Развивая внимание, память, мышление, вы развиваете интуицию!
Проект «Go-Ra»
Изучение факторов, влияющих на качество решений, принимаемых
в условиях неопределенности человеком и системами с ИИ.

Отрицательное свойство точных моделей.

Модель (франц.modele, от лат.modulus - мера, образец) - в широком смысле - любой образ, аналог (мысленный или условный: изображение, описание, схема, чертеж, график, план, карта и т.п.) какого-либо объекта, процесса или явления (оригинала данной модели), используемый в качестве его "заместителя", "представителя".
Впервые я столкнулся с этим понятием в 1986 году. Комитет ВЛКСМ УПИ им.С.М.Кирова выписывал огромное количество самой разной прессы. В Литературной газете моё внимание привлекла статья академика Н.Л.Амосова "Реальности, идеалы, модели", посвященная этому вопросу. Собственно с этой статьи и начались мои размышления на эту тему.

Чему необходимо учить: знаниям или пониманию?

Знания - это модели, а понимание не возможно, если не установлены точные соответствия между частями модели, или связанными (смежными) моделями.

Сама жизнь не оставляет нам времени и возможностей для того, чтобы стать специалистом широкого профиля, человеком с широким кругозором. Мы не можем освоить за время жизни все специальности-профессии, приобрести все знания. Некоторые из нас являются "узкими специалистами" с ограниченным кругозором (картинкой мира). Закономерно то, что даже президенты в своей работе принимают во внимание мнение экспертов (авторитетов в той или иной области). Это закономерно, логично, естественно, но если эксперт допустит ошибку, то это чревато большими последствиями. Бывают ситуации, где лидеры не прислушиваются к мнению экспертов. В качестве примера "Тайны Сталинской экономики" или что именно сломал Н.С.Хрущев в экономике, которую построили при И.В.Сталине. Сломав экономику, запустили механизм деградации людей - их убеждений, что мы сейчас и наблюдаем в нашей стране.
Зачастую, люди  не обращают внимание на важные детали, которые очевидны для специалиста.
См. парадокс Льюиса Кэрола. К сожалению такие люди часто делают неверные умозаключения. Подчеркну еще раз: им не хватает знаний в той ли иной области, знания деталей, которые для специалиста крайне важны, но  даже узкие специалисты могут "сесть в лужу" в той области, где они ничего не понимают. Как же быть обычным людям? Ответ казалось бы очевиден, доверять настоящим специалистам (Авторитетам).
Если вычленить суть этого понятия, то в сухом остатке будем иметь слово – описание. Модель – это описание чего-либо (кого-либо). Музыкальные произведения, все без исключения, независимо от того какие характеры, персонажи, состояния, времена года и т.д. в них описаны, относятся к моделям. Стихи, поэмы и романы, новеллы и фельетоны, произведения живописцев и графиков, народные и современные танцы, балет, математические формулы, при помощи которых записаны законы физики классической и квантовой, кинофильмы документальные и художественные, фотографии, язык жестов глухонемых и т.д., - все это примеры описаний, а значит моделей.

Конечно, можно давать иную классификацию моделей, не по видам искусств, а, например, в соответствии с видами информационных каналов человека: визуальные, аудиальные, кинестетические, но сейчас интереснее другое.

Согласитесь, что всю свою жизнь мы работаем с моделями, мы занимаемся моделированием. Может быть, кто-то об этом и не подозревал, но суть от этого не меняется. Ребенок, который еще не умеет говорить, тем не менее, может описать свое состояние таким образом, что, по крайней мере, будет понятно, все ли у него в порядке, или его что-то не устраивает. Правда, иногда бывает сложно понять, что именно его не устраивает, но о коммутации моделей поговорим несколько позже. Сейчас хотелось бы в первом приближении остановиться на одном отрицательном свойстве точных моделей.

Очевидно, что точные модели обладают свойством прогнозности – они позволяют получать ответы на самые разные вопросы путем вычислений, а не опытным путем и они предсказывают будущее (позволяют "посмотреть" будущие состояния системы/объекта/субъекта/процесса). Правда, при одном условии, если условия (обстоятельства) остаются неизменными, т.е. существенным образом не меняются. Например, обладание точными моделями баллистики позволяет специалистам  получать реальные результаты при запуске и стыковке космических кораблей - это стало уже привычным явлением - к МКС регулярно летают транспортные корабли и стыкуются со станцией. 

Очевидно, что лучше осуществлять какое-то дело, опираясь на точные модели. Хирург не вырежет вместо аппендицита печень, если он обучался по правильным (точным) учебникам, анатомическим атласам и у хороших педагогов. Ему будет легче, если он будет получать в реальном времени "подсказки" от аппаратуры. В путешествие, лучше отправляться, имея точные карты. Это даст возможность не заблудиться. А ведь заблуждения чреваты лишними затратами сил, энергии, средств - одним словом - ресурсов.

Обладание точными моделями дает возможность быть минимаксным при достижении цели, позволяет прогнозировать результат, а не ставить натурные эксперименты на себе и других по всякому поводу и без повода.  

Не случайно, в русском языке слова "описать" и "описать" отличаются только ударением. В лучшем случае, если хватит мочи, мы сможем описать объект только поверхностно. Да и то, такое описание не будет учитывать динамику изменений объекта, его внутреннюю структуру, а если будет учитывать это, так окажется неучтенным что-нибудь другое. А что говорить об объектах более динамичных, чем мы. 
Представьте, что вы с помощью слов пытаетесь описать объект, у которого скорость изменений больше, нежели скорость вашего описания. Неблагодарное это занятие.         Документальный фильм, что может быть точнее? Но если событие имело длительность большую, чем фильм, значит описание уже фрагментарное. Допустим, на пленку заснято все событие от и до. Означает ли это, что мы имеем полную визуальную информацию об этом событии? Нет, конечно же, нет, т.к. огромное количество информации остается "за кадром", например, точки зрения с других ракурсов. Не попадает в "кадр" информация кинестетическая: вкус, запах, ощущения, а что говорить о чувствах и эмоциях,  мыслях?

Так чем же чревата "неполнота" (неполноценность) моделей? А тем, что ни одно из существующих на Земле описаний, включая религиозные и научные, не может дать ответы на все вопросы, т.к. модели, которые мы используем, являются узкоспециалированными.  Поясню на примере  специалистов, изучающих воду. Одни изучают пресную воду, другие морскую (имеется в иду химический состав и ее свойства).  Другие изучают течения в морях и океанах. Третьи, изучают влияние таяния льдов на уровень воды в океанах и т.д., и т.д. Предполагаю, что специалистов-универсалов не очень много, увы. Необходимо принять во внимание еще и то, что у твердой, жидкой, газообразной, плазменной форм материи разная динамика: материки двигаются медленно, а воздушные массы быстро, и мощность этих процессов может быть очень разной. Но гораздо важнее то, что многие научные дисциплины оказываются "смежниками". Выбросы вулканов  могут оказать влияние на погоду в глобальных масштабах, а если они будут мощными, то и на климат.

Возникает вопрос: а что же мешает уточнять и дальше эти модели? Дело в том, что точные модели имеют узкие области применения. Баллистика занимается вычислением траекторий при запусках и спусках космических кораблей, и очень неплохо это делает, иначе не было бы стыковок на орбите станций и пилотируемых кораблей, доставляющих туда грузы и космонавтов. Но прогнозами погоды занимается совсем другая наука – метеорология, а здесь успехи более скромные, т.к. для того чтобы давать точные прогнозы, помимо математического аппарата (моделей) необходимо загрузить в него исходные данные, которые имеют "срок годности" - они достаточно быстро устаревают. Чтобы иметь точные данные о температуре, давлении, влажности воздуха, направлении движения воздушных масс и других параметрах, потребуется покрыть всю планету огромным количеством датчиков, регистрирующих  эти параметры, но в идеале это надо делать не только на поверхности земли, но и в самых разных слоях атмосферы и океанов. Сложно себе представить датчики, которые были бы статично размещены в самых разных слоях атмосферы, т.е. как бы погода не менялась, они все время оставались бы на месте и передавали свои показания в центры обработки информации. Теоретически можно себе представить нанодатчики, умеющие летать, заряжающиеся от солнца, умеющие противостоять стихиям, умеющие сканировать пространство на предмет летательных аппаратов, птиц, насекомых и т.д., чтобы избегать с ними столкновений. Но дело осложняется еще и тем, что на изменения в атмосфере влияют и другие процессы, в частности, процессы, происходящие в мировом океане, а также на Солнце и других планетах солнечной системы. Это означает, что придется зондировать мировой океан на предмет изменения температур, направления и скорости течений. Чтобы измерить влияние вспышек на Солнце на изменение магнитного поля Земли тоже придется размещать датчики, но уже не только на поверхности земли, но и в космосе. Очевидно, что одного-двух орбитальных спутников здесь будет недостаточно, т.к. магнитные потоки, приходящие от солнца, будут идти неравномерно. Допустим, что все эти трудности преодолели, такие многофункциональные датчики создали и разместили в нужном количестве и в нужных местах - теперь они собирают необходимые данные и в реальном времени снабжают ими вычислительные центры. Все? Happy and?

Допустим, вы знаете и умеете мастерски запускать блинчики по водной глади и показываете отличные результаты, но при спокойной воде. Если на море шторм, то вам придется дождаться, как минимум, впадины (паузы) между гребнями волн, и пустить блинчик не поперек волны, а между ними...

Создать модели описывающие зависимость одного параметра от другого, например, проводимость металла в зависимости от температуры, как в сторону ее повышения, так и понижения, сложно, но возможно. 

Синоптики создали сложны модели, использую в своей работе большие электронно вычислительные машины, но существует концептуальная проблема: точные модели основаны на прошлом опыте, т.е. на событиях прошлого, а ответы они должны давать о будущем состоянии системы /процесса/субъекта/объекта. Объект управления действует в каком-то игровом поле (жидкая, твердая, газообразная среда), Эка невидаль? Так всю жизнь было, но именно сейчас от науки требуют "дальних" прогнозов, причем, точных. Но эти среды ведут себя совершенно по разному: если сравнить скорость перемещения материков, океанов, и воздушных масс, то сложнее всего окажется климатологам и метеорологам, а они должны давать прогнозы смежникам

"Теория запрещает нам прогнозировать погоду больше чем на 2 недели вперед. Сейчас практическая предсказуемость составляет 5 -6 дней, через пару лет на 7-8 дней вперед можно будет прогнозировать погоду. Но за этот предел невозможно перескочить. Более долгосрочные прогнозы редко оправдываются. Либо надо обладать сверхъестественными знаниями. Среди профессиональных синоптиков такими знаниями никто не обладает",- уточнил Роман Вильфанд. Интервью полностью.

Термодинамика позволяет предсказать, например, за какое время растает лед в ванной, заполненной водой с определенной температурой. Но представим себе, что вы обнаружили на полу в комнате лужу, и допустим, вы даже знаете, что это растаяла ледяная фигура. Но что это была за фигура: снеговик или дед Мороз, кто ее принёс, зачем (с какой целью) и т.д.? На этот и множество других вопросов вы не сможете ответить в принципе, если организаторы эксперимента  не вели  его видеозапись.  Будущее мы худо-бедно можем предсказывать, но с прошлым все гораздо сложнее. Как это не звучит фантастически, но если кто-то из ныне живущих на Земле людей знает, кто и какую ледяную фигуру принес в комнату (был непосредственным свидетелем), то вы можете попытаться узнать, что это была за фигура. Для этого придется заняться моделированием. А то, что в данной ситуации будет слишком много неопределенностей, вас не должно останавливать. Как происходят обучение людей, которые учатся моделировать и получать точную информацию в подобных ситуациях, можно посмотреть здесь: тест "Машина времени. История предмета".

Автор текста: к.п.н. А.Н.Чистяков.


  Поделиться:

ГЛАВНАЯ. О ПРОЕКТЕ. История проекта. НОВОСТИ. КОМАНДА. ПАРТНЁРЫ. ТВОРЧЕСТВО. ТЕСТЫ GO-RA. ТЕСТЫ ВИКИУМ. ВОПРОСЫ - ОТВЕТЫ. ОТЗЫВЫ. ВИДЕО и ФОТО: ТЕЛЕГРАММ-КАНАЛ. ХРОНИКИ СЕМИНАРОВ. ИНТЕРВЬЮ. ДЕМО-РЕЖИМЫ: ЗАНЯТИЯ-УПРАЖНЕНИЯ: Сеанс Анси - Москва. Биоинформационные дистанционные взаимодействия. Конструирование будущего. Самопрограммирование. Синхронизация действий физических и ментальных. Перенос точки наблюдения. Поисковые режимы. Информационный след. Поединки вслепую. Трансляция состояния. Близнецовый режим. Рисование и живопись. Эксперт-операторные танцы. Трансляция образов. КА-50. Йога для начинающих. Удерживаем баланс. Дуальные загрузки. Паровозики. Ночёвка в лесу. Подготовка к ОС. Битва хоров. Левая рука. Тестирование эмоционального интеллекта и гипнабельности. СМС с закрытыми глазами. Сплочение коллектива. Переключение внимания (шарики). Читать с закрытыми глазами. ГРАФИК ОБУЧЕНИЯ. ЛЕКЦИИ и ДОП. МАТЕРИАЛЫ: "ВВОДНАЯ ЛЕКЦИЯ". "11 ПИ - РЭ. КРАТКО". "АЗБУКА ДЛЯ ЭЗОТЕРИКОВ И ГУМАНИТАРИЕВ": Мера, эталон. След. Качество-количество. Структуры: свойства объекта/субъекта. Виды движения. Процессы: Время (длительность и одновременность). Процессы: Восприятие-осознание-информация-энергия. Процессы: согласованность. Процессы: автоволны. Процессы: интерференция-голография. Процессы: Структуры-эмерджентность. Тень. Граница. "ГДЕ ЖИВЕТ ВЕРА": СВЯЗЫВАНИЕ НЕЙРОННЫХ СЕТЕЙ: Собака Павлова. Улитка. Цыплята Роуза. Синестезия с позиций нейрофизиологии. Дама с собачкой. Кабачковая икра. Мальчик и петух. В.Мессинг. Голубятня. Манипуляции:.Дэйл Карнеги. Саморегуляция: Снижение сахара в крови. Обряды с позиций нейрофизиологии. ГИПНАБЕЛЬНОСТЬ и ВНУШАЕМОСТЬ: ИЗУЧЕНИЕ ГИПНАБЕЛЬНОСТИ-ВЕРИФИКАЦИЯ ЭМОЦИЙ: Эмоции. Литобзор. Материалы и методы. Серия-1: Директивный гипноз. Серия-2: Самостоятельное воспроизведение в уме событий прошлого. Тестирование гипнабельности-Стэнфордская шкала. Субъективные показатели состояний (ЯО и ИЭ). Объективные показатели состояний. ЧСС и КГР. ЭЭГ: Спектральная мощность. ЭЭГ: Когерентность. ЭЭГ: Омега комплексность. Трансформация: динамика субъективных и объективных показателей. Верификация эмоций. Гипноз без мистики: Л.П.Гримак. Гипноз и программа Феникс: В.М.Звоников. Гипноз и модельное воздействие: А.Н.Чистяков. Плацебо: "гипнабельность и результат внушения". Человек - амфибия. Как меняется восприятие под гипнозом Гипноз в криминалистике. Секреты эстрадного гипноза. Эффективность внушений: Утюг и Поход к Солнцу. Волшебный клубок (Информационный след). ИПВ под гипнозом. Влияние генома на судьбу. Они никогда отсюда не выберутся. Природа импринтинга. Феномен Маугли. "ВОСПРИЯТИЕ и ОСОЗНАНИЕ": Восприятие процессов. Поцарапанное небо. Мерность восприятия и геометрия. 6-мерная Вселенная Р.Бартини. АЧХ зрения и слуха. Зрение. Число кадров в секунду. Мощность процессов и восприятие. Зависимость восприятия процессов от эмоций. Субсенсорное восприятие. Тактильно-зрительный аппарат. Способы изменения восприятия и мышления. ЭМОЦИИ и ЧУВСТВА: Что чувствует амеба в горячей воде. Эмоции и чувства на примере рыбалки. Триггер. Сознание и подсознание: Субличности. Сканирование узких сегментов подсознания. Переход А-Д | Д-А. Визуальные иллюзии: точка наблюдения. "ПОЛЯ - НАЛЕВО, ПОЛЯ - НАПРАВО": Спонтанный инсайт. Управляемый инсайт. Квантовая запутанность между частицами. Нелокальные биоинформационные взаимодействия. Фильм "Вода". Дистанционное воздействие ЭМП на мозг животных. Дистанционное воздействие магнитными полями на геном. Влияние ЭМП мм диапазона на человека. Что такое биополе. Калибровка моделей.. Дальновидение. В. Мессинг и Б.Хмельницкий. Таежные сны. ИПВ под гипнозом. Общение с животными без слов. Шамбала, Сейд-озеро, "Высший разум". Характеристики ЭЭГ у экстрасенсов. Н.П.Бехтерева: Мозг человека и сверхвозможности. Мысленное воздействие. "ЧТО ПРИСНИЛОСЬ ЧЕРНОМУ КОРОЛЮ": НАУЧНОЕ ИЗУЧЕНИЕ СНОВ: Сон прочитан и расшифрован. Природа осознанных сновидений. И.Пигарев: Висцеральная теория сна. Восприятие "времени" в различных состояниях. ОС - ПАТРИЦИЯ ГАРФИЛД. ОС - КАРЛОС КАСТАНЕДА. ОС -ДУАЛЬНЫЕ ЗАГРУЗКИ. ПРИМЕРЫ СНОВ И ИХ РАСШИФРОВКА: М.Захаров: Осознанные сны. Сны. А.Чистяков: 1967. Двойное разочарование. 1969: Незваный гость. 1969: Человек - амфибия. 1976: Думать во сне, Многовариантность. 1976: Остановка сердца и дыхания. 1983: Группа крови. 1994: Афоня. 1994: Самурай и 6 спинингов. 1996: Встреча с В.Самойловым во Внуково. 1996: Таежные сны. 1997: Моя мама - Штирлиц. 1998: Чужие сны. 2006: Быть Андрэ Моруа. 2010: Авария, Каховка. 2011: Новый уровень сложности. 2012: К.П.Пузо. 2014: Женщина с косой и МЧС. 2014: Грибник. 2015: Незнайка на Луне. 2016: Двойное связывание. 2016: Сломанная роза. 2020: Ушедшие раньше нас. 2020: Ангел - хранитель. 2021: День знаний. Сны. И.Галинко: 2020: Блендер. 2021: Некролог отменяется. 2020: Потоп. Сны. С.Ильина. 2019: Загрузка в будущее. 2019: Ураган и инсульт родственницы. Сны. Н.Колчанова: 1994: Поездка на семинар к БЕЗ. 1995: Не выключенная плита. 2020: В гости во сне. Н.Коробова: Туфли. В.Волчкова: Дежавю. С.Слипченко: Подарок сына. А.Шароватов: Находка клада. Г.Чередниченко: Космические яйца. К.Карасёв: Батька. Ю.Меньшова: Во сне и наяву. Б.Золотов: Фантик. О.Бурматова: Корейская ракета. О.Норин: Дубль, излечение во сне. О.Сколозубова: Тесть. Магазин Океан. Модель прогнозирования землетрясений. "ЧТО ТАКОЕ - Х, ЧТО ТАКОЕ - П" ("ВСЕ ЛИ У НАС ДОМА"): Чувство справедливости у обезьян и человека. Роль капитала в 21 веке. Признаки плутократии. Делать вовремя. Эксперимент Розенхана. Мы изменили диагноз "ЧУЖАЯ ДУША - ПОТЕМКИ": Вcтречи с ДАлай-Ламой XIV/ С.Гроф: Капитан и боцман. Стихи от В.Высоцкого. Шамбала, Сейд-озеро, "высший разум". О.Петрова:Провал в прошлое. Кукушка: Возвращение души. Интервью с Б.Вебером. Быть Андрэ Моруа. Мистики и маги Тибета - ч.1. Мистики и маги Тибета. -ч.2. Душа и системы с ИИ. ТЕОРИЯ ИГР: Камень, ножницы, бумага. Теория игр. Кратко. Игра "Жизнь" (Conway). "НАЗАД В СВЕТЛОЕ БУДУЩЕЕ": Самопрограммирование. ИСС. Двойное связывание. Многовариантность. Ле Цзы: Учитель и колдун. ЦРУ: Кентавры для предсказания будущего. А.Вайно: Образ Победы. "11 ПИ-РЭ. ПОДРОБНО": АВТОР: ИГРОВОЕ ПОЛЕ: ПРАВИЛА ИГР и БОЛЬШИЕ ПРАВИЛА: УЧАСТНИКИ: Убеждения-ценности-идеалы-картина мира: И.Комиссаров: Генерал всех карьеров. В.Ю.Катасонов: Блеф Западного благополучия. О новом человек и педагогических системах. Лавуазье: влияние личного опыта на убеждения. Факторы, влияющие на успеваемость. Почему внушения не всегда действуют. Эффект Барнума. История Альфреда Джулса Айера. Почему он так поступает. Воспитание патриотизма в Бельгии. Легальный и нелегальный бизнес. Разговор с пограничником. Анатолий Васильевич и ЧОП. Памяти Чубайса. Магический рэкет. Разговор у костра (Иди, я прикрою). Желания-потребности-мотивы: Достижение Желаний любой ценой. Воображение: перенос точки наблюдения. Считываем информацию или воздействуем информационно. Действия физические: 250 км за 5 дней бегом по Сахаре. Алексей Молчанов: погружение в глубину без акваланга. Синхронизация действий физических и мышления. Делать вовремя (своевременно). Кровь - средство от смерти. Эффективное средство для развития мозга. Внешние ресурсы и Деньги: В.Ю.Катасонов: Кто сорвет главный куш. Мировые финансы. Т.Пикетти: Роль капитала в 21 веке. М.Юрьев: Деньги и мировой порядок. Дж.Гэлбрэйт: Экономика невинного обмана. А.Дугин: Идея - самое грозное оружие. К.Сивков: Мировая война - как выход из глобального кризиса. Дж.Эймс: Имперская экономика США. М.Хазин: Теория кризиса. И.Шамир: ФРС напечатала 16 трлн долларов. А.Ручьёв: Война валют. Золото и золотой стандарт. В.А.Галеев: Секреты Сталинской экономики. Отрицательные деньги. Русская модель для сборки. Внутренние ресурсы: Знания: Модели - это описания. Отрицательное свойство точных моделей. Что изучает математика. Пример поверхностного суждения. Зубрить или понимать. Знаки и символы. Навыки и умения (Автоматизмы). Внимание: Погружение в глубину без акваланга. Тренировка и оценка внимания у космонавтов. Тренировка внимания у музыкантов. Тренировка внимания у "Лучников". Память. Связывание нейронных сетей (Улитка). Восприятие и осознание - Эмоции и чувства. Сознание и подсказки подсознания. Нейронные сети - Оптогенетика. Подсознание субличности. Мышление:: Базовые мыслительные операции. Логический трюк Льюиса Кэролла (главное и второстепенное). Парадокс Пиаже. Причинно-следственные связи. Виды мышления. Понятийное мышление (Л.С.Выготский). Упражнения и тренировки. Ошибки интерпретаций. Корпускулярно-волновой дуализм. Жадность или неумение думать. Ошибки мышления у космонавтов. Невероятная рыбалка на Кольском. Памяти Чубайса. Моделирование - Действия модельные. Модельное восприятие. Модельное и техногенное воздействие. Результат-Душевное состояние: "КАК СТАТЬ БЕЛОЙ КОРОЛЕВОЙ": ЛИТЕРАТУРА: РЕКОМЕНДОВАННЫЕ ФИЛЬМЫ.
ГЛАВНАЯ. О ПРОЕКТЕ. История проекта. НОВОСТИ. КОМАНДА. ПАРТНЁРЫ. ТВОРЧЕСТВО. ТЕСТЫ GO-RA. ТЕСТЫ ВИКИУМ. ВОПРОСЫ - ОТВЕТЫ. ОТЗЫВЫ. ВИДЕО и ФОТО: ТЕЛЕГРАММ-КАНАЛ. ХРОНИКИ СЕМИНАРОВ. ИНТЕРВЬЮ. ДЕМО-РЕЖИМЫ: ЗАНЯТИЯ-УПРАЖНЕНИЯ: Сеанс Анси - Москва. Биоинформационные дистанционные взаимодействия. Конструирование будущего. Самопрограммирование. Синхронизация действий физических и ментальных. Перенос точки наблюдения. Поисковые режимы. Информационный след. Поединки вслепую. Трансляция состояния. Близнецовый режим. Рисование и живопись. Эксперт-операторные танцы. Трансляция образов. КА-50. Йога для начинающих. Удерживаем баланс. Дуальные загрузки. Паровозики. Ночёвка в лесу. Подготовка к ОС. Битва хоров. Левая рука. Тестирование эмоционального интеллекта и гипнабельности. СМС с закрытыми глазами. Сплочение коллектива. Переключение внимания (шарики). Читать с закрытыми глазами. ГРАФИК ОБУЧЕНИЯ. ЛЕКЦИИ и ДОП. МАТЕРИАЛЫ: "ВВОДНАЯ ЛЕКЦИЯ". "11 ПИ - РЭ. КРАТКО". "АЗБУКА ДЛЯ ЭЗОТЕРИКОВ И ГУМАНИТАРИЕВ": Мера, эталон. След. Качество-количество. Структуры: свойства объекта/субъекта. Виды движения. Процессы: Время (длительность и одновременность). Процессы: Восприятие-осознание-информация-энергия. Процессы: согласованность. Процессы: автоволны. Процессы: интерференция-голография. Процессы: Структуры-эмерджентность. Тень. Граница. "ГДЕ ЖИВЕТ ВЕРА": СВЯЗЫВАНИЕ НЕЙРОННЫХ СЕТЕЙ: Собака Павлова. Улитка. Цыплята Роуза. Синестезия с позиций нейрофизиологии. Дама с собачкой. Кабачковая икра. Мальчик и петух. В.Мессинг. Голубятня. Манипуляции:.Дэйл Карнеги. Саморегуляция: Снижение сахара в крови. Обряды с позиций нейрофизиологии. ГИПНАБЕЛЬНОСТЬ и ВНУШАЕМОСТЬ: ИЗУЧЕНИЕ ГИПНАБЕЛЬНОСТИ-ВЕРИФИКАЦИЯ ЭМОЦИЙ: Эмоции. Литобзор. Материалы и методы. Серия-1: Директивный гипноз. Серия-2: Самостоятельное воспроизведение в уме событий прошлого. Тестирование гипнабельности-Стэнфордская шкала. Субъективные показатели состояний (ЯО и ИЭ). Объективные показатели состояний. ЧСС и КГР. ЭЭГ: Спектральная мощность. ЭЭГ: Когерентность. ЭЭГ: Омега комплексность. Трансформация: динамика субъективных и объективных показателей. Верификация эмоций. Гипноз без мистики: Л.П.Гримак. Гипноз и программа Феникс: В.М.Звоников. Гипноз и модельное воздействие: А.Н.Чистяков. Плацебо: "гипнабельность и результат внушения". Человек - амфибия. Как меняется восприятие под гипнозом Гипноз в криминалистике. Секреты эстрадного гипноза. Эффективность внушений: Утюг и Поход к Солнцу. Волшебный клубок (Информационный след). ИПВ под гипнозом. Влияние генома на судьбу. Они никогда отсюда не выберутся. Природа импринтинга. Феномен Маугли. "ВОСПРИЯТИЕ и ОСОЗНАНИЕ": Восприятие процессов. Поцарапанное небо. Мерность восприятия и геометрия. 6-мерная Вселенная Р.Бартини. АЧХ зрения и слуха. Зрение. Число кадров в секунду. Мощность процессов и восприятие. Зависимость восприятия процессов от эмоций. Субсенсорное восприятие. Тактильно-зрительный аппарат. Способы изменения восприятия и мышления. ЭМОЦИИ и ЧУВСТВА: Что чувствует амеба в горячей воде. Эмоции и чувства на примере рыбалки. Триггер. Сознание и подсознание: Субличности. Сканирование узких сегментов подсознания. Переход А-Д | Д-А. Визуальные иллюзии: точка наблюдения. "ПОЛЯ - НАЛЕВО, ПОЛЯ - НАПРАВО": Спонтанный инсайт. Управляемый инсайт. Квантовая запутанность между частицами. Нелокальные биоинформационные взаимодействия. Фильм "Вода". Дистанционное воздействие ЭМП на мозг животных. Дистанционное воздействие магнитными полями на геном. Влияние ЭМП мм диапазона на человека. Что такое биополе. Калибровка моделей.. Дальновидение. В. Мессинг и Б.Хмельницкий. Таежные сны. ИПВ под гипнозом. Общение с животными без слов. Шамбала, Сейд-озеро, "Высший разум". Характеристики ЭЭГ у экстрасенсов. Н.П.Бехтерева: Мозг человека и сверхвозможности. Мысленное воздействие. "ЧТО ПРИСНИЛОСЬ ЧЕРНОМУ КОРОЛЮ": НАУЧНОЕ ИЗУЧЕНИЕ СНОВ: Сон прочитан и расшифрован. Природа осознанных сновидений. И.Пигарев: Висцеральная теория сна. Восприятие "времени" в различных состояниях. ОС - ПАТРИЦИЯ ГАРФИЛД. ОС - КАРЛОС КАСТАНЕДА. ОС -ДУАЛЬНЫЕ ЗАГРУЗКИ. ПРИМЕРЫ СНОВ И ИХ РАСШИФРОВКА: М.Захаров: Осознанные сны. Сны. А.Чистяков: 1967. Двойное разочарование. 1969: Незваный гость. 1969: Человек - амфибия. 1976: Думать во сне, Многовариантность. 1976: Остановка сердца и дыхания. 1983: Группа крови. 1994: Афоня. 1994: Самурай и 6 спинингов. 1996: Встреча с В.Самойловым во Внуково. 1996: Таежные сны. 1997: Моя мама - Штирлиц. 1998: Чужие сны. 2006: Быть Андрэ Моруа. 2010: Авария, Каховка. 2011: Новый уровень сложности. 2012: К.П.Пузо. 2014: Женщина с косой и МЧС. 2014: Грибник. 2015: Незнайка на Луне. 2016: Двойное связывание. 2016: Сломанная роза. 2020: Ушедшие раньше нас. 2020: Ангел - хранитель. 2021: День знаний. Сны. И.Галинко: 2020: Блендер. 2021: Некролог отменяется. 2020: Потоп. Сны. С.Ильина. 2019: Загрузка в будущее. 2019: Ураган и инсульт родственницы. Сны. Н.Колчанова: 1994: Поездка на семинар к БЕЗ. 1995: Не выключенная плита. 2020: В гости во сне. Н.Коробова: Туфли. В.Волчкова: Дежавю. С.Слипченко: Подарок сына. А.Шароватов: Находка клада. Г.Чередниченко: Космические яйца. К.Карасёв: Батька. Ю.Меньшова: Во сне и наяву. Б.Золотов: Фантик. О.Бурматова: Корейская ракета. О.Норин: Дубль, излечение во сне. О.Сколозубова: Тесть. Магазин Океан. Модель прогнозирования землетрясений. "ЧТО ТАКОЕ - Х, ЧТО ТАКОЕ - П" ("ВСЕ ЛИ У НАС ДОМА"): Чувство справедливости у обезьян и человека. Роль капитала в 21 веке. Признаки плутократии. Делать вовремя. Эксперимент Розенхана. Мы изменили диагноз "ЧУЖАЯ ДУША - ПОТЕМКИ": Вcтречи с ДАлай-Ламой XIV/ С.Гроф: Капитан и боцман. Стихи от В.Высоцкого. Шамбала, Сейд-озеро, "высший разум". О.Петрова:Провал в прошлое. Кукушка: Возвращение души. Интервью с Б.Вебером. Быть Андрэ Моруа. Мистики и маги Тибета - ч.1. Мистики и маги Тибета. -ч.2. Душа и системы с ИИ. ТЕОРИЯ ИГР: Камень, ножницы, бумага. Теория игр. Кратко. Игра "Жизнь" (Conway). "НАЗАД В СВЕТЛОЕ БУДУЩЕЕ": Самопрограммирование. ИСС. Двойное связывание. Многовариантность. Ле Цзы: Учитель и колдун. ЦРУ: Кентавры для предсказания будущего. А.Вайно: Образ Победы. "11 ПИ-РЭ. ПОДРОБНО": АВТОР: ИГРОВОЕ ПОЛЕ: ПРАВИЛА ИГР и БОЛЬШИЕ ПРАВИЛА: УЧАСТНИКИ: Убеждения-ценности-идеалы-картина мира: И.Комиссаров: Генерал всех карьеров. В.Ю.Катасонов: Блеф Западного благополучия. О новом человек и педагогических системах. Лавуазье: влияние личного опыта на убеждения. Факторы, влияющие на успеваемость. Почему внушения не всегда действуют. Эффект Барнума. История Альфреда Джулса Айера. Почему он так поступает. Воспитание патриотизма в Бельгии. Легальный и нелегальный бизнес. Разговор с пограничником. Анатолий Васильевич и ЧОП. Памяти Чубайса. Магический рэкет. Разговор у костра (Иди, я прикрою). Желания-потребности-мотивы: Достижение Желаний любой ценой. Воображение: перенос точки наблюдения. Считываем информацию или воздействуем информационно. Действия физические: 250 км за 5 дней бегом по Сахаре. Алексей Молчанов: погружение в глубину без акваланга. Синхронизация действий физических и мышления. Делать вовремя (своевременно). Кровь - средство от смерти. Эффективное средство для развития мозга. Внешние ресурсы и Деньги: В.Ю.Катасонов: Кто сорвет главный куш. Мировые финансы. Т.Пикетти: Роль капитала в 21 веке. М.Юрьев: Деньги и мировой порядок. Дж.Гэлбрэйт: Экономика невинного обмана. А.Дугин: Идея - самое грозное оружие. К.Сивков: Мировая война - как выход из глобального кризиса. Дж.Эймс: Имперская экономика США. М.Хазин: Теория кризиса. И.Шамир: ФРС напечатала 16 трлн долларов. А.Ручьёв: Война валют. Золото и золотой стандарт. В.А.Галеев: Секреты Сталинской экономики. Отрицательные деньги. Русская модель для сборки. Внутренние ресурсы: Знания: Модели - это описания. Отрицательное свойство точных моделей. Что изучает математика. Пример поверхностного суждения. Зубрить или понимать. Знаки и символы. Навыки и умения (Автоматизмы). Внимание: Погружение в глубину без акваланга. Тренировка и оценка внимания у космонавтов. Тренировка внимания у музыкантов. Тренировка внимания у "Лучников". Память. Связывание нейронных сетей (Улитка). Восприятие и осознание - Эмоции и чувства. Сознание и подсказки подсознания. Нейронные сети - Оптогенетика. Подсознание субличности. Мышление:: Базовые мыслительные операции. Логический трюк Льюиса Кэролла (главное и второстепенное). Парадокс Пиаже. Причинно-следственные связи. Виды мышления. Понятийное мышление (Л.С.Выготский). Упражнения и тренировки. Ошибки интерпретаций. Корпускулярно-волновой дуализм. Жадность или неумение думать. Ошибки мышления у космонавтов. Невероятная рыбалка на Кольском. Памяти Чубайса. Моделирование - Действия модельные. Модельное восприятие. Модельное и техногенное воздействие. Результат-Душевное состояние: "КАК СТАТЬ БЕЛОЙ КОРОЛЕВОЙ": ЛИТЕРАТУРА: РЕКОМЕНДОВАННЫЕ ФИЛЬМЫ.