Развивая внимание, память, мышление, вы развиваете интуицию!
Проект «Go-Ra»
Изучение факторов, влияющих на качество решений, принимаемых
в условиях неопределенности человеком и системами с ИИ.

Понятийное мышление. Парадокс Пиаже.

По мере освоения знаний, навыков и умений, т.е. новых понятий, у человека уточняется «картинка мира». Если говорить метафорически, то каждое новое понятие – это «новый пазл», который должен дополнить картину мира, т.е. встать на «свое место», т.е. опираться на уже освоенные модели, а не «ломать» ее.

Итак, берем детей, умеющих считать до 10, и уже знающих такие понятия как "круг" и "квадрат", и задаем им вопрос: равно ли количество кружков верхнем и нижнем ряду? Интервалы между кружками в верхнем  нижнем ряду делаем разными. Подавляющее большинство детей, подчеркиваю, умеющих считать до 10, отвечают неправильно.  Они отвечают, что в верхнем ряду кружков больше. А почему вы так решили? Ответы следуют самые разные: длиннее, шире и т.п. Если вопрос  сформулировать чуть иначе: верхний ряд - это стулья, нижний ряд - это куклы, всем ли куклам хватит стульев? Дети без проблем дают правильный ответ. Дело здесь не только в знаниях, а в неразвитости мышлении, считал Пиаже,  Что же такое развитое мышление?

Вывод, который делают взрослые: дело не только в знаниях, у детей еще не развито в должной степени абстрактное мышление - понятийное мышление. Этот пример характерен не только для детей, но и для взрослых. Чего же на самом деле не хватает детям и  некоторым взрослым, чтобы делать верные умозаключения? 
Для понимания крайне важно устанавливать точные соответствия  между понятиями, которые относятся к разным модальностям, т.к. мышление идет сразу в нескольких модальностях. Будем считать, что их у нас три. Возможно и такие слова, как "ум" (умение моделировать"), "ум - хорошо, а два - лучше" (способность к моделированию в двух модальностях), "триумф" (моделирование в трех модальностях - здесь уже замаячило слово - полимодальность (мультимодальность), которые характеризуют именно мышление, а в каждой  модальности есть свои субмодальные параметры: 

1.1. Визуальная модальность и ее субмодальные параметры: цвет и его оттенки, интенсивность цвета, яркость, форма, размер, объем, расстояние, скорость перемещения, местоположение в "Игровом Поле", контраст, продолжительность (длительность предъявления стимула, воздействия) и др.;

1.2. Аудиальная модальность и её субмодальные параметры: тон (частота звуков), тембр (спектр), громкость (мощность), расположение источника звука (внешний или внутренний (А - Д), расстояние до источника звука (в случае диссоциации), интонации (чувственная, эмоциональная сторона аудиального сообщения), ритм (длительность звучания и пауз),

1.3. Кинестетическая модальность (вкус, запах, ощущения) и ее субмодальные параметры: теплее/холоднее, сильнее/слабее и т.д. Описывать словами вкусы, запахи, ощущения крайне затруднительно. Видеть ребенок начинает раньше, чем говорить, но еще находясь в утробе матери ребенок начинает ощущать. Роль кинестетики (сильных взаимодействий с миром) очень велика. Достаточно подумать о том каким образом обучают слепоглухонемых детей, чтобы понять, что для них тактильный канал является единственным связующим звеном с этим миром. 

2. Мышление - идет сразу во вех модальностях, а не только в визуальной и аудиальной.  Описание (моделирование) ситуаций (процессов) с помощью слов и образов (символы, знаки) - это один из наиболее простых (коротких, экономичных) способов моделирования - он нужен для передачи смыслов и осознания (понимания) воспринимаемого. Помните, как иногда мы говорим: ты мне суть (главное) расскажи. При этом крайне важно отслеживать, что именно представляет в процессе общения слушатель, т.е. какие образы (знаки, символы, картинки, "фильмы") крутятся в его мозге. Можно-ли в принципе представлять одно и то же во время разговора? Наш ответ - ДА.(См."Дуальные загрузки"). В качестве примера: чтобы добиться от солдат слаженности в строевой подготовке используют не только объяснение с помощью слов, но обязательно показывают, как выполнять то или иное действие, а затем проверяют. Если соответствия между понятиями (аудиальная и визуальная составляющая) установлены точно - это ведет к пониманию, но все гораздо сложнее, когда приходится обучать слепоглухонемых детей. Обучать таких детей можно и абстрактным  понятиям, но только после того, как они научатся жизненно необходимым действиям (см. Обучение слепоглухонемых детей"). 

3. Причинно-следственные связи: если ребенка не научили выделять главное, то он будет "тонуть в потоке слов", т.е. не будет успевать точно соотносить понятия, т.е  образы (субъекты/объекты, знаки, символы) и слова. Особенно это относится к ситуациям, где встречаются незнакомые понятия. Пример, с которого начинается этот материал про детей умеющих считать до 10, но неправильно отвечающих на простые, казалось бы, вопросы, таких незнакомых слов несколько: равно, количество. Но эти слова связаны с большим количеством "смежных понятий", например, слово равно связано с понятиями: больше/меньше, длиннее/короче (визуальная модальность), легче/тяжелее (кинестетика), громче/тише (аудиальная модальность), но в каждой модальности есть еще и субмодальные параметры. А слово число связано с понятиями: количество, Судя по обиходным ответам далеко не все взрослые понимают, чем числа отличаются от цифр. Цифры - это знаки, которые имеют образную составляющую и аудиальную, с помощью которых можно записывать числа. А с помощью чисел можно отображать количество: объектов, субъектов, их частей, свойств, связей и т.д, и т.д.

Если гармонично не развиты все грани мышления, т.е. человек опирается только на одну из составляющих понятийного мышления - на слова, часть из которых не знакома - это означает, что у него нет соответствующего полимодального опыта, следовательно эти слова ему будут не понятны, и человек будет давать неправильные ответы или попадать в неприятные ситуации (см.  "Утюг. и Поход к Солнцу").


Очевидно, что развитие мышления происходит постепенно. Чему же на самом деле мы учим детей, зачастую сами того не подозревая?


Итак, исходная ситуация: новорожденные дети не знают слов обозначающих:
- названия субъектов и объектов (существительные, например: глаз, нос, палец, рука, ладонь и др, части тела, одежда, затем игрушки и т.д.); 
- свойства и качества субъектов и объектов (прилагательные для разных модальностей):  
- действия физические, совершаемые субъектами и над объектами (глаголы, например: дай, возьми, брать, давать, говорить, ходить и т.д.);
- действия модельные, т.е. совершаемые в уме (глаголы, например: думать, представлять, воображать и т.д.).
Другие части речи здесь разбирать не будем. Отметим, что  ребенок не умеющий говорить, может сообщать о своем самочувствии голосом либо действием (плачет, агукает, тянется к тому, что ему интересно, старается потрогать и т.д.

Как происходит обучение? Мы прикасаемся к ребенку, мы разговариваем с ним. Роль прикосновений (кинестетики) очень важна. Это становится понятно на примере обучения слепоглухих детей. Сначала идет предметно-образное мышление, но по мере того, как усложняется структура понятий, которые осваивает ребенок, мы переходим к понятийному мышлению. Мы произносим  названия субъектов и объектов, их свойств и качеств, действий физических. Слова объясняющие действия модельные, т.е. относящиеся к мышлению, появятся в нашем лексиконе значительно позже.
В 1988 году я был на лекции главы семейства Никитиных в Свердловском МЖК. Меня удивили нюансы в воспитании, например, мать, готовя обед для семьи,  брала младенца с собой (приспособления для ношения детей тогда уже были), и занимаясь делом, разговаривала с ребенком, т.е. называла предметы, овощи, посуду,  объясняла, что она с ними делает, зачем (с какой целью). Здесь важно все: и физический контакт и то, что ребенок слышит слова. Важна роль указующего жеста - этим мы привлекаем внимание ребенка к субъекту/объекту, действию, т.к. показываем (визуальная модальность) куда ему нужно смотреть.
Попутно отметим, так устроен мозг, что в нем происходит связывание образов и звуков (слов) на уровне нейронных ансамблей. Рано или поздно, мы неминуемо приходим к этапу, когда мы начинаем использовать множественное число и обобщающие слова: игрушки, кошки, собаки, обувь и т.д. Ребенку невозможно объяснить, что на самом деле он начинает знакомиться со сложными понятиями: число (целое и части), когда разбирает игрушку, с принципами и правилами, когда он собирает пирамидку, где внизу должны быть кружки большего диаметра, а вверху меньшего. Объясняя словами мы в тоже самое время показываем, как должно быть правильно. Все, как с солдатами на плацу во время строевой подготовки: рассказ, показ, проверка.
Попробуйте объяснить ребенку еще не знающему слов, обозначающих цвета, что теперь надо собрать пирамидку только из красных или синих кружков. Это можно сделать, но только совмещая показ и слова, и только тогда, когда ребенок освоит эти понятия.
Как проверить что ребенок запомнил и правильно понимает слова обозначающие цвета? Например, можно показывать разные предметы одного цвета и повторять каждый раз слово, обозначающее конкретный цвет, например, зеленый, но уже в сочетании со знакомыми словами: зеленый заяц, зеленый шарик, зеленый огурец и т.д.
  
В примере, который был приведен в самом начале, вопрос  содержал некоторые  незнакомые слова (понятия): равно, количество. Нет ничего удивительного в том, что дети умеющие считать до десяти отвечали неправильно, т.к. слова связаны с другими словами и очень важно, чтобы они соотносились корректно (правильно, значит точно).
Например слово "кружок" связано со словами: квадратик, треугольник, форма. "Количество " со словами: число, часть, целое, больше, меньше, Равно со словами:, длиннее, короче, больше, меньше, и т.д..
Для школьников младших классов это множество слов пополнилось бы словами: деление, умножение, вычитание, сложение, дроби, а также, знаки, действия.
По мере приобретения знаний это перечень понятий расширяется.  Важно, чтобы мы при этом еще и понимали физический смысл употребляемых слов.  Предполагаю, что не все взрослые смогут точно установить соответствия между арифметическими действиями (сложение, вычитание, умножение, деление), действиями физическими, а также понятиями: число (действительные, целые, рациональные, иррациональные, комплексные и т.д.), количество, часть, целое, принципы, символы, знаки, функции и т.д., и т.д.

Дети запоминают все и очень быстро. Важно не отлынивать в тот период, когда у них начинается поток "почему и зачем" (причинно-следственные связи) и устанавливать точные соответствия между самыми различными понятиями, причем разной модальности, разных сфер деятельности. Мы используем этот же самый принцип при обучении демо-режимам. См.Калибровка.

Вы без труда справитесь с такой задачкой. Найдите одно обобщающее слово для такого множества слов: тапочки. сандалии, лапти, сапоги, валенки, калоши, ботинки, туфли и т.д. Это, конечно же, обувь. Возможно, кто-то скажет, что я не перечислил  все подмножества, из которых состоит понятие обувь. Не суть. Важно, что теперь можно дать определение любому из перечисленных изделий (объектов) используя обобщающее понятие - обувь. Туфли  - это вид обуви, ботинки - это вид обуви и т.д., а далее можно перечислять важные признаки и качества конкретного изделия: цвет, материал, кто изготовил, где, назначение и т.д. 
Если Вы уже ознакомились с темой "Суп" и "11 ПИ-РЭ". Кратко", то вы легко определите, что понятие внешних ресурсов будет являться обобщающим для: обуви, одежды, продуктов питания, средств связи и транспорта, недвижимости и т.д.  При этом важно осознавать, кто и на каком основании имеет право распоряжаться этими ресурсами. См. Внешние ресурсы.

Но каждый субъект/объект/действие обладает совокупностью признаков/свойств. С обувью вы разобрались легко, а теперь попробуйте найти общее понятие для таких слов: холодильник, утюг, телевизор, человек. Это не вес, и не масса. Хотя человек и не потребляет электричество напрямую, все они являются преобразователями, и это их общее свойствоЗамечу, что сейчас мимоходом мы соприкоснулись с такими понятиями как классификация, структура, иерархия

По мере освоения знаний, навыков и умений, т.е. новых понятий, у человека уточняется «картинка мира». Если говорить метафорически, то каждое новое понятие – это «новый пазл», который должен дополнить картину мира, т.е. встать на «свое место», т.е. опираться на уже освоенные модели, а не «ломать» ее.

Я не собирался читать вам лекцию о воспитании детей. Хотел лишь подчеркнуть пару важных моментов:
- когда устанавливаются точные соответствия между образами и словами, то это ведет к пониманию (осознанию) смыслов, правил, принципов и наступают инсайты;
- огромное количество слов, таких как демократия, добро, зло и т.д и т.д. являются абстракциями, т.е. не связаны с общепринятыми образами ("фильмами"). Так происходит в силу того, что мы живем в разных государствах, относимся к разным национальностям и религиям, т.е. по сути, получаем разное воспитание, и конечно же, имеем свою личную неповторимую историю жизни, которая лишь в чем-то похожа на другие "линии жизни".  По факту: у человечества на данный момент не существует единых эталонов "человеческих отношений".  
Если по поводу эталонов длины, веса, объема, времени и др, "человечество" договорилось, то по вопросу отношений, нет. Чем это чревато см. "Логический трюк Льюиса Кэрола" и  - П" и "Все ли у нас дома"?

В качестве примера того к чему приводит установление точных соответствий между разными модальностями (к осознанию, пониманию), пример о том, как я учился читать, а затем своего сына научил. Ему на тот момент было 6 лет, он умел считать до 10, знал все буквы алфавита, но читать не умел. Весь процесс обучения занял не больше 15 минут. Подробнее.

Пример того, как поняв суть (значение, смысл) такого понятия как "след",  можно найти логические ошибки в интерпретациях физиков, рассуждающих  о природе квантовых эффектов, в частности, о "квантово-волновом дуализме" (КВД).  

Автор текста: к.п.н.А.Н.Чистяков.

Поделиться:


ГЛАВНАЯ. О ПРОЕКТЕ. История проекта. НОВОСТИ. КОМАНДА. ПАРТНЁРЫ. ТВОРЧЕСТВО. ТЕСТЫ GO-RA. ТЕСТЫ ВИКИУМ. ВОПРОСЫ - ОТВЕТЫ. ОТЗЫВЫ. ВИДЕО и ФОТО: ТЕЛЕГРАММ-КАНАЛ. ХРОНИКИ СЕМИНАРОВ. ИНТЕРВЬЮ. ДЕМО-РЕЖИМЫ: ЗАНЯТИЯ-УПРАЖНЕНИЯ: Сеанс Анси - Москва. Биоинформационные дистанционные взаимодействия. Конструирование будущего. Самопрограммирование. 1998 - "Снежки". Синхронизация действий физических и ментальных. Перенос точки наблюдения. Поисковые режимы. Информационный след. Поединки вслепую. Трансляция состояния. Близнецовый режим. Рисование и живопись. Эксперт-операторные танцы. Трансляция образов. КА-50. Йога для начинающих. Удерживаем баланс. Дуальные загрузки. Паровозики. Ночёвка в лесу. Подготовка к ОС. Битва хоров. Левая рука. Тестирование эмоционального интеллекта и гипнабельности. СМС с закрытыми глазами. Сплочение коллектива. Переключение внимания (шарики). Читать с закрытыми глазами. ГРАФИК ОБУЧЕНИЯ. ЛЕКЦИИ и ДОП. МАТЕРИАЛЫ: "ВВОДНАЯ ЛЕКЦИЯ". "11 ПИ - РЭ. КРАТКО". "АЗБУКА ДЛЯ ЭЗОТЕРИКОВ И ГУМАНИТАРИЕВ": Отрицательное свойство точных моделей. Логический трюк Льюиса Кэролла. Мера, эталон. След. Качество-количество. Структуры: свойства объекта/субъекта. Виды движения. Процессы: Время (длительность и одновременность). Процессы: Восприятие-осознание-информация-энергия. Процессы: согласованность. Процессы: автоволны. Процессы: интерференция-голография. Процессы: Структуры-эмерджентность. Тень. Граница. "ГДЕ ЖИВЕТ ВЕРА": СВЯЗЫВАНИЕ НЕЙРОННЫХ СЕТЕЙ: Собака Павлова. Улитка. Цыплята Роуза. Синестезия с позиций нейрофизиологии. Дама с собачкой. Кабачковая икра. Мальчик и петух. В.Мессинг. Голубятня. Манипуляции: Дэйл Карнеги. Саморегуляция: Снижение сахара в крови. Обряды с позиций нейрофизиологии. ГИПНАБЕЛЬНОСТЬ и ВНУШАЕМОСТЬ: ИЗУЧЕНИЕ ГИПНАБЕЛЬНОСТИ-ВЕРИФИКАЦИЯ ЭМОЦИЙ: Эмоции. Литобзор. Материалы и методы. Серия-1: Директивный гипноз. Серия-2: Самостоятельное воспроизведение в уме событий прошлого. Тестирование гипнабельности-Стэнфордская шкала. Субъективные показатели состояний (ЯО и ИЭ). Объективные показатели состояний. ЧСС и КГР. ЭЭГ: Спектральная мощность. ЭЭГ: Когерентность. ЭЭГ: Омега комплексность. Трансформация: динамика субъективных и объективных показателей. Верификация эмоций. Гипноз без мистики: Л.П.Гримак. Гипноз и программа Феникс: В.М.Звоников. Гипноз и модельное воздействие: А.Н.Чистяков. Плацебо: "гипнабельность и результат внушения". Человек - амфибия. Как меняется восприятие под гипнозом Гипноз в криминалистике. Секреты эстрадного гипноза. Эффективность внушений: Утюг и Поход к Солнцу. Волшебный клубок (Информационный след). ИПВ под гипнозом. Влияние генома на судьбу. Они никогда отсюда не выберутся. Природа импринтинга. Феномен Маугли. Развитие психики слепоглухонемых детей в процессе формирования поведения. "ВОСПРИЯТИЕ и ОСОЗНАНИЕ": Роль точных соответсвий. Важность кинестетических впечатлений. Вольф Мессинг. Поверхностное понимание. Восприятие-осознание-информация-энергия. Восприятие процессов. Поцарапанное небо. Мерность восприятия и геометрия. 6-мерная Вселенная Р.Бартини. АЧХ: длительность и мощность сигналов (зрение и слух). Зрение. Число кадров в секунду. Мощность процессов и восприятие. Зависимость восприятия процессов от эмоций. Субсенсорное восприятие. Тактильно-зрительный аппарат. Способы изменения восприятия и мышления. ЭМОЦИИ и ЧУВСТВА: Что чувствует амеба в горячей воде. Эмоции и чувства на примере рыбалки. Триггер. Сознание и подсознание: Субличности. Сканирование узких сегментов подсознания. Переход А-Д | Д-А. Визуальные иллюзии: точка наблюдения. "ПОЛЯ - НАЛЕВО, ПОЛЯ - НАПРАВО": Спонтанный инсайт. Управляемый инсайт. Квантовая запутанность между частицами. Нелокальные биоинформационные взаимодействия. Фильм "Вода". Хосе Дельгадо: Дистанционное воздействие ЭМП на мозг животных. Дистанционное воздействие магнитными полями на геном. Влияние ЭМП мм диапазона на человека. Что такое биополе. Калибровка моделей. Дальновидение. В. Мессинг и Б.Хмельницкий. Таежные сны. ИПВ под гипнозом. Общение с животными без слов. Шамбала, Сейд-озеро, "Высший разум". Характеристики ЭЭГ у экстрасенсов. Н.П.Бехтерева: Мозг человека и сверхвозможности. Мысленное воздействие. "ЧТО ПРИСНИЛОСЬ ЧЕРНОМУ КОРОЛЮ": НАУЧНОЕ ИЗУЧЕНИЕ СНОВ: Сон прочитан и расшифрован. Природа осознанных сновидений. И.Пигарев: Висцеральная теория сна. Восприятие "времени" в различных состояниях. ОС - ПАТРИЦИЯ ГАРФИЛД. ОС - КАРЛОС КАСТАНЕДА. ОС -ДУАЛЬНЫЕ ЗАГРУЗКИ. ПРИМЕРЫ СНОВ И ИХ РАСШИФРОВКА: М.Захаров: Осознанные сны. Сны. А.Чистяков: 1967. Двойное разочарование. 1969: Незваный гость. 1969: Человек - амфибия. 1976: Думать во сне, Многовариантность. 1976: Остановка сердца и дыхания. 1983: Группа крови. 1994: Афоня. 1994: Самурай и 6 спинингов. 1996: Встреча с В.Самойловым во Внуково. 1996: Таежные сны. 1997: Моя мама - Штирлиц. 1998: Чужие сны. 2006: Быть Андрэ Моруа. 2010: Авария, Каховка. 2011: Новый уровень сложности. 2012: К.П.Пузо. 2014: Женщина с косой и МЧС. 2014: Грибник. 2015: Незнайка на Луне. 2016: Двойное связывание. 2016: Сломанная роза. 2020: Ушедшие раньше нас. 2020: Ангел - хранитель. 2021: День знаний. Сны. И.Галинко: 2020: Блендер. 2021: Некролог отменяется. 2020: Потоп. Сны. С.Ильина. 2019: Загрузка в будущее. 2019: Ураган и инсульт родственницы. Сны. Н.Колчанова: 1994: Поездка на семинар к БЕЗ. 1995: Не выключенная плита. 2020: В гости во сне. Н.Коробова: Туфли. В.Волчкова: Дежавю. С.Слипченко: Подарок сына. А.Шароватов: Находка клада. Г.Чередниченко: Космические яйца. К.Карасёв: Батька. Ю.Меньшова: Во сне и наяву. Б.Золотов: Фантик. О.Бурматова: Корейская ракета. О.Норин: Дубль, излечение во сне. О.Сколозубова: Тесть. Магазин Океан. Модель прогнозирования землетрясений. "ЧТО ТАКОЕ - Х, ЧТО ТАКОЕ - П" ("ВСЕ ЛИ У НАС ДОМА"): Чувство справедливости у обезьян и человека. Роль капитала в 21 веке. Признаки плутократии. Делать вовремя. Эксперимент Розенхана. Мы изменили диагноз "ЧУЖАЯ ДУША - ПОТЕМКИ": Вcтречи с ДАлай-Ламой XIV/ С.Гроф: Капитан и боцман. Стихи от В.Высоцкого. Шамбала, Сейд-озеро, "высший разум". О.Петрова:Провал в прошлое. Кукушка: Возвращение души. Интервью с Б.Вебером. Быть Андрэ Моруа. Мистики и маги Тибета - ч.1. Мистики и маги Тибета. -ч.2. Душа и системы с ИИ. ТЕОРИЯ ИГР: Камень, ножницы, бумага. Теория игр. Кратко. Игра "Жизнь" (Conway). "НАЗАД В СВЕТЛОЕ БУДУЩЕЕ": Самопрограммирование. ИСС. Двойное связывание. Многовариантность. Ле Цзы: Учитель и колдун. ЦРУ: Кентавры для предсказания будущего. А.Вайно: Образ Победы. "11 ПИ-РЭ. ПОДРОБНО": АВТОР: ИГРОВОЕ ПОЛЕ: ПРАВИЛА ИГР и БОЛЬШИЕ ПРАВИЛА: УЧАСТНИКИ: Убеждения-ценности-идеалы-картина мира: И.Комиссаров: Генерал всех карьеров. В.Ю.Катасонов: Блеф Западного благополучия. О новом человек и педагогических системах. Лавуазье: влияние личного опыта на убеждения. Факторы, влияющие на успеваемость. Почему внушения не всегда действуют. Эффект Барнума. История Альфреда Джулса Айера. Почему он так поступает. Воспитание патриотизма в Бельгии. Легальный и нелегальный бизнес. Разговор с пограничником. Анатолий Васильевич и ЧОП. Памяти Чубайса. Магический рэкет. Разговор у костра (Иди, я прикрою). Желания-потребности-мотивы: Достижение Желаний любой ценой. Воображение: перенос точки наблюдения. Считываем информацию или воздействуем информационно. Действия физические: 250 км за 5 дней бегом по Сахаре. Алексей Молчанов: погружение в глубину без акваланга. Синхронизация действий физических и мышления. Делать вовремя (своевременно). Кровь - средство от смерти. Эффективное средство для развития мозга. Внешние ресурсы и Деньги: В.Ю.Катасонов: Кто сорвет главный куш. Мировые финансы. Т.Пикетти: Роль капитала в 21 веке. М.Юрьев: Деньги и мировой порядок. Дж.Гэлбрэйт: Экономика невинного обмана. А.Дугин: Идея - самое грозное оружие. К.Сивков: Мировая война - как выход из глобального кризиса. Дж.Эймс: Имперская экономика США. М.Хазин: Теория кризиса. И.Шамир: ФРС напечатала 16 трлн долларов. А.Ручьёв: Война валют. Золото и золотой стандарт. В.А.Галеев: Секреты Сталинской экономики. Отрицательные деньги. Русская модель для сборки. Внутренние ресурсы: Знания: Модели - это описания. Отрицательное свойство точных моделей. Что изучает математика. Пример поверхностного суждения. Зубрить или понимать. Знаки и символы. Навыки и умения (Автоматизмы). Когнитивные способности: Внимание: Погружение в глубину без акваланга. Тренировка и оценка внимания у космонавтов. Тренировка внимания у музыкантов. Тренировка внимания у "Лучников". Память. Связывание нейронных сетей (Улитка). Восприятие и осознание - Эмоции и чувства. Сознание и подсказки подсознания. Нейронные сети - Оптогенетика. Подсознание субличности. Мышление: Базовые мыслительные операции. Логический трюк Льюиса Кэролла (главное и второстепенное). Парадокс Пиаже. Причинно-следственные связи. Виды мышления. Понятийное мышление (Л.С.Выготский). Упражнения и тренировки. Гении и просто таланты. Анри Пуанкаре. Роберто Бартини. Лев Термен. Игорь Стаханов - Шаровые молнии. Юрий Кнорозов. Гении и таланты - нейрофизиологический аспект. Мацкевич Вадим. - война в Корее. Алексей Гарагашьянц. Елена Юрьевна Огаркова. Ошибки интерпретаций. Корпускулярно-волновой дуализм. Ошибки мышления у космонавтов. Жадность или неумение думать. Невероятная рыбалка на Кольском. Памяти Чубайса. Моделирование - Действия модельные: Чувствуем или формируем событие? Траекторное управление. Модельное восприятие: Восприятие и осознание информации. Нелокализм - Биоинформационные дистанционные взаимодействия. Поисковые режимы. "Волшебный клубок". Примеры модельного восприятия информации у летчиков. "Машина времени" - История предмета. Примеры модельного восприятия информации во сне. Тест на проверку способности к субсенсорному восприятию информации. Модельное воздействие: Каталепсия. "Меч-кладенец". Трансляция состояния. 1995.12. - Бильярд. "Сучок и уголёк" Модельное и техногенное воздействие: 2015-2018 - Метео. 2015.08. - Югра. 2016.04. - Бухарест. 2019.08. - Байкал. Метео Техногенные факторы: Повелитель погоды - Л.Похмельных. Технология для ОАЭ. Кража дождя. Загадочный Чарльз Хэтфилд. Результат-Душевное состояние: Чувство справедливости у обезьян. Министерство счастья в Бутане. Счастье по представлениям молодежи. Богатые, но недовольные. Для счастья нужно так немного. Эмоции и чувства. "КАК СТАТЬ БЕЛОЙ КОРОЛЕВОЙ": ЛИТЕРАТУРА: РЕКОМЕНДОВАННЫЕ ФИЛЬМЫ.
ГЛАВНАЯ. О ПРОЕКТЕ. История проекта. НОВОСТИ. КОМАНДА. ПАРТНЁРЫ. ТВОРЧЕСТВО. ТЕСТЫ GO-RA. ТЕСТЫ ВИКИУМ. ВОПРОСЫ - ОТВЕТЫ. ОТЗЫВЫ. ВИДЕО и ФОТО: ТЕЛЕГРАММ-КАНАЛ. ХРОНИКИ СЕМИНАРОВ. ИНТЕРВЬЮ. ДЕМО-РЕЖИМЫ: ЗАНЯТИЯ-УПРАЖНЕНИЯ: Сеанс Анси - Москва. Биоинформационные дистанционные взаимодействия. Конструирование будущего. Самопрограммирование. 1998 - "Снежки". Синхронизация действий физических и ментальных. Перенос точки наблюдения. Поисковые режимы. Информационный след. Поединки вслепую. Трансляция состояния. Близнецовый режим. Рисование и живопись. Эксперт-операторные танцы. Трансляция образов. КА-50. Йога для начинающих. Удерживаем баланс. Дуальные загрузки. Паровозики. Ночёвка в лесу. Подготовка к ОС. Битва хоров. Левая рука. Тестирование эмоционального интеллекта и гипнабельности. СМС с закрытыми глазами. Сплочение коллектива. Переключение внимания (шарики). Читать с закрытыми глазами. ГРАФИК ОБУЧЕНИЯ. ЛЕКЦИИ и ДОП. МАТЕРИАЛЫ: "ВВОДНАЯ ЛЕКЦИЯ". "11 ПИ - РЭ. КРАТКО". "АЗБУКА ДЛЯ ЭЗОТЕРИКОВ И ГУМАНИТАРИЕВ": Отрицательное свойство точных моделей. Логический трюк Льюиса Кэролла. Мера, эталон. След. Качество-количество. Структуры: свойства объекта/субъекта. Виды движения. Процессы: Время (длительность и одновременность). Процессы: Восприятие-осознание-информация-энергия. Процессы: согласованность. Процессы: автоволны. Процессы: интерференция-голография. Процессы: Структуры-эмерджентность. Тень. Граница. "ГДЕ ЖИВЕТ ВЕРА": СВЯЗЫВАНИЕ НЕЙРОННЫХ СЕТЕЙ: Собака Павлова. Улитка. Цыплята Роуза. Синестезия с позиций нейрофизиологии. Дама с собачкой. Кабачковая икра. Мальчик и петух. В.Мессинг. Голубятня. Манипуляции: Дэйл Карнеги. Саморегуляция: Снижение сахара в крови. Обряды с позиций нейрофизиологии. ГИПНАБЕЛЬНОСТЬ и ВНУШАЕМОСТЬ: ИЗУЧЕНИЕ ГИПНАБЕЛЬНОСТИ-ВЕРИФИКАЦИЯ ЭМОЦИЙ: Эмоции. Литобзор. Материалы и методы. Серия-1: Директивный гипноз. Серия-2: Самостоятельное воспроизведение в уме событий прошлого. Тестирование гипнабельности-Стэнфордская шкала. Субъективные показатели состояний (ЯО и ИЭ). Объективные показатели состояний. ЧСС и КГР. ЭЭГ: Спектральная мощность. ЭЭГ: Когерентность. ЭЭГ: Омега комплексность. Трансформация: динамика субъективных и объективных показателей. Верификация эмоций. Гипноз без мистики: Л.П.Гримак. Гипноз и программа Феникс: В.М.Звоников. Гипноз и модельное воздействие: А.Н.Чистяков. Плацебо: "гипнабельность и результат внушения". Человек - амфибия. Как меняется восприятие под гипнозом Гипноз в криминалистике. Секреты эстрадного гипноза. Эффективность внушений: Утюг и Поход к Солнцу. Волшебный клубок (Информационный след). ИПВ под гипнозом. Влияние генома на судьбу. Они никогда отсюда не выберутся. Природа импринтинга. Феномен Маугли. Развитие психики слепоглухонемых детей в процессе формирования поведения. "ВОСПРИЯТИЕ и ОСОЗНАНИЕ": Роль точных соответсвий. Важность кинестетических впечатлений. Вольф Мессинг. Поверхностное понимание. Восприятие-осознание-информация-энергия. Восприятие процессов. Поцарапанное небо. Мерность восприятия и геометрия. 6-мерная Вселенная Р.Бартини. АЧХ: длительность и мощность сигналов (зрение и слух). Зрение. Число кадров в секунду. Мощность процессов и восприятие. Зависимость восприятия процессов от эмоций. Субсенсорное восприятие. Тактильно-зрительный аппарат. Способы изменения восприятия и мышления. ЭМОЦИИ и ЧУВСТВА: Что чувствует амеба в горячей воде. Эмоции и чувства на примере рыбалки. Триггер. Сознание и подсознание: Субличности. Сканирование узких сегментов подсознания. Переход А-Д | Д-А. Визуальные иллюзии: точка наблюдения. "ПОЛЯ - НАЛЕВО, ПОЛЯ - НАПРАВО": Спонтанный инсайт. Управляемый инсайт. Квантовая запутанность между частицами. Нелокальные биоинформационные взаимодействия. Фильм "Вода". Хосе Дельгадо: Дистанционное воздействие ЭМП на мозг животных. Дистанционное воздействие магнитными полями на геном. Влияние ЭМП мм диапазона на человека. Что такое биополе. Калибровка моделей. Дальновидение. В. Мессинг и Б.Хмельницкий. Таежные сны. ИПВ под гипнозом. Общение с животными без слов. Шамбала, Сейд-озеро, "Высший разум". Характеристики ЭЭГ у экстрасенсов. Н.П.Бехтерева: Мозг человека и сверхвозможности. Мысленное воздействие. "ЧТО ПРИСНИЛОСЬ ЧЕРНОМУ КОРОЛЮ": НАУЧНОЕ ИЗУЧЕНИЕ СНОВ: Сон прочитан и расшифрован. Природа осознанных сновидений. И.Пигарев: Висцеральная теория сна. Восприятие "времени" в различных состояниях. ОС - ПАТРИЦИЯ ГАРФИЛД. ОС - КАРЛОС КАСТАНЕДА. ОС -ДУАЛЬНЫЕ ЗАГРУЗКИ. ПРИМЕРЫ СНОВ И ИХ РАСШИФРОВКА: М.Захаров: Осознанные сны. Сны. А.Чистяков: 1967. Двойное разочарование. 1969: Незваный гость. 1969: Человек - амфибия. 1976: Думать во сне, Многовариантность. 1976: Остановка сердца и дыхания. 1983: Группа крови. 1994: Афоня. 1994: Самурай и 6 спинингов. 1996: Встреча с В.Самойловым во Внуково. 1996: Таежные сны. 1997: Моя мама - Штирлиц. 1998: Чужие сны. 2006: Быть Андрэ Моруа. 2010: Авария, Каховка. 2011: Новый уровень сложности. 2012: К.П.Пузо. 2014: Женщина с косой и МЧС. 2014: Грибник. 2015: Незнайка на Луне. 2016: Двойное связывание. 2016: Сломанная роза. 2020: Ушедшие раньше нас. 2020: Ангел - хранитель. 2021: День знаний. Сны. И.Галинко: 2020: Блендер. 2021: Некролог отменяется. 2020: Потоп. Сны. С.Ильина. 2019: Загрузка в будущее. 2019: Ураган и инсульт родственницы. Сны. Н.Колчанова: 1994: Поездка на семинар к БЕЗ. 1995: Не выключенная плита. 2020: В гости во сне. Н.Коробова: Туфли. В.Волчкова: Дежавю. С.Слипченко: Подарок сына. А.Шароватов: Находка клада. Г.Чередниченко: Космические яйца. К.Карасёв: Батька. Ю.Меньшова: Во сне и наяву. Б.Золотов: Фантик. О.Бурматова: Корейская ракета. О.Норин: Дубль, излечение во сне. О.Сколозубова: Тесть. Магазин Океан. Модель прогнозирования землетрясений. "ЧТО ТАКОЕ - Х, ЧТО ТАКОЕ - П" ("ВСЕ ЛИ У НАС ДОМА"): Чувство справедливости у обезьян и человека. Роль капитала в 21 веке. Признаки плутократии. Делать вовремя. Эксперимент Розенхана. Мы изменили диагноз "ЧУЖАЯ ДУША - ПОТЕМКИ": Вcтречи с ДАлай-Ламой XIV/ С.Гроф: Капитан и боцман. Стихи от В.Высоцкого. Шамбала, Сейд-озеро, "высший разум". О.Петрова:Провал в прошлое. Кукушка: Возвращение души. Интервью с Б.Вебером. Быть Андрэ Моруа. Мистики и маги Тибета - ч.1. Мистики и маги Тибета. -ч.2. Душа и системы с ИИ. ТЕОРИЯ ИГР: Камень, ножницы, бумага. Теория игр. Кратко. Игра "Жизнь" (Conway). "НАЗАД В СВЕТЛОЕ БУДУЩЕЕ": Самопрограммирование. ИСС. Двойное связывание. Многовариантность. Ле Цзы: Учитель и колдун. ЦРУ: Кентавры для предсказания будущего. А.Вайно: Образ Победы. "11 ПИ-РЭ. ПОДРОБНО": АВТОР: ИГРОВОЕ ПОЛЕ: ПРАВИЛА ИГР и БОЛЬШИЕ ПРАВИЛА: УЧАСТНИКИ: Убеждения-ценности-идеалы-картина мира: И.Комиссаров: Генерал всех карьеров. В.Ю.Катасонов: Блеф Западного благополучия. О новом человек и педагогических системах. Лавуазье: влияние личного опыта на убеждения. Факторы, влияющие на успеваемость. Почему внушения не всегда действуют. Эффект Барнума. История Альфреда Джулса Айера. Почему он так поступает. Воспитание патриотизма в Бельгии. Легальный и нелегальный бизнес. Разговор с пограничником. Анатолий Васильевич и ЧОП. Памяти Чубайса. Магический рэкет. Разговор у костра (Иди, я прикрою). Желания-потребности-мотивы: Достижение Желаний любой ценой. Воображение: перенос точки наблюдения. Считываем информацию или воздействуем информационно. Действия физические: 250 км за 5 дней бегом по Сахаре. Алексей Молчанов: погружение в глубину без акваланга. Синхронизация действий физических и мышления. Делать вовремя (своевременно). Кровь - средство от смерти. Эффективное средство для развития мозга. Внешние ресурсы и Деньги: В.Ю.Катасонов: Кто сорвет главный куш. Мировые финансы. Т.Пикетти: Роль капитала в 21 веке. М.Юрьев: Деньги и мировой порядок. Дж.Гэлбрэйт: Экономика невинного обмана. А.Дугин: Идея - самое грозное оружие. К.Сивков: Мировая война - как выход из глобального кризиса. Дж.Эймс: Имперская экономика США. М.Хазин: Теория кризиса. И.Шамир: ФРС напечатала 16 трлн долларов. А.Ручьёв: Война валют. Золото и золотой стандарт. В.А.Галеев: Секреты Сталинской экономики. Отрицательные деньги. Русская модель для сборки. Внутренние ресурсы: Знания: Модели - это описания. Отрицательное свойство точных моделей. Что изучает математика. Пример поверхностного суждения. Зубрить или понимать. Знаки и символы. Навыки и умения (Автоматизмы). Когнитивные способности: Внимание: Погружение в глубину без акваланга. Тренировка и оценка внимания у космонавтов. Тренировка внимания у музыкантов. Тренировка внимания у "Лучников". Память. Связывание нейронных сетей (Улитка). Восприятие и осознание - Эмоции и чувства. Сознание и подсказки подсознания. Нейронные сети - Оптогенетика. Подсознание субличности. Мышление: Базовые мыслительные операции. Логический трюк Льюиса Кэролла (главное и второстепенное). Парадокс Пиаже. Причинно-следственные связи. Виды мышления. Понятийное мышление (Л.С.Выготский). Упражнения и тренировки. Гении и просто таланты. Анри Пуанкаре. Роберто Бартини. Лев Термен. Игорь Стаханов - Шаровые молнии. Юрий Кнорозов. Гении и таланты - нейрофизиологический аспект. Мацкевич Вадим. - война в Корее. Алексей Гарагашьянц. Елена Юрьевна Огаркова. Ошибки интерпретаций. Корпускулярно-волновой дуализм. Ошибки мышления у космонавтов. Жадность или неумение думать. Невероятная рыбалка на Кольском. Памяти Чубайса. Моделирование - Действия модельные: Чувствуем или формируем событие? Траекторное управление. Модельное восприятие: Восприятие и осознание информации. Нелокализм - Биоинформационные дистанционные взаимодействия. Поисковые режимы. "Волшебный клубок". Примеры модельного восприятия информации у летчиков. "Машина времени" - История предмета. Примеры модельного восприятия информации во сне. Тест на проверку способности к субсенсорному восприятию информации. Модельное воздействие: Каталепсия. "Меч-кладенец". Трансляция состояния. 1995.12. - Бильярд. "Сучок и уголёк" Модельное и техногенное воздействие: 2015-2018 - Метео. 2015.08. - Югра. 2016.04. - Бухарест. 2019.08. - Байкал. Метео Техногенные факторы: Повелитель погоды - Л.Похмельных. Технология для ОАЭ. Кража дождя. Загадочный Чарльз Хэтфилд. Результат-Душевное состояние: Чувство справедливости у обезьян. Министерство счастья в Бутане. Счастье по представлениям молодежи. Богатые, но недовольные. Для счастья нужно так немного. Эмоции и чувства. "КАК СТАТЬ БЕЛОЙ КОРОЛЕВОЙ": ЛИТЕРАТУРА: РЕКОМЕНДОВАННЫЕ ФИЛЬМЫ.