02.01.-08.01.24, Изумруд А.Чистяков
16.09.-23.09.23, Изумруд А.Непритворенный
29.06-15.07.23, Чусовая
Критическое и аналитическое мышление. Воображение.
Деление мышления на критическое, аналитическое, системное, логическое, понятийное - это условность. Критически важно осознать тот факт, что мы анализируем и "редактируем" результаты мышления, которое в основном происходит в подсознании и не подконтрольно нашему сознанию. В этом смысле мышление похоже на "черный ящик", но сознательно анализируем мы только результаты мышления, т.е тексты и образы, используя при этом для проверки все доступные нашему сознанию: смыслы, знания, образы, а индикатором при выполнении анализа являются наши эмоции.
В качестве вступления несколько слов о том, что такое внутренние ресурсы. Это знания, навыки и умения, и когнитивные способности. Что такое когнитивные способности? Это внимание, память, и мышление. Функция памяти - хранение следов. Функции мышления:
– это их обработка;
- определение различий;
- построение категорий и обобщений;
- выстраивание иерархий;
- умение, точно описывать ситуации (излагать факты), делать на основе этого корректные суждения, т.е. создавать точные модели, обладающие свойством прогнозности - все это, несомненно, важно, но не менее ценно, развивать еще одну грань мышления - воображение, т.е. создавать новые сочетания из информации, хранящейся в нашей памяти, а это уже творчество.
Другими словами, развитое мышление помогает нам сформировать свое мнение по поводу той или иной информации. Его вполне можно назвать оценочным (критическим), но если вы не учитываете, не принимаете во внимание какую-то важную информацию, которая на ваш взгляд не важна в данном вопросе, то вы можете столкнуться с парадоксом Льюиса Кэрола.
Сама жизнь не оставляет нам времени и возможностей для того, чтобы стать специалистом широкого профиля, человеком с широким кругозором. Мы не можем освоить за время жизни все специальности-профессии, приобрести все знания. Некоторые из нас являются "узкими специалистами" с ограниченным кругозором (картинкой мира). Закономерно то, что даже президенты в своей работе принимают во внимание мнение экспертов (авторитетов в той или иной области). Это закономерно, логично, естественно, но если эксперт допустит ошибку, то это чревато большими последствиями. Бывают ситуации, где лидеры не прислушиваются к мнению экспертов. В качестве примера "Тайны Сталинской экономики" или что именно сломал Н.С.Хрущев в экономике, которую построили при И.В.Сталине. Сломав экономику, запустили механизм деградации людей - их убеждений, что мы сейчас и наблюдаем в нашей стране.
Пример об отсутствии критического мышления у некоторых зрителей, просматривающих данный ролик. "Два истребителя МИГ 29 круто исполнили парные танцы."
Если вы перейдете по ссылке в видео на YouTube, чтобы прочитать комментарии к данному ролику, то вы убедитесь, что многие люди, оставившие критические комментарии к нему, опираются либо на свой опыт (летчики, авиаторы), либо на прямое знание того, что это авиамодели, отличающиеся от реальных боевых МИГов весом, не имеющие реактивных двигателей и т.д..
Люди оставившие восторженные отзывы к этому ролику, не обращают внимание на важные детали: размер взлетной полосы, отсутствие облаков пыли, отсутствие в кабинах пилотов и т.д., и т.д.. См. парадокс Льюиса Кэрола. К сожалению такие люди часто делают неверные умозаключения. Подчеркну еще раз: им не хватает знаний в той ли иной области, знания деталей, которые для специалиста крайне важны, но даже узкие специалисты могут "сесть в лужу" в той области, где они ничего не понимают. Нередко, для того чтобы разобраться в причинно-следственных связях, нам необходимо не только знание важных деталей, но и знание истории.
В свою очередь, мыслить аналитически означает:
- понимать суть явления;
- разбираться в причинно-следственных связях. Понимать причины (видеть прошлое процесса), понимать последствия (видеть будущее) процесса;
- уметь разложить на составные части сложную проблему;
- быстро определять в поступающей информации главное (суть) и второстепенное,
- находить сильные и слабые стороны в случившемся событии,
- выявлять возможности и ограничения,
- делать обоснованные выводы и заключения,
- проектировать свою деятельность в соответствии с целями, и учитывая свои ресурсы и обстоятельства,
- делить длительный процесс достижения цели на этапы (см. "Конструирование будущего. Планирование и интуиция").
Мы используем нашу способность к аналитическому мышлению, когда от нас требуется разложить объемную информацию на отдельные «кусочки» и, продвигаясь шаг за шагом, понять ее суть и логику (принципы), систему связей и вложенность, т.е. структуру.. Аналитическое мышление условно можно назвать рациональным, логическим. Примером такого подхода является лекция "11 ПИ - РЭ"..
Предупреждение для посетителей сайта: если вы не относитесь к числу людей, умеющих по кусочкам достоверной информации строить полную (точную) картину всего процесса, то будьте осторожны с выводами. Не забывайте, что и знакомство с сайтом (или с одной из его страниц) – это тоже процесс. Н.П. Бехтерева считала людей, способных по фрагменту достоверной информации восстановить точно целостную "картину" – гениями (см. "спонтанный инсайт"; "управляемый инсайт")
При рассмотрении любых жизненных ситуаций старайтесь придерживаться формулы "11 ПИ - РЭ". И, неважно, что именно вы будете рассматривать: события, происходящие в мире, или экономику отдельно взятой страны, или межличностные отношения. Чтобы составить ясную картину происходящего, вам придется придерживаться вышеизложенной концепции.
Некоторые вопросы, которые необходимо задавать себе, что бы установить взаимосвязь между компонентами формулы "11 ПИ-РЭ" и интересующим вас процессом:
Кто (Участники конкретной ситуации, какие влиятельные группы заинтересованы в таком развитии ситуации)? Кто враги, кто союзники?
Каковы их истинные, а не декларируемые Желания (мотивы, намерения, потребности, цели)?
Каковы истинные, а не декларируемые Убеждения (ценности, идеалы, мировоззрение) Участников процесса?
Что уже сделали, и что планируют предпринять (сделать) эти Участники?
С помощью чего (какие Внешние Ресурсы были и будут использованы)?
С помощью кого (кого из Участников Игры будут использовать в своих целях другие Участники Игры, возможно "в темную")
Когда?
Где (место в Игровом Поле)?
Почему (причины)?
Зачем (цели), кому выгодно (как изменится баланс Внешних и Внутренних ресурсов у Участников Игры)?
Кому выгодно/не выгодно? Пожалуй, это самый главный вопрос при анализе ситуаций. Его необходимо задавать себе при рассмотрении любых ситуаций, начиная с применения "Новичка" и отравления А.Навального, кончая вспышкой Covid-19, или пенсионными реформами в РФ, конфликтом на Украине и т.д.. Что теперь будет (это уже о последствиях) и т.д.
Итак, вы трезво оцениваете ситуации, начиная от воспитания собственных детей, и кончая происходящим сейчас в мире. Понимаете, что причины, происходящего сейчас, лежат в прошлом, но как поступать в этой конкретной ситуации, что делать вам и людям, которые к вам прислушиваются? Придумывать варианты действий - это уже про воображение (предвидение), которое развивается с самого раннего возраста, т.е. с детства. По сути это умение видеть варианты развития событий. Представленное видео - наглядный пример того, что соперники по разному оценивают одну и ту же ситуацию. Исходя из оценки они и делают свой выбор и планируют свои дальнейшие действия.
Если же вы понимаете, что вы не владеете всей информацией по данной теме (если вы не знаете всех ключевых участников процесса, не знаете их истинных желаний-намерений-убеждений, совершенных и планируемых действий), то не будьте категоричны, но это уже другая тема «Ошибки мышления. Примеры».
Тесты для оценки когнитивных способностей (внимание, память, мышление, в том числе и воображение) от проект GO-RA. Подробнее:
Литература: Поляков С.Э., Феноменология психических репрезентаций. – СПб, Питер. 2011. 688 с.
Полный список литературы по когнитивной психологии, нейропсихологии, нейрофизиологии.
Автор текста: кибернетик, к.п.н. А.Н.Чистяков.
Поделиться: