Развивая внимание, память, мышление, вы развиваете интуицию!
Проект «Go-Ra»
Изучение факторов, влияющих на качество решений, принимаемых
в условиях неопределенности человеком и системами с ИИ.

Восприятие "времени" в различных состояниях.

Восприятие длительности и одновременности  процессов (времени) в различных состояниях, например, во сне. Сон является временем отключения организма от активной деятельности и восстановления сил. Это процесс, во время которого происходит регуляция всех функций и систем, а также упорядочение временных отношений между ними.

Изучение изменений биоэлектрических процессов головного мозга во время сна производится путем записи биопотенциалов с поверхности черепа (электороэнцефалограмма - ЭЭГ). Картина ЭЭГ и ЭСКоГ во время сна представляет собой смену волн различной частоты. Если в бодрствовании регистрируются в основном волны с частотой 7,5-12 колебаний в секунду (альфа-ритм) и более частые колебания - 13-30 колебаний в секунду (бета-ритм), то по мере засыпания активность становится все более медленной, появляются, а потом преобладают в записи колебания с частотой 4-6 и 0,5-3 Гц, а также так называемые “веретена снов” - вспышки колебаний с частотой 14-16 в секунду.

В зависимости от доминирования тех или иных частот выделяются I-IV стадии сна, называемые вместе медленноволновым сном. Но есть еще одна стадия, возникающая периодически, примерно каждые полтора часа, и как бы прерывающая медленноволновой сон на несколько секунд или минут, а затем исчезающая. Эта стадия называется парадоксальным сном. Парадоксальной стадия названа потому, что человек спит очень-очень глубоко (его труднее разбудить, нежели в стадию медленноволнового сна), а картина ЭЭГ соответствует тому, что наблюдается в бодрствовании. Таким образом, в стадии БДГ (быстрые движения глаз) мозг пребывает в активном состоянии, но человек не просыпается и никакой деятельности не производит.

В глубокой древности индусы уже знали, что человек может находиться только в трех функциональных состояниях - бодрствования (когда он реагирует на все внешние раздражения), сна (когда он не реагирует ни на что) и сновидений (когда он реагирует на продукцию образов собственного мозга). Стадия БДГ и есть то состояние, когда человек видит сновидение, реже слышит или ощущает (ему кажется, что он сам двигается или к нему прикасаются).

Записывая ЭЭГ, исследователь точно знает, сколько времени человек находится в той или иной стадии сна, и может проследить, как в этих стадиях ощущается течение времени. Для этого при пробуждении у испытуемого спрашивают: “Сколько времени вы спали?” или “Который сейчас час?”, выясняют, какое сновидение видел человек в стадии парадоксального сна, сколько времени заняло бы действие в нем бывшее, если бы оно происходило в реальной жизни. И что особенно интересно: почти каждому человеку когда-нибудь снились длинные и богатые содержанием сны, но спали люди непродолжительное время.

Что касается медленноволонового сна, то человек может довольно точно сказать, сколько он проспал, но не всегда. В ряде случаев человек совсем не знает, сколько он спал, а судит только по тому, выспался он или нет. Но если испытуемый задает себе время, в которое надо проснуться (например, в 7 часов) или через которое надо проснуться (например, через 2 часа), то ему это вполне удается.

Таким образом, в медленноволновом сне "время течет" обычным образом, как в бодрствовании. Исследуя особенности "течения времени" в сновидениях у здоровых испытуемых и больных, мы сопоставляли длительности стадии БДГ на энцефалограмме или на электросубкортикограмме с длительностью событий в сновидениях и обнаружили, что в каких-то случаях соотношение этих двух времен 1:1, в каких-то 1:2-5; 1:10 и даже 1:50-100.

Так, например, испытуемому, спящему под контролем записи ЭЭГ, нанесли раздражение на подошву левой ноги. Он немедленно проснулся, стадия БДГ, возникшая на ЭЭГ буквально в момент раздражения, длилась 6 секунд. Но за это время испытуемый успел увидать во сне, что он бежал за трамваем, прыгнул на подножку, оттолкнувшись именно левой ногой (трамваи были тогда иной конструкции и впрыгнуть было можно), поднялся в вагон и заплатил за проезд.  При самом экономном счете все эти события не могли занять в реальной жизни меньше 40-60 секунд, то есть отношение длительности реально протекшего времени , зарегистрированного на ЭЭГ (6 сек.), ко времени сновидения - 1:6 или 1:10.

В другом случае, когда проводилась во время сна запись ЭЭГ и ЭСКоГ у больного, которого лечили с помощью вживленных электродов, стадия БДГ длилась, согласно записи, 5 минут. Больной при этом начал стонать, беспокойно шевелиться и был разбужен. Оказалось, что в сновидении он шел лесом и за ним погнался волк, он в страхе убегал. По количеству событий время сновидения текло 1:1.

Пытаясь выяснить, чем отличаются сновидения, в которых меняется масштаб времени, от тех, в которых масштаб не меняется, мы исследовали корреляционные зависимости между активностью различных отделов коры и подкорковых образований. Оказалось, что в тех случаях, когда "время в сновидении течет" также, как в бодрствовании, события развиваются в четко логическом порядке, деятельность структур четко взаимосвязана. Если же время в сновидении растягивалось, событий происходило во много раз больше, чем могло произойти за данный отрезок времени, события развивались как бы одновременно, переплетались, были отрывочны, и в логическую форму человек расставлял их последовательно уже наяву. При этом корреляции деятельности структур не обнаруживалось, каждая из них действовала как бы сама по себе.

По-видимому, механизм "растягивания времени" в сновидениях заключается в том, что различные образования мозга включаются в деятельность не последовательно, а параллельно. Таким образом, во время сновидений может произойти изменение шкалы времени, вследствие чего течение времени как бы замедляется.

Ощущение «времени» в условиях сенсорной депривации

Интересно, как менялось ощущение времени в исследованиях по изучению “сенсорной депривации”, то есть в опытах, когда испытуемые находились в условиях резкого ограничения раздражений органов чувств.

Человека помещали в специальный бункер или он находился в пещере, куда не проникали ни звуки, ни солнечный свет, и смотрели как при этом он ориентируется во времени.

Наиболее значимыми в этом отношении являются опыты французского спелеолога Мишеля Сифра, которые он ставил над собой. Он спустился в пещеру, находившуюся на дне пропасти Скарассон и прожил там в палатке два месяца. С поверхностью земли Сифр имел одностороннюю телефонную связь - он звонил, чтобы сообщить, который, по его мнению, час, что он сделал, сколько это действие заняло времени, что собирается делать дальше. Никакого ответа он не получал. Дежурные наверху вели журнал, где точно отмечали время каждого сообщения.

В самые первые дни, когда Сифр обследовал пещеру, в которой расположился, и разные боковые ходы, его сообщения о том, что он считает, что уже 23 часа и он ложится спать, или что он проснулся и сейчас 9 утра, не очень сильно отклонялись от истинного времени. Но вскоре Сифр сбился со счета, и дежурные вскакивали среди ночи, чтобы отметить, что, по мнению испытуемого сейчас 9 утра и он готовит завтрак или 9 вечера и он ужинает. Сифр читал, слушал музыку, ходил по большой пещере, но постепенно впадал в апатию. Ощущение времени он потерял полностью - иногда ему казалось, что время летит, иногда - что замедлило свой ход, а иногда даже появлялось ощущение, что время перестало существовать.

Сифр за 58 дней и 17 часов отстал в отсчетах на 25 суток. Время для него шло почти в два раза медленнее. Такой просчет повлек за собой недоразумение - Сифр решил, что его хотят заставить прервать опыт раньше времени, Он даже заподозрил, что это делается по настоянию его матери, которая очень беспокоилась за него. Сифр долго и упорно отказывался подняться.

К слову, непонимание между Сифром и его коллегами возникло потому, что Сифр не имел возможности соотнести «свое время» с общепринятым. Если бы он находился на необитаемом острове, как Робинзон, а не в пещере, то он мог бы ориентироваться по Солнцу, как следствие, не случилось бы такого расхождения (непонимания) в оценках.

Опыт Сифра повторил его ученик Жан-Пьер Марете, пробывший в тех же условиях 174 дня. Для него время текло так же в два раза медленнее - он отстал в отсчетах на 88 суток, хотя прекрасно знал об изменениях в ощущении времени у Сифра и мог бы внести коррекцию.

Такую поправку внесла в свои расчеты ученица Сифра Жози Лор, но не потому, что провела психологический пересчет, а потому, что масштаб времени помогли ей скорректировать месячные.

Зарубежные исследователи создавали и более жесткие условия изоляции от внешних раздражений. Испытуемые содержались примерно так, как это описывается в научно-фантастических романах, когда будущих космонавтов погружают в специальном снаряжении в резервуар с водой. При этом выключаются не только слуховые, обонятельные и зрительные раздражения, но так же глубокое мышечное чувство и тактильная чувствительность. В этих условиях чувство времени нарушалось полностью, испытуемые даже не знали, спят они или бодрствуют, развивались галлюцинации. Большинство обследуемых отказывались продолжать эксперимент свыше 24-72 часов.

Современные исследования временных отношений с помощью зрения, то есть определение промежутка времени, необходимого для преодоления (обычно на автомобиле) заданного расстояния, показали, что они зависят от длины расстояния необходимого пробега (каппа эффект) и от скорости (тау эффект).            Оказалось, что априорная оценка времени, необходимого для преодоления заданного расстояния при движении с заданной скоростью, тем точнее, чем выше скорость и короче расстояние. Доказано, что время в момент движения кажется короче, чем в покое. Таким образом, подтверждается высказанное крупнейшим русским физиологом А.А Ухтомским положение о спаянности в представлении человека интервала пространства от наблюдателя до предмета с интервалом времени необходимым для преодоления этого пути.

В восприятии времени участвуют так же тактильный анализатор, разрешающий выявлять последовательность событий, и, как правило, неосознаваемая интерорецепция - восприятие раздражений, идущих от сердца, легких, желудка и т.д., она как бы играет роль мышечного чувства внутренних органов.

Крупнейший физиолог И.П.Павлов (1849 - 1936) писал: ... Как мы вообще отмеряем время? Мы делаем это при помощи разных циклических явлений, захода и восхода солнца, движения стрелок по циферблату часов и т.д. Но ведь у нас в теле этих циклических явлений тоже немало. Головной мозг за день получает раздражения, утомляется, затем восстанавливается. Пищеварительный канал периодически то занят пищей, то освобождается от нее и т.д. И так как каждое состояние органа может отражаться на больших полушариях, то вот и основание, чтобы отличить один момент времени от другого...

Согласно исследованиям последних лет, восприятие времени происходит как на уровне сознания, так и на подсознательном уровне. При этом представления о прошлом связываются с механизмами памяти, которые, как считают нейрофизиологи, функционально связаны с поверхностными и глубокими структурами височной доли мозга.

Восприятие настоящего (ощущение сиюминутного) имеет две формы. Первая зависит от раздражений внешними воздействиями сенсорных (чувствительных) проекционных полей коры (зрительного, слухового и т.д.). Вторая - от сенсорных сигналов, идущих от собственного тела в виде постоянного фонового потока ощущений, и предположительно контролируется корой лобной доли.

Кроме того, восприятие настоящего в определенной мере складывается из памяти о прошлом и предположений о будущем и связано с познавательными процессами, направленными, как в прошлое, так и в будущее.

Восприятие (построение) будущего также соотносится с лобной корой, поскольку именно эта область организует распознавание и программы действий. Поскольку эти программы могут быть сохранены в памяти и воспроизведены, некоторые исследователи называют их памятью о будущем. “Репертуар” будущего основан на опыте прошлых событий и на представлении о текущем моменте. Он постоянно пересматривается и обновляется, оптимизируется.

Поражение различных отделов головного мозга в связи с теми или иными заболеваниями (опухоль, инфекция, кровоизлияние и т.д.) вызывает своеобразные симптомы нарушения восприятия времени. Так, например, при поражении височной доли у больного появляется ощущение, что все происходящее уже было, он все это уже видел, слышал. Повреждение височной и лобной долей сопровождается ощущением: все, что есть сейчас, уже было когда-то, еще будет вновь, то есть человек существует в настоящем, прошедшем и будущем одновременно.

В ряде работ советских исследователей Н.Н.Брагиной и Т.А.Доброхотовой исследована роль правого и левого полушария в ощущении времени. Ощущение прошлого оказалось связанным с правым полушарием, будущего с левым, а ощущение настоящего - с тем и другим.

Поскольку осуществление любого действия начинается с плана, проекции в будущее, Н.Н.Брагина и Т.А.Доброхотова говорят о движении нервных процессов слева направо. Составление плана проекции в будущее является функцией левого полушария, затем в состоянии активности находятся оба полушария, осуществляя действия в настоящем. По окончании действия оно уходит в прошлое, откладываясь в памяти в правом полушарии.

Интересно, что индивидуальная тенденция к переоценке и недоотмериванию временных интервалов наблюдается преимущественно у лиц с высокой частотой сердечных сокращений - 90-100 ударов в минуту. Темп дыхания этих испытуемых - 19-22 дыхательных цикла в минуту.

Недооценка и переотмеривание временных интервалов присущи лицам с относительно медленным пульсом - 58-62 удара в минуту. Темп дыхания у этих испытуемых колеблется в пределах 12-14 циклов в минуту. У испытуемых с числом сердечных сокращений 70-82 и частотой дыхания 16-18 единой индивидуальной тенденции нет.

В различных условиях восприятие времени человеком должно меняться хотя бы потому, что меняется деятельность всего организма, в частности сердечно-сосудистой системы. Кроме того, огромное влияние на это восприятие оказывает степень заполненности временных отрезков деятельностью. Всем хорошо известно, как тянется время при скучной и монотонной работе и как оно летит, если работа нравится. По-разному воспринимают время ждущие и догоняющие. В карельской пословице говорится: “Идущему дорога длинна, ожидающему время дольше”.

Суждение о времени резко меняется, если речь идет о непосредственном переживании или воспоминании. Заполненное событиями время в момент переживания кажется коротким, но при воспоминании - долгим. Время, событиями не заполненное, в данный момент кажется долгим и промчавшимся, когда речь идет о воспоминании. Вероятно, отсюда пошла поговорка: “Часы идут, дни бегут, годы летят”.

Ощущение и оценка времени зависят у каждого человека от целого ряда факторов, в первую очередь - от возраста. У ребенка ощущение времени формируется постепенно, с накоплением опыта, при этом время для него тянется медленно, ведь ребенок все время узнает что-то новое. Его минуты заполнены огромным количеством событий. У пожилых людей новизна мира давно угасла, среднее число новых событий в десятки раз меньше, чем у ребенка.

Что касается определения точности восприятия длительности времени, американский ученый Франц Халберг создал простую и эффективную методику определения длительности “индивидуальной минуты”.

Человек считает про себя равномерно от одного до шестидесяти, так, чтобы каждая следующая цифра называлась в уме через одну секунду. Начиная считать, испытуемый пускает секундомер, который останавливает, досчитав до шестидесяти.

В среднем “индивидуальная минута” составляет 58-62 секунды, однако длительность ее сильно варьируется как у разных людей , так и у одного и того же человека в связи с изменением общего состояния. При этом лица с высокими способностями к адаптации в условиях изменения внешней среды и высоких нагрузок (эмоциональных, интеллектуальных и физических) умеют растягивать время. Их “индивидуальная минута” чаще превышает минуту физического времени, колеблясь в среднем в пределах 58-70 секунд, достигая изредка 80-85.   Лица с низкими адаптационными способностями ко всякого рода изменениям внешних условий и дополнительным нагрузкам чаще отсчитывают “индивидуальную минуту” ускоренно, и значения ее колеблются в среднем от 37 до 57 секунд.

Как любой другой физиологический параметр, длительность “индивидуальной минуты” меняется в течение суток, причем более четкий циркадный ритм отмечен у хорошо адаптирующихся лиц.

Любое недомогание, а заболевание особенно, влекут за собой снижение длительности “индивидуальной минуты” (по сравнению с нормой данного лица), и это снижение тем больше, чем тяжелее течет заболевание.

Ощущение времени в покое и борьбе.

Для восприятия времени не меньшее значение, чем функциональное состояние, имеет состояние эмоциональное, заинтересованность в деятельности, мотивация, наконец, вид и условия работы. Значительно меняется отношение ко времени и его восприятие в зависимости от того, насколько человек может сам им распоряжаться. Люди меньше устают и более продуктивно работают на конвейере, если могут что-то изменить в ритме работы..

Неодинаково ощущение времени у спортсменов, занимающихся различными видами спорта. У тех из них, которые сравнительно мало зависят от внешних условий и сами планируют свои действия (стрелки, легкоатлеты и т.д.), чувство времени не отличается от такового у лиц, спортом не занимающихся. У единоборцев длительность минуты по мере занятий спортом уменьшается. У тех спортсменов, которые зависят от противников и товарищей (спортивные игры), длительность "индивидуальной минуты" в процессе спортивной деятельности обычно возрастает. Кроме того, у них повышен интерес к анализу структуры времени.

Для шахматистов, которые должны строго следить за временем (не только своим, но и противника), затрачиваемым на ходы, характерно хорошее ощущение времени, длительность "индивидуальной минуты" в процессе тренировки у них увеличивается.

Следует отметить, что величина оцениваемого человеком отрезка времени зависит не от числа реально имевших место событий, а только от числа тех событий, которые известны, замечены им. Чем больше испытуемый уделяет внимания времени, тем длиннее оно кажется. Но если решается трудная и интересная задача, о времени забывают и оно кажется короче.

У практически здоровых людей в состоянии эмоционального напряжения могут изменяться восприятие времени, скорость двигательных реакций и распознавание образов. К числу стрессорных факторов относится, например, дефицит времени при работе за пультом управления ЭВМ или за рулем любого вида транспорта. В этих условиях время, за которое человек успевает понять, что за объект внезапно появился перед ним (время распознавания образа), увеличивается более чем на 1/3 (с 0,76 мс при распознавании в свободном режиме до 1,12 мс при распознавании в условиях дефицита времени).

Космонавты оценивают временные интервалы в условиях невесомости в зависимости от самочувствия и эмоционального состояния. В условиях плохого самочувствия отрезок в 24-26 секунд воспринимается как одна минута, в состоянии легкой эйфории отрезок в 35-40 секунд - как 15-20 секунд.

Хорошо тренированные космонавты отмеривают отрезки времени точно. Юрий Гагарин отрезок в 24 секунды воспринимал как 22, 23 и 21 секунду. Указанные закономерности так постоянны, что исследователи рекомендуют использовать результаты оценки времени для определения эмоционального состояния в стрессовой ситуации.

В тех случаях, когда человек попадает в крайне опасную ситуацию, связанную с непосредственной угрозой жизни, как это бывает в профессиональной деятельности пилотов, имеет место не только изменение длительности "индивидуальной минуты", но и изменение масштаба (т.е. изменение длительности "индивидуальной минуты" на порядок или несколько порядков).

Феномен изменения масштаба времени сводится либо к его "растягиванию" - тогда человек успевает в невероятно короткий срок не только принять решение, но и реализовать его, либо к "сжатию" - тогда человек не успевает сделать того, что вполне выполнимо в спокойной обстановке.

У спортсменов такое сжатие времени приводит к фальстарту - они преждевременно срываются с места. Некоторые парашютисты вообще не могут сделать затяжного прыжка, поскольку открывают парашют, допустим, через 8 секунд, будучи уверены, что прошло 15-20 секунд. Ю.А. Гагарин спокойно открывал парашют через 50,2 секунды при задании открыть его через 50 секунд. Подробнее:

Субъективное убыстрение времени бывает и при высоком напряжении. Так, А.А. Леонов при выходе в безопорное космическое пространство отметил, что время, отведенное для работы вне корабля, пролетело очень быстро, как 1-2 минуты.

Что касается субъективного "замедления времени", исследование этого феномена проводилось на летчиках, которые не подозревали, что ведут самолет с двойным управлением. Неожиданно для них выключалась приборная доска, а самолет бросали в пике таким образом, что через 40 секунд он должен был бы врезаться в землю. Многочисленные скрытые телекамеры фиксировали каждое движение испытуемого летчика.

            Было выявлено три типа реакций:

-          паника и паралич деятельности (пилот бросал управление);

-          поиск выхода методом тыка (пилот беспорядочно дергал ручки управления; этим методом можно было вывести самолет в нужное положение примерно в течение двух минут);

-          мгновенное верное решение (пилот сам выводил самолет в нужное положение за несколько секунд).

            На вопросы "Почему и как пилот принял верное решение?" и "Сколько прошло времени, прежде чем он нашел решение и окончил маневр?" все удачно выполнившие задание летчики ответили однозначно: "Перебрал в уме все варианты, прошло около двух минут". На самом деле на поиск решения и его выполнение понадобилось несколько секунд.

            Вспомним об изменениях масштаба времени в сновидениях. Это позволяет предположить, что в момент смертельной опасности мозг не просматривает поочередно различные версии, а обрабатывает эти версии параллельно. В сознание "к исполнению" поступает та единственная, которая ведет к спасению.

 Анализ особенностей принятия решений в условиях реальной опасности показал, что для данных ситуаций характерно следующее:

1. Решение принималось при осознании наличия опасности, необходимости действовать, в состоянии тревоги, но не страха. Глубина опасности и все последствия не рассматривались, все внимание фокусировалось исключительно на том, что следует предпринять. При этом четко представлялась конечная цель. Это состояние точно описано космонавтами Г. Береговым и В. Пономаренко в статье "Профессия одержимых" ("Коммунист", 1980, № 4), где приводится высказывание летчика - испытателя со стажем более сорока лет, считающего главным "умение в минуту опасности хладнокровно рассуждать, думая о том, что необходимо сделать, а не о том, что со мной может быть в случае неудачи. В данном случае важна высокая концентрация внимания и способность переключаться на поставленную цель.

2. Время принятия решения очень короткое (внезапное озарение), человек может даже начать действовать прежде, чем сам поймет, что решение принято верно.

3. Решение воспринимается как безусловно правильное и единственно возможное. Убежденность принявшего решение заставляет окружающих бездоказательно ему следовать (даже если решение принял неофициальный лидер группы).

4. Принятое решение в первый момент времени не объяснимо. В дальнейшем возможно: додумывание доказательств, отказ от попытки объяснить, почему решение было именно таким; если человек был один, то кроме двух первых вариантов, возможна амнезия - человек вообще не понимает и не помнит, как вышел из создавшегося положения.

5. Человек, раз осуществивший принятое решение в условиях реальной опасности (но не в состоянии парализующего ужаса), стремится повторно попасть в соответствующую ситуацию, даже если, что случается нередко, его заслуги не были признаны и его поведение в предыдущий раз не заслужило общественного поощрения и одобрения. Принятие решения (или состояния, в котором оно было принято) уже является своего рода наградой (наркотиком). Подробнее об экспериментах с летчиками "Спонтанный инсайт"

            Таким образом, скорость (мощность) процессов обработки информации может и не меняться, но за счет процесса параллельного анализа (его механизм запускается когда имеется высокая мотивация, конечная цель ясна и четко представима, и имеются способность к быстрому переключению и высокая концентрация внимания), у человека может измениться масштаб времени - ощущение времени.

 Процесс параллельного анализа с позиций нейрофизиологии похож на состояние транса в том смысле, что в обоих случаях наблюдается активация сложных нейронных сетей (образований) по сравнению с обычными состояниями. Согласованная работа сложных нейронных ансамблей наблюдается при больших эмоциях (концепция сложного мозга). В том и в другом случае меняется мощность процессов происходящих в организме, прежде всего в мозге.

Литература: 

Моисеева Н.И., Время в нас и время вне нас, Лениздад, 1991
Лебедев В.И., Личность в экстремальных ситуациях. М.: Знание, 1989. 
Лебедев В.И. Этапы психической адаптации в измененных условиях существования // Вопросы психологии, 1980, - №4. – С.50-59.
Брагина Н.Н., Доброхотова Т.А, Функциональные асимметрии человека.

Возможно, Вам это будет интересно:

Управляемый инсайт.
Спонтанный инсайт:
Список литературы о времени.
Список литературы: когнитивная психология, нейрофизиология, нейропсихология, психофизиология.
Сознание и подсознание. Субличности.
Эмоции и чувства.
Восприятие, осознание, информационная и энергетическая составляющая процессов. Научное изучение снов.


Поделиться:


ГЛАВНАЯ. О ПРОЕКТЕ. История проекта. НОВОСТИ. КОМАНДА. ПАРТНЁРЫ. ТВОРЧЕСТВО. ТЕСТЫ GO-RA. ТЕСТЫ ВИКИУМ. ВОПРОСЫ - ОТВЕТЫ. ОТЗЫВЫ. ВИДЕО и ФОТО: ТЕЛЕГРАММ-КАНАЛ. ХРОНИКИ СЕМИНАРОВ. ИНТЕРВЬЮ. ДЕМО-РЕЖИМЫ: ЗАНЯТИЯ-УПРАЖНЕНИЯ: Сеанс Анси - Москва. Биоинформационные дистанционные взаимодействия. Конструирование будущего. Самопрограммирование. 1998 - "Снежки". Синхронизация действий физических и ментальных. Перенос точки наблюдения. Поисковые режимы. Информационный след. Поединки вслепую. Трансляция состояния. Близнецовый режим. Рисование и живопись. Эксперт-операторные танцы. Трансляция образов. КА-50. Йога для начинающих. Удерживаем баланс. Дуальные загрузки. Паровозики. Ночёвка в лесу. Подготовка к ОС. Битва хоров. Левая рука. Тестирование эмоционального интеллекта и гипнабельности. СМС с закрытыми глазами. Сплочение коллектива. Переключение внимания (шарики). Читать с закрытыми глазами. ГРАФИК ОБУЧЕНИЯ. ЛЕКЦИИ и ДОП. МАТЕРИАЛЫ: "ВВОДНАЯ ЛЕКЦИЯ". "11 ПИ - РЭ. КРАТКО". "АЗБУКА ДЛЯ ЭЗОТЕРИКОВ И ГУМАНИТАРИЕВ": Отрицательное свойство точных моделей. Логический трюк Льюиса Кэролла. Мера, эталон. След. Качество-количество. Структуры: свойства объекта/субъекта. Виды движения. Процессы: Время (длительность и одновременность). Процессы: Восприятие-осознание-информация-энергия. Процессы: согласованность. Процессы: автоволны. Процессы: интерференция-голография. Процессы: Структуры-эмерджентность. Тень. Граница. "ГДЕ ЖИВЕТ ВЕРА": СВЯЗЫВАНИЕ НЕЙРОННЫХ СЕТЕЙ: Собака Павлова. Улитка. Цыплята Роуза. Синестезия с позиций нейрофизиологии. Дама с собачкой. Кабачковая икра. Мальчик и петух. В.Мессинг. Голубятня. Манипуляции: Дэйл Карнеги. Саморегуляция: Снижение сахара в крови. Обряды с позиций нейрофизиологии. ГИПНАБЕЛЬНОСТЬ и ВНУШАЕМОСТЬ: ИЗУЧЕНИЕ ГИПНАБЕЛЬНОСТИ-ВЕРИФИКАЦИЯ ЭМОЦИЙ: Эмоции. Литобзор. Материалы и методы. Серия-1: Директивный гипноз. Серия-2: Самостоятельное воспроизведение в уме событий прошлого. Тестирование гипнабельности-Стэнфордская шкала. Субъективные показатели состояний (ЯО и ИЭ). Объективные показатели состояний. ЧСС и КГР. ЭЭГ: Спектральная мощность. ЭЭГ: Когерентность. ЭЭГ: Омега комплексность. Трансформация: динамика субъективных и объективных показателей. Верификация эмоций. Гипноз без мистики: Л.П.Гримак. Гипноз и программа Феникс: В.М.Звоников. Гипноз и модельное воздействие: А.Н.Чистяков. Плацебо: "гипнабельность и результат внушения". Человек - амфибия. Как меняется восприятие под гипнозом Гипноз в криминалистике. Секреты эстрадного гипноза. Эффективность внушений: Утюг и Поход к Солнцу. Волшебный клубок (Информационный след). ИПВ под гипнозом. Влияние генома на судьбу. Они никогда отсюда не выберутся. Природа импринтинга. Феномен Маугли. Развитие психики слепоглухонемых детей в процессе формирования поведения. "ВОСПРИЯТИЕ и ОСОЗНАНИЕ": Роль точных соответсвий. Важность кинестетических впечатлений. Вольф Мессинг. Поверхностное понимание. Восприятие-осознание-информация-энергия. Восприятие процессов. Поцарапанное небо. Мерность восприятия и геометрия. 6-мерная Вселенная Р.Бартини. АЧХ: длительность и мощность сигналов (зрение и слух). Зрение. Число кадров в секунду. Мощность процессов и восприятие. Зависимость восприятия процессов от эмоций. Субсенсорное восприятие. Тактильно-зрительный аппарат. Способы изменения восприятия и мышления. ЭМОЦИИ и ЧУВСТВА: Что чувствует амеба в горячей воде. Эмоции и чувства на примере рыбалки. Триггер. Сознание и подсознание: Субличности. Сканирование узких сегментов подсознания. Переход А-Д | Д-А. Визуальные иллюзии: точка наблюдения. "ПОЛЯ - НАЛЕВО, ПОЛЯ - НАПРАВО": Спонтанный инсайт. Управляемый инсайт. Квантовая запутанность между частицами. Нелокальные биоинформационные взаимодействия. Фильм "Вода". Хосе Дельгадо: Дистанционное воздействие ЭМП на мозг животных. Дистанционное воздействие магнитными полями на геном. Влияние ЭМП мм диапазона на человека. Что такое биополе. Калибровка моделей. Дальновидение. В. Мессинг и Б.Хмельницкий. Таежные сны. ИПВ под гипнозом. Общение с животными без слов. Шамбала, Сейд-озеро, "Высший разум". Характеристики ЭЭГ у экстрасенсов. Н.П.Бехтерева: Мозг человека и сверхвозможности. Мысленное воздействие. "ЧТО ПРИСНИЛОСЬ ЧЕРНОМУ КОРОЛЮ": НАУЧНОЕ ИЗУЧЕНИЕ СНОВ: Сон прочитан и расшифрован. Природа осознанных сновидений. И.Пигарев: Висцеральная теория сна. Восприятие "времени" в различных состояниях. ОС - ПАТРИЦИЯ ГАРФИЛД. ОС - КАРЛОС КАСТАНЕДА. ОС -ДУАЛЬНЫЕ ЗАГРУЗКИ. ПРИМЕРЫ СНОВ И ИХ РАСШИФРОВКА: М.Захаров: Осознанные сны. Сны. А.Чистяков: 1967. Двойное разочарование. 1969: Незваный гость. 1969: Человек - амфибия. 1976: Думать во сне, Многовариантность. 1976: Остановка сердца и дыхания. 1983: Группа крови. 1994: Афоня. 1994: Самурай и 6 спинингов. 1996: Встреча с В.Самойловым во Внуково. 1996: Таежные сны. 1997: Моя мама - Штирлиц. 1998: Чужие сны. 2006: Быть Андрэ Моруа. 2010: Авария, Каховка. 2011: Новый уровень сложности. 2012: К.П.Пузо. 2014: Женщина с косой и МЧС. 2014: Грибник. 2015: Незнайка на Луне. 2016: Двойное связывание. 2016: Сломанная роза. 2020: Ушедшие раньше нас. 2020: Ангел - хранитель. 2021: День знаний. Сны. И.Галинко: 2020: Блендер. 2021: Некролог отменяется. 2020: Потоп. Сны. С.Ильина. 2019: Загрузка в будущее. 2019: Ураган и инсульт родственницы. Сны. Н.Колчанова: 1994: Поездка на семинар к БЕЗ. 1995: Не выключенная плита. 2020: В гости во сне. Н.Коробова: Туфли. В.Волчкова: Дежавю. С.Слипченко: Подарок сына. А.Шароватов: Находка клада. Г.Чередниченко: Космические яйца. К.Карасёв: Батька. Ю.Меньшова: Во сне и наяву. Б.Золотов: Фантик. О.Бурматова: Корейская ракета. О.Норин: Дубль, излечение во сне. О.Сколозубова: Тесть. Магазин Океан. Модель прогнозирования землетрясений. "ЧТО ТАКОЕ - Х, ЧТО ТАКОЕ - П" ("ВСЕ ЛИ У НАС ДОМА"): Чувство справедливости у обезьян и человека. Роль капитала в 21 веке. Признаки плутократии. Делать вовремя. Эксперимент Розенхана. Мы изменили диагноз "ЧУЖАЯ ДУША - ПОТЕМКИ": Вcтречи с ДАлай-Ламой XIV/ С.Гроф: Капитан и боцман. Стихи от В.Высоцкого. Шамбала, Сейд-озеро, "высший разум". О.Петрова:Провал в прошлое. Кукушка: Возвращение души. Интервью с Б.Вебером. Быть Андрэ Моруа. Мистики и маги Тибета - ч.1. Мистики и маги Тибета. -ч.2. Душа и системы с ИИ. ТЕОРИЯ ИГР: Камень, ножницы, бумага. Теория игр. Кратко. Игра "Жизнь" (Conway). "НАЗАД В СВЕТЛОЕ БУДУЩЕЕ": Самопрограммирование. ИСС. Двойное связывание. Многовариантность. Ле Цзы: Учитель и колдун. ЦРУ: Кентавры для предсказания будущего. А.Вайно: Образ Победы. "11 ПИ-РЭ. ПОДРОБНО": АВТОР: ИГРОВОЕ ПОЛЕ: ПРАВИЛА ИГР и БОЛЬШИЕ ПРАВИЛА: УЧАСТНИКИ: Убеждения-ценности-идеалы-картина мира: И.Комиссаров: Генерал всех карьеров. В.Ю.Катасонов: Блеф Западного благополучия. О новом человек и педагогических системах. Лавуазье: влияние личного опыта на убеждения. Факторы, влияющие на успеваемость. Почему внушения не всегда действуют. Эффект Барнума. История Альфреда Джулса Айера. Почему он так поступает. Воспитание патриотизма в Бельгии. Легальный и нелегальный бизнес. Разговор с пограничником. Анатолий Васильевич и ЧОП. Памяти Чубайса. Магический рэкет. Разговор у костра (Иди, я прикрою). Желания-потребности-мотивы: Достижение Желаний любой ценой. Воображение: перенос точки наблюдения. Считываем информацию или воздействуем информационно. Действия физические: 250 км за 5 дней бегом по Сахаре. Алексей Молчанов: погружение в глубину без акваланга. Синхронизация действий физических и мышления. Делать вовремя (своевременно). Кровь - средство от смерти. Эффективное средство для развития мозга. Внешние ресурсы и Деньги: В.Ю.Катасонов: Кто сорвет главный куш. Мировые финансы. Т.Пикетти: Роль капитала в 21 веке. М.Юрьев: Деньги и мировой порядок. Дж.Гэлбрэйт: Экономика невинного обмана. А.Дугин: Идея - самое грозное оружие. К.Сивков: Мировая война - как выход из глобального кризиса. Дж.Эймс: Имперская экономика США. М.Хазин: Теория кризиса. И.Шамир: ФРС напечатала 16 трлн долларов. А.Ручьёв: Война валют. Золото и золотой стандарт. В.А.Галеев: Секреты Сталинской экономики. Отрицательные деньги. Русская модель для сборки. Внутренние ресурсы: Знания: Модели - это описания. Отрицательное свойство точных моделей. Что изучает математика. Пример поверхностного суждения. Зубрить или понимать. Знаки и символы. Навыки и умения (Автоматизмы). Когнитивные способности: Внимание: Погружение в глубину без акваланга. Тренировка и оценка внимания у космонавтов. Тренировка внимания у музыкантов. Тренировка внимания у "Лучников". Память. Связывание нейронных сетей (Улитка). Восприятие и осознание - Эмоции и чувства. Сознание и подсказки подсознания. Нейронные сети - Оптогенетика. Подсознание субличности. Мышление: Базовые мыслительные операции. Логический трюк Льюиса Кэролла (главное и второстепенное). Парадокс Пиаже. Причинно-следственные связи. Виды мышления. Понятийное мышление (Л.С.Выготский). Упражнения и тренировки. Гении и просто таланты. Анри Пуанкаре. Роберто Бартини. Лев Термен. Игорь Стаханов - Шаровые молнии. Юрий Кнорозов. Гении и таланты - нейрофизиологический аспект. Мацкевич Вадим. - война в Корее. Алексей Гарагашьянц. Елена Юрьевна Огаркова. Ошибки интерпретаций. Корпускулярно-волновой дуализм. Ошибки мышления у космонавтов. Жадность или неумение думать. Невероятная рыбалка на Кольском. Памяти Чубайса. Моделирование - Действия модельные: Чувствуем или формируем событие? Траекторное управление. Модельное восприятие: Восприятие и осознание информации. Нелокализм - Биоинформационные дистанционные взаимодействия. Поисковые режимы. "Волшебный клубок". Примеры модельного восприятия информации у летчиков. "Машина времени" - История предмета. Примеры модельного восприятия информации во сне. Тест на проверку способности к субсенсорному восприятию информации. Модельное воздействие: Каталепсия. "Меч-кладенец". Трансляция состояния. 1995.12. - Бильярд. "Сучок и уголёк" Модельное и техногенное воздействие: 2015-2018 - Метео. 2015.08. - Югра. 2016.04. - Бухарест. 2019.08. - Байкал. Метео Техногенные факторы: Повелитель погоды - Л.Похмельных. Технология для ОАЭ. Кража дождя. Загадочный Чарльз Хэтфилд. Результат-Душевное состояние: Чувство справедливости у обезьян. Министерство счастья в Бутане. Счастье по представлениям молодежи. Богатые, но недовольные. Для счастья нужно так немного. Эмоции и чувства. "КАК СТАТЬ БЕЛОЙ КОРОЛЕВОЙ": ЛИТЕРАТУРА: РЕКОМЕНДОВАННЫЕ ФИЛЬМЫ.
ГЛАВНАЯ. О ПРОЕКТЕ. История проекта. НОВОСТИ. КОМАНДА. ПАРТНЁРЫ. ТВОРЧЕСТВО. ТЕСТЫ GO-RA. ТЕСТЫ ВИКИУМ. ВОПРОСЫ - ОТВЕТЫ. ОТЗЫВЫ. ВИДЕО и ФОТО: ТЕЛЕГРАММ-КАНАЛ. ХРОНИКИ СЕМИНАРОВ. ИНТЕРВЬЮ. ДЕМО-РЕЖИМЫ: ЗАНЯТИЯ-УПРАЖНЕНИЯ: Сеанс Анси - Москва. Биоинформационные дистанционные взаимодействия. Конструирование будущего. Самопрограммирование. 1998 - "Снежки". Синхронизация действий физических и ментальных. Перенос точки наблюдения. Поисковые режимы. Информационный след. Поединки вслепую. Трансляция состояния. Близнецовый режим. Рисование и живопись. Эксперт-операторные танцы. Трансляция образов. КА-50. Йога для начинающих. Удерживаем баланс. Дуальные загрузки. Паровозики. Ночёвка в лесу. Подготовка к ОС. Битва хоров. Левая рука. Тестирование эмоционального интеллекта и гипнабельности. СМС с закрытыми глазами. Сплочение коллектива. Переключение внимания (шарики). Читать с закрытыми глазами. ГРАФИК ОБУЧЕНИЯ. ЛЕКЦИИ и ДОП. МАТЕРИАЛЫ: "ВВОДНАЯ ЛЕКЦИЯ". "11 ПИ - РЭ. КРАТКО". "АЗБУКА ДЛЯ ЭЗОТЕРИКОВ И ГУМАНИТАРИЕВ": Отрицательное свойство точных моделей. Логический трюк Льюиса Кэролла. Мера, эталон. След. Качество-количество. Структуры: свойства объекта/субъекта. Виды движения. Процессы: Время (длительность и одновременность). Процессы: Восприятие-осознание-информация-энергия. Процессы: согласованность. Процессы: автоволны. Процессы: интерференция-голография. Процессы: Структуры-эмерджентность. Тень. Граница. "ГДЕ ЖИВЕТ ВЕРА": СВЯЗЫВАНИЕ НЕЙРОННЫХ СЕТЕЙ: Собака Павлова. Улитка. Цыплята Роуза. Синестезия с позиций нейрофизиологии. Дама с собачкой. Кабачковая икра. Мальчик и петух. В.Мессинг. Голубятня. Манипуляции: Дэйл Карнеги. Саморегуляция: Снижение сахара в крови. Обряды с позиций нейрофизиологии. ГИПНАБЕЛЬНОСТЬ и ВНУШАЕМОСТЬ: ИЗУЧЕНИЕ ГИПНАБЕЛЬНОСТИ-ВЕРИФИКАЦИЯ ЭМОЦИЙ: Эмоции. Литобзор. Материалы и методы. Серия-1: Директивный гипноз. Серия-2: Самостоятельное воспроизведение в уме событий прошлого. Тестирование гипнабельности-Стэнфордская шкала. Субъективные показатели состояний (ЯО и ИЭ). Объективные показатели состояний. ЧСС и КГР. ЭЭГ: Спектральная мощность. ЭЭГ: Когерентность. ЭЭГ: Омега комплексность. Трансформация: динамика субъективных и объективных показателей. Верификация эмоций. Гипноз без мистики: Л.П.Гримак. Гипноз и программа Феникс: В.М.Звоников. Гипноз и модельное воздействие: А.Н.Чистяков. Плацебо: "гипнабельность и результат внушения". Человек - амфибия. Как меняется восприятие под гипнозом Гипноз в криминалистике. Секреты эстрадного гипноза. Эффективность внушений: Утюг и Поход к Солнцу. Волшебный клубок (Информационный след). ИПВ под гипнозом. Влияние генома на судьбу. Они никогда отсюда не выберутся. Природа импринтинга. Феномен Маугли. Развитие психики слепоглухонемых детей в процессе формирования поведения. "ВОСПРИЯТИЕ и ОСОЗНАНИЕ": Роль точных соответсвий. Важность кинестетических впечатлений. Вольф Мессинг. Поверхностное понимание. Восприятие-осознание-информация-энергия. Восприятие процессов. Поцарапанное небо. Мерность восприятия и геометрия. 6-мерная Вселенная Р.Бартини. АЧХ: длительность и мощность сигналов (зрение и слух). Зрение. Число кадров в секунду. Мощность процессов и восприятие. Зависимость восприятия процессов от эмоций. Субсенсорное восприятие. Тактильно-зрительный аппарат. Способы изменения восприятия и мышления. ЭМОЦИИ и ЧУВСТВА: Что чувствует амеба в горячей воде. Эмоции и чувства на примере рыбалки. Триггер. Сознание и подсознание: Субличности. Сканирование узких сегментов подсознания. Переход А-Д | Д-А. Визуальные иллюзии: точка наблюдения. "ПОЛЯ - НАЛЕВО, ПОЛЯ - НАПРАВО": Спонтанный инсайт. Управляемый инсайт. Квантовая запутанность между частицами. Нелокальные биоинформационные взаимодействия. Фильм "Вода". Хосе Дельгадо: Дистанционное воздействие ЭМП на мозг животных. Дистанционное воздействие магнитными полями на геном. Влияние ЭМП мм диапазона на человека. Что такое биополе. Калибровка моделей. Дальновидение. В. Мессинг и Б.Хмельницкий. Таежные сны. ИПВ под гипнозом. Общение с животными без слов. Шамбала, Сейд-озеро, "Высший разум". Характеристики ЭЭГ у экстрасенсов. Н.П.Бехтерева: Мозг человека и сверхвозможности. Мысленное воздействие. "ЧТО ПРИСНИЛОСЬ ЧЕРНОМУ КОРОЛЮ": НАУЧНОЕ ИЗУЧЕНИЕ СНОВ: Сон прочитан и расшифрован. Природа осознанных сновидений. И.Пигарев: Висцеральная теория сна. Восприятие "времени" в различных состояниях. ОС - ПАТРИЦИЯ ГАРФИЛД. ОС - КАРЛОС КАСТАНЕДА. ОС -ДУАЛЬНЫЕ ЗАГРУЗКИ. ПРИМЕРЫ СНОВ И ИХ РАСШИФРОВКА: М.Захаров: Осознанные сны. Сны. А.Чистяков: 1967. Двойное разочарование. 1969: Незваный гость. 1969: Человек - амфибия. 1976: Думать во сне, Многовариантность. 1976: Остановка сердца и дыхания. 1983: Группа крови. 1994: Афоня. 1994: Самурай и 6 спинингов. 1996: Встреча с В.Самойловым во Внуково. 1996: Таежные сны. 1997: Моя мама - Штирлиц. 1998: Чужие сны. 2006: Быть Андрэ Моруа. 2010: Авария, Каховка. 2011: Новый уровень сложности. 2012: К.П.Пузо. 2014: Женщина с косой и МЧС. 2014: Грибник. 2015: Незнайка на Луне. 2016: Двойное связывание. 2016: Сломанная роза. 2020: Ушедшие раньше нас. 2020: Ангел - хранитель. 2021: День знаний. Сны. И.Галинко: 2020: Блендер. 2021: Некролог отменяется. 2020: Потоп. Сны. С.Ильина. 2019: Загрузка в будущее. 2019: Ураган и инсульт родственницы. Сны. Н.Колчанова: 1994: Поездка на семинар к БЕЗ. 1995: Не выключенная плита. 2020: В гости во сне. Н.Коробова: Туфли. В.Волчкова: Дежавю. С.Слипченко: Подарок сына. А.Шароватов: Находка клада. Г.Чередниченко: Космические яйца. К.Карасёв: Батька. Ю.Меньшова: Во сне и наяву. Б.Золотов: Фантик. О.Бурматова: Корейская ракета. О.Норин: Дубль, излечение во сне. О.Сколозубова: Тесть. Магазин Океан. Модель прогнозирования землетрясений. "ЧТО ТАКОЕ - Х, ЧТО ТАКОЕ - П" ("ВСЕ ЛИ У НАС ДОМА"): Чувство справедливости у обезьян и человека. Роль капитала в 21 веке. Признаки плутократии. Делать вовремя. Эксперимент Розенхана. Мы изменили диагноз "ЧУЖАЯ ДУША - ПОТЕМКИ": Вcтречи с ДАлай-Ламой XIV/ С.Гроф: Капитан и боцман. Стихи от В.Высоцкого. Шамбала, Сейд-озеро, "высший разум". О.Петрова:Провал в прошлое. Кукушка: Возвращение души. Интервью с Б.Вебером. Быть Андрэ Моруа. Мистики и маги Тибета - ч.1. Мистики и маги Тибета. -ч.2. Душа и системы с ИИ. ТЕОРИЯ ИГР: Камень, ножницы, бумага. Теория игр. Кратко. Игра "Жизнь" (Conway). "НАЗАД В СВЕТЛОЕ БУДУЩЕЕ": Самопрограммирование. ИСС. Двойное связывание. Многовариантность. Ле Цзы: Учитель и колдун. ЦРУ: Кентавры для предсказания будущего. А.Вайно: Образ Победы. "11 ПИ-РЭ. ПОДРОБНО": АВТОР: ИГРОВОЕ ПОЛЕ: ПРАВИЛА ИГР и БОЛЬШИЕ ПРАВИЛА: УЧАСТНИКИ: Убеждения-ценности-идеалы-картина мира: И.Комиссаров: Генерал всех карьеров. В.Ю.Катасонов: Блеф Западного благополучия. О новом человек и педагогических системах. Лавуазье: влияние личного опыта на убеждения. Факторы, влияющие на успеваемость. Почему внушения не всегда действуют. Эффект Барнума. История Альфреда Джулса Айера. Почему он так поступает. Воспитание патриотизма в Бельгии. Легальный и нелегальный бизнес. Разговор с пограничником. Анатолий Васильевич и ЧОП. Памяти Чубайса. Магический рэкет. Разговор у костра (Иди, я прикрою). Желания-потребности-мотивы: Достижение Желаний любой ценой. Воображение: перенос точки наблюдения. Считываем информацию или воздействуем информационно. Действия физические: 250 км за 5 дней бегом по Сахаре. Алексей Молчанов: погружение в глубину без акваланга. Синхронизация действий физических и мышления. Делать вовремя (своевременно). Кровь - средство от смерти. Эффективное средство для развития мозга. Внешние ресурсы и Деньги: В.Ю.Катасонов: Кто сорвет главный куш. Мировые финансы. Т.Пикетти: Роль капитала в 21 веке. М.Юрьев: Деньги и мировой порядок. Дж.Гэлбрэйт: Экономика невинного обмана. А.Дугин: Идея - самое грозное оружие. К.Сивков: Мировая война - как выход из глобального кризиса. Дж.Эймс: Имперская экономика США. М.Хазин: Теория кризиса. И.Шамир: ФРС напечатала 16 трлн долларов. А.Ручьёв: Война валют. Золото и золотой стандарт. В.А.Галеев: Секреты Сталинской экономики. Отрицательные деньги. Русская модель для сборки. Внутренние ресурсы: Знания: Модели - это описания. Отрицательное свойство точных моделей. Что изучает математика. Пример поверхностного суждения. Зубрить или понимать. Знаки и символы. Навыки и умения (Автоматизмы). Когнитивные способности: Внимание: Погружение в глубину без акваланга. Тренировка и оценка внимания у космонавтов. Тренировка внимания у музыкантов. Тренировка внимания у "Лучников". Память. Связывание нейронных сетей (Улитка). Восприятие и осознание - Эмоции и чувства. Сознание и подсказки подсознания. Нейронные сети - Оптогенетика. Подсознание субличности. Мышление: Базовые мыслительные операции. Логический трюк Льюиса Кэролла (главное и второстепенное). Парадокс Пиаже. Причинно-следственные связи. Виды мышления. Понятийное мышление (Л.С.Выготский). Упражнения и тренировки. Гении и просто таланты. Анри Пуанкаре. Роберто Бартини. Лев Термен. Игорь Стаханов - Шаровые молнии. Юрий Кнорозов. Гении и таланты - нейрофизиологический аспект. Мацкевич Вадим. - война в Корее. Алексей Гарагашьянц. Елена Юрьевна Огаркова. Ошибки интерпретаций. Корпускулярно-волновой дуализм. Ошибки мышления у космонавтов. Жадность или неумение думать. Невероятная рыбалка на Кольском. Памяти Чубайса. Моделирование - Действия модельные: Чувствуем или формируем событие? Траекторное управление. Модельное восприятие: Восприятие и осознание информации. Нелокализм - Биоинформационные дистанционные взаимодействия. Поисковые режимы. "Волшебный клубок". Примеры модельного восприятия информации у летчиков. "Машина времени" - История предмета. Примеры модельного восприятия информации во сне. Тест на проверку способности к субсенсорному восприятию информации. Модельное воздействие: Каталепсия. "Меч-кладенец". Трансляция состояния. 1995.12. - Бильярд. "Сучок и уголёк" Модельное и техногенное воздействие: 2015-2018 - Метео. 2015.08. - Югра. 2016.04. - Бухарест. 2019.08. - Байкал. Метео Техногенные факторы: Повелитель погоды - Л.Похмельных. Технология для ОАЭ. Кража дождя. Загадочный Чарльз Хэтфилд. Результат-Душевное состояние: Чувство справедливости у обезьян. Министерство счастья в Бутане. Счастье по представлениям молодежи. Богатые, но недовольные. Для счастья нужно так немного. Эмоции и чувства. "КАК СТАТЬ БЕЛОЙ КОРОЛЕВОЙ": ЛИТЕРАТУРА: РЕКОМЕНДОВАННЫЕ ФИЛЬМЫ.