03.01.-09.01.25, Изумруд А.Непритворенный
13.-18.10.24, Яхрома А.Чистяков
20.01.-30.01.25, WWW.
"Прошлые жизни. Странные дети".
Отличаются ли дети с воспоминаниями о прошлых жизнях психологически от детей без таких воспоминаний? Эрлендур Харальдссон систематически исследовал эту возможность, проводя психологические тесты для детей и их матерей, а также для учителей, которые их хорошо знали, в Шри-Ланке и Ливане. Подобные исследования проводились в Индии и США. Эти исследования показали, что дети с воспоминаниями о прошлых жизнях действительно отличаются от своих сверстников в нескольких отношениях.
ВведениеМногие маленькие дети во всем мире утверждают, что помнят, что в предыдущих жизнях они были другими людьми. Об этих утверждениях сообщалось на протяжении веков, но систематическое изучение их как доказательств реинкарнации началось только в 1960-х годах с исследований Яна Стивенсона.
Исследователь реинкарнации Джеймс Мэтлок показал, что память о прошлых жизнях имеет много характеристик памяти о настоящей жизни: как и воспоминания о настоящей жизни, воспоминания о прошлой жизни часто связаны с видимыми, услышанными или обоняемыми вещами; воспоминания прошлой жизни имеют тенденцию группироваться вокруг последних лет, месяцев или дней предыдущей жизни, обнаруживая « эффект новизны, и они могут относиться к расцвету жизни, демонстрируя «шишку воспоминаний». Воспоминания о прошлых жизнях не являются исключительно эпизодическими, но также могут быть смысловыми, эмоциональными и поведенческими, нередко встречаются и воспоминания узнавания.
Данные конкретных случаев показывают, что дети, которые вспоминают "предыдущие жизни", могут в некоторых отношениях отличаться от своих сверстников, но чем именно? В настоящей статье описаны исследования, проведенные в Шри-Ланке, Индии и Ливане – местах, которые внесли значительное количество случаев в базу данных "реинкарнации" – а также в Соединенных Штатах, сравнивая детей с воспоминаниями о "прошлых жизнях" с их сверстниками. без воспоминаний о "прошлых жизнях". Здесь также рассматриваются исследования сохранения памяти о "прошлых жизнях" с детства до взрослой жизни и долгосрочные эффекты детских воспоминаний. Более общие вопросы, касающиеся воспоминаний "прошлых жизней" и амнезии, рассматриваются в отдельной статье в Пси-энциклопедии.
Отличаются ли дети с воспоминаниями о прошлой жизни?
Обучение в Шри-Ланке, Индии, Ливане и США. Эрлендур Харальдссон был первым исследователем, который сравнил детей с воспоминаниями о прошлой жизни и их сверстников в Шри-Ланке и в Ливане. Антония Миллс провела исследование в Индии и Джим Б. Такер вместе с Ф. Доном Нидиффером - в Соединенных Штатах. Хотя в исследованиях существуют важные методологические различия, Харальдссон, Миллс и Такер представили своим испытуемым и их родителям стандартные психологические тесты. В исследованиях Харальдссона участвовали и детские учителя. Исследование Миллса было частью более широкого исследования индийских испытуемых, помнящих, что они принадлежали к другой религии: индуизму или суннитскому исламу. Харальдссон и Миллс сравнили своих испытуемых с воспоминаниями о "прошлых жизнях" (целевая группа) со сверстниками без таких воспоминаний (контрольная группа), но вместо этого Такер сравнил результаты детей со статистическими нормами.
Одним из основных инструментов был Контрольный список поведения детей, стандартизированный список проблем, которые могут возникнуть у детей, а также характеристик или черт, которые иногда приводят к трудностям для детей и их семей. Харальдссон и Такер использовали Контрольный список поведения детей. Другие тесты включали шкалу поглощения Теллегена, словарный тест Пибоди в картинках, цветные прогрессивные матрицы Равена, шкалу внушаемости Гудьонссона, детский тест апперцепции , детский диссоциативный контрольный список и семейный опросник .
В своем первоначальном исследовании в Шри-Ланке Харальдссон сравнил тридцать детей, чьи случаи ранее изучались им самим или Стивенсоном, с детьми, которые не заявляли о воспоминаниях из прошлых жизней, сопоставимых по полу, возрасту и месту проживания. Испытуемые (двенадцать пар мальчиков и восемнадцать пар девочек) были в возрасте от семи до тринадцати лет со средним возрастом девять лет и пять месяцев. Второе исследование Харальдссона в Шри-Ланке включало 27 пар детей (четырнадцать пар мальчиков и тринадцать пар девочек) в возрасте от пяти до десяти лет, средний возраст которых составлял семь лет и десять месяцев.
В свое исследование в Ливане Харальдссон включил тридцать пар детей -друзов (девятнадцать пар мальчиков и одиннадцать пар девочек) в возрасте от шести до четырнадцати лет (средний возраст которых составлял десять лет и семь месяцев). В своем исследовании в Индии Миллс приняла участие 31 пару молодых людей, среди них 25 мужчин и шесть женщин. Такер и Ф. Дон Нидиффер обследовали пятнадцать американских дошкольников (восемь мальчиков и семь девочек) в возрасте от трех до шести лет, которые в то время говорили или рассказывали о своих предыдущих жизнях.
Во все исследования включались как субъекты, чьи воспоминания о прошлых жизнях были подтверждены («раскрытые» случаи), так и субъекты, у которых не было найдено ни одного человека, соответствующего воспоминаниям («нераскрытые» случаи). Предыдущие исследования показали, что раскрытые и нераскрытые дела были очень похожи, поэтому для этих психологических исследований они были объединены. Субъекты в основном не были связаны с предыдущими лицами в выборках из Шри-Ланки, Ливана и Индии, но в американском исследовании во всех четырех раскрытых случаях присутствовали семейные отношения.
Поведенческие различия
Харальдссон обнаружил, что дети с воспоминаниями о прошлых жизнях как в Шри-Ланке, так и в Ливане, как сообщается, имели больше психологических и социальных проблем, чем дети в контрольных группах. Дети с воспоминаниями о прошлых жизнях:
· были спорными и чаще ссорились;
· были перфекционистами; все должно было быть точно и правильно, и они хотели все обсудить подробно;
· были невротиками, имели более резкие перепады настроения и были более склонны к кошмарам;.
· любил быть один и не так сильно увлекался другими, как это обычно делают дети;
· иногда казался растерянным;
· склонен чрезмерно заботиться о чистоте и аккуратности;
· имел склонность много говорить;
· были более пугливыми и тревожными, чем другие дети, и их часто дразнили;
· имели тенденцию быть упрямыми, иногда отказывались говорить и в целом имели более сильный характер, чем дети в группах сравнения.
Харальдссон отметил, что многие из этих характеристик являются признаками посттравматического стрессового расстройства. (ПТСР) обычно встречается только у детей, с которыми плохо обращались или пренебрегали. Он не видел никаких признаков такого плохого обращения. Однако большинство детей вспомнили, что в "предыдущей жизни" они умерли насильственной смертью, например, в результате несчастного случая, на войне или были убиты: это относится к 76% его объединенной выборки из Шри-Ланки и к 77% его выборки из Ливана. Дети были заняты своими воспоминаниями, много говорили о них и, казалось, снова и снова повторяли их в уме. Харальдссон пришел к выводу, что симптомы стресса связаны с воспоминаниями о насильственных смертях.
Это было важное открытие. Ян Стивенсон заметил симптомы такого рода в своей большой коллекции случаев и написал обзорную статью о
фобиях, связанных с воспоминаниями о прошлых жизнях , но он не проводил систематического исследования своих испытуемых в отличие от их сверстников. Сообщалось, что у многих из целевых детей в выборке Харальдссона были фобии, но ни в одной из его выборок не было никаких признаков того, что дети с воспоминаниями о прошлых жизнях были более внушаемыми, чем дети в целом, или что они жили в социальной изоляции или что их семьи были конфликтный
Напротив, исследования Харальдссона показали, что дети с воспоминаниями о "прошлых жизнях", как сообщается, лучше адаптируются к социальному положению, чем их сверстники того же возраста, особенно их учителя. Дети обычно перестают говорить о своих воспоминаниях примерно в то время, когда начинают ходить в школу, поэтому некоторые различия в оценках родителей и учителей в Контрольном списке поведения ребенка могут быть связаны с возрастом ребенка, находящегося на момент оценки. В одном исследовании учителей были опрошены почти через восемнадцать месяцев после семей. Возможно, хотя у некоторых детей с воспоминаниями о "прошлых жизнях" наблюдаются поведенческие проблемы, они исчезают по мере того, как их воспоминания тускнеют или становятся лучше управляемыми, оставляя долгосрочные преимущества.
В Америке симптомы, подобные посттравматическому стрессу, были не столь выражены, возможно, потому, что частота насильственных смертей в Америке была намного ниже, чем в Шри-Ланке или Ливане. О насильственных смертях сообщалось во многих случаях реинкарнации в Индии, но соответствующие факторы в Индии не исследовались. Однако Миллс обнаружил, что индийские целевые испытуемые набрали значительно (p < 0,05) более высокие баллы по шкале поглощения Теллегена, чем контрольные испытуемые, что указывает на большую способность погружаться в свои мысленные образы, аналогично результатам Харальдссона из Шри-Ланки и Ливана.
Первое исследование Харадссона в Шри-Ланке не выявило достоверных показателей диссоциации. В своем втором исследовании в Шри-Ланке он обнаружил, что дети, которые утверждали, что имеют воспоминания о "прошлых жизнях", имели более сильные диссоциативные тенденции (например, быстрые изменения личности и частые мечтания), чем их сверстники, но они не набрали более высоких баллов по социальной изоляции, внушаемости или поиску внимания. С другой стороны, в Соединенных Штатах все дети Такера и Нидиффера, кроме двоих, получили низкие баллы по Контрольному списку детской диссоциативности, что означает, что у них не было выявлено склонности к диссоциации.
Когнитивные различия
Являются ли дети с живыми воспоминаниями о прошлом более одаренными, чем другие дети? Это подтвердилось и в отношении целевых детей в Шри-Ланке, которые обладали более обширным словарным запасом, чем другие дети, лучше учились, усерднее работали в школе и получали значительно более высокие оценки. Дети особенно хорошо разбирались в родном языке, религии и математике. Некоторые из них были лучшими в учебе.
Американские дети с воспоминаниями о "прошлых жизнях" также набрали более высокие баллы, чем их сверстники, по когнитивным показателям и лучше учились в школе. Однако в Ливане или Индии это было не так. Некоторые из испытуемых Миллс рассказали ей, что, по их мнению, воспоминания о прошлых жизнях мешали их образованию. Таким образом, относительно плохая успеваемость в школе, зафиксированная в ее исследовании, может быть связана с влиянием воспоминаний о прошлых жизнях.
Как долго сохраняются воспоминания о прошлых жизнях?
Стивенсон заметил, что дети, говорящие о "прошлых жизнях", почти всегда начинают это делать в возрасте от двух до пяти лет. Дети различаются по тому, как много они говорят о прошлой жизни и насколько настойчиво рассказывают о своих воспоминаниях, но большинство перестает говорить о них в возрасте от пяти до восьми лет. Стивенсон связал это очевидное угасание с началом учебы в школе, когда ребенок впервые вышел за пределы домашней среды и столкнулся со многими новыми заботами и впечатлениями.
Харальдссон повторно опросил испытуемых из Шри-Ланки и Ливана-друзов, чьи случаи он или Стивенсон изучали ранее, чтобы увидеть, какую часть их воспоминаний, если таковые имеются, они сохранили. В Шри-Ланке он опросил 42 испытуемых в возрасте от 19 до 49 лет. Тридцать человек дали интервью Стивенсону в конце 1960-х и 1970-х годах, а двенадцать - Харальдссону в период с 1988 по 1990 год. Хотя более половины больше не помнит ничего из того, что они говорили раньше, 38% подтвердили, что они все еще сохранили некоторые воспоминания, хотя и не все; в среднем они сохранили около 20% своих первоначальных воспоминаний. Сохранившиеся воспоминания, как правило, сосредотачивались на людях, известных в предыдущих жизнях, и обстоятельствах, которые привели к смерти.
В Ливане Харальдссон и его коллега Мажд Абу-Иззеддин повторно опросили 28 человек в возрасте от 28 до 56 лет, чьи случаи изучались Стивенсоном и его коллегами в 1970-х и 1980-х годах. Только четверо из 28 сказали, что их воспоминания полностью исчезли; 24, или 86%, считали, что у них все еще сохранились воспоминания из прошлых жизней. Половина из них чувствовала, что их воспоминания по-прежнему такие же ясные, как и в молодости. Те же самые испытуемые мало что помнили о своем нынешнем детстве; их воспоминания о прошлой жизни были более ясными, чем детские воспоминания о настоящей жизни. Некоторые сообщили о новых воспоминаниях, которые следователи ранее не зафиксировали.
Выводы Харальдссона относительно сохранения памяти о прошлых жизнях в Шри-Ланке и Ливане согласуются с выводами Миллса в Индии. Из 28 ее испытуемых шестнадцать (57%) вспомнили кое-что из того, о чем говорили в детстве, десять сказали, что до сих пор ярко помнят предыдущую жизнь, а шестеро сказали, что помнят ее с некоторым затуханием.
Полезны ли воспоминания о прошлых жизнях?
Воспоминания о прошлых жизнях беспокоят многих детей, которые обычно страдают от симптомов посттравматического стрессового расстройства и фобий, связанных с тем, как они вспоминают свою смерть. В некоторых случаях воспоминания мешают успеваемости в школе, но есть также признаки того, что воспоминания могут иметь положительный эффект по мере взросления испытуемых. Харальдссон исследовал эти эффекты в своих исследованиях сохранения памяти в Шри-Ланке и Ливане, а Миллс изучал их в Индии.
Харальдссон обнаружил, что около трети его испытуемых из Шри-Ланки по-прежнему страдают фобиями, которые беспокоили их в детстве. Однако по большей части они чувствовали, что воспоминания из "прошлой жизни" оказали положительное влияние на их жизнь. Подавляющее большинство были довольны тем, как сложилась их жизнь. Их образовательный уровень был выше, чем у других представителей их поколения, поскольку четверть имела высшее образование: среди них были математики, инженеры и компьютерщики. Только двое были безработными, что является низким показателем для Шри-Ланки.
В Ливане пятнадцать (53%) из 28 испытуемых Харальдссона оценили свои воспоминания как полезные, хотя только четверо сказали, что хотели бы, чтобы у их детей были собственные воспоминания о "прошлых жизнях". Большинство индийских испытуемых Миллса считали, что их воспоминания были «полезными», а восемнадцать (64%) из 28 сказали, что хотели бы, чтобы их дети помнили "предыдущую жизнь". Тем не менее, некоторые из испытуемых Миллса чувствовали, что их воспоминания мешали не только их образованию, но и установлению романтических отношений из-за эмоциональных связей, которые они продолжали испытывать с людьми из предыдущих жизней.
Выводы
Психологические исследования с контрольными группами в четырех странах показали, что дети с воспоминаниями о прошлых жизнях существенно отличаются от своих сверстников. Когда их воспоминания о прошлых жизнях включают воспоминания о насильственных смертях, дети могут казаться травмированными, выражая те реакции, которые можно было бы ожидать от людей, чью жизнь они помнят, если бы они жили, а не умерли. Иногда воспоминания (или психологические последствия) оказывают длительное негативное воздействие, которое мешает образованию или романтическим отношениям.
С другой стороны, многие субъекты получают положительную пользу от своих воспоминаний, особенно по мере взросления. Сообщается, что дети с воспоминаниями о прошлых жизнях развиты не по годам и лучше социально адаптированы, чем их сверстники. Многие из них преуспевают в школе, и последующие исследования во взрослом возрасте показали, что большинство из них не пострадали от длительных последствий детских травм. Большинство считает, что воспоминания о прошлых жизнях принесли пользу, хотя они не обязательно хотели бы, чтобы их дети прошли через то, через что прошли они.
Интересным аспектом этих результатов является отсутствие поддержки скептических гипотез относительно утверждений о воспоминаниях прошлых жизней. Согласно стандартной скептической точке зрения, дети с воспоминаниями о прошлых жизнях имеют нарушенные отношения со своими родителями, живут в социальной изоляции от своих братьев, сестер и сверстников, очень внушаемы и стремятся к вниманию, а также ведут богатую фантазийную жизнь, ни одно из этих предположений не является обоснованным. подтверждено исследованиями Харальдссона, Миллса, Такера, Джеймс Дж. Мэтлок и Эрлендур Харальдссон
Источник: фонд BIAL
Комментарий от проекта GO-RA:
Терминология.
Термин прошлые жизни следовало бы взять в кавычки "прошлые жизни". На наш взгляд, так было бы точнее. Ведь сам феномен известен уже давно (см "Мистики и маги Тибета" Выдержки. Ч.1, Ч.2). Образованные ламы-настоятели монастырей, в отличие от рядовых монахов, не считают, что термин "прошлые жизни" уместен при описании такой сложной темы, как осознанный уход из жизни. В отличие от менее образованных монахов того же самого монастыря, не говоря уже об обычных жителях. Продвинутые (образованные) ламы считают, что все гораздо сложнее и объяснить данное явление (осознанный уход) и его нюансы можно, но используя термины: поток сознания, душа, двойники (тела сновидений), телепатия и т.д. (темы: "Что приснилось "Черному Королю", "Поля - налево, поля - направо" ("Спонтанный инсайт", "Управляемый инсайт", "Биоинформационные дистанционные взаимодействия"), "Чужая душа - потемки", "Азбука для эзотериков" и др).
Вернемся к детям, испытавшим опыт "прошлых жизней".
На наш взгляд было бы точнее говорить об эффектах субсенсорного восприятия в основе которого лежат биоинформационные дистанционные взаимодействия. Такое взаимодействие происходит в определенных фазах и стадиях сна (сон – частный случай «Измененных Состояний Сознания» (ИСС).
Еще во времена СССР было проведено множество самых разных исследований в лабораториях и институтах, занимающихся изучением снов. Группы испытуемых формировали из различных слоев населения (образование, профессия). В результате опросов выяснили, что сюжет сновидения, его валентность и величина, определяются самыми эмоциональными событиями, предшествовавшими сну в лаборатории. Если дополнить эту «картинку» результатами наших исследований эмоций и чувств, гипнабельности (не внушаемости), то мы можем предположить, что дети, описанные в статье, на уровне умений отличаются от других детей тем, что имеют хорошее воображение и умеют вспоминать события прошлого различными способами (см. переход «Д – А | А – Д»).
Для нас очевидно, что изменению поведения таких детей предшествовал яркий (необычный сон) в парадоксальной фазе которого происходило высоко эмоциональное событие, а сну предшествовало высоко эмоциональное событие в реальности. Событие в реальности было похоже по валентности эмоций и содержанию на то, что затем приснилось
Например, в реальности девочка с семьей попали в аварию на мосту, но семья и девочка не погибли, а ночью, после этого события, девочке приснился сон, в котором она сначала вспомнила недавнее прошлое событие (авария на мосту), а затем в следующей стадии сна, точнее в ее парадоксальной фазе, девочка прожила кусочек жизни другого человека (была ассоциирована с другим человеком). В этой другой жизни она была девушкой и ее автомобиль попал в аварию на мосту, пробил ограждение и она погибла.
Если девочка запомнила сон, а во сне она была ассоциирована с другим человеком (девушка погибшая в результате аварии), то это несомненно оставит глубокий след в памяти. Как следствие может измениться поведение такого ребенка.
Другого объяснения кроме реинкарнаций и переселения душ пока просто не существует. Хотя сам феномен можно объяснить по другому. Подобных подтвержденных примеров собрано уже большое количество.
Кто продвигает тему оцифровки сознания и переноса его в облачные хранилища? Кто не заинтересован в том, чтобы религии объединялись в познании внутреннего мира человека (душа, сознание) не только между собой, но и с наукой? Кто за этим стоит?
На наш взгляд все настолько банально и прозаично. Западные компании из IT-сектора, которые декларируют, что будут заниматься оцифровкой сознания, созданием киборгов, и систем с ИИ, переноса сознания (души) в цифровое игровое поле (облачные серверы). Через фантастические фильмы они уже сейчас готовят население планеты Земля к новой реальности, где душу можно будет оцифровать, и после смерти тела перенести в облачные хранилища.
Понятно, что нужно будет арендовать место на сервере. Конечно же, надо будет оплатить услуги тем, кто будет обеспечивать работоспособность оборудования, обновление ПО и т.д., т.е. (оплачивать работу). Чем больше виртуальных услуг будет потреблять «оцифрованное сознание», тем больше будет платить близкий человек.
Что получат потребители?
Возможность общаться со «своими «умершими родственниками и близкими людьми». С учетом того, что вовсю идет работа над созданием костюмов, которые будут передавать ощущения, а не только картинки и голос, можно будет не только обмениваться новостями с преждевременно ушедшими. Можно будет узнавать мнение такого «человека», ушедшего в мир иной, по современным проблемам. А если захочется более близкого общения с «потусторонним миром» (ощущения, вкусы, запахи), то технически новая волна "DeepFake" вполне реализуема. Старый бизнес уступит место новому. Если в большинстве стран этой темой занимаются религиозные и аффилированные светские организации (похоронные бюро, крематории, кладбища и т.д.).
"Высшая лига", работавшая в связке с наукой ("заморозка тел", их обслуживание, поддержание работоспособности оборудования и т.д.), теперь усовершенствуется, будет идти в ногу со временем. Стоимость услуг станет дешевле, а количество потребителей увеличится на порядки. Возможно ли это? Конечно. Именно к этому варианту через СМИ подталкивает доверчивое, но необразованное население (ограниченные внутренние ресурсы), не обладающее критическим и понятийным мышлением. Раньше прокатывало. Ведь немалое количество богатеньких "Буратино" повелись на сказки: "Сейчас мы их тела заморозим, а потом, когда наука и медицина станет еще мощнее, разморозим, вылечим и будут они жить дальше и будут радовать мир своими новыми достижениями».
В качестве заказчиков такой «революции» обязательно будут и представители порноиндустрии. Им наработки по созданию подобных костюмов понадобятся уже сейчас. Только подумайте сколько может быть желающих заняться виртуальными взаимодействиями с любой известной личностью, начиная от политика, актрисы, спортсменки, и кончая любым приглянувшимся человеком, которые сейчас бездумно размещают в социальных сетях свои фото и видео. Немного? Посмотрите открытую статистику Яндекса (WordStat) по запросам: секс, порно и т.п..
А «научно-популярные» статьи про сканирование глубин подсознания попадаются уже сейчас. В них рассказывают населению, что системы с ИИ, смогут узнать все про ваши самые сокровенные сексуальные желания, создадут для Вас любого виртуального партнера. Это будет уже не только взаимодействие с образом, оно будет сопровождаться ощущениями, и очень большими эмоциями. Обычного человека, попробовавшего такое «зелье», больше не будет интересовать сексуальные отношения с обычными людьми. Что на выходе? Снижение рождаемости, уменьшение численности населения нашей планеты.
Как это отразится на этих самых людях, изображения которых начнут использовать самым разнообразным способом. Почувствуют ли они такое воздействие? Обязательно почувствуют. Чем более популярным будет человек, тем больше шансов, что почувствует, т.к. количество желающих попробовать то чего не может произойти в реальности, будет увеличиваться. Не случайно «элита», продвигающая такого рода технологии, старается быть не публичной – это безопаснее, не так ли?
P.S. Если бы "современная элита" испытала во сне взаимодействие с чужим высоко эмоциональным полимодальным (мультимодальным) опытом, например, ранение или смерть во время участия в боевых действиях, то возможно, количество желающих развязывать военные конфликты по всему миру, поубавилось бы.
Поделиться: