Развивая внимание, память, мышление, вы развиваете интуицию!
Проект «Go-Ra»
Изучение факторов, влияющих на качество решений, принимаемых
в условиях неопределенности.

1969. "Человек - Амфибия".

1969. В это утро, я уже почти проснулся, но окончательно понял, что я спал, после того, как с меня слетели остатки сна.  Проснулся от ужаса, который я испытал. Что же такого со мной приключилось? Итак, я дремал и не помню уже почему, я вспомнил фильм «Человек-амфибия», т.е. фильм в буквальном смысле этого слова.  

Я вспомнил не весь фильм, а всего лишь эпизод, в котором нам показывают, как человек-амфибия плывет, одетый в серебристый комбинезон, а в руке у него кинжал. Мне захотелось рассмотреть получше костюм Ихтиандра, и стоило мне захотеть, как я тут же оказался внутри эпизода, а точнее, в океане – вокруг была вода, и я наблюдал за Ихтиандром, уже находясь в океане. А дальше произошел поворот в сюжете. Ихтиандр словно почувствовал, что на него смотрят (я смотрю), и тут же резко развернулся в мою сторону и быстро поплыл ко мне. Это было необычно и очень интересно - раньше со мной такого не было.  Я видел, как он приближается, видел его шлем, видел его кинжал, видел мельчайшие детали его костюма, но я не видел его лицо и его глаза – они были скрыты шлемом. Моментально интерес сменился на чувство, что передо мной враг, и этот ужас выбил меня из сна, как пробку из бутылки шампанского. Вот тут я и осознал, что это был всего лишь сон, который начался с воспоминания о просмотре фильма.

Могу добавить, что первый раз в своей жизни я оказался на море  лишь в 1991 году (семинар МНУЦ «Дельта-Информ» в Лазурном), т.е. воспоминаний о том, как я плаваю на большой глубине у меня в памяти не было и сконструировать впечатления об этом я не мог, тем не менее, я воспринимал происходящее, как реальность, а не как фильм.

Такое реальное восприятие получилось при смене вида восприятия с диссоциации на ассоциацию - так это называется в нейро-лингвистическом программировании (НЛП), а отличие очень простое: в ассоциации есть ощущения той реальности, которую ты видишь, а в диссоциации присутствуют ощущения от реальности, в которой ты находишься, воспринимая фильм, например, ощущение дивана с которого ты смотришь видео про самого себя, плавающего в море.
Переход от диссоциации к ассоциации осуществляется очень просто – за счет изменения расстояния до экрана. Люди с развитым воображением умеют делать это или тренируют эту способность, например, через овладение контролем сновидений (см. подборку по К.Кастанеде "Врата сновидений"), причем, достаточно было выразить намерение (желание), как я сразу оказался внутри процесса.
Напоминает ли этот эпизод сеансы гипноза и то, как ведут себя загипнотизированные? В каком-то смысле да. Но, наверное, точнее будет говорить о том, что этот сон - хорошая иллюстрация на тему гипнабельности и внушаемости. Высокогипнабельные люди могут без помощи гипнотизера, т.е. самостоятельно, вспомнить, представить и изменить какое-либо событие (фильм), причем во всех модальностях, т.е. в этом «фильме» будут не только образы, но и звуки, ощущения, запахи, вкус и т.д., и, разумеется, сильные эмоции. 

Гипнабельность и внушаемость – это не одно и то же, это не синонимы.  Как часто мне приходится слышать от разных людей: "Я гипнозу не поддаюсь". Обычно так говорят люди с гипертрофированным чувством собственной важности. Гипнабельные люди - это люди с развитыми когнитивными способностями, в первую очередь, это память, внимание и одна из граней мышления - воображение (если развиты и другие грани мышления, то вообще хорошо). Если им будет надо, то они смогут вспомнить полимодально, т.е. с образами и ощущениями, что угодно, а если у них в памяти нет такого опыта, то они сконструируют его "из того, что было", и сделают это без помощи гипнотизера.

Про внушаемость в двух словах даже и не скажешь - это очень сложная тема, т.к. факторов, от которых зависит результат внушения очень много. Вы сами с этим сталкивались в школе или когда вы делали внушение детям, важное с вашей точки зрения, а оно не доходило до них и т.д. Первые материалы на эту тему изложены здесь. Как меняются наши убеждения и ценности можно посмотреть здесь.

Почему аспекту гипнабельности и умению смещать точку наблюдения (переход от диссоциации к ассоциации и наоборот) мы уделяем так много внимания? См. наши тесты на оценку воображения. Некоторые упражнения от мистиков и магов Тибета на развитие воображения. Практические примеры "Связывания" от высокогипнабельных участников проекта GO-RA.

Автор текста к.п.н. А.Н.Чистяков

Вспомогательные материалы: 

Список литературы по нейролингвистическому программированию и гипнозу. 
Чистяков А.Н. автореферат диссертации "Особенности воспроизведения и динамика объективных показателей психотравмирующих образов у лиц с разным уровнем гипнабельности", 2013.
Чистяков А.Н., "Отличие гипнабельности и внушаемости", 2018
Притча "Учитель и колдун"- отличный пример внушаемости.
Кеннет Ринг, Проект Омега, гл.6 "События детства, предваряющие необычные контакты", изд. Трансперсональной психологии, 1998.


Поделиться: