Управляемый инсайт. Интуиция. Можно ли научиться «слышать» подсказки своего подсознания?
Мы уверены, что можно, только этому необходимо учиться. Не забывайте, что навыки, умения, когнитивные способности меняются со временем, - это не константа. На физическом уровне это хорошо видно: перестав тренироваться мы получаем атрофированные мышцы, но с мышлением все намного сложнее и интереснее.
Интуицияне заменит планирование и расчеты, аналитическое, критическое, понятийное мышление, их роль в условиях быстро меняющегося мира возрастает многократно. Они могут стать важным инструментом в принятии решений, если они будут в вашем арсенале. Если вы научитесь трезво оценивать реальные ситуации, точно достраивать неполную картину мира, но не менее важной является способность генерировать новые варианты развития событий (воображение, синтез), учитывающих множество факторов.
Интуиция может стать незаменимым помощником в ситуациях неопределенности в локальных процессах (локальное игровое поле, реальное время), которые невозможно просчитать логически, особенно в условиях дефицита времени и информации. Еще более важный аспект интуиции - предвидение, что подразумевает знаниеи понимание "Больших правил Игры" и значимых "Участников". Бывают ли похожие ситуации в жизни? Можно ли повысить качество интуитивно принимаемых решений для таких ситуаций? Наш ответ – Да! Но, не надо думать, что интуиция - это что-то неизменное и постоянное, и будучи раз приобретенной, она останется с нами навсегда. Проект "GO-RA": изучение факторов, влияющих на качество решений, принимаемых в условиях неопределенности человеком и системами с ИИ.
Не играет роли в какой именно области вы работаете. Если в своей профессии вы сталкиваетесь с ситуациями, когда необходимо принять решение в условиях неопределенности, то мы можем оказать вам помощь в наработке практических навыков и умений, необходимых для повышения результативности. Правда, есть ряд существенных условий:
- внутренние ресурсы - это знания, навыки, умения и когнитивные способности, но переоценивать роль знаний и опыта не стоит, т.к. "мир не стоит на месте" и подбрасывает нам "Черных лебедей" (Нассим Талеб) - ситуации, которых раньше просто не было;
- когнитивные способности:внимание, долговременная память, различные аспекты мышления,в том числе и воображение;
- эмоциональный интеллект: сохранять трезвый ум и способность действовать осмотрительно, когда очень страшно, - это и есть главный признак эмоционального интеллекта. Именно в экстремальных ситуациях он и тренируется на практике. Яркие примеры - это профессиональные летчики-испытатели, космонавты, музыканты, для которых такие ситуации - обыденность. Эти способности и являются тем "фундаментом" на котором можно тренировать практические навыки и умения для работы в условиях неопределенности,и поддерживать их. Навыки, умения, способности меняются со временем, - это не константа. На физическом уровне хорошо видно: перестав тренироваться мы получаем атрофированные мышцы, но с мышлением все намного сложнее и интереснее. Если мы погружаемся в однообразную жизнь, похожую на конвейер, своеобразный "День сурка", где не тренируется мышление, то результаты будут гораздо страшнее, нежели с мышцами. Наш практический опыт подсказывает, что когнитивные способности тренируются, когда мы занимаемся интересными делами, причем, такие "тренировки" начинаются с детства: это и "сказки на ночь", и приобретение навыков чтения, и, занятия музыкой, спортом и др. Если это интересно ребенку, то одновременно такие увлечения "тренируют" и долговременную память, а увлечения, в которых ребенок развивает мелкую моторику, координацию и точность движений, усложняют мозг, увеличивают количество межмодальных и межполушарных связей.
Конечно же важно, чтобы при освоении новых знаний, навыков и умений из "пазлов" складывалась адекватная реальности "картинка мира". Как оценивать долговременную память с помощью объективных методов мы хорошо понимаем, но только на практике можно оценить творческие способности человека, его способность генерировать (видеть) новые варианты развития событий. Весь вопрос только в том: для какого количества людей будет это светлое будущее: для отдельных личностей, компаний и корпораций, или для всей страны (стран). Надеяться на то, что квантовые суперкомпьютеры в сочетании с системами ИИ и алгоритмами «глубокого обучения» смогут давать более точные прогнозы не только для узкоспециальных задач, но и для "всего человечества", не приходится.
Сложные системы (технические и биологические) чувствительны к слабым информационным, в том числе и дистанционным (нелокальным) воздействиям.
Создатели систем с ИИ добились значительных результатов:
- распознавание образов и речи;
- создание образов, музыки, текстов (генеративные системы: ChatGpt, GigaChat, YandexGpt и т.д.);
- перемещение в пространстве (дроны), согласованная работа большого количества устройств (рой).
У современных узкоспециализированных технических систем масса преимуществ по сравнению с человеком:
- весомый плюс технических систем - это стабильность. У нетренированного человека высока зависимость функционального и психоэмоционального состояний. "Машина" лишена этих недостатков - она не имеет эмоций, значит будет принимать более "взвешенные решения" - возможно, именно так рассуждают создатели систем с ИИ.
- системы с ИИ ничего не упустят из внимания, они могут отслеживать изменения огромного количества параметров, поэтому могут быть отличными помощниками, избавлять человека от рутины ("конвейера"). Человеку такой вид деятельности дается с трудом. Ввести неподготовленного человека в транс (ИСС) очень легко, чем сейчас и пользуются мошенники, создавая с помощью систем с ИИ симуляции (видео/аудио), которые живой человек не отличит от оригинала (DeepFake). Продвинутые мошенники уже начинают использовать этот инструмент для обмана населения. Это означает, что на первый план выходит тренировка эмоционального интеллекта человека. Это не распознавание эмоций, а умение действовать здраво, попав в высокоэмоциональное состояние (см. "ИСС").
Для человека тоже нужны "BigData" - ему важен весь его опыт, особенно высокоэмоциональный, но в отличие от машин человек может обучаться на единичных примерах. Даже тот опыт, который находится в подсознании, при принятии решения в экстремальных ситуациях, может оказать решающее влияние на результат (см. "спонтанный инсайт"). "Мышление систем с ИИ" принципиально отличается от мышления человека не только тем, что у человека восприятие мира идет сразу через несколько сенсорных (информационных) каналов (зрение, слух, вкус, запахи, ощущения, вестибулярный аппарат) и не только во время бодрствования, но и во сне (см. субсенсорное восприятие). Человек способен понять, что любое слово (понятие) - это всего лишь название "папки" (директории), в которой хранятся события жизни конкретного человека. С учетом того, что у каждого из нас уникальная событийная траектория, совершенно очевидно, что слова (знаки и символы, буквы и т.д.) мы используем одни и те же, но содержание "директорий" , т.е. события жизни у каждого из нас свое, уникальное, и оно в лучшем случае, может быть, только частично похоже на жизнь другого человека. Добавим, что у каждого человека события имеют еще и эмоционально-чувственную окраску. Но еще важнее то, что только человек может взаимодействовать с миром на субсенсорном уровне.
Существуют еще более прозаические аспекты генерации текстов и образов системами с ИИ: современные системы не обладают интеллектом, не умеют выделять из больших массивов информации главное (суть). Краткий пересказ, который нам предлагают системы с ИИ, и умение выделять главное (понимать суть) - это не одно и то же. Когда наши отечественные системы с ИИ усвоят данные из правильных источников и будут давать правильные ответы, это будет являться свидетельством всего лишь поверхностного понимания. (см. "Восприятие и осознание"). Самообучение у машин и человека тоже разительно отличаются. Человек может повышать не только уровень знаний, он может менять уровень развития когнитивных способностей, а самое важное - это качество мышления, особенно в условиях неопределенности, и, разумеется, важен горизонт планирования.
Создание матрицы эмоций (детектора чувств, души) закладывается в утробе матери, а при рождении она очень сильно уточняется, а затем "редактируется" в процессе жизни. Этот же фактор является важным при оценке будущих событий, а не только при анализе событий прошлого. Для нас уже очевидно, что люди, у которых хорошая долговременная память и гармонично развиты все грани мышления, представляют собой огромный интерес для общества, и мы понимаем, как можно оценить их с помощью объективных методов.
Подготовленные эксперты могут без внешних сенсорных систем (датчиков) не только повторять (копировать, зеркалить) действия другого человека, но и понимать другие компоненты формулы «11 Признаков Игры»: желания, мотивы, намерения, потребности, убеждения, ценности, идеалы (см "Демо-режимы").
В отличие от теста Тьюринга, данный тест на отличие способностей живых, и технических систем с ИИ, копирующих живые системы, может быть очень простым. Можно дополнить этот тест еще более простым: пусть системы с ИИ, претендующие на наличие сильного интеллекта (наши и отечественные) сгенерируют старые, но сложные, действующие технические системы, на новой элементной базе, например, средства транспорта, системы вооружения и т.д.) Это невозможно, т.к. речь идет не только о восприятии мира в субсенсорном диапазоне, недоступному техническим системам, а о качестве мышления, которому присущи три важных момента: - первый - умение выделять суть явления (процесса, объекта), т.е. главное, - второй - умение видеть причину и прогнозировать последствия, - третий - умение систематизировать информацию, и строить целостную картину ситуации.
К тому же системы с ИИ будут имитировать картину мира разработчиков (см. "Кто победил Гитлера"). Возможно, что это кому-то надо, чтобы люди, не обладающие понятийным мышлением, тонули в "информационном океане", который генерируют системы с псевдо интеллектом?
1.Этап (1988 – 1995). Практическое овладение навыками и умениями по субсенсорному восприятию. Обучение проходило на семинарах «Конструирование будущего. Планирование и интуиция». См. "История проекта GO-RA". После того, как мы научились гарантированно выполнять такие демо-режимы, отбирать людей, способных к обучению этим режимам, мы перешли к экспериментам в лаборатории клинической нейрофизиологии (см. 2 этап). 2. Этап (1996-1998). Эксперименты по "Управляемому инсайту" на базе лаборатории клинической нейрофизиологии в ГНЦ им.В.П.Сербского Минздрава РФ (зав. лабораторией д.б.н. А.В.Киренская). Подробнее. 3. Этап (2004 -2015). Изучение нейропсихологических и нейрофизиологических аспектов гипнабельности (когнитивные способности: внимание, долговременная память и воображение). Объективные параметры ЭЭГ и изменение эмоций в различных состояниях При изучении долговременной памяти мы уделяли основное внимание способности вспоминать ассоциировано события своей жизни, связанные с эмоциями разного знака.
При изучении воображения мы уделяли основное внимание способности вспоминать свое прошлое диссоциировано (взгляд на себя со стороны) и менять субмодальные параметры разных модальностей.
Работа выполнялась по гранту фонда BIAL (Порто, Португалия) на базе лаборатории клинической нейрофизиологии ГНЦ им. В.П.Сербского Минздрава РФ (зав. лабораторией д.б.н. А.В.Киренская) и лаборатории экспериментальной психофизиологии МосГУ (руководитель проф., д.м.н. В.М.Звоников.
4. Этап. Сравнение когнитивных способностей участников проекта GO-RA с общероссийскими по оценке ВИКИУМ. Уже сейчас становится понятно, что результаты нашего исследования будут не менее интересны, чем результаты тридцатилетнего исследования когнитивных способностей шахматистов.
За все время участие в проекте приняли около 2000 человек.