Развивая внимание, память, мышление, вы развиваете интуицию!
Проект «Go-Ra»
Изучение факторов, влияющих на качество решений, принимаемых
в условиях неопределенности.

Материалы и методы.

ГЛАВА 2.    МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ (методика).

 2.1.     Тестирование и отбор испытуемых.

Участие в данном исследовании приняло 43 психически и неврологически здоровых испытуемых-добровольцев с различным уровнем гипнабельности в возрасте от 19 до 52 лет (средний возраст 34,4 ± 2,0 года). Мужчины составили 19 человек, а женщины 24. Все испытуемые дали письменное согласие на участие в исследовании.

Уровень гипнабельности определяли с помощью модифицированной версии Стэнфордской шкалы гипнабельности для группы (SHSS:C, Crawford, Allen, 1982) по шести позициям – (опускание рук, движение рук в стороны, галлюцинация/представление комара, галлюцинация/представление вкуса лимона, ригидность рук, сон на заданную тему) по 5 баллов каждая. Показатель уровня гипнабельности определяли как среднее значение показателей по всем шкалам.

По результатам тестирования испытуемые были разделены на три группы: 19 испытуемых показали высокий уровень гипнабельности (от 3,53 до 4,8 балла) и составили группу «высокогипнабельных» (ВГ), 12 испытуемых с уровнем гипнабельности от 2 до 3,53 баллов вошли в группу «среднегипнабельных» (СГ), и 12 испытуемых с уровнем гипнабельности от 0,73 до 1,73 баллов в группу «низкогипнабельных» (НГ). Средний балл по шкале гипнабельности составил для группы ВГ 4.2±0.12 балла, для группы СГ - 2.5±0.21 балла и для группы НГ - 1.5±0.11 балла. По гипнабельности все три группы попарно различались статистически достоверно с уровнем значимости p<0.001.

2.2.     Выбор событий прошлого

Каждый испытуемый до начала исследования выбирал два важных для него события, одно из которых было связано с переживанием сильных положительных эмоций, а второе – отрицательных. Помимо этого, испытуемые должны были вспомнить эмоционально нейтральное событие, которое использовали в качестве контрольного. Для этого был выбран сходный для всех испытуемых эпизод – дорога от метро до здания, где проводилось исследование. Эмоционально нейтральное событие было введено как контрольное состояние по отношению к эмоциональным событиям. При воспроизведении из памяти событий прошлого задача испытуемых состояла в том, чтобы пережить каждое событие заново, максимально приближенно к реальности.

Эпизоды, которые испытуемые воспроизводили в памяти во время исследования, мы обозначили соответственно как «положительное событие» (ПС), «отрицательное событие» (ОС) и «нейтральное событие» (НС).

Эмоционально нейтральное событие было введено как контрольное состояние по отношению к эмоциональным событиям. При этом был выбран сходный для всех испытуемых эпизод – дорога от метро до здания ГНЦ.

Каждый испытуемый участвовал в двух экспериментальных сериях – в серии I испытуемые выполняли задания в состоянии гипнотического погружения, а в серии II - в обычном состоянии сознания, самостоятельно.

2.3      Серия I (гипномоделирование). Работа с репродуктивными образами.

Серия I проводилась опытным врачом-гипнотерапевтом.

В серии I экспериментальная схема включала следующие функциональные состояния (с закрытыми глазами):
(1) фоновое состояние спокойного бодрствования,
(2) состояние гипнотической релаксации (после индукции),
(3) воспроизведение в памяти эмоционально нейтрального события,
(4) воспроизведение в памяти события, связанного с положительными эмоциями,
(5) воспроизведение в памяти события, связанного с отрицательными эмоциями.
Порядок состояний (4) и (5) чередовался у разных испытуемых случайным образом для того, чтобы исключить влияние закономерности чередования положительно и отрицательно окрашенных переживаний из прошлого опыта.

2.4      Серия II (без гипноза). Работа со вторичными образами: ассоциация, диссоциация, трансформация субмодальных параметров.

 В серии II, без гипнотического погружения, события следовало воспроизвести в 3-х вариантах: – ассоциировано, т.е. представить себя непосредственным участником события, и диссоциировано, т.е. просмотреть событие со стороны, например, как фильм. Затем, для события, связанного с негативными переживаниями, проводилась трансформация субмодальных параметров «фильма» (Гриндер, Бэндлер, 1994) – диссоциация с измененными субмодальными параметрами. Для каждого испытуемого подбирали индивидуально такие изменения, которые максимально снижали интенсивность эмоции (изменяли цвет, расстояние, ракурс, скорость фильма, звук и пр.), и после этого испытуемые снова просматривали диссоциированно негативное событие с измененными соответствующим образом субмодальными параметрами. Данную процедуру проводил психотерапевт, выступая в роли инструктора. Инструкции, при этом, не носили директивного характера.

Экспериментальная схема в серии II включала следующие функциональные состояния (с закрытыми глазами):
(1) фоновое состояние спокойного бодрствования,
(2) спокойное бодрствование с выключением внутреннего диалога, направленное на усиление концентрации внутреннего внимания,
(3) ассоциированное и (4) диссоциированное воспроизведение в памяти эмоционально нейтрального события,
(5) ассоциированное и (6) диссоциированное воспроизведение в памяти события, связанного с положительными эмоциями,
(7) ассоциированное и (8) диссоциированное воспроизведение события, связанного с отрицательными эмоциями (психотравмирующее событие),
(9) диссоциированное воспроизведение психотравмирующего события с измененными субмодальными параметрами (Трансформация).

При использовании техники диссоциации, т.е. техники работы с визуальной модальностью, требуется, тем не менее, уделять внимание и другим модальностям. Многочисленные наблюдения показали, что даже в том случае, если человеку удалось диссоциироваться по отношению к своему негативному прошлому, у него все равно могут остаться неприятные ощущения в теле, например: тяжесть в груди, комок в горле, боли в голове, сердце и др.

Для того, чтобы убрать эти негативные ощущения использовалась модернизированная техника работы с образами (Линде Н.Д.  1999), которая выполнялась в 6 этапов:

-          Конструирование образа боли (если бы можно было изобразить эти неприятные ощущения, то как бы они могли выглядеть?). Образ желательно представить справа от себя на расстоянии вытянутой руки, т.е. так, чтобы до него можно было «физически дотронуться».

-          Совмещение в теле реального ощущения боли и сконструированного образа боли. Для этого человеку достаточно представить, как он прикасается к образу боли правой рукой и помещает его в то место в теле, где у него реально существуют неприятные ощущения.

-          Синхронизация образа и реального ощущения. Если ощущение меняется во времени, например, его интенсивность (боль пульсирует), то в этом случае необходимо изменить какой-либо субмодальный параметр в образе, например, яркость, причем таким образом, чтобы яркость менялась синхронно с интенсивностью ощущения (боли).

-          Изъятие синхронизированного образа из тела. Для этого человеку необходимо представить, что он прикасается к образу левой рукой, вынимает его из тела, и помещает слева от себя на расстоянии вытянутой руки.

-          Трансформация образа. На этом этапе человеку предоставляется возможность трансформировать образ по своему усмотрению, например, сжечь или преобразовать образ во что-то более позитивное, например, растение и т.д.

-          Проверка ощущения. Просим снова вспомнить событие и обратить внимание на первоначальные ощущения: изменились они или нет? Если они полностью исчезли, то на этом работу можно считать законченной. Если они не исчезли, а только изменились, то можно запустить еще один цикл с самого начала.

2.5      Субъективная оценка эффективности целенаправленного психологического воздействия.

Сразу после окончания исследования в обеих сериях испытуемые оценивали глубину погружения в гипноз (яркость образов и интенсивность эмоций) в каждом состоянии по субъективной шкале от 1 до 10 (Crawford et al., 1996).

2.6      Оценка объективных показателей репродуктивных и вторичных образов, регистрация и обработка данных.

Объективную оценку интенсивности эмоций осуществляли по показателям активности вегетативной нервной системы. Во время исследования вели непрерывную видеозапись и регистрировали физиологические показатели – ЭКГ и кожно-гальваническую реакцию (КГР) и электроэнцефалограмму (ЭЭГ). Длительность записи – 2 минуты в каждом состоянии.

Изменения вегетативных показателей оценивали по средней частоте сердечных сокращений (ЧСС) и максимальному размаху колебаний КГР. Для каждого испытуемого данный показатель нормировался по величине максимального значения размаха КГР, усредненного для всех состояний. Сравнение средних проводили по критерию Вилкоксона для сопряженных пар.

ЭЭГ регистрировали от 19 стандартных отведений (по системе 10–20) с постоянной времени 0,3 с и верхней границей частотного фильтра 70 Гц на нейрокартографе фирмы "МБН" (Россия). Частота квантования сигналов составляла 200 Гц. Референтом служили объединенные ушные электроды.

Традиционный спектральный анализ ЭЭГ применяли в разделе изучения характеристик биоэлектрической активности мозга у лиц с разным уровнем гипнабельности. Спектральную мощность и когерентность вычисляли для 10 частотных диапазонов: дельта (1–3,5 Гц), тета 1 (3,5–6 Гц), тета 2 (6–8 Гц), альфа 1 (8–10 Гц), альфа 2 (10–11,5 Гц), альфа 3 (11.5–13 Гц), бета 1 (14–19 Гц), бета 2 (19–27 Гц), гамма 1 (27–40 Гц) и гамма 2 (41–59 Гц).

Для количественной оценки спектра ЭЭГ в каждом частотном диапазоне использовали натуральный логарифм абсолютной спектральной мощности (СМ) и когерентность (КОГ) между всеми отведениями (171 пара электродов). С тем чтобы подавить ложную составляющую КОГ, связанную с общими референтами, и избежать возможного влияния мышечного напряжения, вычисляли частную когерентность, вводя поправку на активность в референтных отведениях (Bendat, Piersol, 1986).

Кроме того, для интегральной оценки всех изученных функциональных состояний мозга применяли метод нелинейного анализа ЭЭГ – вычисление «омега комплексности» ("omega complexity" - Ω) (Wackermann, 1996, 1999). Преимуществами применения «омега комплексности» при анализе ЭЭГ является ее устойчивость и возможность вычисления интегральных показателей по группам отведений (например, по полушариям, или по всему скальпу).

Согласно Вакерману (Wackermann, 1999), указанные параметры рассчитываются следующим образом: 

1) K-канальная запись ЭЭГ длиной в N отсчетов U={uij, i=1 … K, j=1 … N} центрируется (∑i,juij=0) и приводится к усредненному электроду ("j ∑iuij=0).

2) вычисляются моменты

m0=1/N ∑ij(uij)2,

m1=1/N ∑ij(Δuij/Δt)2, где Δuij=uij-ui,j-1.

3) по эти моментам вычисляются 2 параметра:

Σ= - отражает среднеквадратичную амплитуду ЭЭГ по всем отведениям,

Φ=1/2π - отражает среднеквадратичную частоту сигнала ЭЭГ по всем отведениям.

4) вычисляется ковариационная матрица размера K´K

C=1/N UUT

и ее собственные значения λi.

5) По нормализованным собственным значениям

ξii/∑jλj

вычисляется комплексность

logΩ=-∑ξi logξi.

Для статистического анализа использовали пакеты программ SPSS 11.0 и STATISTIKA 6.0.

Всего в работу вошли результаты 86 экспериментов, у каждого испытуемого проведен подробный анализ 14 функциональных состояний. Таким образом, изучены субъективные и объективные параметры для 602 функциональных состояний.

 

Поделиться:


Главная. О проекте. История проекта. Новости. Команда. Партнёры. Творчество. Тесты GO-RA. Тесты ВИКИУМ. Часто задаваемые вопросы. Отзывы. Видео и фото: Телеграмм-канал. Хроники семинаров. Интервью. Демо-режимы: Управляемый инсайт - близнецовый режим. Информационный след. Летучая мышь. Поисковый режим. Траекторное управление. Биоинформационные дистанционные взаимодействия. Спящая красавица. "Телепатия". Занятия-упражнения: Сеанс Анси-Москва. Поединки вслепую. Дуальные загрузки. Конструирование будущего - самопрограммирование. Трансляция состояния. Синхронизация действий и мышления. Перенос точки наблюдения. Эксперт-операторные танцы. Трансляция образов. КА-50. Йога для начинающих. Ночевка в лесу. Паровозики. В поисках равновесия. Битва хоров. Проверка огнем - тестирование эмоционального интеллекта. Сплочение коллектива. Переключение внимания. Читать с закрытыми глазами. Смс-сообщение. График обучения. Доп.материалы к лекциям: Как варить суп. 11 ПИ-РЭ. Кратко. Азбука для эзотериков: След. Тень. Мера и эталон. Качества-способности-навыки-умения. Структуры-свойства. Эмерджентность. Время (длительность и одновременность). Автоволновые процессы. Восприятие-осознание-информация и энергия. Голография-интерференция. Согласованность. Что изучает математика. Где живет Вера: Связывание нейронных сетей: Собака Павлова. Цыплята Роуза. Дама с собачкой. Мальчик и петух. Голубятня. Кабачковая икра. Сучок и уголек. Сахар в крови. Влияние среды на будущее. Фиолетовый арбуз. Гипнабельность и внушаемость: Эффективность внушений. Авторитет. Человек - амфибия. Как меняется восприятие под гипнозом. Секреты эстрадного гипноза. Гипноз в криминалистике. Высокогипнабельные - Волшебный клубок. Изучение гипнабельности: Лит.обзор. Материалы и методы. Тестирование гипнабельности - Стэнфордская шкала гипнабельности. Серия 1 - Директивный гипноз. Серия 2 - Самостотельное воспроизведение в уме событий прошлого. Субъективные показатели состояний (ЯО и ИЭ). Объективные показатели состояний: Вегетативные: ЧСС и КГР. ЭЭГ: Спектральная мощность. ЭЭГ: Когерентность. ЭЭГ: Омега-комплексность. ЭЭГ. Трансформация: Радикальное изменение эмоции при переходе А -Д.. Верификация эмоций. Гипноз и программа "Феникс" - В.М.Звоников. Гипноз - Л.П.Гримак. Гипноз - А.Н.Чистяков. Гипноз - В.Г.Мессинг и О.П.Мигунова. Плацебо: "гипнабельность или результат эффективного внушения". Эмоции и чувства. Сканирование подсознания Символ удачи. Самопрограммирование. Восприятие: АЧХ слуха и зрения. Способы изменения восприятия и мышления - ИСС. Перенос точки наблюдения. Восприятие процессов. Зависимость восприятия от эмоций. А - Д | Д - А. 6-мерная Вселенная Бартини. Поля - налево, поля - направо: Спонтанный инсайт. Управляемый инсайт. Мозг человека - сверхвозможности и запреты. Биополе глазами физика. Биоинформационные дистанционные взаимодействия. Калибровка моделей. ИПВ под гипнозом. Что приснилось ЧК: Научное изучение снов. Восприятие времени во сне. Примеры снов и их расшифровка. ОС - Патриция Гарфилд. Вопросы - ответы. ОС - Карлос Кастанеда. Практические занятия по ОС. Дуальные загрузки. Что такое - Х, что такое - П: Роль капитала в 21 веке. Признаки плутократии. Чувство справедливости у обезьян и человека. Делать вовремя. Эксперимент Розенхана. Мы изменили диагноз. Все ли у нас дома: Чужая душа - Потемкин: Встреча ученых с Далай-ламой XIV. Как я была Дж.Фордом. Интервью с Бернаром Вебером. Быть Андрэ Моруа. Мистики и маги Тибета. Ч.1. Мистики и маги тТибета. Ч.2. Стихи под диктовку "Владимира Высоцкого". С.Гроф - "Капитан и боцман". Кукушка. Игра "Жизнь" (Conway). Назад в светлое будущее: Самопрограммирование. Измененные состояния сознания. Двойное связывание. Многовариантность. Кровь - средство от смерти. 11 ПИ-РЭ. Подробно: Автор: Игровое Поле. Большие правила: Участники: Убеждения-ценности-идеалы: Лавуазье - значение личного опыта. Утюг и Поход к Солнцу. Успеваемость в школе. Разговор с пограничником. Почему внушения не всегда действуют. Эффект Барнума. Случай с Альфредом Джусом Айером. Почему он так поступает? Воспитание в Бельгии. Разговор у костра. О новом человеке и педагогических системах. Анатолий Васильевич и ЧОП. Памяти Чубайса. Желания-потребности-намерения: Действия физические: Внешние ресурсы: Отрицательные деньги. Золото и золотой стандарт. Секреты Сталинской экономики. Как устроены мировые финансы. Блеф западного благополучия. Русская модель для сборки. Внутренние ресурсы: Знания. Что изучает математика. Отрицательное свойство точных моделей. Пример поверхностного суждения. Знаки и символы. Навыки и умения. Когнитивные способности. Внимание. Память. Мышление. Причинно-следственные связи. Логический трюк Льюиса Кэролла. Понятийное мышление - Парадокс Пиаже. Базовые операции мышления. Понятийное мышление - Л.С.Выготский. Ошибки интерпретаций. Корпускулярно-волновой дуализм. Ошибки мышления у космонавтов. Жадность или глупость. "Накаркал" (считываем или воздействуем). Как меняют мышление занятия музыкой. Упражнения от мистиков и магов Тибета. Развитие воображения. Синестезия - звучащие краски. Гении и таланты. Особенности мышления у шахматистов. Быстрее калькулятора. Моделирование - Действия модельные. Волшебный клубок. Результат-Душевное состояние: Как стать Белой Королевой: Литература. Рекомендованные фильмы.
Главная. О проекте. История проекта. Новости. Команда. Партнёры. Творчество. Тесты GO-RA. Тесты ВИКИУМ. Часто задаваемые вопросы. Отзывы. Видео и фото: Телеграмм-канал. Хроники семинаров. Интервью. Демо-режимы: Управляемый инсайт - близнецовый режим. Информационный след. Летучая мышь. Поисковый режим. Траекторное управление. Биоинформационные дистанционные взаимодействия. Спящая красавица. "Телепатия". Занятия-упражнения: Сеанс Анси-Москва. Поединки вслепую. Дуальные загрузки. Конструирование будущего - самопрограммирование. Трансляция состояния. Синхронизация действий и мышления. Перенос точки наблюдения. Эксперт-операторные танцы. Трансляция образов. КА-50. Йога для начинающих. Ночевка в лесу. Паровозики. В поисках равновесия. Битва хоров. Проверка огнем - тестирование эмоционального интеллекта. Сплочение коллектива. Переключение внимания. Читать с закрытыми глазами. Смс-сообщение. График обучения. Доп.материалы к лекциям: Как варить суп. 11 ПИ-РЭ. Кратко. Азбука для эзотериков: След. Тень. Мера и эталон. Качества-способности-навыки-умения. Структуры-свойства. Эмерджентность. Время (длительность и одновременность). Автоволновые процессы. Восприятие-осознание-информация и энергия. Голография-интерференция. Согласованность. Что изучает математика. Где живет Вера: Связывание нейронных сетей: Собака Павлова. Цыплята Роуза. Дама с собачкой. Мальчик и петух. Голубятня. Кабачковая икра. Сучок и уголек. Сахар в крови. Влияние среды на будущее. Фиолетовый арбуз. Гипнабельность и внушаемость: Эффективность внушений. Авторитет. Человек - амфибия. Как меняется восприятие под гипнозом. Секреты эстрадного гипноза. Гипноз в криминалистике. Высокогипнабельные - Волшебный клубок. Изучение гипнабельности: Лит.обзор. Материалы и методы. Тестирование гипнабельности - Стэнфордская шкала гипнабельности. Серия 1 - Директивный гипноз. Серия 2 - Самостотельное воспроизведение в уме событий прошлого. Субъективные показатели состояний (ЯО и ИЭ). Объективные показатели состояний: Вегетативные: ЧСС и КГР. ЭЭГ: Спектральная мощность. ЭЭГ: Когерентность. ЭЭГ: Омега-комплексность. ЭЭГ. Трансформация: Радикальное изменение эмоции при переходе А -Д.. Верификация эмоций. Гипноз и программа "Феникс" - В.М.Звоников. Гипноз - Л.П.Гримак. Гипноз - А.Н.Чистяков. Гипноз - В.Г.Мессинг и О.П.Мигунова. Плацебо: "гипнабельность или результат эффективного внушения". Эмоции и чувства. Сканирование подсознания Символ удачи. Самопрограммирование. Восприятие: АЧХ слуха и зрения. Способы изменения восприятия и мышления - ИСС. Перенос точки наблюдения. Восприятие процессов. Зависимость восприятия от эмоций. А - Д | Д - А. 6-мерная Вселенная Бартини. Поля - налево, поля - направо: Спонтанный инсайт. Управляемый инсайт. Мозг человека - сверхвозможности и запреты. Биополе глазами физика. Биоинформационные дистанционные взаимодействия. Калибровка моделей. ИПВ под гипнозом. Что приснилось ЧК: Научное изучение снов. Восприятие времени во сне. Примеры снов и их расшифровка. ОС - Патриция Гарфилд. Вопросы - ответы. ОС - Карлос Кастанеда. Практические занятия по ОС. Дуальные загрузки. Что такое - Х, что такое - П: Роль капитала в 21 веке. Признаки плутократии. Чувство справедливости у обезьян и человека. Делать вовремя. Эксперимент Розенхана. Мы изменили диагноз. Все ли у нас дома: Чужая душа - Потемкин: Встреча ученых с Далай-ламой XIV. Как я была Дж.Фордом. Интервью с Бернаром Вебером. Быть Андрэ Моруа. Мистики и маги Тибета. Ч.1. Мистики и маги тТибета. Ч.2. Стихи под диктовку "Владимира Высоцкого". С.Гроф - "Капитан и боцман". Кукушка. Игра "Жизнь" (Conway). Назад в светлое будущее: Самопрограммирование. Измененные состояния сознания. Двойное связывание. Многовариантность. Кровь - средство от смерти. 11 ПИ-РЭ. Подробно: Автор: Игровое Поле. Большие правила: Участники: Убеждения-ценности-идеалы: Лавуазье - значение личного опыта. Утюг и Поход к Солнцу. Успеваемость в школе. Разговор с пограничником. Почему внушения не всегда действуют. Эффект Барнума. Случай с Альфредом Джусом Айером. Почему он так поступает? Воспитание в Бельгии. Разговор у костра. О новом человеке и педагогических системах. Анатолий Васильевич и ЧОП. Памяти Чубайса. Желания-потребности-намерения: Действия физические: Внешние ресурсы: Отрицательные деньги. Золото и золотой стандарт. Секреты Сталинской экономики. Как устроены мировые финансы. Блеф западного благополучия. Русская модель для сборки. Внутренние ресурсы: Знания. Что изучает математика. Отрицательное свойство точных моделей. Пример поверхностного суждения. Знаки и символы. Навыки и умения. Когнитивные способности. Внимание. Память. Мышление. Причинно-следственные связи. Логический трюк Льюиса Кэролла. Понятийное мышление - Парадокс Пиаже. Базовые операции мышления. Понятийное мышление - Л.С.Выготский. Ошибки интерпретаций. Корпускулярно-волновой дуализм. Ошибки мышления у космонавтов. Жадность или глупость. "Накаркал" (считываем или воздействуем). Как меняют мышление занятия музыкой. Упражнения от мистиков и магов Тибета. Развитие воображения. Синестезия - звучащие краски. Гении и таланты. Особенности мышления у шахматистов. Быстрее калькулятора. Моделирование - Действия модельные. Волшебный клубок. Результат-Душевное состояние: Как стать Белой Королевой: Литература. Рекомендованные фильмы.