Развивая внимание, память, мышление, вы развиваете интуицию!
Изучение факторов, влияющих на качество решений, принимаемых
в условиях неопределенности.

Управляемый инсайт (эксперименты с запланированным отказом авиатехники).

Данные эксперименты были проведены в ГНИИИ авиационной и космической медицины. Директор этого института академик РАМН, генерал-майор В.А.Пономаренко провел серию впечатляющих экспериментов, в ходе которых, летчиков (испытуемых) внезапно ставили в смертельно опасную ситуацию: во время учебного полета с инструктором (в качестве второго пилота выступал сам В.А.Пономаренко) самолет, которым управлял испытуемый, вдруг, переставал его слушаться. Это называется запланированный технический отказ с вероятностью гибели экипажа до 80%. Разумеется, данная "нештатная" ситуация была спланирована и подготовлена на земле. Через некоторое время все начинало работать в штатном режиме, но, сначала испытуемый должен был попытаться решить сам внезапно возникшую проблему. Времени для этого отводилось совсем немного. Все действия испытуемых фиксировала видеоаппаратура. Помимо этого регистрировали множество различных показателей: ЭЭГ, вегетатику (ЧСС, КГР, частоту и глубину дыхания) и др. В ходе экспериментов предстояло выяснить: справятся ли летчики с ситуацией, и кто именно?



Анализ результатов показал, что испытуемые разделились на 3 группы.
Первая группа впадала в ступор, и, в результате, не укладывалась в то небольшое время, которое было дано для решения этой не штатной ситуации: если бы все вышеописанное произошло в реальности, то они погибли бы.
Вторая группа, не впадала в панику, пыталась рассуждать логически, но им не хватало времени. Они тоже разбились бы.
Самой интересной оказалась Третья группа. Они умудрялись быстро найти решение, но искали его не логическим путем, они не перебирали варианты. Решение приходило из ниоткуда – это было что-то похожее на озарение-инсайт: делать надо так-то и так-то, и, никак иначе. Иногда информация приходила от голоса (в фильме источник голоса журналисты назвали "Хозяином неба"). Надо понимать, что это интерпретации журналистов.
При этом наблюдался феномен «замедления времени», что является свидетельством мощных нервно-психических процессов, что в свою очередь, является следствием «высокой когерентности»: миллиарды, до этого момента, «спящих» нейронов, активно включались в работу.  Очевидно, что триггером являются эмоции - бессознательная реакция центральной нервной системы на происходящее...
На уровне качеств и способностей эта группа отличалась от первых двух: у них была выше концентрация внимания и память, лучше развито воображение. Это не означает, что они не боялись. Это означает, что они концентрировались на цели и не занимались перебором вариантов, как следствие, решение приходило само – они понимали, что надо сделать. О результатах этих экспериментов Пономаренко В.А. рассказал совсем недавно в фильме канала РенТВ "Секретные территории. Гости с небес. часть 1. Часть 2".
Если задать себе вопрос: что же (кто) на самом деле являлось источником информации для летчиков? Кто помог им решить внезапно возникшую проблему?
Мы даже не представляем какие эксперименты необходимо поставить, чтобы ответить на такой простой вопрос, но наш опыт (демо-режимы, которые мы освоили) подсказывает, что информация могла быть считана с организаторов эксперимента, и тех, кто выполнял техническую часть эксперимента. Можно чуть-чуть расширить список "подозреваемых". В него могут попасть люди, которые уже попадали раньше в такие ситуации (реальные ситуации). 
Кстати, если представить, что в кабину самолета посадили бы какого-то "суперкрутого эзотерика" (предсказывающего судьбы, прошлое и настоящее, делающего безошибочные прогнозы), чтобы затем проделать с ним то же самое, что и с летчиками. Возможно, что он даже не взлетел бы, т.к. для этого надо иметь большое количество знаний, навыков, умений и способностей, доведенных до автоматизма, не говоря уже о поиске решения в экстремальной ситуации.
Констатируем:
- не все летчики справились с этой ситуацией. Только одна группа, обладающая определенным набором когнитивных способностей и эмоциональным интеллектом, смогла снять информацию, необходимую для принятия правильного решения. Совершенно очевидно, что помимо вышеперечисленных способностей необходимо обладать еще и специальными знаниями по техническому устройству самолета, аэродинамике и т.д.




Поделиться: