Развивая внимание, память, мышление, вы развиваете интуицию!
Проект «Go-Ra»
Изучение факторов, влияющих на качество решений, принимаемых
в условиях неопределенности.

Мера, эталон.

Мера — это то, с чем мы сравниваем выбранный объект или процесс. 

Скажите, чем можно измерять длину помещения, в котором вы находитесь? Верно, чем угодно, главное, чтобы это "что угодно" имело длину, т.е. аналогичное свойство (качество). Можно использовать для этой цели башмаки, попугаев, удавов, спичечный коробок, рельс, правда, это не совсем удобно, и т. д.

В некотором смысле, можно сказать, что результат измерения длины, произвольно взятого помещения, может иметь бесконечную величину. Все зависит от того, с чем мы будем его сравнивать, или что выберем в качестве меры. Длина помещения может составить 33 зеленых попугая, 165 спичечных коробков, 0,5 рельса и т. д.

А чем отличается мера от эталона? Зачем пришлось вводить эталоны? Почему национальные меры длин и весов (аршины, версты, сажени, вершки, мили, футы, дюймы и т. д.) уступают место универсальным, например, единицам измерения системы СИ?

Ответ очевиден - так удобнее (принцип минимакса). Ведь если пользоваться разными мерами при работе с одним и тем же объектом (процессом), мы получим разные результаты, а это повод для не понимания, предлог для конфликта. Вот и появился эталон, как общепринятая мера. На смену локтям и футам, верстам и милям приходят сантиметры, метры и километры.

Правда, есть нюансы. Представим, что вам пришлось измерять «удава», используя в качестве меры «попугая». Причем сделать это пришлось несколько раз. Вполне возможно, что после завтрака может получиться 32 попугая, после обеда - 38, а после ужина - 31 попугай.

Спрашивается, в чем дело? Удав до обеда рос, а перед ужином ему откусил хвост крокодил Гена? Или, может быть, Гена откусил хвост вовсе не удаву, а попугаю и не перед ужином, а перед обедом?

Задача непростая, но выход найти, конечно, можно. Если мы хотим знать точно, как изменяется «удав», то нам придется брать для этой цели «старого попугая», или одевать его в рыцарские доспехи, чтобы крокодил Гена ничего не откусил. Спрашивается: почему попугай должен быть «старым»?

Ответ: потому, что в этом случае его длина изменяется медленнее, чем то, что мы измеряем. Как известно «старые» попугаи, да и не только они, перестают расти или делают это очень медленно, практически незаметно.

Но это еще не все. Представим себе обратную ситуацию - удавом надо измерить попугая. Скорее всего, что против таких экспериментов выступили бы единым фронтом, как сам удав, так и общество защиты животных. Из приведенного выше примера становится ясно, что эталон должен быть не только «старым», «маленьким», «легким», но и удобным в применении. На практике для того, чтобы эталоны менялись медленно, используют специально созданные условия для их хранения: по температуре, влажности, газовому составу и т. д.       

Эталон — это общепринятая мера, отвечающая двум условиям:

1. Он должен меняться медленнее, чем измеряемый объект (процесс).
2. Он должен быть легче, короче, меньше и т.д., чем измеряемый объект (процесс).

Житейский пример на тему: чем эталон отличается от меры.

В 2004 году мы были на рыбалке на Кольском полуострове.  Ловили харюзов, сигов, окуня, но однажды нам попалась очень приличная щука, а весов у нас с собой не было. Выход нашли быстро. У нас с собой была тушенка, банки с супами, макароны, гручка и т.д., и пустые ведра. Сделали коромысло. Привязали к концам пустые ведра. Уравновесили конструкцию, а затем в одно ведро мы положили щуку, а в другое стали складывать банки. Когда ведра снова уравновесились, мы посчитали вес всех банок и круп. Щука оказалась чуть больше 9 кг. На сколько? Это уже вопрос о точности.
С тех пор мы берем на рыбалку электронные весы. Щуки, на фото были сняты в 2005 году там же, но их вес был зафиксирован с помощью весов.

Кстати, на вопрос из области психологии: почему люди вступают в конфликты? Можно ответить так: они подходят к одной и той же ситуации с разными мерками (мерами), и некоторые из них считают именно свою меру (картинку мира, убеждения) - эталонной (правильной, единственно верной).

О том, как соотносятся понятия длина и длительность (время) можно посмотреть здесь. Вопрос о возникновении моделей-репрезентаций, коммутации моделей, истинном взаимопонимании будет рассмотрен в других темах.

Автор текстак.п.н. А.Н.Чистяков

Поделиться:


Видео и фото: Интервью. Телеграмм-канал. Хроники семинаров. Практики выходного дня. Демо-режимы: Управляемый инсайт - близнецовый режим. Информационный след. Летучая мышь. "Телепатия". Биоинформационные дистанционные взаимодействия. Поисковый режим. Спящая красавица. Траекторное управление. Занятия-упражнения: Сеанс Анси-Москва. Поединки вслепую. Дуальные загрузки. Конструирование будущего - самопрограммирование. Трансляция состояния. Синхронизация действий и мышления. Перенос точки наблюдения. Эксперт-операторные танцы. Трансляция образов. Йога для начинающих. КА-50. Паровозики. Ночевка в лесу. В поисках равновесия. Битва хоров. Проверка огнем. Сплочение коллектива. Переключение внимания. Читать с закрытыми глазами. Смс-сообщение. Доп.материалы к лекциям: Как варить суп. 11 ПИ-РЭ. Кратко. Азбука для эзотериков: След. Тень. Мера и эталон. Качества-способности-навыки-умения. Структуры-свойства. Эмерджентность. Время (длительность и одновременность). Автоволновые процессы. Восприятие-осознание-информация и энергия. Голография-интерференция. Согласованность. Что изучает математика. Где живет Вера: Связывание нейронных сетей: Собака Павлова. Цыплята Роуза. Дама с собачкой. Мальчик и петух. Голубятня. Кабачковая икра. Сучок и уголек. Сахар в крови. Влияние среды на будущее. Фиолетовый арбуз. Гипнабельность и внушаемость: Плацебо. Природа эмоций. Символ удачи. Самопрограммирование. Восприятие: АЧХ слуха и зрения. Способы изменения восприятия и мышления - ИСС. Перенос точки наблюдения. Восприятие процессов. Зависимость восприятия от эмоций. А - Д | Д - А. 6-мерная Вселенная. Поля - налево, поля - направо: Спонтанный инсайт. Управляемый инсайт. Мозг человека - сверхвозможности и запреты. Биополе глазами физика. Биоинформационные дистанционные взаимодействия. Калибровка моделей. ИПВ под гипнозом. Что приснилось ЧК: Научное изучение снов. Восприятие времени во сне. Примеры снов и их расшифровка. ОС - Патриция Гарфилд. ОС - Карлос Кастанеда. Практические занятия по ОС. Дуальные загрузки. Что такое - Х, что такое - П: Роль капитала в 21 веке. Признаки плутократии. Чувство справедливости у обезьян и человека. Делать вовремя. Эксперимент Розенхана. Мы изменили диагноз. Все ли у нас дома: Чужая душа - Потемкин: Встреча ученых с Далай-ламой XIV. Как я была Дж.Фордом. Интервью с Бернаром Вебером. Быть Андрэ Моруа. Мистики и маги Тибета. Ч.1. Мистики и маги тТибета. Ч.2. Стихи под диктовку "Владимира Высоцкого". С.Гроф - "Капитан и боцман". Кукушка. Игра "Жизнь" (Conway). Назад в светлое будущее: Самопрограммирование. Измененные состояния сознания. Двойное связывание. Многовариантность. Кровь - средство от смерти. 11 ПИ-РЭ. Подробно: Автор: Игровое Поле. Большие правила: Участники: Убеждения-ценности-идеалы: Лавуазье - значение личного опыта. Утюг и Поход к Солнцу. Успеваемость в школе. Разговор с пограничником. Почему внушения не всегда действуют. Эффект Барнума. Случай с Альфредом Джусом Айером. Почему он так поступает? Воспитание в Бельгии. Разговор у костра. О новом человеке и педагогических системах. Анатолий Васильевич и ЧОП. Памяти Чубайса. Желания-потребности-намерения: Действия физические: Внешние ресурсы: Отрицательные деньги. Золото и золотой стандарт. Секреты Сталинской экономики. Как устроены мировые финансы. Блеф западного благополучия. Русская модель для сборки. Внутренние ресурсы: Знания. Что изучает математика. Отрицательное свойство точных моделей. Пример поверхностного суждения. Знаки и символы. Навыки и умения. Когнитивные способности. Внимание. Память. Мышление. Причинно-следственные связи. Логический трюк Льюиса Кэролла. Понятийное мышление - Парадокс Пиаже. Базовые операции мышления. Понятийное мышление - Л.С.Выготский. Ошибки интерпретаций. Корпускулярно-волновой дуализм. Ошибки мышления у космонавтов. Жадность или глупость. "Накаркал" (считываем или воздействуем). Как меняют мышление занятия музыкой. Упражнения от мистиков и магов Тибета. Развитие воображения. Синестезия - звучащие краски. Гении и таланты. Особенности мышления у шахматистов. Быстрее калькулятора. Моделирование - Действия модельные. Волшебный клубок. Результат-Душевное состояние: Как стать Белой Королевой: Литература. Рекомендованные фильмы.
Видео и фото: Интервью. Телеграмм-канал. Хроники семинаров. Практики выходного дня. Демо-режимы: Управляемый инсайт - близнецовый режим. Информационный след. Летучая мышь. "Телепатия". Биоинформационные дистанционные взаимодействия. Поисковый режим. Спящая красавица. Траекторное управление. Занятия-упражнения: Сеанс Анси-Москва. Поединки вслепую. Дуальные загрузки. Конструирование будущего - самопрограммирование. Трансляция состояния. Синхронизация действий и мышления. Перенос точки наблюдения. Эксперт-операторные танцы. Трансляция образов. Йога для начинающих. КА-50. Паровозики. Ночевка в лесу. В поисках равновесия. Битва хоров. Проверка огнем. Сплочение коллектива. Переключение внимания. Читать с закрытыми глазами. Смс-сообщение. Доп.материалы к лекциям: Как варить суп. 11 ПИ-РЭ. Кратко. Азбука для эзотериков: След. Тень. Мера и эталон. Качества-способности-навыки-умения. Структуры-свойства. Эмерджентность. Время (длительность и одновременность). Автоволновые процессы. Восприятие-осознание-информация и энергия. Голография-интерференция. Согласованность. Что изучает математика. Где живет Вера: Связывание нейронных сетей: Собака Павлова. Цыплята Роуза. Дама с собачкой. Мальчик и петух. Голубятня. Кабачковая икра. Сучок и уголек. Сахар в крови. Влияние среды на будущее. Фиолетовый арбуз. Гипнабельность и внушаемость: Плацебо. Природа эмоций. Символ удачи. Самопрограммирование. Восприятие: АЧХ слуха и зрения. Способы изменения восприятия и мышления - ИСС. Перенос точки наблюдения. Восприятие процессов. Зависимость восприятия от эмоций. А - Д | Д - А. 6-мерная Вселенная. Поля - налево, поля - направо: Спонтанный инсайт. Управляемый инсайт. Мозг человека - сверхвозможности и запреты. Биополе глазами физика. Биоинформационные дистанционные взаимодействия. Калибровка моделей. ИПВ под гипнозом. Что приснилось ЧК: Научное изучение снов. Восприятие времени во сне. Примеры снов и их расшифровка. ОС - Патриция Гарфилд. ОС - Карлос Кастанеда. Практические занятия по ОС. Дуальные загрузки. Что такое - Х, что такое - П: Роль капитала в 21 веке. Признаки плутократии. Чувство справедливости у обезьян и человека. Делать вовремя. Эксперимент Розенхана. Мы изменили диагноз. Все ли у нас дома: Чужая душа - Потемкин: Встреча ученых с Далай-ламой XIV. Как я была Дж.Фордом. Интервью с Бернаром Вебером. Быть Андрэ Моруа. Мистики и маги Тибета. Ч.1. Мистики и маги тТибета. Ч.2. Стихи под диктовку "Владимира Высоцкого". С.Гроф - "Капитан и боцман". Кукушка. Игра "Жизнь" (Conway). Назад в светлое будущее: Самопрограммирование. Измененные состояния сознания. Двойное связывание. Многовариантность. Кровь - средство от смерти. 11 ПИ-РЭ. Подробно: Автор: Игровое Поле. Большие правила: Участники: Убеждения-ценности-идеалы: Лавуазье - значение личного опыта. Утюг и Поход к Солнцу. Успеваемость в школе. Разговор с пограничником. Почему внушения не всегда действуют. Эффект Барнума. Случай с Альфредом Джусом Айером. Почему он так поступает? Воспитание в Бельгии. Разговор у костра. О новом человеке и педагогических системах. Анатолий Васильевич и ЧОП. Памяти Чубайса. Желания-потребности-намерения: Действия физические: Внешние ресурсы: Отрицательные деньги. Золото и золотой стандарт. Секреты Сталинской экономики. Как устроены мировые финансы. Блеф западного благополучия. Русская модель для сборки. Внутренние ресурсы: Знания. Что изучает математика. Отрицательное свойство точных моделей. Пример поверхностного суждения. Знаки и символы. Навыки и умения. Когнитивные способности. Внимание. Память. Мышление. Причинно-следственные связи. Логический трюк Льюиса Кэролла. Понятийное мышление - Парадокс Пиаже. Базовые операции мышления. Понятийное мышление - Л.С.Выготский. Ошибки интерпретаций. Корпускулярно-волновой дуализм. Ошибки мышления у космонавтов. Жадность или глупость. "Накаркал" (считываем или воздействуем). Как меняют мышление занятия музыкой. Упражнения от мистиков и магов Тибета. Развитие воображения. Синестезия - звучащие краски. Гении и таланты. Особенности мышления у шахматистов. Быстрее калькулятора. Моделирование - Действия модельные. Волшебный клубок. Результат-Душевное состояние: Как стать Белой Королевой: Литература. Рекомендованные фильмы.