02.01.-08.01.24, Изумруд А.Чистяков
16.09.-23.09.23, Изумруд А.Непритворенный
29.06-15.07.23, Чусовая
Тактильно-зрительный аппарат.
Пластичность мозга. Еще недавно медики и психологи считали, что мозг с определенного времени перестает изменяться. На самом деле мозг постоянно изменяется, правда с разной скоростью. Иногда, слабо, иногда, за короткое время очень сильно. Он не похож на компьютер. Мозг гораздо круче любого устройства, которое когда-либо было создало человечество. Подробнее об этом в фрагменте фильма «Пластичность мозга», снятого по материалам одноименной книги Нормана Дойджа "Пластичность мозга" (Москва, ЭКСМО, 2012). Отрывок из этого фильмы занимает всего 7 минут. В него мы включили всего несколько самых интересных эпизодов. Смотреть или нет, решайте сами.Полную версию фильма можно посмотреть на https://youtu.be/S76xjpf1HME
В 1969 году ведущий европейский научный журнал, Nature, опубликовал небольшую статью, которая казалась научно-фантастической. Её автор, Пол Бач-и-Рита, был известным ученым-теоретиком и одновременно врачом, занимавшимся реабилитацией больных – а подобное сочетание встречается достаточно редко. В статье описывался аппарат, который давал слепым от рождения людям возможность видеть. У всех участников эксперимента была повреждена сетчатка глаза, и всех их считали полностью неизлечимыми. О статье в журнале Nature писали The New York Times и Life, однако вскоре сам аппарат и его изобретатель оказались преданными забвению возможно, из-за того, что описанное в статье казалось совершенно невероятным. Статья сопровождалась фотографией странного вида аппарата: на ней можно было увидеть большое зубоврачебное кресло старого образца с вибрирующей спинкой, сплетение проводов и громоздкие компьютеры. Вся эта конструкция, сделанная из выброшенных на свалку деталей и электронных приборов производства 1960-х годов, весила четыреста фунтов (около 150 кг).
Слепой от рождения человек (!) – никогда не имевший зрительного опыта – садился в кресло, стоящее позади большой камеры, которая по размерам напоминала камеры, используемые в то время на телевидении. Слепой «сканировал» наводящееся перед ним пространство, поворачивая рукоятки, приводящие в движение камеру. Камера посылала преобразованное в электрические сигналы изображение на обрабатывающий их компьютер. Затем электрические сигналы передавались на четыреста вибрирующих стимуляторов (генераторов стимулирующих импульсов), расположенных рядами на металлической пластине, прикрепленной к внутренней стороне спинки кресла. Эти стимуляторы соприкасались с кожей слепого пациента. Они действовали как элементы изображения: вибрировали, отображая темные части пространства, а передавая более светлые тона и детали, оставались неподвижными. Это устройство, которое назвали «тактильно-зрительным аппаратом», позволяло слепым людям читать, распознавать лица и тени, а также различать, какие объекты находятся ближе к ним, а какие дальше. Оно давало им возможность открыть для себя перспективное видение и наблюдать за тем, как объекты меняют форму в зависимости от угла зрения. Шесть участников эксперимента научились распознавать такие объекты, как телефон, даже тогда, когда он бы частично загорожен вазой. Они даже были способны узнавать по фотографии Твигги – анорексичную супермодель, невероятно популярную в те годы.Все участники эксперимента, испытавшие на себе тот громоздкий тактильно-зрительный аппарат, переживали удивительный опыт нового восприятия, трансформируя тактильные ощущения в зрительные образы и обретая тем самым возможность видеть людей и предметы. Со временем кресло заменили на пластинку, которая прикладывалась к языку, а сигналы на него по прежнему подавались с видеокамеры.
Неважно, каким образом информация попадает в мозг: через обычные сенсорные каналы или каким-то другим образом. Если мы замечаем и осознаем эти изменения, значит, мы воспринимаем информацию. Чтобы ее понять, необходимо в процессе тренировки соотнести внешние изменения с изменениями внутренними (в модели-репрезентации), т.е. с изменениями в образах и ощущениях (тактильных, вкусовых и т.д.). В процессе обучения и устанавливаются такие соответствия. Когда такие соответствия установлены жестко, можно говорить о том, что процесс обучения (калибровки) модели завершен (см. "Демо-режимы").
На видео, которое идет вторым планом во второй части фильма (режим "Информационный след", Свердловск, 1988), реципиент, в процессе тренировки, обучен чувствовать разницу в "плотности внешней среды", т.е. он "ощущает разную плотность", в случае, когда он идет правильно, и когда сходит с заданной траектории. Собственно, то же самое делают и герои фильма «Пластичность мозга» во время обучения незрячего человека, правда, с использованием технических устройств. В любом случае нужен тренер - человек, который даст обратную связь, что позволит установить корректные (точные) соответствия между внешними и внутренними изменениями. Данное видео еще и отличная иллюстрация к процессу обучения: американцы уповают на технику, мы делаем ставку на способности человека. Мы уже в 1988 году понимали некоторые аспекты в работе головного мозга, в том числе и благодаря публикациям о работе мозга наших ученых, в частности, уже тогда вышла книга: Ильюченок Р.Ю., «Эмоции и память» (СО АН СССР, Новосибирск, 1988). Информация, почерпнутая из этого источника помогла нам понять важные нюансы того, как образуются следы в мозге от взаимодействия с миром, что происходит в нем, когда мы моделируем, особенно, согласованно в разных модальностях (полимодальность), и на больших эмоциях. И самое главное, мы понимали при каких условиях происходит трансляция состояния от одного человека к другому (см. "Квантовая запутанность между людьми".
Восприятие и осознание информационной и энергетической составляющих процесса: https://go-ra.ru/lektsii/lecture/lec02/protsessy-informatsiya/
Книга Нормана Дойджа "Пластичность мозга". Кратко.. Скачать книгу.
Автор текста: к.п.н. А.Н.Чистяков.
Поделиться: