Развивая внимание, память, мышление, вы развиваете интуицию!
Проект «Go-Ra»
Изучение факторов, влияющих на качество решений, принимаемых
в условиях неопределенности.

Восприятие прошлого - звездные треки

Юн Сюн сказал: «Вращаясь, без конца, Небо и Земля движутся неприметно. Но кто знает про это?»

И вот, что уменьшится здесь, увеличится там; что произрастает здесь, увядает там. Уменьшаться и увеличиваться, произрастать и увядать означает в одно и то же время рождаться и умирать. А промежуток между появлением и исчезновением столь ничтожен – кто заметит его? Чем бы ни была вещь,  ее энергия не вдруг появляется, ее форма не вдруг исчезает. Просто невозможно понять, когда приходит зрелость и когда наступает увядание. То же происходит и с человеком  за время его жизни: его облик, суждения и манеры меняются со временем, его кожа, ногти, волосы одновременно растут и выпадают. Однако ж невозможно распознать, как претерпевают они  эти перемены. Мы узнаем о них лишь после того, как они произойдут».

Мы можем рассматривать лишь результаты измерений, т.е. следы. Эти следы мы будем наблюдать пост-фактум. Мы воспользуемся для этих измерений (фиксации следов) приборами. 
- Когда мы что-то измеряем, то мы имеем дело со следами (результат взаимодействия);
- Когда мы производим измерения, то играет важнейшую роль длительность акта измерения;
- Независимо от длительности акта в измерения мы будем фиксировать, а затем наблюдать (рассматривать, изучать) следы от процесса за которым велось наблюдение, т.е. информацию (отражения) о прошлых состояниях системы;

- Играет роль расстояние, которое преодолевает движущийся (наблюдаемый) "объект";
- Играет роль расстояние с которого мы наблюдаем за движущимся "объектом" (структурой объектов, процессом);.

Чтобы было понятно о чем идет речь, сначала рассмотрим ситуацию со съемкой макрообъектов. Будем использовать для этих целей: два фотоаппарата и видеокамеру. С помощью первого фотоаппарата сделаем мгновенный снимок звёздного неба на фоне неподвижного предмета (дерево или камень).  С помощью второго фотоаппарата сделаем снимок в течении нескольких часов (длительность процесса съемки), например 4 часа.. Видеокамера тоже будет снимать звёздное небо, как и второй фотоаппарат, в течение четырёх часов.  Во всех трех случаях на "фотопленке" (фотопластинке) останутся следы о процессе, т.е. о прошлых состояниях системы, которые, разумеется, будут теперь храниться в настоящем (реальном) времени. Как будет после съемок изменяться  "фотопластинка" нам не так интересно. Рассмотрим более подробно результаты  фиксации следов  и то, каким образом мы интерпретируем эти следы.

Первый "прибор" (фотоаппарат) зафиксирует мгновенный снимок неба, на котором будут видны отдельные "звезды". Очевидно, что количество звезд на снимке, будет зависеть от качества оптики, но в данном случае это для нас не так интересно.

Второй "прибор" (фотоаппарат) зафиксирует  тоже самое звёздное небо, но на этот след наложит отпечаток другой процесс - вращение Земли вокруг своей оси. Это тоже будет один снимок, но  на нем весь процесс будет записан на одни кадр, т.е. динамика превратится в статику. Именно поэтому мы будем видеть на снимке не просто звезды, а треки. Заметим, что длина треков  (размеры) будет зависеть от длительности процесса съемки (фиксация, акт измерения). Чем меньше длительность процесса съемки, тем короче будет длина треков.

Третий "прибор"
 (видеокамера) зафиксирует то же самое звёздное небо, но это будет уже множество снимков, т.е. фильм о "движении звезд по небосводу", или о вращении Земли вокруг своей оси.
Если мы будем наблюдать этот фильм с той же самой частотой кадров, что и при записи, например, 30 кадров в секунду, то мы просмотрим за 4 часа следующее количество кадров: 4 часа х 60 минут х 60 секунд х 30 кадров в секунду = 432 000 кадров и это займет у нас ровно столько же времени, что и при записи. При этом мы практически не будем замечать "движения звезд на небосводе" относительно неподвижного дерева, стоявшего рядом с объективом. Увидеть разницу между  началом и концом этого процесса, мы сможем в том случае, если сравним два "мгновенных" снимка, фиксирующих начало и конец процесса.  
Если сделать ускоренную перемотку, то будет очевидна разница в положении звезд между началом фильма и его окончанием.

Если же мы захотим посмотреть  4 часа видеосъемки за 1 минуту, в таком же качестве, как при самой съемке, т.е. 30 кадров в секунду (всего 1800 кадров из 432 000), то мы с помощью видеоредактора можем удалить  каждые 239 из 240 кадров, оставив первый (1), двести сорок первый (241),  четыреста восемьдесят второй (482) и т.д. кадры. Таким образом мы сможем просмотреть фильм длительностью в 1 минуту, в который мы теперь уместим 4 часа видеосъемки. В этом фильме будет хорошо видно, как двигались "звезды по небосводу". По сути мы будем наблюдать фильм, т.е прошлое, совсем другого процесса - вращения Земли вокруг своей оси.

Вопрос: а насколько этот фильм будет соответствовать реальности? 
Ответ: в реальности мы наблюдали за тем, как меняется мир, а на пленке (жестком диске) останутся следы (информация) об  этом процессе, причем, это статика, которую мы можем превратить в динамику. На основе этих следов мы можем делать фильмы той или иной длительности (короче/длиннее).

Допустим, мы видим на полу лужу и даже знаем, что это растаял лед, но сможем ли мы, наблюдая эту лужу (или ее фотоснимок) в реальном времени, понять, какой формы была глыба льда, если мы не производили съемку? Была ли это ледяная скульптура, а если скульптура, то был ли это дед Мороз, или это была Снегурочка?

Опираясь на научные модели, мы можем посчитать примерный объем ледяной фигуры. Зная температуру в помещении, или то, как она менялась, мы можем посчитать приблизительное время, за которое ледяная фигура растаяла, но вычислить ее форму с помощью самых передовых научных моделей не представляется возможным.

Тем не менее, в следующих публикациях я поделюсь с вами результатами одного эксперимента на эту тему, который был поставлен на семинарах «Мозг и интуиция. Конструирование Будущего». Группе была дана записная книжка. Необходимо было рассказать: где ее приобрели, когда, с какой целью, что было написано (нарисовано) на вырванных листах. Была дана инструкция по которой необходимо было моделировать ситуацию, учитывающая различные факторы, в том числе и многовариантность прошлого и будущего.
В результате моделирования история предмета (его прошлое) была просмотрена как фильм. После просмотра (моделирования) было дано словесное описание процесса, которое владелец записной книжки признал точным. Про вырванные страницы было рассказано: почему они были удалены, что на них было изображено и написано. Подробнее.

Автор текста: к.п.н. А.Н.Чистяков.

Поделиться: