Развивая внимание, память, мышление, вы развиваете интуицию!
Проект «Go-Ra»
Изучение факторов, влияющих на качество решений, принимаемых
в условиях неопределенности человеком и системами с ИИ.

Многомерность. 4-мерное пространство-время (Пуанкаре, Эйнштейн).

Фрагмент лекции "Восприятие. Многомерность". 4-х мерное пространство-время по Пуанкаре-Эйнштейну. Процесс как "пространство" высшей мерности по отношению к "состоянию" (миг, мгновение).
Предупреждение: модель – это описание чего-либо (кого-либо). Музыкальные произведения, все без исключения, независимо от того, какие характеры, персонажи, состояния, времена года и т.д. в них описаны, относятся к моделям. Стихи, поэмы и романы, новеллы и фельетоны, произведения живописцев и графиков, народные и современные танцы, балет, математические формулы, при помощи которых записаны самые разные законы, например, классической и квантовой физики, кинофильмы документальные и художественные, фотографии, язык жестов глухонемых и т.д., и т.д. - все это примеры описаний, а, следовательно, моделей. Конечно, можно давать иную классификацию моделей, не по видам искусств, например, а в соответствии с видами информационных каналов человека: визуальные, аудиальные, кинестетические, или можно делить модели на научные,т.е. "точные", и религиозные, но сейчас интереснее другое. Следует помнить, что даже точные научные модели проще реального мира, который они описывают (См. "Отрицательные свойства точных моделей"). Есть реальный мир и есть его описания (модели). Модели похожи на мир, который они описывают, но это не одно и то же. Разумеется, концепция времени - это тоже модель.

Что такое время?

Классическое определение понятия времени ввел Исаак Ньютон: (время) = S (путь) / V (скорость). Интуитивно все понятно. Чем быстрее происходит движение (перемещение в игровом поле), тем меньше времени понадобится для того, чтобы преодолеть путь.
После Исаака Ньютона свою лепту в обсуждение вопросов времени внес Альберт Эйнштейн, но четырёхмерное пространство-время было описано Минковским в 1908 году. На самом же деле первым, кто математически описал четырёхмерное пространство, был даже не Минковский, а Анри Пуанкаре, сделавший это в 1905 году. Пуанкаре за три года до Минковского объединил пространство и время в единое четырёхмерное пространство-время. Пуанкаре писал: «Преобразования Лоренца представляют собой не что иное, как поворот в пространстве четырёх измерений». Однако пальма первенства модели четырёхмерного пространства-времени должна на самом-то деле принадлежать вовсе не упомянутым математикам,  а гениальному писателю Герберту Уэллсу. В научно-фантастической повести «Машина времени», опубликованной в 1895-м году, он написал буквально следующее: "Каждое
реальное тело должно обладать четырьмя измерениями (размерами): длиной, шириной, высотой и продолжительностью существования". 
Читали ли Пуанкаре, Минковский и Эйнштейн книгу Уэллса? Наверняка, ведь «Машина времени» была бестселлером и продавалась по всему миру. Книгу с таким названием перечисленные учёные мужи не могли не прочесть.
Из наших современников нельзя не отметить Стивена Хокинга и Роджера Пенроуза. Свои взгляды на "Природу пространства и времени" они изложили в одноименной книге (Переводчик: Сажина О.С., Издательство: АСТ, 2023 г.). В нашей стране заметный след в умах населения оставил  д.б.н., А.П.Левич (см. "Список литературы").
Не факт, что Эйнштейн, Пуанкаре, Левич, Хокинг, Пенроуз и др, читали эту работу: Бергсон А., Длительность и одновременность (по поводу теории Энштейна)., Петербург., Пб. Академия., 1923?.
Пытаясь понять, что такое время, некоторые люди  представляют движение стрелок в часах, и не важно, что их приводит в движение: пружина, гирька или батарейка, песочные это часы или электронные? В любом случае мы имеем дело с процессамиСостояние процесса, которое еще не наступило, мы называем Будущим. Когда речь заходит о прошлом, настоящем и будущем на арену выходит понятие ВРЕМЯ.
Некоторые люди считают время 
самостоятельной «субстанцией», при этом упускают из внимания тот факт, что понятие времени неразрывно связано с понятием процесс (ы)
Время (длительность) - это универсальное свойство любого процесса. Осталось понять, что такое процессы, и как, и с чем (с помощью чего) можно измерять их длительность (продолжительность)? Ответ очень простой:  измерять длительность произвольного процесса можно с помощью другого процесса (эталонного процесса). Ровно то же самое мы делаем
, когда нам необходимо измерить расстояние или размеры, прибегаем к помощи эталона длины, а когда пытаемся измерить продолжительность процесса (длительность), то прибегаем к эталонному процессу (см. "Меры и эталоны"). Таким процессом физики выбрали движение света в вакууме. Очевидно, что использовать один и тот же эталонный процесс (движение света в вакууме) не всегда удобно, т.к. существует огромное количество процессов не только физических (макро и микромир), но и биологических, а в них изменения происходят неравномерно и не периодически.  
К сожалению, некоторые люди не понимают, что время, информационная и энергетическая составляющие процессов - это три важнейших  свойства (качества), которые есть у любого процесса (биологического и физического). Время - это относительный параметр, с помощью которого пытаются измерять длительность и одновременность процессов (подробнее), а два других - это про то, с кем/чем шло взаимодействие, с какой силой (мощностью), в каком направлении шло взаимодействие. Считать их самостоятельными субстанциями означает, что человек не понял сути (главное) о процессах (явлениях). Этого не понимали многие ученые раньше, этого не понимают некоторые ученые и сейчас, т.е. такие люди по сути дела ставят знак равенства между свойствами объектов/субъектов (процессов) и самими объектами/субъектами (процессами). Например, огурец, как и любой другой объект или процесс, обладает некоторой совокупностью свойств и качеств: зеленый, твердый, в пупырышках, у него есть вес, объем, вкус, запах и т.д. А одно из его свойств, например, цвет (зеленый) - это всего лишь его свойство, которое может быть еще и у зеленого забора, зеленых штанов, зеленых листьев и т.д. Ставить знак равенства между свойством какого-либо объекта/субъекта/процесса и самим объектом/субъектом/процессом - свидетельство непонимания сути этого термина. Свойства объектов не могут существовать сами по себе в отрыве от самого объекта (процесса).
Тем, кто пытается рассуждать о необратимости процессов (термодинамическая и другие виды "стрел времени"), хотелось бы напомнить,  что если они встанут напротив зеркала, то в нем они смогут увидеть свое отражение, которое, конечно же, можно заснять на видео, а потом можно гонять это видео с разной скоростью (мощностью) и в любом направлении. Только не надо  забывать, что пока они будут заниматься этим делом, в попытках понять суть времени, Вселенная уже изменится и они тоже. 
Когда же речь заходит об одновременности, то необходимо почаще вспоминать детей, занимающихся музыкой, а именно, наработкой практических навыков (автоматизмов) и умений (действия ментальные). Они на практике учатся (тренируются)  вступать в процесс одновременно с учителем (оркестром). Подробнее.
Осталось понять, что такое пространство, изотропность (однородность)  пространства, чтобы пойти дальше, но обсуждение этой темы мы перенесем  в рубрики "Игровое поле" и "Тонкое игровое поле"

Вселенная - это совокупность локальных процессов (виды движения, длительность и одновременность). Какие-то из них уже закончились, какие-то еще не начались, а какие-то продолжаются в данный момент. Все вместе они образуют процесс под названием "эволюция Вселенной". Очевидно, что у любого процесса есть: настоящее, прошлое и будущее, но не все осознают, что мы всегда «наблюдаем» (видим, слышим, ощущаем) только 3-х мерное настоящее, причем, с небольшим запаздыванием, т.к. акт (процесс) восприятия и обработки информации тоже имеет длительность (время). И, если следы о "настоящем", т.е. происходящем здесь и сейчас, мы можем помнить, то видеть будущее нам недоступно в принципе: мы можем его только воображать, представлять, выдумывать и, делать настоящим, так считают некоторые люди. Очевидно что в настоящем (реальное время) могут сохраняться  предметы старины (иконы, здания и т.д.), которые были созданы в прошлом, но существуют они сейчас. Сказанное не означает, что они не меняются. Мы можем процесс, происходящий сейчас (реальное время), заснять на "кинопленку", которая в дальнейшем будет сохранять следы о прошлом данного процесса (прошедшие состояния) в реальном времени. И, самое важное: хотя изображение в зеркале очень точно копирует вас, язык не поворачивается назвать его живым!
Бывают ли на самом деле миры с мерностью 0, 1, 2, а также 4, 5, 6 и больше? А также, чем отличаются мерности друг от друга и от размеров? В самом начале этой темы было сделано допущение, что существуют “объекты” с мерностью 0, 1, 2, тогда как наш реальный мир трехмерен и у него очень большие размеры. Согласитесь, что в нашем реальном мире даже очень маленькие объекты (микрочастицы, элементарные частицы), тончайшие нити, очень тонкие пленки - все они на самом деле трехмерны - это объекты микромира (наномира). Вопрос в том, что мы будем использовать в качестве меры (эталона) для работы с такими объектами (процессами).  
Неважно, будем ли мы считать, что  линия - это  след от движения точки, или же мы будем считать линию - набором, совокупностью точек, соответствующих определенному правилу (закону), или последовательностью состояний одной и той же точки, у которой меняются определенные параметры, например пространственные координаты. Точка - это абстракция которую мы не можем измерить. В любом случае линия - это "объект", у которого мерность на единицу больше мерности точки. А линию, в свою очередь, можно рассматривать как модель какого-либо процесса.

Попробуем установить точные соответствия между понятиями: геометрии, математики/алгебры и самыми разными процессами.

-  В геометрии оперируют понятиями:
- точка.
- линия. Линию будем рассматривать как множество точек, соединенных по определенному закону;
- плоскость. Плоскость будем получать либо путем вращения линии вокруг точки отсчета, либо сдвигом линии в определенном направлении.
- объемную фигуру, например, куб, можно получить двигая поступательно квадрат. Если вращать прямоугольник, то получим цилиндр. Если вращать треугольник, то получим конус;

- В математике оперирует понятиями: 
- функция - закон (правило), устанавливающий соответствия между переменными (параметрами/факторами).
- множество функций - множество законов (правил).
- совокупность множества функций.

- В процессах оперируют понятиями: 
- состояние.
- множество состояний.
- совокупность множества состояний.

В любом случае, любую линию можно считать «объектом», у которого мерность на 1 больше нежели у точки. Таким образом, верно следующее: совокупность состояний объекта (линия) имеет мерность на 1 большую, нежели любое из ее состояний (одно состояние - точка). Плоскость – это совокупность состояний линии – у нее мерность на 1 больше, нежели у линии, и на 2 больше, чем у точки. Куб (объемная фигура) – это совокупность плоскостей, соответствующих определенному закону – у него мерность на 1 больше, нежели у любой плоскости вложенной в куб, и на 3 больше, чем у точки. Таким образом, мерность одного состояния («точка») и совокупность всех ее состояний (из которых состоит «куб») отличаются друг от друга на 3.
Давайте примем во внимание, что наш мир 3-мерный, и он меняется, т.е. переходит из одного состояния в другое. Тогда по аналогии, совокупность всех состояний этого мира будет иметь мерность на 3 больше, чем одно из состояний этого мира (3-х мерное настоящее), т.е. 6.

Так, что же можно считать примером 4-мерного пространства-времени (А.Пуанкаре, А.Эйнштейн) по отношению к человеку, который находится в 3-х мерном настоящем (реальное время)? Последовательность состояний, которые он прошел (прожил), т.е. это его прошлоепроживает сейчас (настоящее), проживет (будущее), т.е. процесс жизни человека. Простейшим геометрическим аналогом можно считать линию, например, прямую. В математике ее можно выразить формулой, например, линейной функции.
Пространство-время по Пуанкаре-Эйнштейну - это 4-х мерное «пространство», у которого есть 3-х мерное настоящее, а также "1"- мерное прошлое (реальное прошлое нашей Вселенной) и "0" мерное будущее Линия - это геометрический/алгебраический аналог - модель какого-либо процесса. Сказанное справедливо и по отношению к человеку (любому локальному процессу) и в целом, по отношению ко Вселенной.

Тогда 6-мерным пространством, по отношению к 3-мерному Настоящему, будут являться совокупности возможных состояний Вселенной. Состояния, объединенные по какому-либо закону (правилу, принципу) будут составлять варианты развития событий будущего, и варианты прошлого,  которые могли бы произойти в нашей Вселенной, т.е. это другие варианты того же самого процесса (эволюция Вселенной). См. "Многомерность"). Можно достаточно просто описать  эту парадигму с помощью теории комплексных функций, где у любого числа есть реальная (вещественная) часть и мнимая часть (отражения вещественного мира). Вспомните ситуацию, когда вы стоите перед зеркалом и видите свое отражение. Вы - вещественный объект, а отражение в зеркале  - мнимый. Его нельзя потрогать, но можно сделать фото и видео. Если  вы займетесь фиксацией каких-либо событий на вещественный носитель (См. лед"), то у вас появляется возможность сохранять информационный носитель с отпечатками (следами) о прошедших состояниях события в настоящем времени (реальное время). См. тест "Лужица".
Будем считать, что параллельные Вселенные Эверетта и другие варианты развития событий, это одно и то же. Имеет ли массу невидимый мир (Прошлое и Будущее нашей Вселенной и параллельные Вселенные Эверетта, т.е. других вариантов развития событий)? Астрофизики утверждают, что эта разница значительна. Чем же одни варианты событий отличаются от других (реальный от виртуальных, т.е. похожих, но не идентичных)? Любым параметром (или субмодальным параметром) формулы "11 ПИ - РЭ"):
- игровое поле (место, где происходит взаимодействие);
- участниками;
действиями физическими и ментальными участников;
-  ресурсами (внешними и внутренними):
убеждениями, ценностями, потребностями и желаниями и т.д. 
Можно сказать проще - у вариантов разные информационная и энергетическая составляющие, и различные длительности (время). Поэтому в концепции Вселенной Роберто Бартини все мнимые состояния Вселенной (прошлые и будущие состояния) имеют 0 - мерность, а настоящее - 3, а 4-х мерное пространство-время Пуанкаре-Эйнштейна имеет мерность на единицу больше, чем его вещественная часть, т.к. имеет реальное прошлое. Более подробно о многовариантности.

В данной модели и прошлое, и будущее имеют полевую форму и отличаются друг от друга целым рядом физических параметров, прежде всего направлением вращения (спином).
В модели Минковского  это "конусы будущего и прошлого". У физиков - темная материя и энергия. Эверетт -  называл их параллельными Вселенными, мы - вариантами событий будущего и прошлого. Центральная "прямая линия", пронизывающая оба конуса - это реальное прошлое и будущее нашей Вселенной. Но будет лучше, если мы перенесем этот разговор в темы:"Игра "Жизнь" (Conway) и  “Назад в светлое Будущее (Многовариантность)”.  Там мы выясним как посчитать все варианты? Чем именно отличаются варианты друг от друга? Подробнее:
И, что еще интереснее, мы обсудим вопрос о том, что мерность нашей Вселенной может иметь мерность больше 6.  Весь вопрос в том, какова чувствительность субъекта, воспринимающего поток  прошлого и будущего.

Вам хорошо знакомы слова: вперед/назад, вправо/влево, вверх/вниз. Они напрямую связаны  с такими понятиями как: габариты, размеры, расстояния, пространственно-временные координаты, временная линия, событийная траектория. При определенных условиях, независимо от направления движения,  вы рискуете оказаться в космосе. При этом независимо от скорости движения вы всегда будете находиться в моменте здесь и сейчас (настоящее, реальное время), но при этом будет меняться ваше местоположение в игровом поле. Особняком стоит слово вглубь.  Вглубь своей памяти. Не игрового поля,  а вглубь своей долговременной памяти (см. "Когнитом - кротовые норы в мозге". К.Анохин). В этом случае у нас появляется возможность путешествий "во времени". Что именно надо предпринять, чтобы отправиться в такое путешествие, см. "Двойное связывание""Саморегуляция и самопрограммирование". Какими качествами должны обладать такие путешественники, см. "Изучение гипнабельности",  "Когнитом. Кротовые норы в мозге". 

Управление обычным автомобилем и "машиной времени".

Допустим, что вы научились водить автомобиль. Помимо соответствующих знаний ПДД и устройства автомобиля вы наработали ряд навыков (автоматизмов), которые позволяют вам концентрировать внимание на изменениях в Игровом Поле, а не на том, где у автомобиля находятся органы управления и т.п.
Когда же мы говорим о "машине времени", то здесь требуются совсем другие знания, навыки и умения, а также когнитивные способности (внимание, долговременная (автобиографическая) память, воображение. Только надо уметь отличать реальность от "дурной многовариантности". И учиться ездить на такой машине придется совсем не так, как а обычном автомобиле. А он есть у каждого из нас. :)
Люди с развитым мышлением (воображением) без проблем справятся с такой задачкой: если это надо, то они могут вспомнить свой автомобиль (хорошая память), причем они могут делать это разными способами. Если они будут вспоминать его ассоциировано, например, себя внутри автомобиля на водительском месте, то они вспомнят не только соответствующие образы, но и ощущения, и, запахи. В дальнейшем будем называть такие воспоминания полимодальными.  А еще они могут вспоминать это же событие прошлого диссоциировано, например, глядя на себя, сидящего за рулем, но глядя на себя со стороны, т.е. как бы раздвоившись, перенеся точку наблюдения туда, где она реально не была, т.е. за пределы автомобиля. В дальнейшем это умение будем называть воображением.  Крайне важно уметь вспоминать события своей жизни обоими способами. Никто больше кроме вас, не сможет опознать: было ли событие, которое вы вспомнили на "первом шаге", реально в вашей жизни. Почему? Потому что для путешествий во "времени ", либо, посещений других мест в реальном времени, уже придумана и опробована техника "двойного связывания". При желании вы найдете информацию о ней на сайте. Но сначала желательно ознакомиться с анонсом к рубрике "Осознанные сновидения. К.Кастанеда":
Только не надо думать, что вы будете перемещаться в пространстве вместе со своим физическим телом. Путешествовать будет Ваше обученное (тренированное) сознание, например, в ИСС (во сне).  

Тема сновидений (ИСС) интересна сама по себе, а опыт участников проекта GO-RA (управляемый инсайт, спонтанный инсайт) перекликается с произведением К.Кастанеды "Врата сновидений". Читая этот материал имеет смысл помнить о том, каким образом можно транспарировать термины Дон Хуана в понятия, которыми оперирует нейрофизиология и нейропсихология.

Расширенное восприятие - восприятие, которого мы достигаем в то время, когда обычные информационные каналы (зрение, слух, осязание, обоняние, вкус, равновесие) выключены (мы спим) и внимание переключается на восприятие информационно-полевых взаимодействий. Если говорить метафорически, то у нас становится заметна работа "внутреннего телевизора", который днем заглушала информация, поступающая в мозг через традиционные информационные каналы, т.е. это приемник сигналов маломощный, но широкодиапазонный;

"Второе внимание" - это внимание, которого мы достигаем в определенных стадиях и фазах сна. Если описывать происходящее с позиций нейрофизиологии, то в это время включаются в работу нейронные структуры, которые в это время суток обычно "спят" (парадоксальный сон), а днем бодрствуют. В частности, речь идет о лобных долях головного мозга;

- "Положение Точки Сборки" (ПТС) -  нервно-психический процесс, происходящий совершенно в конкретной нейронной сети (нейронном ансамбле). Это не просто перечень областей мозга, например, теменная область, височные доли и т.д., а более "тонкое" сочетание одновременно работающих конкретных нейронов, находящихся в разных областях головного мозга.

Реальное время (настоящее время). У обычных людей характер сновидения определяется "бытовухой": семья, работа, начальство и т.д., и т.п.. Если вы посмотрите примеры снов участников проекта GO-RA, то увидите связь между эмоциональными событиями, которые предшествовали сну и тем, что произошло в дальнейшем (будущее)Такая связь видна невооруженным взглядом. Дон Хуан добивался от своих учеников того, чтобы они взаимодействовали с вариантами событий, в том числе и с неорганическими существами, в реальном времени, т.е. в настоящем времени (см. ИСС).  Критерием эффективности сновидческих методик, для людей, практикующих ОС, может стать точность считываемой информации об Игровом поле, либо поведении участников
Проверить, действительно ли вы во сне можете информационно точно взаимодействовать с нашим миром, а не с параллельными мирами, очень просто. Для этого не надо улетать на другую планету и т.п., можно выбрать элемент Игрового Поля, который находится близко, например, другая комната вашей квартиры. Если при этом вы будете себя осознавать, т.е. помнить, что во сне можно не только передвигаться за счет намерения, видеть, ощущать любой предмет, например книгу, но и будете помнить, что намерения будет досточно, чтобы прочитать, например, третье предложение сверху на 23 странице книги, которую вы еще не читали, но уже купили...
Надеюсь идея понятна? Давайте себе задания, которые можно легко проверить.
Эта же идея касается и будущего. Можно проверять будущее, которое еще не наступило. Например вы помните, что у вас запланирована встреча с кем-то. Находясь в состоянии ОС вы можете высказать намерение о том, чтобы посмотреть эту встречу.  Примеры: С.Ильина. В.Волчкова. А.Коробова.

- Прошлое и будущее. Мы предполагаем, что это процессы, которые заданы информационно и существуют в "тонком игровом поле" (ТИП взаимодействий), но имеют при этом разный спин (направление вращения). В зависимости от того в каком полушарии происходят автоволновые процессы (запускаются ревербераторы), и в каком направлении они вращаются (по часовой или против часовой стрелки), и происходит взаимодействие с Прошлым или Будущим. Чтобы взаимодействие происходило в настоящем времени должна наблюдаться определенная интерференционная картинка в мозге. 

Обывателям имеет смысл начать заниматься сновидениями, хотя бы потому, что именно в сновидениях происходит "забегание" вперед. Причина проста - меняется мощность нервно-психических процессов, вследствие чего меняется восприятие.

- Участники игры (неорганические существа, олли)Религиозные источники рассказывают о неорганических существах уже достаточно давно (ангелы, бесы, дьявол). Можете посмотреть наш опыт взаимодействия с неорганическими существами. В конечном итоге отцы церкви учат тому же самому, что и синои:  в трудных ситуациях необходимо обращаться за помощью к друзьям (Богу), а Дон Хуан - осознавать себя во сне в реальном времени, понимать с кем происходит взаимодействие. Если вы внимательно посмотрите на демо-режим "Управляемый инсайт" (близнецовый режим), то заметите, что эксперт (реципиент) повторяет движения за оператором, и при этом спит, но не глубоко.

Примеры просмотра будущего от участников проекта GO-RA при освоении техники "Двойного связыванияС.Ильина. В.Волчкова. А.Коробова.
Так где же хранятся варианты прошлого и будущего? Предполагаем, что в Тонком Игровом Поле, Подробнее.
Сейчас появилось множество людей, которые обучают вне телесным путешествиям, но почему-то Елене Юрьевне Огарковой  доверия больше, когда она рассказывает о посещении другой планеты, т.к. неоднократно была проверена на предмет точного восприятия информации. Еще плюс - умеет рисовать, а не только рассказывать о своих путешествиях.

P.S. С точки зрения Высшего Разума (Создателя, Творца) гигантские расстояния между Галактиками - это отличная защита от дураков, которые на Земле не могут решить проблемы, стоящие перед человечеством, а лезут знакомиться с другими более развитыми цивилизациями. Может быть, так происходит потому что сейчас целеполаганием занимаются самые богатые, а не самые умные? И ничего более умного чем производство новейших вооружений, бактериологического оружия, стирания с лица Земли "лишних миллиардов" людей, они придумать не могут. 
Важно подчеркнуть, что пока некоторые ученые даже не представляют как устроена Вселенная. Посетить информационно любой уголок Вселенной не так уж и сложно, важно обладать для этого развитыми Внутренними ресурсами (знания, навыки, умения, способности). Важно: вернуться обратно и суметь рассказать, и показать, что именно узнал путешественник. Для этого надо уметь рисовать, хотя бы на ученическом уровне, как сказала Елена Юрьевна Огаркова. На самом деле никуда лететь даже не надо, чтобы проверить способность конкретного индивидуума к дистанционным информационным взаимодействиям - это можно сделать здесь на Земле. См. "Управляемый инсайт" (близнецовый режим), "Демо-режимы".. 

Возможно Вам это будет интересно:

Восприятие и осознание процессов в зависимости от их энергетической и информационной составляющих. Подробнее:
Мерность восприятия (визуальная модальность) и геометрия. Подробнее:
Причинно-следственные связи на примере фильма "Разрабы". Подробнее:

Автор текста:
 к.п.н. А.Н.Чистяков Поделиться: