его на спор. Ходжа должен был в течение дня говорить только правду, а жители пытались уличить его во лжи. Что только для этого они не делали. Наконец придумали: покрасим ослика с одной стороны в зеленый цвет. Когда Ходжа скажет, увидев этого осла: «человек ведет зеленого осла». Мы ему покажем другой бок ослика, который был не покрашен, и выиграем спор. Так и сделали. Ходжа увидев ослика сказал: «вижу ослика, одна сторона которого, зеленая».
В документальном кино существует аксиома, впервые сформулированная Дзигой Вертовым (1929-1954): визуальный и аудиальный ряд (текст) не должны совпадать. Если бы они совпадали, то это было бы скучно. Например, видишь: едут три танка, бортовые номера такие-то, на обочинах снег. Голос должен был бы сказать: три танка с такими-то бортовыми номерами, на обочинах снег и т.д. Поэтому нам часто показывают эпизоды кинохроники, относящиеся к описываемой теме, которые идут фоном, а голос объясняет смысл (идею). Надо понимать, что есть исходники, где записано именно то, что происходило, включая и аудиалку (звуки) и видеоряд, а есть смонтированные на основе кинохроник разных лет, фильмы, которые будут отражать идеи автора, его картинку мира (убеждения).
Ровно то же самое можно сказать и по поводу любого художественного фильма, даже снятого по реальным событиям. С его помощью автор пытается донести до нас некоторые мысли (идеи, смыслы). Показательный пример. На первом канале А.Гордон вел передачу «Закрытый показ» (2007-2013). Один из выпусков был посвящен просмотру фильма Анны Меликян «Русалка». Она и часть актеров тоже присутствовали при просмотре. Затем шло обсуждение. Журналисты, включая ведущего, обменивались мнениями, задавали вопросы актерам. В конце передачи дают слово режиссеру фильма. Выступление Анны было очень коротким. Она сказала примерно следущее: «с интересом послушала ваши мнения и версии о смысле фильма, но фильм совсем не об этом»!
Некоторые люди не могут (не умеют) установить причины происходящего "здесь и сейчас", т.к. принимают во внимание ограниченное количество локальных процессов (факторов). Кто-то еще молод - жизни не видел, т.е. мало знает, мало чего испытал на практике. У кого-то мало знаний и не развито мышление. Кто-то считает, что его персонального жизненного опыта достаточно для оценки ситуаций. Кто-то не понимает, что существуют разные группы влияния - Участники событий, многие из которых не являются публичными фигурами. Именно по их заказам талантливые люди (сценаристы, актеры, режиссеры) снимают фильмы и мультфильмы, делают компьютерные игры. Через такого рода продукцию нам вкладывают в сознание некоторые идеи, которые формируют мировоззрение (картинка мира) и ценности.
Чтобы достичь лучшего взаимопонимания, мы рекомендуем всем участникам семинаров, если они еще не видели эти фильмы, посмотреть их. В результате у Вас появится возможность сравнить свои впечатления с нашими. Фильмы распределены по тем же самым темам, что илекции с дополнительными материалами. Через некоторое время мы начнем размещать в этой рубрике критический разбор этих фильмов. Начнем с фильмов: "Разрабы", "Триггер", "Русалка", "Три лица Евы",«Рука, качающая колыбель», «Джеронимо: Американская легенда», "Свой человек", "Интакто", "Довод", "Быть Джоном Малковичем". Мы не претендуем на истину в последней инстанции. Если наши мнения разойдутся, то это будет означать, что есть повод для обсуждения.
- "Триггер" (2018-2022), реж. Дмитрий Тюрин, Игорь Твердохлебов, Россия
-"Три лица Евы", 1957, реж.Н.Джонсон, США.
- «Остров», 2016, реж. П. Лунгин, Россия
- «Орда», 2011, реж. А Прошкин, Россия
- «Побег из Шоушенка», 1994, реж. Ф. Дарабонт, США
- «Весна, зима, лето, осень, и снова весна», 2003, реж. Ким Ки Дук, Южная Корея, Германия
- «Большой и добрый великан», 2016, реж. С. Спилберг, США, Индия
- "Монах и бес", 2016, реж. Н.Досталь. Россия.
- "Пляж", 2000, реж. Дэнни Бойл, США, Великобритания
- «Про любовь», 2015, реж. А. Меликян, Россия
- «На гребне волны», 1991, реж. К. Бигелоу, Япония, США
- «Заяц над бездной», 2006, реж. Т. Кеосаян, Россия
- «Сука любовь», 2000,. реж. А. Г. Иньярриту, Мексика
- "Холоп", 2019, реж. Клим Шипенко, Россия
- «12», 2007, реж. Н. Михалков, Россия
- «Русалка», 2007, реж. А. Меликян, Россия
- «Адвокат дьявола», 1997, реж. Т. Хэкфорд, США, Германия
- "Пикей" ("Гость"), 2014, реж. Р.Хирани, Индия.
- "Гипноз", 2020, В.Тодоровский, Россия, Финляндия
- "Инсомния", 2021, О.Френкель, Россия
- "Тот самый Мюнхгаузен", 1979, реж. М. Захаров, СССР
- "Ирония судьбы, или с легким паром!", 1975, реж. Э. Рязанов, СССР
- «Интакто», 2001, реж. Х. К. Фреснадильо, Испания
- «Быть Джоном Малковичем», 1999, реж. С. Джонс, США
- "Территория", 2015, реж. Александр Мельник, Россия
- «Русалка», 2007, реж. А. Меликян, Россия
- "Любовь-морковь", 2007, реж. А.Стриженов,
- «День сурка», 1993, реж. Харольд Рэмис, США
- "Начало", 2010, режиссер: Кристофер Нолан, США, Великобритания
- «Дежа вю», 2006, реж. Т. Скотт, США, Великобритания
- Инсомния, 2021, О.Френкель. Россия
- Бесконечность, 2021, М.Уолберг, США
- «Планета Ка-Пэкс», 2001, реж. И. Софтли, США
- «Андерсен. Жизнь без любви», 2006, реж. Э. Рязанов, Россия, Италия, Германия
- «Долина цветов», 2006, реж. Пан Налин, Индия, Франция, Япония, Германия
- «Маленький Будда», 1993, реж. Бертолуччи, Италия, Франция, Лихтенштейн, Великобритания
- "Меняющие реальность", 2011, реж: Джордж Нолфи, США
- «Трасса 60», 2001, реж. Боб Гейл, Канада, США
- «Одиссей», 1997, реж. А. Кончаловский, Великобритания, Италия, Германия, США
- "Чебурашка", 2023, реж.Д.Дьяченко, Россия
- «Прогулка по эшафоту», 1992, реж. И. Фридберг, Россия
- "Замысел", 2019, реж. И.Зодчий, Россия
- «Солярис», 1971, реж. А. Тарковский, СССР
- «Звезда», 2014, реж. А. Меликян, Россия
- «Рука, качающая колыбель», 1992, реж. К. Хэнсон, США
-«Джеронимо: Американская легенда», 1993, реж. У. Хилл, США
- «Остаться в живых. Чудо в Андах», 2010, реж. Б. Осборн, США
- «Совершенный мир», 1993, реж. К. Иствуд, США
- «Мусульманин», 1995, реж. В. Хотиненко, Россия
- «Свой человек», 1999, реж. М. Манн, США
- «Попутчик», 2007, реж. Д. Мейерс, США
- «Герой», 2002, реж. Чжан Имоу, Китай, Гонконг
- «Дом летающих кинжалов», 2004, реж. Чжан Имоу, Китай
- "Разрабы"("Разработчики", 2020 реж. Алекс Гарленд, США, Великобритания
- «День сурка», 1993, реж. Х. Рэмис, США
- "Довод", 2020, реж. Кристофер Ноланд, США, Великобритания.
- "Дивиргент", 2014, Н.Бёргер, США.
- «Особое мнение», 2002, реж. С. Спилберг, США
- «Мистер Судьба», 1990, реж. Д. Орр, США
- «Русалка», 2007, реж. А. Меликян, Россия
- «Время печали еще не пришло», 1995, реж. С. Сельянов, Россия
Данная подборка художественных фильмов составлена для участников семинаров "Конструирование Будущего. Планирование и интуиция".