Развивая внимание, память, мышление, вы развиваете интуицию!
Проект «Go-Ra»
Изучение факторов, влияющих на качество решений, принимаемых
в условиях неопределенности.

Спонтанный инсайт (эксперименты с запланированным отказом авиатехники).

Данные эксперименты были проведены в ГНИИИ авиационной и космической медицины. Сами эксперименты были отнюдь не спонтанными и требовали от организаторов тщательной подготовки техники, а вот для летчиков - да.



Директор этого института академик РАМН, генерал-майор В.А.Пономаренко провел серию впечатляющих экспериментов, в ходе которых, летчиков (испытуемых) внезапно ставили в смертельно опасную ситуацию: во время полета на специально оборудованном самолете-лаборатории, самолет, которым управлял испытуемый, вдруг переставал его слушаться. Это называется запланированный технический отказ с вероятностью гибели экипажа до 80%. Разумеется, данная "нештатная" ситуация была спланирована и подготовлена на земле. Через некоторое время все начинало работать в штатном режиме, но, сначала испытуемый должен был попытаться решить сам внезапно возникшую проблему. Времени для этого отводилось совсем немного. Все действия испытуемых фиксировала видеоаппаратура. Помимо этого регистрировали множество различных показателей: ЭЭГ, вегетатику (ЧСС, КГР, частоту и глубину дыхания) и др. В ходе экспериментов предстояло выяснить: справятся ли летчики с ситуацией, и если справятся, то кто? Стоит отметить: место второго пилота занимал сам В.А.Пономаренко, что означает, что он как организатор эксперимента сам рисковал жизнью.
Можно посмотреть на этот факт и с другой стороны. Возможно для кого-то из летчиков ничего не знавших об эксперименте, это была бы дополнительная ответственность за жизнь важного "пассажира". Ведь теперь надо было спасать не только самолет, себя, но и еще одного члена экипажа, который и катапультироваться толком не умел.

Анализ результатов показал, что испытуемые разделились на 3 группы.
Первая группа: впадала в ступор, и, в результате, не укладывалась в то небольшое время, которое было дано для решения этой не штатной ситуации: если бы все вышеописанное произошло в реальности, то они погибли бы.
Вторая группа: не впадала в панику, пыталась рассуждать логически, но им не хватало времени. Они тоже разбились бы. Самой интересной оказалась
Третья группа: они умудрялись быстро найти решение, но искали его не логическим путем, они не перебирали варианты. Решение приходило из ниоткуда – это было что-то похожее на озарение-инсайт: делать надо так-то и так-то, и, никак иначе. Иногда информация приходила от голоса (в фильме источник голоса журналисты назвали "Хозяином неба"). Надо понимать, что это интерпретации журналистов.
При этом наблюдался феномен «замедления времени», что является свидетельством мощных нервно-психических процессов, что в свою очередь, является следствием «высокой когерентности»: миллиарды, до этого момента, «спящих» нейронов, активно включались в работу.  Очевидно, что триггером являются эмоции - бессознательная реакция центральной нервной системы на происходящее. 

На уровне качеств и способностей эта группа отличалась от первых двух: у них была выше концентрация внимания и память, лучше развито воображение. Это не означает, что они не боялись. Это означает, что они концентрировались на цели и не занимались перебором вариантов, как следствие, решение приходило само – они понимали, что надо сделать. Все выше сказанное является практическим примером того, что летчики, справившиеся с нештатной ситуацией, обладали высочайшим эмоциональным интеллектом. О результатах этих экспериментов Пономаренко В.А. рассказал совсем недавно в фильме канала РенТВ "Секретные территории. Гости с небес: часть 1. часть 2".
Владимир Александрович считает, что третья группа летчиков отличалась от всех остальных еще одним качеством, которое сложно описать словами не впадая в пафос, а уже тем более измерить - речь идет об убеждениях и моральных ценностях.  Нельзя не отметить, что Владимир Александрович в каждом из этих экспериментов занимал в кабине самолета место второго пилота. 
Если задать себе вопрос: что же (кто) на самом деле являлось источником информации для летчиков? Кто помог им решить внезапно возникшую проблему?
Мы даже не представляем какие эксперименты необходимо поставить, чтобы ответить корректно на такой простой вопрос, но наш опыт (демо-режимы, которые мы освоили) подсказывает, что информация могла быть считана с организаторов эксперимента, и тех, кто выполнял техническую часть эксперимента.
Можно чуть-чуть расширить список "подозреваемых". В него могут попасть люди, которые уже попадали раньше в подобные ситуации (реальные ситуации). 
Кстати, если представить, что в кабину самолета посадили бы какого-то "суперкрутого эзотерика" (предсказывающего судьбы, прошлое и настоящее, делающего безошибочные прогнозы), чтобы затем проделать с ним то же самое, что и с летчиками. Совершенно очевидно, что они не смогли бы справиться с аналогичной ситуацией, т.к. для этого надо иметь большое количество знаний, навыков, умений, доведенных до автоматизма.

Констатируем:
- не все летчики справились с этой ситуацией. Только одна группа, обладающая определенным набором когнитивных способностей, эмоциональным интеллектом, моральными качествами, смогла воспринять информацию, необходимую для принятия правильного решения. Совершенно очевидно, что помимо вышеперечисленных способностей и общих знаний (математика, физика и т.д.), нужно обладать еще и специальными знаниями по техническому устройству самолета, аэродинамике, а также, практическими навыками и умениями.
Попутно замечу, что проф., д.м.н. В.М.Звоников работал в этом НИИИ заведующим самым крупным отделением - лечебным. Затем, когда началась история с программой "Феникс" В.М.Звоников был переведен в МВД СССР, где возглавил психофизиологический центр. Подробнее:

Примеры управляемого инсайта (эксперименты в ГНЦ социальной и судебной психиатрии им.В.П.Сербского, 1996): Подробнее

Автор текста: .



Поделиться: