Развивая внимание, память, мышление, вы развиваете интуицию!
Проект «Go-Ra»
Изучение факторов, влияющих на качество решений, принимаемых
в условиях неопределенности.

Понятийное мышление. Парадокс Пиаже

По мере освоения знаний, навыков и умений, т.е. новых понятий, у человека уточняется «картинка мира». Если говорить метафорически, то каждое новое понятие – это «новый пазл», который должен дополнить картину мира, т.е. встать на «свое место», т.е. опираться на уже освоенные модели, а не «ломать» ее.

Итак, берем детей, умеющих считать до 10, и уже знающих такие понятия как круг и квадрат, и задаем им вопрос: равно ли количество кружков верхнем и нижнем ряду? Интервалы между кружками в верхнем  нижнем ряду делаем разными. Большинство детей, подчеркиваю, умеющих считать до 10, отвечают неправильно.  Они отвечают, что в верхнем ряду кружков больше. А почему вы так решили? Ответы следуют самые разные: длиннее, шире и т.п. Если вопрос  сформулировать чуть иначе: верхний ряд - это стулья, нижний ряд - это куклы, всем ли куклам хватит стульев? Дети без проблем дают правильный ответ. Дело здесь не только в знаниях, а в неразвитости мышлении, считал Пиаже,  Что же такое развитое мышление? Вывод, который делают взрослые: дело не только в знаниях, у детей еще не развито в должной степени абстрактное мышление - понятийное мышление. Этот пример характерен не только для детей, но и для взрослых. Чего же на самом деле не хватает детям и  некоторым взрослым, для того, чтобы делать верные умозаключения?

1. 
Мышление идет сразу в нескольких модальностях. Будем считать, что их у нас три. Возможно и такие слова, как "ум" (умение моделировать"), "ум - хорошо, а два - лучше" (способность к моделированию в двух модальностях), "триумф" (моделирование в трех модальностях - здесь уже замаячило слово - полимодальность (синестезия), характеризуют именно мышление.
В каждой модальности есть свои субмодальные параметры. Добавим, что восприятие мира через визуальный (зрение) и аудиальный (слух) каналы, в физике называется информационными (дистанционными), взаимодействиями, а кинестетика - это сильные взаимодействия с миром (ощущения, вкус, обоняние).


1.1. Визуальная модальность - "образная сфера".  Мозг использует  образы (и совокупность образов - "фильмы") для сохранения информации о взаимодействиях с миром. С помощью образов можно передать тончайшие нюансы, которые в принципе невозможно выразить словами.

Субмодальные параметры: цвет и его оттенки, интенсивность цвета, яркость (мощность, интенсивность), форма, размер, объем, расстояние, скорость перемещения, местоположение в "Игровом Поле", контраст, продолжительность (длительность предъявления стимула, воздействия) и др.;

Иногда с помощью образов тоже можно точно передавать информацию и это окажется проще сделать, чем с помощью множества слов. Например: блок-схема, принципиальная схема сложного устройства, чертеж и т.д. Такой подход позволяет точно описывать не только элементную базу, но и связи между элементами, блоками, структурами и т.д.
Особое место в понимании сложных образов (состоящих из элементов) занимают такие понятия как:символы и знаки. Например, буквы, цифры, ноты, геометрические формы. Не зная этих элементов, невозможно понять смыслы, а в музыке еще и точно воспроизвести записанное нотами произведение, т.е. перевести статику (картинку) в динамику - сыграть произведение.
Символы государства: флаг и герб (символы визуальной модальности). Гимн тоже будет символом, но будет относиться уже к аудиальной модальности (звучащая мелодия) и визуальной модальности (партитура и слова гимна).

1.2. Аудиальная модальность используется для передачи смыслов. Для этого мы используем: буквы (знаки), звуки, слоги, слова, предложения, тексты. По сути - с помощью слов мы пытаемся осваивать принципы ("Большие правила") и устанавливать связи - точные соответствия между словами, образами, ощущениями, вкусами, запахами.

Субмодальные параметры: тон (частота звуков), тембр (спектр), громкость (мощность), расположение источника звука (внешний или внутренний (А - Д), расстояние до источника звука (в случае диссоциации), интонации (чувственная, эмоциональная сторона аудиального сообщения), ритм (длительность звучания и пауз),

Л
юбое слово - это обобщение для образов. Это касается существительных, глаголов, прилагательных и т.д. Слово одно, а образов ему может соответствовать огромное количество. Но нередко и образы являются более экономичным и точным способом передачи информации (смыслов). См. выше.

Вершей пользуются для того, чтобы поймать рыбу. Поймав рыбу, забывают про вершу. Ловушкой пользуются для того, чтобы поймать зайца. Поймав зайца, забывают про ловушку. Словами пользуются для того, чтобы выразить смысл.Постигнув смысл, забывают про слова. Где бы мне найти забывшего про слова человека, чтобы побеседовать с ним? Лао Цзы.

1.3. Кинестетическая модальность(вкус, запах, ощущения). Описывать словами вкусы, запахи, ощущения крайне затруднительно. Видеть ребенок начинает раньше, чем говорить, но еще находясь в утробе матери ребенок начинает ощущать. Роль кинестетики (сильных взаимодействий с миром) очень велика.

2. Но еще есть чувства и эмоции ("эмоциональная сфера"), а это реакция нашего подсознания на восприятие. Воспринятое сравнивается с содержанием памяти, если разница (дельта) большая, то будет большая реакция (большая эмоция). Эмоциональная реакция - это свидетельство того, что субъект раньше не сталкивался с таким воздействием. Такое сравнение происходит на бессознательном уровне, т.к. в сравнении будут участвовать не просто большие фрагменты опыта, а весь опыт субъекта.  В этом смысле нейронная сеть (мозг) - это сеть "гиперссылок" связанных между собой и имеющих различный "вес". См. "Связывание нейронных сетей".
Эмоции и чувства отличаются длительностью. Эмоция - это мгновенная реакция подсознания на происходящее. Чувства - это более "долгоиграющая (интегральная) субстанция". В конечном итоге - это Результат взаимодействия субъекта с миром (см. "11 ПИ - РЭ"). Например: субъект  купил машину. Первая реакция - он рад достижению цели, может быть, очень рад,  т.к. долго стремился к ней. Это - эмоция. А затем он много раз стоял на своей машине в пробках, платил страховку, делал ТО, ремонтировал (оказывается она еще и ломается). Потом кто-то притерся к ней во дворе, а потом ее угнали и т.д., и т.п. Скажем мягко: в течение какого-то периода он получал эмоции, отличающиеся от первоначальных, т.е. тех, которые были при покупке.
Так чем же чувства отличаются от эмоций? Чувство - это совокупность эмоций, которые были испытаны субъектом по отношению к другому объекту или субъекту. Очевидно, мы не всегда осознаем какими именно событиями нашей жизни мы обязаны рождению в нас того или иного чувства. От любви до ненависти - один шаг - не так ли? Не важно, когда происходит взаимодействие с кем-то или чем-то: во сне или в нормальном/измененном состоянии сознания.

При чем здесь дети и парадокс Пиаже? Дело в том, что эмоции и чувства, которые мы испытываем, когда занимаемся чем-либо, оказывают влияние на результат. Пиаже и его помощникам было интересно изучать мышление детей, а детям было не очень интересно отвечать на всякие "глупые вопросы" не имеющие для них ни какого смысла. Лишь когда речь зашла о стульчиках и куклах, а эти понятия уже были в их памяти, появился смысл и интерес. Интерес - это значимое условие для тренировки важнейшей когнитивной функции - внимания. Если человеку интересно то, чем он занимается, то внимание тренируется автоматически. 

Матрица эмоций и чувств начинает формироваться в утробе матери (К.Юнг, С.Гроф), существенно дополняется в момент рождения, а затем не только используется нашим подсознанием, как инструмент при оценке состояний, но и корректируется всей нашей жизнью.

3. Понятийное мышление - это мышление в двух модальностях: аудиальной и визуальной, т.е. описание (моделирование) ситуаций (процессов) словами и образами (символами, знаками). Это один из наиболее коротких (экономичных) способов моделирования - он нужен для передачи смыслов и осознания (понимания) воспринимаемого. Помните, как иногда мы говорим: ты мне суть (главное) расскажи. При этом крайне важно отслеживать, что именно представляет в процессе общения слушатель, т.е. какие образы (знаки, символы, картинки, "фильмы") крутятся в его мозге. Можно-ли в принципе представлять одно и то же во время разговора? Наш ответ - ДА.(См."Дуальные загрузки").
В качестве примера: чтобы добиться от солдат слаженности в строевой подготовке используют не только объяснение с помощью слов, но обязательно показывают, как выполнять то или иное действие, а затем проверяют. Если соответствия между понятиями (аудиальная и визуальная составляющая, смыслы) установлены точно - это ведет к пониманию. 

4. Причинно-следственные связи: если ребенка не научили выделять главное, то он будет "тонуть в потоке слов", т.е. не будет успевать точно соотносить понятия, т.е  образы (субъекты/объекты, знаки, символы, и слова). Особенно это относится к ситуациям, где встречаются незнакомые понятия. Пример, с которого начинается этот материал про детей умеющих считать до 10, но неправильно отвечающих на простые, казалось бы, вопросы, таких незнакомых слов несколько: равно, количество . Но эти слова связаны с большим количеством "смежных понятий", например, слово равно связано с понятиями: больше/меньше, длиннее/короче (визуальная модальность), легче/тяжелее (кинестетика), громче/тише (аудиальная модальность), но в каждой модальности есть еще и субмодальные параметры. А слово число связано с понятиями: количество,
Далеко не все взрослые понимают, чем числа отличаются от цифр. Цифры - это знаки, которые имеют образную составляющую и аудиальную, с помощью которых можно записывать числа. А с помощью чисел можно отображать количество: объектов, субъектов, их частей, свойств, связей и т.д, и т.д.
Если гармонично не развиты все грани мышления, т.е. человек опирается только на одну из составляющих понятийного мышления
- на слова, часть из которых незнакома, следовательно не понятна, то человек будет давать неправильные ответы.

В качестве примера тема "Азбука для эзотериков и гуманитариев". Подробнее..



Очевидно, что развитие мышления происходит постепенно. Чему же на самом деле мы учим детей, зачастую сами того не подозревая?


Итак, исходная ситуация: новорожденные дети не знают слов обозначающих:
- названия субъектов и объектов (существительные, например: глаз, нос, палец, рука, ладонь и др, части тела, одежда, затем игрушки и т.д.); 
- свойства и качества субъектов и объектов (прилагательные для разных модальностей), 
- действия физические, совершаемые субъектами и над объектами (глаголы, например: дай, возьми, брать, давать, говорить, ходить и т.д.);
- действия модельные, т.е. совершаемые в уме (глаголы, например: думать, представлять, воображать и т.д.).
Другие части речи здесь разбирать не будем. Отметим, что  ребенок не умеющий говорить, может сообщать о своем самочувствии голосом либо действием (плачет, агукает, тянется к тому, что ему интересно, старается потрогать и т.д.

Как происходит обучение? Мы прикасаемся к ребенку, мы разговариваем с ним. Роль прикосновений (кинестетики) очень важна. Это становится понятно на примере обучения слепоглухих детей. Обучение понятийному мышлению начинается со слов, которые мы произносим: это названия субъектов и объектов, их свойств и качеств, действий физических. Слова объясняющие действия модельные, т.е. относящиеся к мышлению, появятся в нашем лексиконе значительно позже.
В 1988 году я был на лекции главы семейства Никитиных в Свердловском МЖК. Меня удивили нюансы в воспитании, например, мать, готовя обед для семьи,  брала младенца с собой (приспособления для ношения детей тогда уже были), и занимаясь делом, разговаривала с ребенком, т.е. называла предметы, овощи, посуду,  объясняла, что она с ними делает, зачем (с какой целью). Здесь важно все: и физический контакт и то, что ребенок слышит слова. Важна роль указующего жеста - этим мы привлекаем внимание ребенка к субъекту/объекту, действию, т.к. показываем (визуальная модальность) куда ему нужно смотреть.
Попутно отметим, так устроен мозг, что в нем происходит связывание образов и звуков (слов) на уровне нейронных ансамблей. Рано или поздно, мы неминуемо приходим к этапу, когда мы начинаем использовать множественное число и обобщающие слова: игрушки, кошки, собаки, обувь и т.д. Ребенку невозможно объяснить, что на самом деле он начинает знакомиться со сложными понятиями: число (целое и части), когда разбирает игрушку, с принципами и правилами, когда он собирает пирамидку, где внизу должны быть кружки большего диаметра, а вверху меньшего. Объясняя словами мы в тоже самое время показываем, как должно быть правильно. Все, как с солдатами на плацу во время строевой подготовки: рассказ, показ, проверка.
Попробуйте объяснить ребенку еще не знающему слов, обозначающих цвета, что теперь надо собрать пирамидку только из красных или синих кружков. Это можно сделать, но только совмещая показ и слова, и только тогда, когда ребенок освоит эти понятия.
Как проверить что ребенок запомнил и правильно понимает слова обозначающие цвета? Например, можно показывать разные предметы одного цвета и повторять каждый раз слово, обозначающее конкретный цвет, например, зеленый, но уже в сочетании со знакомыми словами: зеленый заяц, зеленый шарик, зеленый огурец и т.д.
  
В примере, который был приведен в самом начале, вопрос  содержал некоторые  незнакомые слова (понятия): равно, количество. Нет ничего удивительного в том, что дети умеющие считать до десяти отвечали неправильно, т.к. слова связаны с другими словами и очень важно, чтобы они соотносились корректно (правильно, значит точно).
Например слово "кружок" связано со словами: квадратик, треугольник, форма. "Количество " со словами: число, часть, целое, больше, меньше, равно, длиннее, короче и т.д..
Для школьников младших классов это множество слов пополнилось бы словами: деление, умножение, вычитание, сложение, дроби, а также, знаки, действия.
По мере приобретения знаний это перечень понятий расширяется.  Важно, чтобы мы при этом еще и понимали физический смысл употребляемых слов.  Предполагаю, что не все взрослые смогут точно установить соответствия между арифметическими действиями (сложение, вычитание, умножение, деление), действиями физическими, а также понятиями: число (действительные, целые, рациональные, иррациональные, комплексные и т.д.), количество, часть, целое, принципы, символы, знаки, функции и т.д., и т.д.

Дети запоминают все и очень быстро. Важно не отлынивать в тот период, когда у них начинается поток "почему и зачем" (причинно-следственные связи) и устанавливать точные соответствия между самыми различными понятиями, причем разной модальности, разных сфер деятельности. Мы используем этот же самый принцип при обучении демо-режимам. См.Калибровка.

Вы без труда справитесь с такой задачкой. Найдите одно обобщающее слово для такого множества слов: тапочки. сандалии, лапти, сапоги, валенки, калоши, ботинки, туфли и т.д. Это, конечно же, обувь. Возможно, кто-то скажет, что я не перечислил  все подмножества, из которых состоит понятие обувь. Не суть. Важно, что теперь можно дать определение любому из перечисленных изделий (объектов) используя обобщающее понятие - обувь. Туфли  - это вид обуви, ботинки - это вид обуви и т.д., а далее можно перечислять важные признаки и качества конкретного изделия: цвет, материал, кто изготовил, где, назначение и т.д. 
Если Вы уже ознакомились с темой "Суп" и "11 ПИ-РЭ". Кратко., то вы легко определите, что понятие внешних ресурсов будет являться обобщающим для: обуви, одежды, продуктов питания, средств связи и транспорта, недвижимости и т.д.  При этом важно осознавать, кто и на каком основании имеет право распоряжаться этими ресурсами. См. Внешние ресурсы.

Но каждый субъект/объект/действие обладает совокупностью признаков/свойств. С обувью вы разобрались легко, а теперь попробуйте найти общее понятие для таких слов: холодильник, утюг, телевизор, человек. Это не вес, и не масса. Хотя человек и не потребляет электричество напрямую, все они являются преобразователями, и это их общее свойствоЗамечу, что сейчас мимоходом мы соприкоснулись с такими понятиями как классификация, структура, иерархия

Я не собирался читать вам лекцию о воспитании детей. Хотел лишь подчеркнуть пару важных моментов:
- когда устанавливаются точные соответствия между образами и словами, то это ведет к пониманию смыслов, правил, принципов и наступают инсайты;
- огромное количество слов, таких как демократия, добро, зло и т.д и т.д. являются абстракциями, т.е. не связаны с общепринятыми образами ("фильмами"). Так происходит в силу того, что мы живем в разных государствах, относимся к разным национальностям и религиям, т.е. по сути, получаем разное воспитание, и конечно же, имеем свою личную неповторимую историю жизни, которая лишь в чем-то похожа на другие "линии жизни".  По факту: у человечества на данный момент не существует единых эталонов "человеческих отношений".  
Если по поводу эталонов длины, веса, объема, времени и др, "человечество" договорилось, то по вопросу отношений, нет. Чем это чревато см. "Логический трюк Льюиса Кэрола" и  - П" и "Все ли у нас дома"?

В качестве примера того к чему приводит установление точных соответствий между разными модальностями (к осознанию, пониманию), пример о том, как я учился читать, а затем своего сына научил. Ему на тот момент было 6 лет, он умел считать до 10, знал все буквы алфавита, но читать не умел, причем, научил читать за 15 минут. Подробнее.

Пример того, как поняв суть (значение, смысл) такого понятия как "след",  можно найти логические ошибки в интерпретациях физиков, рассуждающих  о природе квантовых эффектов, в частности, о "квантово-волновом дуализме" (КВД).  Для начала надо придумать определение для слова след, которое подойдет для всех следов в мире. Важно, чтобы определение состояло максимум из двух слов, чтобы не "захлебнуться в потоке слов". 

Автор текста: к.п.н.А.Н.Чистяков.

Поделиться: