Развивая внимание, память, мышление, вы развиваете интуицию!
Проект «Go-Ra»
Изучение факторов, влияющих на качество решений, принимаемых
в условиях неопределенности.

Тестирование гипнабельности.

Тесты для оценки внимания, памяти и мышления, в том числе и воображения
Существует множество проверенных временем инструментов для оценки гипнабельности, например, тесты стэнфордской шкалы гипнабельности. На основе  подобных инструментов созданы специализированные батареи тестов, например для военных летчиков, но мы считаем, что при оценке потенциала для работы в условиях неопределенности необходимо тестировать долговременную память, а под эмоциональным интеллектом мы понимаем, в первую очередь, способность действовать разумно в экстремальных ситуациях.
С помощью стэнфордской шкалы гипнабельности оценивают способность индивидуума доставать из долговременной памяти нужные фрагменты опыта, причем полимодально (см. синестезия). Почему же нам недостаточно существующих тестов для оценки когнитивных способностей?

Наш опыт подсказывает, что для эффективной работы в условиях неопределенности требуются специальные знания, навыки и умения, в частности, умение вспоминать события ассоциировано, т.е. так как оно происходило когда-то в реальности (в прошлом) и диссоциировано, а это уже воображение.
Если у человека, действительно, развита долговременная память, то он  сможет достать из памяти не только образы, но и соответствующие им ощущения (тест "шарик-уголек-дыхание") - это крайне важно. Уже сейчас существует возможность проверять с помощью объективных методов долговременную память. Можно сохранять в реальном времени в облако огромные объемы видео и аудио информации (Facebook это уже делает), т.е. все то, что человек видит и слышит. Можно к этим объемам информации крепить не только временную метку, но и "вырезать" из них самое интересное и важное по эмоциям. Мы это умеем делать уже сейчас  (см. верификация эмоций), но с помощью этих объективных методов невозможно оценить воображение. Это можно сделать только на практике. Косвенным подтверждением развитого воображения являются примеры творчестваучастников проекта GO-RA. Практической проверкой являются демо-режимы. Понять, научили мы человека точно воспринимать изменения в локальном игровом поле, например, поведение другого человека, или нет, в этом случае будет очень просто: если он опирается на фантазии, то неправильно выполнит любой из демо-режимов.  См. дополнительно: "Траекторное управление", стория поисковых режимов".
У некоторых людей воображение развито, но однобоко.   К сожалению, варианты, которые они хорошо видят, не имеют отношения к нашей реальности - это фантазии (подробнее о "гипнабельности" и "внушаемости"). Мы, при обучении восприятию сверхслабых стимулов, в том числе и дистанционных информационных взаимодействий, огромное внимание уделяем калибровке ИСС.  
Следующий шаг: видеть (придумывать, синтезировать) новые варианты развития событий, которых не было в реальности. На основе  этих качеств можно научиться осознанно применять "связывание" и "двойное связывание".  Справка: что такое измененные состояния сознания. Кратко.
Еще в 2005 – 2012 годах мы нашли объективные нейрофизиологические индексы (когерентность, спектральная мощность, омега-комплексность), позволяющие оценить потенциал человека для работы в ИСС, но это достаточно трудоемкий процесс, связанный с записью ЭЭГ ее анализом (подробнее). 
Очевидно, что сканировать в реальном времени локальное игровое поле, действия человека, находящегося рядом, можно с помощью наших тестов, расположенных на этой странице, - они проверены временем и вполне для этого подходят.  Когда же речь заходит о сканировании длительных процессов (протяженных во времени, имеющих множество причин), то здесь необходимо говорить о знании истории, и наличии у эксперта навыков критического и аналитического мышления. Подробнее.

Всех участников семинара необходимо разделить на три группы по уровню гипнабельности. Используем стандартную стэнфордскую шкалу. С этого началась большая работа по изучению гипнабельности совместно с лабораторией клинической нейрофизиологии ГНЦ им. В.П.Сербского (руководитель - д.б.н. А.В.Киренская) и лабораторией экспериментальной психофизиологии МосГУ (руководитель - проф., д.м.н. В.М.Звоников). 
Гипнабельность
определяли с помощью модифицированной версии Стэнфордской шкалы гипнабельности для группы (SHSS:C, Crawford, Allen, 1982) по шести позициям (опускание рук, движение рук в стороны, представление комара, представление вкуса лимона, ригидность рук, представление картин природы) по 5 баллов каждая. Уровень гипнабельности вычисляли как среднее значение по 6 позициям. По результатам тестирования испытуемые были разделены на три группы: в группу высокогипнабельных  вошли 19 испытуемых с уровнем гипнабельности выше 3,5 баллов (в среднем по группе - 4.2±0.12 балла), группу низкогипнабельных составили 12 испытуемых с уровнем гипнабельности ниже 2 баллов (в среднем по группе - 1.5±0.11 балла), а в группу среднегипнабельных  вошли 12 человек со значениями гипнабельности от 2 до 3,5 баллов (в среднем по группе - 2.5±0.21 балла). По показателю гипнабельности все три группы попарно различались статистически  достоверно с уровнем значимости p<0.001. 

Затем каждый испытуемый участвовал в двух сериях исследований – в серии I задания выполнялись в состоянии гипнотического погружения, а в серии II – необходимо было самостоятельно воспроизвести из памяти события прошлого и произвести трансформацию события, связанного с отрицательными эмоциями. До начала исследования испытуемые выбирали два важных для себя события, одно из которых было связано с переживанием сильных положительных эмоций, а второе – отрицательных. Помимо этого, испытуемые должны были вспомнить эмоционально нейтральное событие, которое использовали в качестве контрольного. Для этого был выбран сходный для всех испытуемых эпизод – дорога от здания, где проводилось исследование, до столовой (Галактика). При вспоминании событий задача испытуемых состояла в том, чтобы представить каждый заданный эпизод заново, максимально приближенно к реальности. В сериях I и II события реконструировались одни и те же.
Как это происходило в реальности можно посмотреть здесь:
Подробнее о серии I.
Подробнее о серии II.

Работа по изучению нейрофизиологических механизмов гипнабельности проводилась в течение 4 лет по гранту фонда BIAL (Португалия) на семинарах "Конструирование будущего. Планирование и интуиция". Руководитель А.Н.Чистяков.
В 2006-2007 «Образы и эмоции во время гипноза: электрофизиологический подход».
В 2008-2009 «Влияние гипнабельности на показатели ЭЭГ и активности вегетативной нервной системы во время воспроизведения вторичных образов и эмоций».
По итогам этой работы в 2013 году состоялась защита кандидатской диссертации "Особенности воспроизведения и динамика объективных показателей психотравмирующих образов у лиц с разным уровнем гипнабельности". АвторефератДиссертация.

Литературный обзор. Подробнее.
Анализ субъективных показателей ИЭ (интенсивность эмоций) и ЯО (яркость образов). Подробнее: 
Анализ объективных показателей ЭЭГ:
Спектральная мощность. Подробнее.
Омега комплексность. Подробнее.
Когерентность. Подробнее.
Трансформация. Подробнее.
Верификация эмоций. Подробнее.

Автор: к.п.н. А.Н.ЧистяковНаучные руководители: проф., д.м.н. В.М Звоников, д.б.н. А.В.Киренская.

Автор текста: к.п.н. А.Н.Чистяков.
.

Поделиться: